ГОСЗАКАЗ: вы спрашивали, мы отвечаем. Правило 7

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Подача жалобы в ФАС.

Минэкономразвития России пояснило, что требования к жалобе закреплены в ч. 8 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Данная норма не предусматривает наличия в жалобе обосновывающих документов.

Таким образом, возврат жалобы из-за отсутствия указанных документов неправомерен. Антимонопольный орган должен рассмотреть обращение по существу.

Кроме того, в ряде случаев дополнить жалобу приложением с обоснованием затруднительно. Например, невозможно подкрепить документом довод о неполном размещении проектно-сметной документации на официальном сайте при осуществлении закупки на выполнение строительных работ.

Вопрос, вероятно, возник из-за того, что ч. 9 ст. 105 названного Закона содержит указание приложить к жалобе документы, подтверждающие ее обоснование. Однако исходя из формулировок рассматриваемого Закона такое требование может трактоваться как право заявителя, а не его обязанность. Минэкономразвития России трактует такое указание в норме как право.

«Мы вообще редко возвращаем жалобы по формальным обстоятельствам, стараемся внимательно относится ко всем обращениям коммерческих организаций. Однако, заявителям следует помнить о том, что в соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 105 жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, членов комиссии, сотрудников контрактной службы, оператора площадки, доводы жалобы, с указанием какие права и законные интересы участника нарушены. В наше управление иногда поступают жалобы с формулировками типа «мы предполагаем, что в заявке победителя не указаны все характеристики, нет документов по опыту выполнения работ и так далее……». Так вот такие жалобы будут возвращаться без рассмотрения на основании п.1 части 11 ст. 105, поскольку как правило целью подачи таких жалоб является не защита прав и интересов, а желание «насолить» конкуренту или того хуже «снести закупку», поскольку победитель не захотел поделится (откупиться), а вдруг антимонопольщики при проверке документации, установят нарушения » - руководитель Псковского УФАС России Ольга Милонаец 

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 19.12.2014 N Д28и-2779

 

Это актуально – для строительных аукционов.

Заказчики имеют право предусмотреть в документации о закупке и контракте возможность перераспределить стоимость, указанную в отдельных статьях сметного расчета, при оплате выполненных работ. Такая корректировка допустима в пределах цены контракта. Однако в процессе внесения изменений смету нельзя дополнить изначально не предусмотренными в ней элементами.

Минэкономразвития России сделало эти выводы, проанализировав ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, которая описывает случаи изменения существенных условий контракта.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-101

Минэкономразвития России пояснило, что правило, установленное для срока действия банковской гарантии, не обязательно распространяется на срок удержания денежных средств, внесенных в обеспечение исполнения контракта.

Согласно п. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта, упомянутый Закон не предусматривает.

Ранее ведомство высказало мнение о том, что срок, на который предоставляется денежное обеспечение, устанавливается с учетом срока исполнения основного обязательства поставщика, подрядчика, исполнителя (Письма от 07.10.2014 N Д28и-2103, от 31.12.2014 N Д28и-2865).

Задержка возврата сумм, перечисленных заказчику как обеспечение исполнения контракта, может повлечь возникновение споров о неосновательном обогащении. В связи с этим рекомендуем возвращать суммы обеспечения контракта сразу после того, как принято его исполнение.

Данное изменение, после которого на заказчика перестает распространяться действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, не может повлиять на уже объявленные закупки. Они должны быть завершены согласно нормам того закона, на основании которого начаты.

Например, бюджетное учреждение объявило закупку в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В период закупки оно было преобразовано в унитарное предприятие, которому необходимо руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Завершить закупку такой заказчик должен на основании первого из упомянутых Законов. Рассматриваемое правило применимо и в обратных ситуациях.

Данный вывод Минэкономразвития России сделало на основании анализа ч. 5 ст. 58 ГК РФ. По общему правилу права и обязанности преобразованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-181

План закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств необходимо размещать, даже если он пустой. Такая ситуация может возникнуть, например, когда объем закупок не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. при годовой выручке свыше 5 млрд руб.). Данное мнение высказало Минэкономразвития России. Полагаем, это правило можно применить и к порядку размещения ежегодного плана закупок.

В разъяснении период размещения плана закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств определен неоднозначно. Указываются как срок от пяти до семи лет, так и три года. По нашему мнению, упоминание трехлетнего периода является технической ошибкой. Положения, устанавливающие этот срок, действовали с 1 января 2013 года по 1 января 2015 года (ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ). Таким образом, в настоящее время данный план закупки следует разрабатывать на период от пяти до семи лет.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 22.05.2015 N ОГ-Д28-7458