Аналитический отчет о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам за период со второго полугодия 2014 года и первое полугодие 2015 года

Аналитический отчет

о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам за период со второго полугодия 2014 года и первое полугодие 2015 года

 

I. Общие положения

 

             Анализ и оценка состояния конкуренции на товарном рынке предоставления услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам за период со второго полугодия 2014 года и первое полугодие 2015 года проведен в соответствии с Приказом ФАС России от 23.04.2015 № 290/15 «Об утверждении перечня товарных рынков для исследования территориальными управлениями ФАС России» в соответствии с Методическими рекомендациями по исследованию рынков социальной сферы в целях оценки изменений состояния конкуренции в результате реализации мероприятий Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

            Цель анализа – оценка изменений состояния конкурентной среды в результате реализации мероприятий Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ.

            При проведении анализа Управлением были использованы документы и сведения, предоставленные ГП ПО «Псковпассажиравтотранс», расположенным по адресу: 180006, г. Псков, ул. Леона Поземского, д. 123, ГП ПО «Автоколонна № 1714», расположенным по адресу: 182620, Псковская обл., г. Порхов, ул. Крестьянская, д.63, ГП ПО «Автоколонна № 1452», расположенным по адресу: 181350, Псковская область, г. Остров, ул. К.Маркса, д. 79, ГП ПО «Дедовичское автотранспортное предприятие», расположенным по адресу: 182710, Псковская область, Дедовичи, ул. Бундзена, д. 51, ГП ПО «Славяне», расположенным по адресу: 181350, Псковская область, г. Новосокольники, ул. Шоссейная, д. 21, ООО «Маршрут», расположенным по адресу: 182100, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Гоголя, д. 7, ООО «Автэкс», расположенным по адресу: 180016, г. Псков, ул. Красноармейская, д. 26, ООО «Нива», расположенным по адресу: 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Заводская, д. 7 А, ООО «АвтоЛайн», расположенным по адресу: 182101, Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина, д. 137, ООО «РосНевельАвто», расположенным по адресу: 182500, Псковская область, г. Невель, ул. М. Маметовой, д. 110, МП «Плюсское АТП», расположенным по адресу: 181000, Псковская область, ПГТ Плюсса, ул. Победы, д. 46, ГППО «Новоржевское АТП», расположенным по адресу: 182440, Псковская область, г. Новоржев, ул. Пушкина, д. 107, ООО «Псковинтур», расположенным по адресу: 180006, г. Псков, ул. Л. Поземского, д. 119, МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа», расположенным по адресу: 182900, Псковская область, Локнянский район, п. Локня, ул. Октябрьская, д. 14, Государственным комитетом Псковской области по транспорту, расположенным по адресу: 180000, ул. Карла Маркса, д. 5.

            Настоящий анализ проведен в соответствии с "Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

1.                 временного интервала;

2.                 продуктовых границ товарного рынка;

3.                 географических границ товарного рынка;

4.                 состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

5.                 объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;

6.                 уровня концентрации товарного рынка;

7.                 барьеров входа на товарный рынок;

8.                 установление доминирующего положения;

9.                 состояния конкурентной среды на товарном рынке;

10.            составление аналитического отчета.

           Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.         Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2.        Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта).

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка.

 

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

В качестве временного интервала был принят период со второго полугодия 2014 года по первое полугодие 2015 года. Выбор временного интервала обусловлен Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам, утвержденным Приказом ФАС России от 23.04.2015 № 290/15.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка.

 

 В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Определение продуктовых и географических границ рынка услуг предоставления услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам проведено на основе нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление вышеуказанных услуг, оценки характеристик товара и особенностей его потребления.

Предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как рынок услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам по расписанию.

         Согласно ст. 4 Устава автомобильного транспорта перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

         Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов, перевозки в пригородном сообщении – между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

         Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

         Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

         Из ст. 5 Устава автомобильного транспорта следует, что перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные и нерегулярные, включающие перевозки по заказу и перевозки легковыми такси.

         В соответствии с ч. 1, 2, ст. 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, заключение которого удостоверяется билетом.

         Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

         1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

         2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по утвержденному расписанию и строго установленному маршруту.

         Не могут считаться взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) также услуги водного и воздушного транспорта, представляющие совершенно разные по техническим и качественным характеристикам товарные группы. Возможность воспользоваться данными видами транспорта для того, чтобы совершать поездки на территории Псковской области отсутствует.

         Таким образом,  продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность по  оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам.

 
                         IV. Определение географических границ товарного рынка.

 

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой  возможности либо целесообразности за ее пределами.

Потребителями услуг регулярных перевозок пассажиров по маршрутам общего пользования являются физические и юридические лица, расположенные на территории Псковской области.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек  подлежит лицензированию.

Следовательно, покупатель услуги регулярных перевозок пассажиров по маршрутам общего пользования может приобрести данную услугу у организаций, которые осуществляют данный вид деятельности в соответствии с лицензией на территории Псковской области, и не может получить эту услугу за пределами Псковской области.

        Таким образом, географическими границами рынка услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам являются административные границы Псковской области.

           

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

     

         В ходе проведения анализа на запрос информации получено письмо от Псковстата (исх. от 06.02.2015 № СС-61-04/51-ТС) о перечне организаций, заявивших при государственной регистрации основным или дополнительным видом деятельности коды ОКВЭД:

- «деятельность автомобильного пассажирского транспорта, подчиняющего расписанию»  (код ОКВЭД – 60.21.1);

         Также на запрос информации получено письмо от Управления государственного автодорожного надзора по Псковской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (исх. № 404/02/01-04/1 от 12.03.2015) о перечне лиц, имеющих лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

                  

Представленные перечни содержат 19 организаций:

№ п/п

Наименование

Адрес

1.

ГППО «Автоколонна № 1714»

182620, Псковская обл.,

г. Порхов, ул. Крестьянская, д.63

2.

ГППО «Псковпассажиравтотранс» 

180006, г. Псков, ул. Леона Поземского, д. 123

3.

ГППО «Автоколонна № 1452»

 

181350, Псковская область, г. Остров, ул. К.Маркса, д. 79

4.

ГППО «Дедовичское автотранспортное предприятие»

182710, Псковская область, Дедовичи, ул. Бундзена, д. 51 

5.

ГППО «Славяне»

181350, Псковская область, г. Новосокольники, ул. Шоссейная, д. 21

6.

ООО «Маршрут»

182100, Псковская обл.,

Г. Великие Луки, ул. Гоголя, д. 7 

7.

ООО «Автэкс»

180016, г. Псков, ул. Красноармейская, д. 26

8.

ООО «Нива»

181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Заводская, д. 7 А

9.

ООО «АвтоЛайн»

182101, Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина, д. 137

10.

ООО «РосНевельАвто»

182500, Псковская область, г. Невель, ул. М. Маметовой, д. 110

11.

МП «Плюсское АТП»

181000, Псковская область, ПГТ Плюсса, ул. Победы, д. 46

12.

ГППО «Новоржевское АТП»

182440, Псковская область, г. Новоржев, ул. Пушкина, д. 107

13.

МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа»

182900, Псковская область, Локнянский район, п. Локня, ул. Октябрьская, д. 14

14.

ООО «Псковинтур»

180006, г. Псков, ул. Л. Поземского, д. 119

15.

ООО «Пантера»

182101, Псковская область, г. Великие Луки, ул. Гоголя, д. 7

16.

ООО «Реал-Авто Логистик»

180503, Псковская область, Псковский район, Логозовская волость, д. Дуброво, ул. Парковая, д. 1

17.

ООО «Экспресс-такси»

182113, Псковская область, г. Великие Луки, Октябрьский пр, д. 125-25

18.

ООО «Макси»

180007, г. Псков, ул. 128 Стрелковой дивизии, д. 13

19.

ООО «Белый лебедь»

180022, г. Псков, ул. Л.Поземского, д. 121

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

14 организаций на запрос Псковского УФАС России представили информацию, что в 2014-2015 году осуществляли деятельность по предоставлению услуги регулярных перевозок пассажиров по маршрутам общего пользования.

2 организации на запрос Псковского УФАС России представили ответ, что в 2014-2015 году не осуществляли деятельность по предоставлению услуги регулярных перевозок пассажиров по маршрутам общего пользования.

3 организации не представили в Псковское УФАС России информацию.

Таким образом, в определенных данным аналитическим отчетом географических границах товарного рынка продавцами услуги по перевозке пассажиров и багажа по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам являются  14 хозяйствующих субъектов.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

В соответствии с пунктом 38 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, общий объем товарной массы за определенный период времени определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно информации, представленной в наш адрес Комитетом по транспорту Псковской области и хозяйствующими субъектами:

 

Таблица 1. Расчет долей негосударственных (немуниципальных) перевозчиков на межмуниципальных маршрутах за период со второго полугодия 2014 по первое полугодие 2015 года.

 

Целевой показатель

Пригородные маршруты

Междугородние маршруты

Всего по регулярным межмуниципальным маршрутам

в ед.

%

в ед.

%

в ед.

%

Общее количество перевозчиков

14

100

14

100

14

100

негосударственные

7

50

7

50

7

50

государственные

7

50

7

50

7

50

 

Таблица 2. Расчет долей межмуниципальных автобусных маршрутов, на которых осуществляются перевозки пассажиров негосударственными (немуниципальными) перевозчиками за период со второго полугодия 2014 по первое полугодие 2015 года.

 

Целевой показатель

Пригородные маршруты

Междугородние маршруты

Всего по регулярным межмуниципальным маршрутам

в ед.

%

в ед.

%

в ед.

%

Общее количество маршрутов

130

100

130

100

130

100

негосударственные

28

21,5

28

21,5

28

21,5

государственные

102

78,5

102

78,5

102

78,5

 

        

Таблица 3. Расчет долей межмуниципальных автобусных маршрутов, на которых осуществляются перевозки пассажиров негосударственными (немуниципальными) перевозчиками за период со второго полугодия 2014 по первое полугодие 2015 года.

 

Целевой показатель

Рейсы по регулярным межмуниципальным маршрутам

количество

%

Общее количество рейсов

103 135

100

негосударственные

28878

28

государственные

74257

72

 

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

         Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представляющий собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Показатели коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанные на основании объема производственных мощностей, составили:

 

CR1 = 100%;

HHI = 10 000.

 

2014 -2015 год:

Наименование хозяйствующего субъекта

 

 

Перевезено с 01.01.2014 по 31.12.2015,

тыс. пасс.

 

Общий ресурс рынка с 01.01.2015 по 31.12.2015, тыс. пасс.

 

 

Доля,

%

 

Коэффициент рыночной концентрации

CR3

 

Коэффициент рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

 

ГППО «Автоколонна № 1714»

461,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50 896,4

0,9

 

 

CR3=93,3

70%< CR3=93,3<100%

(высокий)

 

 

 

 

 

 

HHI=7479

2000< HHI=7479<10000

(высокий)

 

 

 

 

 

ГППО «Псковпассажиравтотранс» 

 

43915,8

 

86,3

 

ГППО «Автоколонна № 1452»

 

 

2002

 

 

4

 

ГППО«Дедовичское автотранспортное предприятие»

685,6

 

1,3

 

ГППО «Славяне»

1551

3

 

ООО «Маршрут»

203

0,4

 

ООО «Автэкс»

434,9

0,8

 

ООО «Нива»

667,8

 

1,3

 

ООО «АвтоЛайн»

190,9

0,4

 

ООО «РосНевельАвто»

217,2

0,4

 

МП «Плюсское АТП»

395,2

0,8

 

ГППО«Новоржевское АТП»

169,5

0,3

 

 

0,001

 

Псковинтур

0,9

 

МБОУ «Локнянская СОШ»

1,3

0,002

 

           На основании проведенных расчетов можно заключить, что рынок услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам за период со второго полугодия 2014 года и первое полугодие 2015 года на территории Псковской области характеризуется наиболее высоким уровнем концентрации.

 

7.Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

          В ходе анализа были выявлены следующие барьеры входа на изучаемый товарный рынок:

         1)   экономические ограничения, в том числе:

          – необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение необходимого транспорта (автобусов) и организацию обслуживания автобусного парка при длительных сроках окупаемости этих вложений;

          2)  административные ограничения, которые заключаются в необходимости получения лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании. Лицензирование данного вида деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами в соответствии с требованиями Положения о лицензировании.

         Перечисленные барьеры входа на рынок могут быть признаны преодолимыми, что подтверждается наличием нескольких хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке.