ГОСЗАКАЗ: вы спрашивали, мы отвечаем: требование о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовой торговли лекарственными средствами).

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

ООО "Фарт-сервис" подало жалобу на действия заказчика, по результатам рассмотрения которой комиссия УФАС вынесло решение от 18.04.2014 по делу N 04-18/89-2014. Названным решением Управления жалоба Общества признана обоснованной. В действиях заказчика выявлено нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), выразившееся в установлении заказчиком требования к участникам аукциона о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовой торговли лекарственными средствами).

Не согласившись с данным решением УФАС, Больница обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленное Учреждением требование, сделав вывод об отсутствии в действиях заказчика нарушений требований Закона N 44-ФЗ.

Апелляционный суд признал указанные выводы ошибочными, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции от 20.11.2014 и отказал Больнице в удовлетворении заявления.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Закона.

По мнению Управления, установив в конкурсной документации помимо требования о наличии действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности также и требование о наличии лицензии на осуществление оптовой торговли лекарственными средствами, заказчик в лице Больницы тем самым нарушил положение части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.

Признавая указанный вывод правомерным, апелляционный суд исходил из предмета конкурса и анализа норм Федеральных законов от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) и от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ).

Суд кассационной инстанции считает данные выводы суда апелляционной инстанции правильными, поскольку установление заказчиком требования о наличии лицензии на осуществление оптовой торговли лекарственными средствами не обусловлено предметом закупки и необходимостью достижения должных результатов, в связи с чем противоречит требованиям законодательства в сфере закупок.

Как указывалось выше, согласно статье 6 Закона N 44-ФЗ к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования). Поэтому включение в конкурсную документацию условия, которое в итоге привело к исключению из круга участников закупки лиц, способных обеспечить очевидные потребности заказчика, является нарушением положений Закона N 44-ФЗ. (Арбитражный суд Северо-Западного округа. Постановление от 01 октября 2015 года по делу № А26-5889/2014)