Участие в вебинаре на тему: «Проблемы строительной сферы с точки зрения Антимонопольного законодательства»

Сфера деятельности: Контроль органов власти

28 июля 2016 года помощник руководителя Псковского УФАС России Самсонова Юлия приняла участие в вебинаре на тему: «Проблемы строительной сферы с точки зрения Антимонопольного законодательства», организованного Автономной некоммерческой организацией "Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области", при участии Автономной некоммерческой организации "Информационно-консультационный центр Невельского района», Автономной некоммерческой организации "Информационно-консультационный центр Дедовического района», объединенного с Порховским районом, предпринимателями Псковской области, ведущих свою деятельность в сфере строительства, посвященном поправкам, внесенным в статью 18.1. Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наделив антимонопольную службу полномочиями по рассмотрению жалоб в сфере строительства.

За первое полугодие 2016 года в Псковское УФАС России поступила одна жалоба в порядке статьи 18.1.

Выдано 18 Предостережений органам местного самоуправления по фактам отсутствия разработанного регламента в сфере строительства.

Выдано 2 Предупреждения на необоснованные отказы в выдачи разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, продление срока действия разрешения на строительство. В случае неисполнения указанных Предупреждений антимонопольным органом возбуждаются дела по части 1 статьи 15 Федерального закона № 135 – ФЗ «О защите конкуренции».

В целях укрепления законности в градостроительной сфере и упорядочения сложившихся в ней общественных отношений был принят Федеральный закон от 13.07.2015 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Поправки, внесенные в статью 18.1. Федерального закона 135-ФЗ «О защите конкуренции», наделили антимонопольную службу полномочиями по рассмотрению жалоб в сфере строительства. Так же в соответствии с внесенными изменениями в Федеральном законе № 135 – ФЗ с 10 января 2016 г. вводится новый состав административного правонарушения - ст. 14.9.1 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства).

Данная статья предусматривает административную ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов при осуществлении в отношении субъектов градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства и которые выражены в нарушении сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в такой перечень, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.63 КоАП РФ. Второй частью ст. 14.9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение повторного правонарушения.

С начала 2016 года ФАС России и территориальные управления начали рассматривать жалобы строительных компаний на действия органов власти и действия ресурсоснабжающих организаций, в части не соблюдения сроков проведения процедур, не правомерных отказов в особом порядке по статье 18.1. (в течение 7 дней со дня поступления) 135-ФЗ. Такой короткий срок для рассмотрения жалобы в ФАСе принят в связи с необходимостью оперативного разрешения споров.

Нововведения предполагают, в частности, недопущения нарушений в сфере строительства, а именно: - в не нарушении установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства; - в не предъявлении требований осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Что в конечном итоге позволит снизить затраты на получение необходимой документации и сократить возможные сроки для достижения поставленной цели в сфере строительства.

Внесенные изменения в Федеральный закон № 135 – ФЗ, а именно в статью 18.1. (4 антимонопольный пакет) в сфере строительства выглядят следующим образом:

статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (дополнили частью 2)

2) на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:

а) нарушении установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

б) предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

3) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, выраженные в:

а) незаконном отказе в приеме документов, заявлений;

б) предъявлении к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

в) нарушении установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

г) предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Добавлена часть 5.1.: Обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В то же время антимонопольное законодательство претерпело ряд «либеральных изменений», в части применения (в том числе и к органам власти) института предупреждения.

Предупреждение – это не нормативный акт, предупреждающий юридическое лицо воздержаться от совершения тех или иных действий, содержащих, по мнению антимонопольщиков и заявителей, признаки нарушения антимонопольного законодательства. Норма эта новая и была принята в связи с обращениями предпринимательского сообщества и должностных лиц органов власти, с целью предотвращения вынесения высоких штрафов службой без предупреждения.

То есть раньше нарушил – дело - штраф. Сейчас нарушил – предупреждение - выполнение предупреждения - никаких штрафных санкций. А если не выполнил – дело - выяснение всех обстоятельств - в случае подтверждения информации о нарушении - штраф. И вроде - бы все встало на свои места.

Псковским УФАС России ведется активная разъяснительная работа на предмет осуществления полномочий службы в сфере строительства и применения института предупреждения.

Понимая необходимость и важность поддержки развития экономики региона, мы проанализировали Регламенты всех уполномоченных органов на территории области по выдачи разрешения на строительства, внесению изменений в разрешения на строительство, продления разрешения на строительство, и результат нас удивил.

В июне 2016 года Псковским УФАС России всем уполномоченным органам местного самоуправления выданы «предостережения», в части необходимости разработки Регламентов муниципальных услуг в сфере строительства с учетом всех внесенных в законодательство изменений . И хотелось бы в очередной раз призвать органы власти к диалогу и к совместной оперативной работе на благо развития строительной сферы на территории области.

Так же Вы можете обратиться в антимонопольный орган с заявлением по нарушению антимонопольного законодательства по части 1 статьи 15 ФЗ № 135 (срок рассмотрения заявления – 30 дней) в случае если Вы получили отказ в:

- выдаче разрешения на строительство;

- продление срока действия разрешения на строительство;

- внесение изменений в разрешение на строительство.