Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций)

26.08.2016                                                                  Псковское УФАС России

 

I. Общие положения

Основанием для проведения анализа рынка послужили поступившие в Псковское УФАС России заявления физических  лиц Богданова А.О. (вх. № 161з от 09.03.2016), Моппеля Э.Л. (вх. № 179з от 15.03.2016), Ильиной М.Н., (вх. № 278з от 18.04.2016), в которых указывается на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны ГП ПО «Псковавтотранс» в части ущемления интересов неопределенного круга лиц – пассажиров, пользующихся услугами автовокзалов (автостанций) Псковской области при приобретении проездных билетов по маршрутам регулярных пассажирских перевозок по междугородным и международным сообщениям  путем взимания автовокзального сбора и введения платы за дополнительные услуги.  

          Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций), в том числе услуг по текущей и предварительной продаже билетов на автомобильный (автобусный) транспорт  на территории Псковской области проводилось на основании пункта 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утвержден  приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012   № 339),  пунктов 3.5, 3.6.3 и 3.6.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 5), пункта 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») и Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010  № 220; далее – Порядок).

Целью анализа конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций), в том числе услуг по продаже билетов на автомобильный (автобусный) транспорт  на территории Псковской области  является изучение ситуации, сложившейся на рынке и наличие признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта – ГП ПО «Псковавтотранс».

В качестве источников исходной информации о рынке услуг использовались:

- сведения Государственного комитета Псковской области по транспорту;

- сведения ГП ПО «Псковавтотранс», осуществляющего деятельность по оказанию услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории Псковской области;

- информация, представленная муниципальными образованиями Псковской области;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативные документы:

Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – «Устав автомобильного транспорта»);

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее – «Правила перевозок пассажиров»);

Требования к оборудованию автовокзалов, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2010 № 234 (далее – «Требования к оборудованию автовокзалов»);

Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 (далее – «Положение об обеспечении безопасности перевозок»);

  Положение о Государственном комитете Псковской области по транспорту, утвержденное постановлением Администрации области от 20.05.2015 № 236;

 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2001 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2001), принятый и введенный в действие  постановлением Госстандарта России от 06.11.2001      № 454-ст;

 Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности «ОК 034-2007» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2007), принятый и введенный в действие Постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007             № 329-ст;

Общероссийский классификатор услуг населению «ОК 002-93», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163 (далее - Общероссийский классификатор ОК 002-93).

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг автовокзалов (автобусных станций), которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

Согласно поступивших заявлений дата введения автовокзального сбора – 20.02.2016. Таким образом, временным интервалом исследования рынка услуг автовокзалов (автобусных станций) является 2015 год.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

            Продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии с пятым разделом Порядка проведения анализа.

         Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются «Уставом  автомобильного транспорта»   и «Правилами перевозок пассажиров», которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (статьи 1 и 3 «Устава автомобильного транспорта»).

         Пунктом 1 статьи 24 «Устава автомобильного транспорта» установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров. С 19.03.2009 действуют «Правила перевозок пассажиров».

         В пункте 2 «Правил перевозок пассажиров» определено, что  «автовокзал» - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещённый на специально отведённой территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Согласно пунктам 42 и 43 «Правил перевозок пассажиров», проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты, в том числе время продажи билета. В соответствии с пунктом 51 «Правил перевозок пассажиров», продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства. 

 Деятельность автобусных станций, согласно Общероссийскому классификатору ОК 029-2001, принадлежит к разделу I «Транспорт и связь», классу 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», подклассу 63.2 «Прочая вспомогательная транспортная деятельность», группе 63.21 «Прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта», подгруппе 63.21.2 «Прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта», виду 63.21.21 «Деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.) (код ОКВЭД 63.21.21).

Согласно Общероссийскому классификатору ОК 034-2007, виды услуг автобусных станций и автовокзалов классифицируются следующим образом:

         - раздел I  и подраздел IА  «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи»;

- класс 63 «Услуги транспортные вспомогательные и дополнительные, услуги туристических агентств»;

- подкласс 63.2 «Услуги транспортные вспомогательные прочие»;

- группа 63.21 «Услуги вспомогательные для сухопутного транспорта прочие»;

- подгруппа 63.21.2 «Услуги вспомогательные для автомобильного (автобусного) транспорта прочие»;

- вид 63.21.21 «Услуги автобусных станций и автовокзалов» 

         Эта группировка включает категории:    

 -     63.21.21.110 «Услуги по продаже билетов на автомобильный (автобусный) транспорт»;    

 - 63.21.21.120 «Услуги по предварительному заказу билетов на автомобильный (автобусный) транспорт»; 

 - 63.21.21.130 «Услуги камер хранения багажа на автовокзалах и автобусных станциях»;      

 - 63.21.21.140 «Услуги по предоставлению информации на автовокзалах и автобусных станциях (услуги по предоставлению зрительной, звуковой информации, информации справочным бюро о расписании движения автобусов (автомобилей), времени отправления, тарифах, правилах перевозок, порядка оформления багажа и т. п.)»

        -     63.21.21.190 «Услуги автовокзалов и автобусных станций прочие».

         Таким образом, рассматриваемые услуги наиболее соответствуют кодам  ОКПД 63.21.21.110 и 63.21.21.120.

Согласно Общероссийскому классификатору ОК 002-93 виды услуг автобусных станций и автовокзалов классифицируются следующим образом:

      - 021501 0 «Продажа, прием сдаваемых проездных документов и резервирование мест в автобусах»;

- 021502 6 «На автовокзалах   и   пассажирских   автостанциях    информация  о расписании движения автобусов,  тарифах, правилах перевозок, правах и обязанностях пассажиров»; 

         - 021503 1 «На автовокзалах   и   пассажирских   автостанциях    предоставление информации в справочном бюро  или  по телефону»;

         - 021505 2 «На автовокзалах   и   пассажирских   автостанциях    зрительная и звуковая  информация  о месте и времени отправления автобуса»;                                                                              

- 021506 8 «На автовокзалах   и   пассажирских   автостанциях    информация о порядке оформления багажа»;             

- 021507 3 «На автовокзалах   и   пассажирских   автостанциях    информация для встречающих»;                        

- 021508 9  «На автовокзалах   и   пассажирских   автостанциях    оказание услуг  в медпунктах,  в комнатах  матери  и ребенка,   комнатах   длительного  отдыха  пассажиров»;

- 021509 4 «На автовокзалах   и   пассажирских   автостанциях    предоставление санитарно-гигиенических услуг». 

Таким образом, рассматриваемые услуги наиболее соответствуют коду ОКУН 021502. 

   В соответствии с пунктом 4  «Требований к оборудованию автовокзалов»,  автовокзал, на территории которого размещается остановочный пункт, входящий в состав одного или нескольких маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, по которым максимальный интервал отправления транспортных средств превышает 2 часа, а общее количество отправляемых из остановочного пункта пассажиров по этим маршрутам больше 1 тысячи человек в сутки, для оказания услуг пассажирам и перевозчикам имеет в своем составе помещения:

для организации работы билетных касс;

для оборудования выделенных линий связи и нахождения оборудования хранения персональных данных пассажиров (возможно совмещение с кассами);

для организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей;

для ожидания пассажирами прибытия или отправления транспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала;

для организации работы по приему и выдаче багажа и ручной клади пассажиров (камер хранения);

для размещения комнаты матери и ребенка;

для размещения общественных туалетов;

для размещения пункта общественного питания;

для организации работы диспетчерской службы по регулированию движения автотранспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала;

для отдыха водителей автотранспортных средств, следующих по регулярным маршрутам перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава ГП ПО «Псковавтотранс», утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 17.07.2013 № 723, предметом деятельности Предприятия является оказание услуг пассажирам и перевозчикам, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа в пригородном, междугородном и международном сообщениях с созданием максимальных удобств для пассажиров и перевозчиков и обеспечением транспортной безопасности.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

       1) организация предварительной и текущей продажи билетов на маршруты пригородного, междугородного и международного сообщения;

       2) предоставление услуг автовокзального обслуживания и диспетчерского сопровождения перевозчикам и пассажирам;

       3) оказание услуг перевозчикам в вопросах организации пассажирских перевозок и обеспечения безопасных условий перевозок пассажиров;

       4) эксплуатационное обслуживание автовокзалов, автостанций и автопавильонов и иных остановочных пунктов и объектов, связанных с организацией пассажирских перевозок;

       5) информационные услуги, связанные с организацией пассажирских перевозок.    

       Исследуемый товарный рынок включает в себя два сегмента:

      1) Оказание услуг автотранспортным предприятиям по организации пассажирских перевозок - диспетчеризация, обеспечение посадки и высадки пассажиров на платформах, обеспечение условий для отдыха водителей, учёт перевезённых пассажиров, учёт выручки, проведение медицинских осмотров, информирование водителей о погоде, дорожных условиях и др.;

2) Оказание услуг пассажирам - информационные услуги, приём сдаваемых билетов, услуги по предварительной и текущей продаже билетов пассажирам, резервирование мест в автобусах, услуги камеры хранения, туалетов и др.

В соответствии с информационной выпиской № 71 от 18.05.2016 на основании сведений, содержащихся в базе ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ГП ПО «Псковавтотранс» является «деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.)» по коду ОКВЭД 63.21.21. Согласно представленной информации ГП ПО «Псковавтотранс» от 22.03.2016 № 4/193-16 на территории Псковской области расположены 25 объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности Псковской области и закрепленных на праве хозяйственного ведения за ГП ПО «Псковавтотранс». Учредителем предприятия является Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям.  

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 «Устава автомобильного транспорта», перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

Организацией транспортного обслуживания населения на территории Псковской области занимается Государственный комитет Псковской области по транспорту (далее – Госкомитет по транспорту) в соответствии с Положением о комитете, утвержденном постановлением Администрации области от 20.05.2015 № 236. Согласно пункту 3.9. Положения Государственный комитет в сфере транспорта осуществляет следующие полномочия:

- организует работу по формированию на территории области сети регулярных пригородных и междугородных, межмуниципальных автобусных маршрутов и обследованию регулярных пригородных и междугородных, межмуниципальных автобусных маршрутов, ведет реестр пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов на территории области;

-  организует проведение конкурсов на право транспортного обслуживания населения на регулярных пригородных и междугородных, межмуниципальных автобусных маршрутах на территории области;

- содействует формированию конкурентной среды, привлечению на договорных началах к транспортному обслуживанию населения организаций и индивидуальных предпринимателей, созданию условий для привлечения инвестиций в развитие транспорта на территории области;

- вносит в установленном порядке предложения по вопросам формирования регулируемых тарифов в пределах своей компетенции;

- осуществляет меры по развитию и совершенствованию транспортно-экспедиционной деятельности, формированию сети маршрутов и терминалов в транспортном комплексе области, участвует в развитии мультимодальных перевозок;

- содействует развитию сети автовокзалов, пассажирских автостанций на территории области, определяет и утверждает перечень и месторасположение автовокзалов, автостанций и других линейных сооружений на межмуниципальных и пригородных маршрутах.

Следовательно, перевозчики, заключившие договоры с Госкомитетом по транспорту на выполнение пассажирских перевозок населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении (согласно проведенных конкурсов) заключают договоры с предприятием, предоставляющим услуги автовокзалов (автобусных станций).  Предмет такого договора состоит в том, что перевозчик обязан предоставлять автотранспорт (автобусы) для перевозки пассажиров и багажа необходимые для выполнения рейсов в соответствии с расписанием, а предприятие автовокзала осуществлять текущую и предварительную продажу пассажирам билетов на проезд и провоз багажа в предоставленных автобусах, а также предоставлять инфраструктуру автовокзала.

Таким образом, все услуги автовокзалов предназначены для обеспечения бесперебойного процесса перевозок пассажиров и багажа, создание комфортных условий.  

Основным видом услуг, предоставляемых автовокзалом, является предварительная и текущая продажа билетов, резервирование мест в автобусах, приём сдаваемых билетов. Этот комплекс услуг минимально необходим для обслуживания пассажиров. 

Пассажир обращается в кассу автовокзала для приобретения услуги перевозки. Услуги по предварительной или текущей продаже билетов, резервирование мест в автобусах предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу части 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором.

       На территории Псковской области действуют тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования,  установленные постановлением Администрации Псковской области от 21.06.2012 № 313 (ред. от 10.02.2016):

  1. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении по маршрутам регулярных перевозок -  20,00 руб. за 1 поездку.
  2. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по маршрутам регулярных перевозок -3,00 руб. за 1 км пробега.    
  3. Перевозка багажа, разрешенного к провозу в автомобильном транспорте общего пользования городского сообщения по маршрутам регулярных перевозок – 20,00 руб. за 1 место.
  4. Перевозка багажа, разрешенного к провозу в автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения по маршрутам регулярных перевозок – 8,00 руб. за 1 место.

Тарифы на перевозки пассажиров в междугородном и международном сообщениях в Псковской области не регулируются и устанавливаются перевозчиками самостоятельно. В стоимость перевозки включается пользование пассажирами инфраструктурой автовокзалов, предусмотренная в договорах перевозчиков с ГП ПО «Псковавтотранс».  

Потребителями услуг автовокзалов (автостанций) являются физические лица. Без приобретения билета, т.е. не воспользовавшись услугой автовокзала (автостанции), получить услугу по перевозке пассажиры не могут.

Исходя из представленных материалов  при рассмотрении поступивших заявлений, до 20.02.2016 стоимость услуг автовокзалов, в том числе продажи билетов, включалась в договора, заключенные ГП ПО «Псковавтотранс»  с перевозчиками. С 20.02.2016 стоимость услуг автовокзалов, в том числе продажи билетов, входит в цену билета, оплачивается пассажиром в виде автовокзального сбора и выделяется в билете отдельной строкой «автовокзальный сбор».

 

  Таким образом, исходя из поступивших заявлений, цели исследования, условий ценообразования и условий оказания услуг, продуктовыми границами рынка являются услуги автовокзалов, в том числе услуги по предварительной и текущей продаже билетов в автобусах, осуществляющих регулярные перевозки (коды ОКВЭД 63.21.21; ОКПД 63.21.21.110 и 63.21.21.120; ОКУН 021502). 

 

IV. Географические границы товарного рынка услуг

 

            Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

         В соответствии с пунктом 4.1 Порядка №220  определение географических границ товарного рынка представляет собой процедуру определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

         – предварительное определение географических границ товарного рынка;

         – выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

         – определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

         Определение географических границ товарного рынка произведено на основе информации:

         а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля (предусмотрено пунктом 4.2 Порядка №220).

  

          В данном случае хозяйствующим субъектом, являющимся объектом  антимонопольного контроля  является  Государственное предприятие Псковской области «Псковавтотранс» (юр. адрес: 180006, г. Псков, ул. Леона Поземского, д. 119, ОГРН 1026000965462), оказывающее услуги  автовокзалов на территории Псковской области.

          Таким образом, предварительными географическими границами исследуемого товарного рынка являются административные границы Псковской области.

         Согласно пункту 4.5 Порядка №220 определение географических границ товарного рынка может быть осуществлено следующими методами:

         -  методом «тест гипотетического монополиста»;

         - методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

         - сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

           б) При определении географических границ исследуемого товарного рынка Псковским УФАС России был применен метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Согласно представленной информации ГП ПО «Псковавтотранс» от 22.03.2016 № 4/193-16 на территории Псковской области расположены 25 объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности Псковской области и закрепленных на праве хозяйственного ведения за ГП ПО «Псковавтотранс». 

В соответствии с письмом Госкомитета по транспорту от 14.06.2016 № 876 ГП ПО «Псковавтотранс» является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалов, автостанций, автопавильонов), находящихся в государственной собственности Псковской области и расположенных на территории Псковской области. Автовокзалы, автостанции и автопавильоны на территории Псковской области расположены по следующим адресам:

  1. автовокзал: 180017, г. Псков, ул. Вокзальная, д. 21;
  2. автовокзал: 182100,  Псковская обл., г. Великие Луки, пр. Ю.Гагарина, д. 48А;
  3. автостанция: 181300, Псковская обл., г. Остров, ул. Пригородная, д. 7;
  4. автостанция: 182250, Псковская обл., г. Себеж, ул. 7 Ноября, д. 52;
  5. автостанция: 181600, Псковская обл., г. Гдов, ул. Никитина, д.7;
  6. автостанция: 182670, Псковская обл., г. Дно, ул. Советская, д. 3;
  7. автостанция: 181340, Псковская обл., г. Новоржев, ул. Пушкина, д. 37;
  8. автостанция: 182510, Псковская обл., г. Невель, ул. Комсомольская, д. 43;
  9. автостанция: 182330, Псковская обл., г. Опочка, ул. Коммунальная, д. 29А;
  10. автостанция: 181500, Псковская обл., г. Печоры, пл. Победы, д. 2;
  11. автостанция: 182300, Псковская обл., г. Пустошка, ул. Железнодорожная, д. 12Б;
  12. автостанция: 182620, Псковская обл., г. Порхов, пл. Красной Армии, д. 1;
  13. автостанция: 181410, Псковская обл., г. Пыталово, ул. Каупужа, д.11;
  14. автостанция: 181370, Псковская обл., п.г.т. Пушкинские Горы, ул. Новоржевская, д. 30;
  15. автостанция: 182710, Псковская обл., п. Дедовичи, ул. Коммунаров, д. 19;
  16. автостанция: 182900, Псковская обл., п. Локня, ул. Красноармейская, д. 16А;
  17. автопавильон: 182200, Псковская обл., п.г.т. Новосокольники, ул. Воровского, д. 11;
  18. автопавильон: 181110, Псковская обл., п.г.т. Струги Красные, ул. Вокзальная, д.3А;
  19. автопавильон: 182370, Псковская обл., п. Красногородск, ул. Советская, д. 27;
  20. автопавильон: 181270, Псковская обл., п. Палкино, ул. Псковская, д.9;
  21. автопавильон: 181000, Псковская обл., п. Плюсса, ул. Вокзальная, д.8;
  22. автопавильон: 182540, Псковская обл., п. Усвяты, ул. 25 Октября, д.70;
  23. автопавильон: 182840, Псковская обл., п. Бежаницы, ул. Смольная, д. 38;
  24. автопавильон: 181518, Псковская обл., Печорский район, п. Старый Изборск, ул. Псковская, д. 35А;
  25. автопавильон: 181637, Псковская обл., п. Ямм, ул. Исполкомовская, д.10.             

 

Определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов оказания услуг (местоположения приобретателей) и хозяйствующих субъектов (продавцов), оказывающих услуги на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Географические границы рынка определены в соответствии с разделом четвёртым       Порядка и     определяются   административными    границами муниципальных образований, исходя из целесообразности и возможности получения услуг пассажирами и автотранспортными предприятиями.

Отправление (прибытие) пассажиров, как правило, происходит с автовокзала, иных специально отведённых для этих целей мест.

         Автовокзал заключает договор на оказание услуг с автотранспортными предприятиями - перевозчиками, в связи с чем, и оказывает указанные выше услуги.

         Получение услуги пассажиром по предварительной или текущей продаже билетов, либо их приёму при возврате, а также резервированию мест в автобусах обусловлено наличием автовокзала (автостанции, автопавильона) в месте отправления транспортного средства.

         Возможность получения услуги пассажирами ограничена территорией конкретных автовокзалов (автостанций, автопавильонов) в каждом населённом пункте.

         Таким образом, услуги оказываются по месту нахождения автовокзала, автостанции, автопавильона.

         При этом следует отметить, что рынок услуг автовокзалов более широкий, чем рынок по продаже проездных билетов.

  Исходя из целей исследования, географические границы определены местом предоставления услуг автовокзалов по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах.

 По информации, полученной по запросу Псковского УФАС России в ходе проведения анализа от всех муниципальных образований,  в  Псковской области услуги автовокзалов по предварительной и текущей продаже билетов, приём сдаваемых проездных документов и резервирование мест в автобусах, осуществляющих регулярные перевозки, оказывает одно предприятие – ГП ПО «Псковавтотранс». Услуги автовокзалов, в том числе по продаже билетов, оказываются предприятием по вышеперечисленным адресам.

 Учитывая изложенное, географическими границами исследуемого рынка определены административные границы Псковской области.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка № 220, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

По информации, имеющейся в Псковском УФАС России, в Псковской области  услуги автовокзалов, в том числе по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах, осуществляющих регулярные перевозки оказывает одно предприятие – Государственное предприятие Псковской области «Псковавтотранс»  (местонахождение: 180006, г. Псков, ул. Леона Поземского, д. 119), который является владельцем автовокзалов (автостанций, автопавильонов), находящихся в собственности Псковской области, на праве хозяйственного ведения, по адресам:

  1.   автовокзал: 180017, г. Псков, ул. Вокзальная, д. 21;
  2. автовокзал: 182100,  Псковская обл., г. Великие Луки, пр. Ю.Гагарина, д. 48А;
  3. автостанция: 181300, Псковская обл., г. Остров, ул. Пригородная, д. 7;
  4. автостанция: 182250, Псковская обл., г. Себеж, ул. 7 Ноября, д. 52;
  5. автостанция: 181600, Псковская обл., г. Гдов, ул. Никитина, д.7;
  6. автостанция: 182670, Псковская обл., г. Дно, ул. Советская, д. 3;
  7. автостанция: 181340, Псковская обл., г. Новоржев, ул. Пушкина, д. 37;
  8. автостанция: 182510, Псковская обл., г. Невель, ул. Комсомольская, д. 43;
  9. автостанция: 182330, Псковская обл., г. Опочка, ул. Коммунальная, д. 29А;
  10. автостанция: 181500, Псковская обл., г. Печоры, пл. Победы, д. 2;
  11. автостанция: 182300, Псковская обл., г. Пустошка, ул. Железнодорожная, д. 12Б;
  12. автостанция: 182620, Псковская обл., г. Порхов, пл. Красной Армии, д. 1;
  13. автостанция: 181410, Псковская обл., г. Пыталово, ул. Каупужа, д.11;
  14. автостанция: 181370, Псковская обл., п.г.т. Пушкинские Горы, ул. Новоржевская, д. 30;
  15. автостанция: 182710, Псковская обл., п. Дедовичи, ул. Коммунаров, д. 19;
  16. автостанция: 182900, Псковская обл., п. Локня, ул. Красноармейская, д. 16А;
  17. автопавильон: 182200, Псковская обл., п.г.т. Новосокольники, ул. Воровского, д. 11;
  18. автопавильон: 181110, Псковская обл., п.г.т. Струги Красные, ул. Вокзальная, д.3А;
  19. автопавильон: 182370, Псковская обл., п. Красногородск, ул. Советская, д. 27;
  20. автопавильон: 181270, Псковская обл., п. Палкино, ул. Псковская, д.9;
  21. автопавильон: 181000, Псковская обл., п. Плюсса, ул. Вокзальная, д.8;
  22. автопавильон: 182540, Псковская обл., п. Усвяты, ул. 25 Октября, д.70;
  23. автопавильон: 182840, Псковская обл., п. Бежаницы, ул. Смольная, д. 38;
  24. автопавильон: 181518, Псковская обл., Печорский район, п. Старый Изборск, ул. Псковская, д. 35А;
  25. автопавильон: 181637, Псковская обл., п. Ямм, ул. Исполкомовская, д.10.            

 

Конкурентов у ГП ПО «Псковавтотранс» по оказанию услуг автовокзалов, в том числе по предварительной и текущей продаже билетов, приёма сдаваемых проездных документов и резервирования мест в автобусах, в географических границах исследуемого рынка, нет.

 

VI. Объем товарного рынка услуг и доли хозяйствующих субъектов

Объем товарного рынка услуг автовокзалов, в том числе по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах, определяется как выручка от предварительной и текущей продажи билетов на проезд пассажиров и провоз багажа в автотранспорте (автобусах), предоставленных перевозчиками для перевозки пассажиров и багажа для выполнения рейсов в соответствии с расписанием и дополнительных услуг, предоставляемых автовокзалами на платной основе.

В соответствии с письмом ГП ПО «Псковавтотранс» от 16.06.2016 № 4/453-16 выручка от оказанных услуг автовокзалами и автостанциями ГП ПО «Псковавтотранс» за 2015 год составила 51 778 478,00 руб., за январь-май 2016 года – 21 368 031,00 руб. Выручка от автовокзального  сбора с 20.02.2016 по 01.06.2016 составила 2 764 282,00 руб.  

Учитывая, что ГП ПО «Псковавтотранс» является  единственным хозяйствующим субъектом, действующим на рынке услуг автовокзалов, в том числе по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах, доля ГП ПО «Псковавтотранс» на исследуемом рынке в 2015 году составила 100%.

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов, в тои числе по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах, в  2015 году в географических границах административных границ Псковской области, установлены признаки наличия доминирующего положения» ГП ПО «Псковавтотранс».  

 

VII. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  • коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Расчетные показатели уровня концентрации рынка услуг автовокзалов, в том числе услуг по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах:

 

Показатели рыночной концентрации

2015 год

Коэффициент рыночной концентрации                CR3

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля -Гиршмана     HHI                                               

10000

 

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в 2015 году рынок  услуг автовокзалов, в том числе по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых билетов и резервированию мест в автобусах, в географических границах административных границ Псковской области относился к рынку с высоко концентрированной структурой (70%<CR3<=100%; 2000<HHI<=10000).

VIII. Барьеры входа на товарный  рынок

К ограничениям входа на рынок следует отнести невозможность и нецелесообразность вхождения новых участников на исследуемый рынок, так как имеющихся автовокзалов (автостанций, автопавильонов) для Псковской области вполне достаточно, строительство новых автовокзалов связано с большими финансовыми затратами и не требуется.  Все автовокзалы (автостанции, автопавильоны) находятся в хозяйственном ведении ГП ПО «Псковавтотранс» и поэтому оказание услуг автовокзалов (автостанций, автопавильонов) обеспечивает сам владелец, что  препятствует дальнейшему развитию конкуренции на анализируемом товарном рынке.

 

XI. Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг

В 2015 году на территории Псковской области  деятельность по оказанию услуг автовокзалов осуществляло  ГП ПО «Псковавтотранс».

Рынок  услуг автовокзалов, в том числе по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах, в географических границах административных границ Псковской области в 2015 году относился к рынку с высоко концентрированной структурой (70%<CR3<100%; 2000<HHI<10000).

Существующие барьеры входа на товарный рынок услуг автовокзалов, имеющий свою специфику, не дают возможности  создать высоко конкурентную среду на рассматриваемом товарном рынке.

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов, в том числе по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах в       2015 году, в географических границах административных границ Псковской области установлены признаки наличия доминирующего положения» ГП ПО «Псковавтотранс» (местонахождение:  180006, г. Псков, ул. Леона Поземского, д. 119).

 

 

Заместитель руководителя Псковского УФАС России -

начальник отдела  товарных рынков

и естественных монополий                                                                   ……………..

 

Заместитель начальника отдела  товарных рынков

и естественных монополий      

Псковского УФАС России                                                                 ……………….

 

 

 

 

 

26.08.2016

 

 

 

 

Перечень документов,

использованных для определения характеристик рассматриваемого товарного рынка

 

 

  1. Заявление Богданова А.О. (вх. № 161з от 09.03.2016).
  2. Заявление Моппеля Э.Л. (вх. № 179з от 15.03.2016).
  3. Заявление Ильиной М.Н., (вх. № 278з от 18.04.2016).
  4. Запрос ГП ПО «Псковавтотранс» от 26.04.2016 № 1407/ОВ.
  5. Письмо ГП ПО «Псковавтотранс» от 12.04.2016 № 4/276-16.
  6. Письмо ГП ПО «Псковавтотранс» от 22.03.2016 № 4/193-16 с приложением приказа от 19.02.2016, пояснительной записки и расчета размера сбора.
  7. Письмо ГП ПО «Псковавтотранс» от 05.05.2016 № 4/334-16 с приложением агентских договоров.
  8. Выписка из ЕГРЮЛ от 18.05.2016 № 71.
  9. Письмо ГП ПО «Псковавтотранс» от 16.06.2016 № 4/453-16 с приложением Устава.
  10. Письмо Государственного комитета Псковской области по транспорту от 14.06.2016 № 876 с перечнем автовокзалов (автостанций и павильонов).
  11. Письмо ГП ПО «Псковавтотранс» от 18.07.2016 № 4/525-16 с приложением отчетов о финансовых результатах и объеме выручки от автовокзальных сборов..
  12. Запрос информации Главам муниципальных образований Псковской области от 26.07.2016 № 3219/ОВ.
  13. Ответы от муниципальных образований Псковской области о наличии автовокзалов (автостанций и автопавильонов).