• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов за 2016 год и первое полугодие 2017 года в географических границах города Пскова Псковской области.

  1. Общие положения.

 

Настоящий анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.10.2010 № 220 (далее - Порядок) с целью определения положения Общества с ограниченной ответственностью «АСПО» (далее – ООО «АСПО») на рынке услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на территории города Пскова  Псковской области. 

Настоящий анализ проводится в связи с поступлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области заявления ООО «Управляющая организация «14 район» (вх. № 503з от 09.08.2017) в отношении действий ООО «АСПО» по повышению с 01.09.2017 стоимости услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов и по отказу с 01.09.2017 в вывозе крупногабаритного мусора. 

В качестве исходной информации при анализе состояния конкуренции на товарном рынке использовались:

- сведения, представленные Управлением Росприроднадзора по Псковской области;

- сведения, представленные Государственным комитетом по тарифам и энергетике Псковской области;

- данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов.

 

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Исходя из цели исследования в связи с поступившим заявлением  необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, и проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке. Таким образом, временной интервал исследования рынка услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов включил в себя  2016 год и первое полугодие 2017 года.

III. Определение продуктовых  границ товарного рынка.

 

Продуктовые границы товарного рынка по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов были определены исходя из функционального назначения услуг, а также возможности их взаимозаменяемости.

В ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приведены основные понятия:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

  твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Cогласно положениям Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) твердые бытовые отходы (ТБО) – отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 - для сбора неопасных отходов и 38.12 - для сбору опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 - услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и д.р.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходами, формирующий рассматриваемый рынок.

При этом необходимо отметить, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Исходя из условий договоров, заключаемых ООО «АСПО» с потребителями в качестве предмета договора обозначены услуги: «вывоз отходов», «захоронение отходов» либо «вывоз и захоронение отходов».

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ № 76 от 19.10.2017 у ООО «АСПО» зарегистрированы виды деятельности c кодами ОКВЭД: 38.1 «сбор отходов», 38.2 «обработка и утилизация отходов», 49.4 «деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам».

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов.

 

Выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров,  потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

 

Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (ТБО) - отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов твердые бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

Бытовые отходы – твердые отходы, образованные в результате бытовой деятельности человека.

Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155 определено понятие «твердые и жидкие бытовые отходы» - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). В составе ТБО в настоящее время преобладают следующие компоненты: бумага (газеты, журналы, упаковочные материалы); пластмассы; пищевые и растительные отходы; различные металлы (цветные и черные); стекло; текстиль; древесина; сухая листва. Состав ТБО отличается в разных странах, городах. Он зависит от многих факторов, включая благосостояние населения, климат и благоустройство. Состав может меняться в зависимости от сезона, погодных условий. На состав мусора существенно влияет система сбора в городе стеклотары, макулатуры и т.д.

Отходы – это вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

Отходы различаются:

I. По агрегатному состоянию:

  1. Твердые. Твердые отходы в свою очередь классифицируются:

- твердые бытовые отходы (ТБО) – отходы образующиеся в результате жизнедеятельности населения;

- крупногабаритные отходы (КО)- отходы в виде изделий, утративших свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, компьютеры, торговое оборудование, велосипеды, коляски и т.п.);

- промышленные отходы (ПО) – отходы производственных предприятий, специфические отходы (древесина, текстильные отходы, кожа, резина, гипс, соли, зола, металл, отходы строительных материалов и конструкций при новом строительстве и капитальном ремонте зданий, отходы животного происхождения и т.д.);

- смешанные отходы (СО) – отходы садово-дачных массивов, отходы потребления автотранспортных средств.

  1. Жидкие. Жидкие отходы разделяются по месту образования на:

- бытовые (нечистоты, помои, сточные воды);

- промышленные (жидкости, суспензии, сточные воды с производственными примесями и т.д.).

  1. Газообразные.

II. По происхождению:

- отходы производства (промышленные отходы);

- отходы потребления (коммунально-бытовые).

III. По классу опасности:

-1й – чрезвычайно опасные;

-2й – высоко опасные;

-3й – умеренно опасные;

-4й – малоопасные;

-5й – практически неопасные.

 

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30 000 00 00 0 Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению, куда включены отходы из жилищ, отходы от уборки территории городских и сельских поселений, прочие твердые коммунальные отходы.

Поскольку Законом об отходах и ФККО установлен единый подход к понятию «твердые коммунальные отходы», а Стандартом и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов предусмотрено понятие «твердые бытовые отходы», схожее с понятием «твердые коммунальные отходы», в рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

В соответствии с Законом об отходах вывоз и захоронение  отходов является одним из этапов обращения с отходами.

В соответствии со Стандартом:

технологический цикл отходов (ТЦО) - последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов;

этапы технологического цикла отходов - последовательность процессов и операции менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Появление отходов имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

Согласно Закону об отходах производства и потребления обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Сбор отходов должен проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Транспортирование отходов должно производиться специальным и транспортным и средствами.

Транспортирование отходов связано с перемещением отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения.

Этап транспортирования может быть связан с трансграничной перевозкой паспортизованных отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, при условии, что такая перевозка затрагивает интересы не менее двух государств.

Также необходимо учитывать, что сбор и транспортирование отходов I - IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, тогда как сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.

Соответственно, в рамках проведения анализа рынка предполагается оценка деятельности всех участников рынка сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов независимо от наличия либо отсутствия лицензий.

Кроме того, отношения по поводу обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом ТЦО может включать следующие действия в отношении отходов; услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Сбор и транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов.

Также учитывается, что цена услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в значительной степени является для потенциального потребителя определяющим фактором при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключения договоров с продавцами услуг.

 

Определение взаимозаменяемых товаров

 

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Учитывая характер оказываемых услуг, а также необходимость наличия лицензии на осуществление услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов I-IV класса опасности, услуги, способные заменить вывоз и захоронение твердых бытовых отходов, не выявлены.

 

III. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

При определении географических границ рынка следует учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов следует считать местными (локальными). В рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов (ТБО) приняты административные границы города Пскова Псковской области.

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места захоронения твердых коммунальных отходов, что влияет на стоимость услуги по транспортировке до места захоронения.

Согласно договору № 23 от 24.12.2007 с Управлением городского хозяйства Администрации г. Пскова ООО «АСПО» эксплуатирует городскую свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами КН 60:27:070104:12, КН 60:27:070105:56, общей площадью 39000 квадратных метров с целью размещения ТБО.     

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными).

Таким образом, при определении географических границ оказания услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов в качестве основы приняты географические границы города Пскова.

 

IV. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарных рынках.

Твердые бытовые отходы являются отходами сферы потребления, образующиеся, в основном, в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях.

Реализацией услуг на данном рынке могут заниматься  хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТБО.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТБО в географических границах Псковской области пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.

Псковским УФАС России в адрес Управления Росприроднадзора по Псковской области был направлен запрос о предоставлении перечня организаций, занимающихся сбором и транспортировкой твердых коммунальных отходов.

Согласно  представленным данным на территории города Пскова данный вид деятельности осуществляют 7 организаций. В адрес указанных в перечне организаций направлены запросы о предоставлении сведений относительно основных показателей хозяйственной деятельности:

 

Наименование предприятия

Юридический адрес

1

Открытое акционерное общество "Островспецавтопарк" (ОАО "Островспецавтопарк")

181350, Псковская обл., г. Остров, ул. К.Маркса, 81,

2

Общество с ограниченной ответственностью "АСПО" (ООО "АСПО")

180004, Псковская обл., г. Псков,ул. Декабристов, 15/ 44

3

Общество с ограниченной ответственностью "СпецТрансКом" (ООО "СпецТрансКом")

180552, Псковская обл., Псковский р-н, д. Котово

4

Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСервис" (ООО "ЭПС")

180006, Псковская обл., г. Псков, ул. Леона Поземского, 117

5

Муниципальное предприятие Псковского района "Коммунальные услуги" (МП "Комуслуги")

180552, Псковская обл., Псковский р-н,  д. Котово, ул. Ваулиногорское шоссе, 1

6

Муниципальное казенное учреждение города Пскова "Служба благоустройства города" (МКУ "Служба благоустройства")

180024, Псковская обл., г. Псков, Рижский пр., 72

7

ООО «Экосистема»

180005, г. Псков-5, в/г-3, д.136, оф.9

 

 

V. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Количественной характеристикой объема рынка услуг по вывозу и захоронению ТБО является общий объем по вывозу т захоронению ТБО в стоимостных показателях.

Доля хозяйствующего субъекта в стоимостном выражении – исполнителя на рассматриваемых товарных рынках определяется как отношение объема услуг хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по вывозу и захоронению ТБО. Учитывая специфику заключенных договоров, подразделяющихся на оказание услуг по вывозу и раздельно по захоронению, анализ показателей производится отдельно по вывозу и отдельно по захоронению, соответственно отдельно за 2016 год и 1 полугодие 2017 года.

 

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем услуг, тыс. руб.

2016 г.

1 полугодие 2017 г.

Вывоз твердых бытовых отходов

Захоронение твердых бытовых отходов

Вывоз твердых бытовых отходов

Захоронение твердых бытовых отходов

ОАО «Островспецавтопарк»

4 254,4

1 115,7

1 801,0

484,6

ООО «АСПО»

77 198,1

17 775,6

35 822,5

9 691,5

Общество с ограниченной ответственностью "СпецТрансКом" (ООО "СпецТрансКом")

46 331,30

-

 

23 786,70

 

-

Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСервис" (ООО "ЭПС")

100,00

9,00

 

500,00

 

49,00

Муниципальное предприятие Псковского района "Коммунальные услуги" (МП "Комуслуги")

-

561,38

 

-

 

308,59

Муниципальное казенное учреждение города Пскова "Служба благоустройства города" (МКУ "Служба благоустройства")

-

199,93

 

-

 

122,5

Итого:

127 883,8

19 661,61

61 910,2

10 656,19

ООО «Экосистема» сообщило, что не занимается оказанием услуг по вывозу и захоронением твердых бытовых отходов на территории города Пскова.

Доли хозяйствующих субъектов на рынке услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на территории города Пскова представлены в таблице:

 

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля на рынке, %

2016 г.

1 полугодие 2017 г.

Вывоз твердых бытовых отходов

Захоронение твердых бытовых отходов

Вывоз твердых бытовых отходов

Захоронение твердых бытовых отходов

ОАО «Островспецавтопарк»

3,3

5,7

2,9

4,5

ООО «АСПО»

60,4

90,4

57,9

90,9

Общество с ограниченной ответственностью "СпецТрансКом" (ООО "СпецТрансКом")

36,2

-

38,4

-

Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСервис" (ООО "ЭПС")

0,1

0,0

0,8

0,5

Муниципальное предприятие Псковского района "Коммунальные услуги" (МП "Комуслуги")

-

2,9

-

2,9

Муниципальное казенное учреждение города Пскова "Служба благоустройства города" (МКУ "Служба благоустройства")

-

1,0

-

1,2

Итого:

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Согласно представленным данным на рынке по вывозу твердых бытовых отходов в границах города Пскова наибольший объем услуг оказывает ООО «АСПО», соответственно  с долей за 2016 год - 60,4%, за 1 полугодие 2017 года – 57,9%; на рынке услуг по захоронению твердых бытовых отходов в границах города Пскова наибольший объем услуг оказывает также ООО «АСПО», соответственно  с долей за 2016 год - 90,4%, за 1 полугодие 2017 года – 90,9%. 

 

VI. Определение барьеров входа на товарный рынок.

 

Основными барьерами входа на рынок указанных услуг являются:

Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно требования к обращению с опасными отходами; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности подлежит обязательному лицензированию.

В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 № 511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности.

Лицензия выдается на следующие классы опасности (классификация опасности отходов):

I класс — Чрезвычайно опасные отходы

II класс — Высоко опасные отходы

III класс — Умеренно опасные отходы

IV класс — Малоопасные отходы

Опасные отходы – это отходы, относящиеся к I-IV классу опасности, содержащие вредные вещества, представляющие опасность, в том числе потенциальную опасность непосредственно либо при взаимодействии с другими опасными веществами для окружающей среды, здоровья человека. К опасным свойствам вредных веществ относят: токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность, а так же вещества содержащие возбудителей инфекционных болезней.

Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен.

Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки ТБО для захоронения или переработки на дальние расстояния, рынок услуг по захоронению ТБО является закрытым для международной и межрегиональной торговли.

 

 

VII.  Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

Для расчета объема товарного рынка за 2016г. и 1 полугодии 2017г., в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объемах оказанных услуг.

На рассматриваемом товарном рынке получили лицензии на осуществление деятельности 7 организаций, из них осуществляли свою деятельность в рассматриваемый временной интервал 6 организаций:

Вывоз твердых бытовых отходов

 

 

 

Наименование организации

2016 год

 

Объем оказанной услуги с 01.01.16 по 31.12.16,

 тыс. руб.

Общий ресурс рынка с 01.01.16 по 31.12.16,

 тыс. руб.

 

 

Доля %

Коэффициент рыночной концентрации

CR3

Коэффициент рыночной концентрации Герфиндаля-ГиршманаHHI

 
 

ОАО «Островспецавтопарк»

4 254,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

127 883,8

3,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CR3=99,9

70%< CR3=99,9<100%

(высоко концентрирован-ный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

HHI=4969,5

2000< HHI=4969,5<10000

(высоко концентрированный)

 

 

 

 

 

ООО «АСПО»

77 198,1

60,4

 

Общество с ограниченной ответственностью "СпецТрансКом" (ООО "СпецТрансКом")

46 331,30

36,2

 

Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСервис" (ООО "ЭПС")

100,00

0,1

 

Муниципальное предприятие Псковского района "Коммунальные услуги" (МП "Комуслуги")

-

-

 

Муниципальное казенное учреждение города Пскова "Служба благоустройства города" (МКУ "Служба благоустройства")

-

-

 

 

Вывоз твердых бытовых отходов

 

 

 

Наименование организации

1 полугодие 2017 года

 

Объем оказанной услуги с 01.01.17 по 30.06.17,

 тыс. руб.

Общий ресурс рынка с 01.01.17 по 30.06.17,

 тыс. руб.

 

 

Доля %

Коэффициент рыночной концентрации

CR3

Коэффициент рыночной концентрации Герфиндаля-ГиршманаHHI

 
 

ОАО «Островспецавтопарк»

1 801,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

61 910,2

2,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CR3=99,2

70%< CR3=99,2<100%

(высоко концентрирован-ный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

HHI=4836,02

2000< HHI=4836,02<10000

(высоко концентрированный)

 

 

 

 

 

ООО «АСПО»

35 822,5

57,9

 

Общество с ограниченной ответственностью "СпецТрансКом" (ООО "СпецТрансКом")

 

23 786,70

38,4

 

Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСервис" (ООО "ЭПС")

 

500,00

0,8

 

Муниципальное предприятие Псковского района "Коммунальные услуги" (МП "Комуслуги")

 

-

-

 

Муниципальное казенное учреждение города Пскова "Служба благоустройства города" (МКУ "Служба благоустройства")

 

-

-

 

 

Захоронение твердых бытовых отходов

 

 

 

Наименование организации

2016 год

 

Объем оказанной услуги с 01.01.16 по 31.12.16,

 тыс. руб.

Общий ресурс рынка с 01.01.16 по 31.12.16,

 тыс. руб.

 

 

Доля %

Коэффициент рыночной концентрации

CR3

Коэффициент рыночной концентрации Герфиндаля-ГиршманаHHI

 
 

ОАО «Островспецавтопарк»

1 115,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 661,61

5,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CR3=99,0

70%< CR3=99,0<100%

(высоко концентрирован-ный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

HHI=8214,06

2000< HHI=8214,06<10000

(высоко концентрированный)

 

 

 

 

 

ООО «АСПО»

17 775,6

90,4

 

Общество с ограниченной ответственностью "СпецТрансКом" (ООО "СпецТрансКом")

-

-

 

Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСервис" (ООО "ЭПС")

9,00

0,0

 

Муниципальное предприятие Псковского района "Коммунальные услуги" (МП "Комуслуги")

561,38

2,9

 

Муниципальное казенное учреждение города Пскова "Служба благоустройства города" (МКУ "Служба благоустройства")

199,93

1,0

 

 

Захоронение твердых бытовых отходов

 

 

 

Наименование организации

1 полугодие 2017 года

 

Объем оказанной услуги с 01.01.17 по 30.06.17,

 тыс. руб.

Общий ресурс рынка с 01.01.17 по 30.06.17,

 тыс. руб.

 

 

Доля %

Коэффициент рыночной концентрации

CR3

Коэффициент рыночной концентрации Герфиндаля-ГиршманаHHI

 
 

ОАО «Островспецавтопарк»

484,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 656,19

4,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CR3=98,3

70%< CR3=98,3<100%

(высоко концентрирован-ный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

HHI=8293,16

2000< HHI=8293,16<10000

(высоко концентрированный)

 

 

 

 

 

ООО «АСПО»

9 691,5

90,9

 

Общество с ограниченной ответственностью "СпецТрансКом" (ООО "СпецТрансКом")

 

-

-

 

Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСервис" (ООО "ЭПС")

 

49,00

 

0,5

 

Муниципальное предприятие Псковского района "Коммунальные услуги" (МП "Комуслуги")

 

308,59

2,9

 

Муниципальное казенное учреждение города Пскова "Служба благоустройства города" (МКУ "Служба благоустройства")

 

122,5

1,2

 

 

Лидером на рынке по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов  как в 2016 году, так и в 1 полугодии 2017 года является ООО «АСПО» с долей по вывозу около 60%, по захоронению – около 90%.

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представляющий собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации CR рынка услуг по вывозу ТБО в 2016 году составил 99,9; в 1 полугодии 2017 года – 99,2.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана ННI рынка услуг по вывозу ТБО в 2016 году составил 4969,5; в 1 полугодии 2017 года – 4836,02.

Коэффициент рыночной концентрации CR рынка услуг по захоронению ТБО в 2016 году составил 99,0; в 1 полугодии 2017 года – 98,3.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана ННI рынка услуг по захоронению ТБО в 2016 году составил 8214,06; в 1 полугодии 2017 года – 8293,16.

 

Рассчитанные показатели рыночной концентрации свидетельствуют о высоком уровне концентрации рынка услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов в географических границах города Пскова.

 

Выводы:

 

Проведенный анализ рынка услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов в географических границах города Пскова показал, что рассматриваемый рынок является высококонцентрированным, на нем действует небольшое количество хозяйствующих субъектов, причем:

- на рынке вывоза ТБО два хозяйствующих субъекта занимают наибольшие рыночные доли – это ООО «АСПО» (60,4% в 2016г. и 57,9 в 1 полугодии 2017г.) и ООО "СпецТрансКом" (36,2% в 2016г. и 38,4% в 1 полугодии 2017г.);

- на рынке захоронения ТБО наибольшую рыночную долю занимает ООО «АСПО» (90,4% в 2016г. и 90,9% в 1 полугодии 2017г.); за ним следует ОАО «Островспецавтопарк»

(5,7% в 2016г. и 4,5% в 1 полугодии 2017г.).

По причине ограничения мест по захоронению отходов и оптимизации транспортных расходов на перемещение отходов от заказчика рынок носит локальный характер.

Рынок данных услуг характеризуются значительными барьерами, в том числе административными, связанными с необходимостью получения лицензий. Главным барьером входа на рынок является необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений.

Перечисленные барьеры входа на рынок могут быть признаны преодолимыми, что подтверждается наличием ряда хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке.

       Лидером на рынке по вывозу и захоронению ТБО в 2016 году и 1 полугодии 2017 года является ООО «АСПО». Рыночные доли ООО «АСПО» в рассматриваемых временных, продуктовых и географических границах рынка превышают установленный в статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предел в 50 % для признания хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке. Следовательно, положение ООО «АСПО» признается доминирующим на товарном рынке услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов.  

 

 

 

 

 

20.10.2017