СМС-спам. Как с ним бороться?

Самые распространенные жалобы на нарушение закона о рекламе, которые рассматривает УФАС, касаются несанкционированных рассылок рекламы в виде звонков и смс.

 

Как говорится в статье 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.   

 

В некоторых случаях специалисты управления отказывают заявителю в возбуждении дела – чаще всего по причине того, что абонент сам дал свое согласие сотовому оператору на получение рекламной информации. У всех компаний мобильной связи в условиях обслуживания прописан пункт, по которому гражданин, став клиентом, соглашается на получение рекламы, а также на использование сведений об абоненте в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке. Условиями предусмотрен и отказ от рекламы путем предоставления оператору связи соответствующего письменного уведомления.

 

Но в большинстве случаев при рассмотрении жалоб специалисты УФАС находят нарушение закона и признают рекламу, распространяемую через смс или звонки, ненадлежащей.

 

Так, в 2020 году закон о рекламе нарушило ООО «ФинИнвест», осуществлявшее звонки с предложением услуг предоставления карт беспроцентной рассрочки «Халва» без согласия абонента на получение рекламной информации. Рекламный звонок с предложением финансовых услуг от ИП Скоробогатова также был признан УФАС нарушающим закон о рекламе.

 

В процессе рассмотрения – дела о рассылке рекламы от имени IleDeBeaute в отношении АО «Загрузка» и ООО «Костком», которое предлагало заявителю пройти ряд медицинских услуг.

Ненадлежащей признана и реклама подарочных карт ПАО «Детский мир», которая поступила заявителю по электронной почте.

 

В одном случае источник распространения рекламы о возможности заработка на бирже установить не удалось, так как звонок был осуществлен посредством подмены номера.

 

В отношении юридических лиц, нарушивших закон о рекламе, возбуждены административные дела, нарушителям грозит штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей.

 

 

В инфографике мы показываем способы, как можно уберечься от навязчивой рекламы. И советуем придерживаться следующих правил:

  • Не указывайте свой номер телефона там, где в этом нет необходимости. Например, при регистрации в интернет-сервисах, в которых достаточно указать e-mail.
  • Не указывайте свой номер телефона, если у вас нет полной уверенности в добросовестности того, кто его получает.
  • При заполнении анкет в магазинах, ресторанах и прочих организациях читайте полностью условия использования указанной вами информации. Не подтверждайте письменно своё согласие на получение информационных SMS-рассылок на телефон, если вы не хотите их получать
  • Проверьте ваш договор с сотовым оператором на оказание услуг связи: если вы не «отписались» от получения рекламных сообщений на этапе заключения договора, то это означает, что оператор получил ваше согласие на рассылку рекламы. Обратитесь с заявлением в сотовую компанию, и оператор больше не будет слать вам рекламных сообщений.

 

Если и после этого на телефон поступает нежелательная реклама, направляйте заявление в Псковское УФАС России. Заявление составляется в произвольной форме с указанием имени и места нахождения заявителя. Нужно также приложить к ней копию поданного ранее обращения к оператору, снимки экрана мобильника с рекламными sms, распечатку звонков и сообщений, копию договора с оператором.

 

Дополнительно заявителю нужно в соответствии с ФЗ «О персональных данных» письменно указать, что он разрешает использовать и передавать его личные данные оператору и органам правопорядка в целях расследования.