Диалог с монополистом. На вопросы УФАС отвечает Газпром

 

Диалог с монополистом - новый проект Псковского УФАС России, в рамках которого будут проходить регулярные встречи с газовиками, энергетиками, оператором по обращению с ТКО, тепловыми сетями, фондом капремонта и другими субъектами, кто попадает под антимонопольный контроль.  

Принято считать, что любое нарушение, связанное с естественными монополистами, - это вопрос контроля УФАС. Но далеко не все регулируется антимонопольным законодательством. Что именно входит в компетенцию УФАС, и какие обязательства есть у монополистов и какие права - у потребителей - разъясняем в ходе наших встреч. Отвечаем на вопрос, что делать, если это - не компетенция УФАС, а проблема остается.

Вопросы для диалога построены на основе заявлений, которые поступают в антимонопольное ведомство.

Первый диалог - с Олегом Басниковым - генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Псков» и руководителем Псковского УФАС России Ольгой Милонаец состоялся 28 июля 2022 года.

ОМ: Газификация и догазификация. Два разных проекта, с разным финансированием, разным нормативным регулированием, с разными обязательствами со стороны монополиста. В УФАС поступают заявления на различные темы - от сроков исполнения договора на техприсоединение, условий участия в программе, до обслуживания газового оборудования. Расскажите, кто может претендовать на догазификацию?

ОБ: Догазификация - это доведение до земельных участков газа без взимания платы с собственника, в газифицированных населенных пунктах. Если до населенного пункта доходит газ, и хотя бы один домовладелец его потребляет (это важно!), то этот населенный пункт является газифицированным, а значит подпадает под программу догазификации. Участок будет подключен к газу, если его собственник обратится к нам с заявкой.

ОМ: Как понять, входит ли мой поселок в программу догазификации?

ОБ: Первый способ - обратиться в любой из офисов Газпрома и узнать там, второй - воспользоваться интерактивной картой на нашем сайте, на которую нанесены все населенные пункты, подпадающие под догазификацию. Также эта информация есть на сайте Единого оператора газификации. Если вы убедились, что ваш населенный пункт входит в список на догазификацию, то, имея все необходимые документы (СНИЛС, ИНН, документы собственности на земельный участок и дом, ситуационный план) - можно подавать заявку на подключение.

ОМ:  Где подать заявку? Вы сейчас отменили предварительную запись, которая была раньше из-за эпидобстановки?

ОБ: Есть несколько способов подать заявку. Самый простой - через МФЦ, если он есть в вашем населенном пункте. Можно отправить заявку через сайт Единого оператора газификации. Или через любую из наших организаций, которые есть в муниципалитетах. Заранее записываться не нужно. Сотрудники пошагово объяснят, что делать. При этом мы не только расскажем, что делать, но и предложим необходимое оборудование. Кстати, газовое оборудование стараемся иметь в ассортименте. Есть наборы газового оборудования для догазификации разных ценовых категорий.

 

 

ОМ: То есть приобретение газового оборудования - уже за счет потребителя, бесплатно - только доведение газа до участка, верно?

ОБ: Верно. Доведение газа до участка - бесплатно, остальное - трубы внутри участка, дома и оборудование - это за счет потребителя. Для того, чтобы начать пользоваться газом, необходимо провести трубы, купить оборудование (котел, газовую плиту и прочее) и оплатить работы.

ОМ: Есть ли требования, когда нужно это сделать? К моменту, когда будет подведен газ?

ОБ: Требований, к срокам, когда собственник должен выполнить внутренние работы и начать пользоваться газом - нет. Можно сделать это позже, при наличии финансовой возможности. Наш объем работ никак не зависит от обязательств потребителя. Наша задача - подвести газ к участку. Если человек еще не купил оборудование и не начал пользоваться газом, никаких ответных действий, санкций от Газпрома нет и не будет.

ОМ: Что делать, если моего населенного пункта нет в интерактивной карте на догазификацию, а газ получить хочется.

ОБ: Есть региональная программа, в рамках которой мы в этом году порядка 40 населенным пунктам делаем проектно-изыскательные работы и проводим газовые сети. Это и есть так называемая газификация, а после завершения строительства межпоселковых газопроводов в этих пунктах будет проходить догазификация.

ОМ: У нас было заявление, о том, что жительница получила отказ от Газпрома на присоединение, в связи с тем, что населенный пункт не газифицирован. Мы тоже были вынуждены отказать. В ходе рассмотрения, мы установили, что населенный пункт включили в план газификации на 2023 год, а после этого уже будет запущена догазификация. Где можно посмотреть список населенных пунктов, где будет проведена газификация?  

 

 

ОБ: Информация открытая. Можно увидеть ее на нашем сайте или в органах местного самоуправления.

ОМ: Поясните, пожалуйста, еще один отказ по догазификации. Заявитель нам пишет, что газовая труба в поселке идет, а Газпром отказывает. Многие не понимают: вроде же идет труба, значит - газовая.

ОБ: Тут важно определить, межпоселковая ли это труба (соединяет поселки) или она идет внутри поселка. Если труба идет внутри поселка и к ней подключен хотя бы один участок, то да - по программе догазификации газ будет. А если рядом с поселком идет межпоселковая труба, газ  технически не предназначен для потребления жителями, то нужно написать заявление в муниципалитет с просьбой внести населенный пункт в региональную программу газификации. Когда там проложат внутренние сети, возможно будет подключить всех.

ОМ: К нам поступают заявления, в которых люди жалуются, что Газпром нарушает сроки подключения – 9 месяцев. Вы отвечаете, что сложности связаны с тем, что в населенном пункте проложен частный газопровод, и пока не получается договориться с собственником. В чем проблема? Ведь, в соответствии с законодательством собственники не имеют право отказывать в присоединении. Конечно, каждый хочет получить за это плату, но законом это не предусмотрено.

ОБ: Сейчас мы находимся в заключительной стадии переговоров. Нам удалось договориться практически со всеми собственниками частных газовых сетей. Теперь по этому основанию, надеемся, задержек не будет.

ОМ: Обязаны ли граждане разрабатывать проектную документацию для газификации индивидуального жилищного дома?

ОБ: Обязанности заказывать проект у граждан нет. Это деньги. Поэтому каждый решает за себя. Если человек хочет, чтобы был проект, пусть заказывает. Но только в организации, имеющей лицензию.

ОМ: Вопрос по установке дополнительного газового оборудования - газовых плит, счетчиков, по заказу работ и пр. Куда обращаться? Насколько это дорого? И есть ли какой - то у вас фиксированный прайс, чтобы люди могли ознакомиться? Иногда местные специалисты называют различные цены на одни и те же виды работ?

ОБ: Все цены прописаны на нашем сайте, также можно обратиться в офис Газпрома. Цены на наши услуги строго регламентированы приказом комитета по тарифам. Если человек обращается к нам за услугой, то получит четко расписанный прайс, за что он будет платить.  

Дополнительное газовое оборудование должно устанавливаться только специалистами. Всем известны случаи, когда покупают водонагревательные газовые котлы и их устанавливают «знакомые знакомых», это неправильно и опасно, это тоже газовое оборудование и неопытный специалист создает угрозу всем проживающим рядом.  

ОМ: Какие действия должен сделать специалист Газпрома в ходе проверки исправности газового оборудования в частном доме или в квартире и вообще обязаны ли мы впускать ваших сотрудников для проверки?

ОБ: Договор на техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования должен быть у всех, кто использует природный газ. С газом шутки плохие.  Мы строго следуем методологическим рекомендациям ФАС. Если у человека договор на с нашей компанией, то до начала проверки газового оборудования мы либо звоним по телефону и договариваемся об удобных дате и времени, либо управляющая компания вывешивает объявление о том, что в такое-то время будет осуществляться проверка исправности газового оборудования.

ОМ: Но услуги осмотра могут оказывать и другие компании, не только Газпром?

ОБ: Да, конечно, но их не так много и обязательно должна быть лицензия. 

ОМ: А если нет договора на техническое обслуживание газового оборудования?

ОБ: Договор на ТО ВДГО или ВКГО является обязательным документом, который собственник газифицированного дома или квартиры должен заключать со специализированной организацией. Он нужен, чтобы содержать в надлежащем состоянии газовое оборудование. Отсутствие такого договора - это угроза безопасности. Если договора нет, мы имеем право прекратить подачу газа.

ОМ: Как узнать, есть ли договор на обслуживание газового оборудования? Может быть он заключен не с вами, а с другой организацией?

ОБ: В Псковской области есть и другие организации, которые могут заниматься техобслуживанием ВДГО и ВКГО. Мы обмениваемся информацией и держим ситуацию под контролем.

ОМ: За что платят люди, заключая договор на ТО ВДГО или ВКГО?

ОБ: Они платят не за то, чтобы пришел специалист и просто посмотрел или проконтролировал. Он пришел оборудование обслужить. Если это котел, конфорки, газовые колонки, он должен их прочистить, все проверить и посмотреть. Обязательно проверить тягу в вентиляционной шахте, и если тяга слабая или ее вообще нет, письменно сообщить управляющим компаниям, и они должны устранить проблему, это ведь очень опасно для всех проживающих в доме. Все действия, прописаны в договоре, его обязательно надо изучить и требовать исполнения всех обязанностей, не подписывать, пока все пункты не будут выполнены и тем более оплачивать. Но без обслуживания использовать оборудование опасно. 

ОМ: Не так давно поступал ряд жалоб о том, что люди не могут оплатить счета на Почте России. Как сейчас обстоят дела с оплатой? У нас в деревнях в большинстве своем пожилое население, у которых онлайн оплатить нет возможности. Люди и хотят заплатить, и не могут. В результате у вас растет задолженность.

ОБ: Нам удалось совместно с Почтой России решить этот вопрос. Сейчас на почте счета можно оплатить. Комиссия есть, но незначительная.

ОМ: Большое спасибо за подробные ответы, Олег Викторович! Надеемся, что на многие вопросы граждан мы смогли ответить.

 

До скорой встречи на “Диалоге с монополистом"! во второй половине августа! Кто будет в гостях у УФАС - расскажем позже.