В Псковском УФАС России состоялась пресс-конференция

08 февраля 2011 года в Псковском УФАС России состоялась пресс-конференция с участием представителей средств массовой информации по итогам работы Управления за 2010 года и планах на будущее.

В работе пресс-конференции приняли участие: Руководитель Псковского УФАС России - Кобыжча Владимир Иванович, заместитель руководителя Псковского УФАС России - Милонаец Ольга Викторовна, главный государственный инспектор отдела товарных рынков и естественных монополий – Вальцева Ольга Владимировна.

 
На пресс-конференции были подведены итоги работы Управления по выявлению и пресечению нарушений Закона «О защите конкуренции».
 
Так, в 2010 году Псковским УФАС России выявлено и пресечено 43 нарушения Закона «О защите конкуренции», из них: ст. 10 – 7 нарушений, ст. 11 – 2 нарушения, ст. 14 – 3 нарушения, ст. 15 – 19 нарушений, ст. 16 – 1 нарушение, ст. 17 – 4 нарушения, ст. 17.1 – 4 нарушения, ст.19 - 21 – 3 нарушения.
 
Руководитель Псковского УФАС отметил, что снижение количества, установленных фактов нарушения ФЗ «О защите конкуренции» связано с принципиально новым подходом в стратегии работы Управления, продекларированным ФАС России. А именно: установление не количественных показателей в работе, а качественных. То есть Управлением разрабатывались дела, при которых установление фактов наличия нарушений, с последующим их устранением влекло за собой в целом изменение экономической ситуации в Псковской области, устраняло барьеры для бизнес-сообщества, тормозило необоснованный рост цен на продукты питания и нефтепродукты, тем самым снижая социальную напряженность в обществе.
 
Кроме того, было обращено внимание представителей СМИ на то, что в 2010 году снизилось количество нарушений законодательства со стороны органов власти различных уровней. Данный показатель достигнут за счет большой профилактической работы антимонопольного органа. Представители УФАС России приглашаются на все значимые для области и областного центра совещания с правом высказывания позиции антимонопольного управления. Как правило, в 90% случаях принимаются решения в соответствии с действующим законодательством и позицией УФАС России.
 
В.И. Кобыжча, отметил, что данная вышеуказанная эффективная работа совместно с органами власти различного уровня стала возможна благодаря подписанию в 2009 году Соглашения о взаимодействии Администрации Псковской области и ФАС России.
 
Подробно Руководитель Псковского УФАС России остановился на знаковых делах имеющих общественное значение.
 
Так, в 2010 году Управлением было возбужденно дело в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» по заявлениям граждан - членов садоводческих товариществ «Росинка» и «Межуги-Петры» Новиковой Г.В., Коваленко И.А., Богдановой Г.В. и Степина А.Г. Сетевая организация необоснованно уклонялась от заключения договоров технологического присоединения энергопринимающих устройств их дачных домов, объясняя свою позицию тем, что эти граждане должны присоединиться к их электрическим сетям только в составе всего СНТ, то есть – юридического лица. По мнению ОАО «МРСК Северо-Запада» присоединение отдельных собственников земельных участков с построенными на них дачами невозможно в силу Закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан».
 
При этом ОАО «МРСК Северо-Запада» осуществило технологическое присоединение к электросетям дачных домов граждан иных садоводческих товариществ («Рижское», «Кебь», «Лесные поляны», «Лесное»).
 
16.09.2010 года Комиссия Псковского УФАС России своим решением признала ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушившим пункты 5 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ в отношении Новиковой Г.В., Коваленко И.А., Богдановой Г.В. и Стёпина А.Г. Сетевой организации было выдано предписание о прекращении нарушения.
 
Данные решение и предписание обжалованы в Арбитражный суд Псковской области. Дело находится в стадии разбирательства.
 
В мае 2010 года было возбуждено дело в отношении ОАО «Псковавиа» по заявлению ООО «Лукиавиатранс» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
 
21.09.2010 года Комиссия Псковского УФАС России приняла решение о признании ОАО «Псковавиа» нарушившим пункты 3 и 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в отношении ООО «Лукиавиатранс» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Лукиавиатранс» путем навязывание услуг по обязательной буксировке его воздушных судов. ОАО «Псковавиа» выдано предписание о прекращении нарушения пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в отношении ООО «Лукиавиатранс».
 
Решение и предписание Управления обжалованы в Арбитражный суд Псковской области.
 
Были также затронуты актуальные темы, волнующие на сегодняшний день население. Так, В.И. Кобыжча затронул ситуацию, сложившуюся  на рынке розничной реализации нефтепродуктов на территории г. Пскова, и отметил, что на сегодняшний день Управлением возбуждено дело в отношении ООО "Псковнефтепродукт", ООО "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" и ООО "Трейдер" по признакам согласованных действий при повышений цен на дизельное топливо. Указанные хозяйствующие субъекты практически единовременно издавали приказы (распоряжения) о повышении цен на дизельное топливо (зимнее), причем повышение цены, всегда происходило примерно на одну и туже величину, и с интервалом 2-3 дня.
 
В случае подтверждения факта сговора ответчикам грозит оборотный штраф, предусмотренный статьей 14.32 КоАП РФ в размере от 1 до 15 % от размера суммы выручки правонарушителей от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение.
 
На пресс-конференции было отмечено, что в отчетном году по результатам рассмотренных Управлением дел назначено наказаний в виде штрафов на 43918 тыс. рублей (2009 год – 16272 тысяч рублей), фактически заплачено 2907 тысяч рублей (2009 г. - 1683 тыс. рублей).
 
Заместителем руководителя управления были подробно освещены проблемы, связанные с распространением рекламы на территории Псковской области, расходованием бюджетных средств, а также - с нарушением антимононопольного законодательства.
 
В частности, Милонаец О.В. подробно рассказала об итогах работы Управления в части контроля за соблюдением Закона о размещении заказов.
 
За 2010 год в Псковское УФАС России поступило 117 жалоб от участников размещения заказов, из них 22 жалобы на действия заказчиков федерального уровня, 68 жалоб на действия государственных заказчиков субъекта РФ, 27 жалоба на действия муниципальных заказчиков.
 
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) 6 жалоб возвращено заявителям, из них 1 - на действия заказчиков федерального уровня, 2 жалоб на действия государственных заказчиков субъекта РФ, 3 жалобы на действия муниципальных заказчиков.
20 жалоб отозваны подателями жалоб.
По результатам рассмотрения жалоб:
56 жалоб признаны необоснованными (фед.- 9; суб.- 31, муницип.-16); 
35 жалоб признаны обоснованными (фед.- 8; суб.- 21, муницип.- 6).
 
В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлено 93 нарушения Закона о размещении заказов, выдано 52 предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
 
По итогам осуществления контрольной деятельности в сфере размещения заказов Псковским УФАС России установлено, что основными нарушениями законодательства о размещении заказов являются следующие:
- в аукционную документацию заказчики, уполномоченные органы включают требования к оформлению заявки на участие в аукционе, не предусмотренные ч. 2.2. ст. 35 Закона о размещении заказов;
- документация об аукционе содержит требования к товару, информации, работам, услугам, которые влекут ограничение количества участников размещения заказа;
- документация об аукционе, конкурсная документация содержит требования о предоставлении документов, не предусмотренных ч. 3 ст. 25, ч.2 ст. 35 Закона о размещении заказов;
- заказчиками в извещение о проведении запроса котировок включаются требования о предоставлении сведений (документов), не предусмотренных ст. 44 Закона о размещении заказов;
 - отказ аукционной комиссией в допуске до участия в аукционе по основаниям, не предусмотренным Законом о размещении заказов;
- рассмотрение и оценка котировочных заявок, которые не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
 
Было отмечено, что основной проблемой при рассмотрении жалоб участников размещения заказа является достаточно короткие сроки, установленные для рассмотрения жалоб. В ряде случаев для более полного рассмотрения жалобы возникает необходимость в истребовании дополнительной информации. Однако в указанные сроки получить ответы на сделанные запросы не представляется возможным.
 
В завершении пресс-конференции участниками были даны ответы на вопросы журналистов.