Как остановить конфликты на рельсах?

3 октября 2013 г. В Псковском УФАС России состоялась рабочая встреча, посвященная проблемам использования железнодорожных путей необщего пользования.

В рабочей встрече приняли участие представители бизнеса и представители органов государственной власти региона: Государственного правового комитета Администрации Псковской области, Государственного комитета по транспорту Администрации Псковской области, Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике. На мероприятии присутствовали журналисты местных СМИ, которые проявили большой интерес к теме встречи.

Как подтвердили все участники встречи, в области сложилась непростая ситуация с использованием железнодорожных путей необщего пользования, которые достались в «наследство» с советских времен. Так, на промышленных объектах города Великие Луки каждый завод имеет маленький отрезок пути и, чтобы доставить груз, некоторым из них приходится преодолевать пять участков железнодорожных веток, принадлежащих разным собственникам. Цены за пользование такими путями устанавливаются по договоренности с собственником и, как выяснилось в ходе рабочей встречи, превышают регулируемые тарифы ОАО «РЖД» в 38 раз! Представители Великолукского локомотиво-вагоноремонтного завода, пользующегося железнодорожными путями Великолукского завода «ЗЭТО»,  заявили на встрече, что такой «грабеж» приведет к остановке предприятия. В то же время собственник пояснил, что ему надо нести затраты, чтобы содержать пути в соответствии с требованиями ОАО «РЖД».

Не находят общий язык по вопросу цены за пользование участком железной дороги длиной всего в 104 метра и участники встречи – нефтяная компания «Лукойл» и собственник путей - Новоизборский комбинат нерудных материалов.

По мнению субъектов, пользующихся железнодорожными путями необщего пользования, тарифы на них должны регулироваться и быть прозрачными. Такого же мнения придерживается и антимонопольный орган. Руководитель Псковского УФАС России В. И. Кобыжча подчеркнул, что эти услуги относятся к естественно монопольным и должны регулироваться. Тем более  Администрации Псковской области правомочна вводить тарифное регулирование на данный вид услуг.

Представители Администрации Псковской области, присутствующие на встрече, согласились, что проблема им известна и предложили участникам обратиться к губернатору Псковской области с просьбой о введении тарифного регулирования по данному вопросу. При положительном решении вопроса будет принято соответствующее Распоряжение Администрации области.

А пока на рассмотрении Псковского УФАС России находится ряд заявлений хозяйствующих субъектов, которые не могут найти общий язык и «ссорятся на рельсах». А это препятствует развитию здоровой конкуренции в регионе.