ФАС России разъясняет!

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

О даче согласия на отчуждение недвижимого имущества

 

15 апреля 2014 года Комиссией Управления рассматривались дела №№ 07/15/14-АМ и 13/15/14-АМ по признакам нарушения Администрацией Порховского района статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в решении Администрации Порховского района о даче Порховскому ММП ЖКХ согласия на отчуждение принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов.

История вышеуказанных дел следующая:

Решениями Администрации Порховского района от 15.02.2013 года,  Порховскому муниципальному предприятию даны согласия на отчуждение конкретным хозяйствующим субъектам без проведения торгов, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения имущества.

На основании Постановлений Администрации Порховского района «Об отчуждении недвижимого имущества» вышеназванное имущество было продано без проведения торгов.

Между Порховским муниципальным многоотраслевым предприятием жилищно-коммунального хозяйства и хозяйствующими субъектами заключены договора купли-продажи, предметом которых явилась передача в собственность недвижимого имущества. 

Несмотря на то, что Положения Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закона о приватизации) не распространяется на отчуждение государственными и муниципальными унитарными предприятиями и законодательством не установлены обязательное проведение публичных торгов, а также процедура таких торгов, по мнению Псковского УФАС России отчуждение государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.

Также статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на отчуждение государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В целях изучения спроса на товарном рынке услуг по продаже нежилых зданий на территории Псковской области, Псковским УФАС России в адрес потенциальных участников данного рынка были направлены запросы о заинтересованности в приобретении муниципального имущества Порховского ММПЖКХ.        

В связи с не подтвердившимися фактами заинтересованности приобретения  имущества Порховского ММПЖКХ, в виду отсутствия негативных последствий для конкуренции в данном конкретном случае, Комиссия Псковского УФАС России прекратила рассмотрение дел 07/15/14-АМ и 13/15/14-АМ в связи с отсутствием в действиях Администрации Порховского района Псковской нарушений антимонопольного законодательства.

В то же время, в интересах недопущения нарушения норм антимонопольного законодательства при реализации имущества, закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, ФАС России в своих разъяснениях рекомендует проводить торги по аналогии с практикой отчуждения государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными унитарными предприятиями в соответствии порядком, установленным правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 года № 67.

Опираясь на вышеизложенное, Псковское УФАС России рекомендует лицам, правомочным распоряжаться государственным и муниципальным имуществом на территории Псковской области, при приватизации имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными унитарными предприятиями, совершать сделки по отчуждению такого имущества с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов - торгов.