Заседание ОКС: Сложности корпоративных закупок

11 декабря в Управлении Федеральной антимонопольной службы России по Псковской области состоялось заседание членов Общественно-консультативного совета с участием представителей ОАО «Псковский хлебокомбинат». Тема обсуждения была следующая: «Правоприменительная практика Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Планируемые изменения в законодательстве о корпоративных закупках. Проблемы».

Руководитель Управления Ольга Милонаец познакомила участников с не очень «красивой» статистикой корпоративных закупок.

«По данным Министерства экономического развития 40% закупок осуществляется естественными монополиями, государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами (с 50% долей участия государственного капитала) у единственного поставщика, еще 50%  путем «иных способов закупки» и только 10% на аукционах, конкурсах и запросах котировок. Что это значит. Это значит, что почти 14 триллионов рублей тратятся в условиях, когда ни о какой конкуренции даже речи не идет, то есть не на публичных процедурах. Ну как вам, например такой способ закупки, основанием, которого является «закупка на основе устойчивых хозяйственных связей», о какой конкуренции может идти речь. Безусловно, это не может беспокоить государство. И уже готов проект поправок по внесению в закон изменений.

В частности проект предусматривает ограничить количество способов закупки, увеличить процент количества обязательных конкурентных процедур, обязать заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 18%. Проект предусматривает разработку, создание и внедрение «программы партнёрства». О чем это? В народе называют это – реестр добросовестных поставщиков. Если ты по определенным критериям зарекомендовал себя в качестве надежного поставщика, то компанию при участии в иных закупках могут освободить от необходимости вносить плату за подачу заявки, и от обязанности предоставлять обеспечение контракта. Также, МИНЭК планирует обязать компании  не менее 40%  закупок проводить в электронной форме, посредством электронных торговых площадок» - руководитель УФАС.

В ходе заседания заказчикам напомнили о необходимости соблюдать  Директиву Правительства РФ от 24 октября 2013 года № 6362п-п13 Медведев. Именно в ней заказчикам рекомендуют соблюдать права участников, а именно своевременно возвращать денежные средства, внесенные в качестве обеспечения контракта, своевременно заключать договора, оплачивать работы и товары не позднее 10 рабочих дней после выполнения или поставки и так далее.  

Участники Совета поддержали инициативы законодателя по необходимости внесения изменений в Закон, однако с сожалением обратили внимание на то, что эти поправки запаздывают, а 18% заказов для субъектов СМП маловато. Обсудили вопросы демпинга недобросовестных участников в корпоративных закупках. Обсудили вопрос о необходимости законодательно зафиксировать максимально-возможный процент снижения на торгах, поскольку, по мнению участников,  снизить цену ниже низшего предела, то есть в разы ниже обоснованного расчета цены контракта, возможно, только если ты представитель «теневого бизнеса». 

Напомнили присутствующим о недавнем Послании  Президента РФ Путина В.В., затрагивающем как раз вопросы, обсуждаемые на Совете, а именно:

 «….. купили всё за рубежом, а для собственной индустрии, науки результат, как правило, нулевой. Предлагаю создать в рамках Правительства специальный координационный центр, повысить роль Правительства по этому направлению. Задача центра – увязать реализацию крупных проектов с размещением заказов на российских предприятиях, с развитием отечественной производственной и исследовательской базы, с локализацией продукции.

Что касается импорта, то за рубежом должно приобретаться действительно уникальное оборудование и технологии. Добавлю, что на отечественных производителей следует ориентироваться и при обновлении жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, сельского хозяйства, других отраслей.

Также поручаю Правительству принять все необходимые решения, расширяющие доступ малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний, в том числе чётко определить обязательный годовой объём закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса. Это десятки и сотни миллиардов рублей, которые должны стать источником развития для отечественного предпринимательства.

Естественно, что продукция наших поставщиков должна отвечать жёстким условиям, как по качеству, так и по цене. Кроме того, нельзя допускать и внутреннего монополизма. Подчеркну, разумное, именно разумное импортозамещение – это наш долгосрочный приоритет независимо от внешних обстоятельств».

«Думаю нашим заказчикам, следует пересмотреть свои Положения о закупках на 2015 год, стратегию закупок на предприятии с учетом позиции Президента РФ, директив Правительства РФ и, конечно же, с учетом поправок, внесенных в 223-ФЗ. А поставщикам продукции следует изначально просчитывать риски, которые они могут понести в случае некачественного и несвоевременного  исполнения договоров»- О.В.Милонаец