• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Путешествие псковского картофеля: с полей Пскова в Санкт-Петербург и обратно на полки магазинов Пскова

Сфера деятельности: Розничная торговля

Мы давно привыкли слышать, что у нас рыночная экономика и цены регулирует потребитель. Есть спрос – цена растет, нет спроса – снижается. Все это верно. И Государству запрещено вмешиваться в рыночные отношения. Однако когда на рынке усматриваются «дефекты», причем, созданные руками человека (монополисты, муниципальные органы на местах и так далее) , вот тогда уполномоченный на контроль орган государства должен вмешаться.

Федеральная антимонопольная служба России уполномочена осуществлять контроль за ценообразованием там, где Правительством РФ установлена твердая цена или за производителем уникального товара или услуги (монополистом). В случаях, когда цены у иных производителей или продавцов «бешено, растут»,  должна подключаться региональная власть. Возможно, создавать муниципальные предприятия (то есть увеличивать количество конкурентов «на провальном рынке»), либо поддержать субсидиями или грантами необходимые отрасли или осуществить иные формы поддержки, которые потом отразятся на цене товара.

Ценовой политике проводимой производителями, торговыми сетями уделяется особое внимание, как на федеральном, так и на региональном уровне, Псковское УФАС России не исключение.

По поручению Правительства РФ Управлением проводится ценовой мониторинг по социально - значимым  продовольственным товарам, а именно:

-говядина (кроме бескостного мяса),

-свинина (кроме бескостного мяса),

-кура (кроме куриных окорочков),

-рыба мороженая неразделанная,

-масло сливочное,

-молоко питьевое,

-картофель,

-капуста белокочанная свежая,

-лук,

-морковь свежая

- яблоки

-хлеб

 В качестве объектов мониторинга выбраны предприятия, осуществляющие производство и (или) оптовую реализацию указанных товаров на территории Псковской области - это ЗАО «Агрофирма «Победа», ООО «ПсковАгроИнвест», ОАО «Великолукский мясокомбинат», ОАО «Псковский городской молочный комбинат» и др. А также предприятия розничной торговли, имеющие наиболее развитую сеть магазинов на территории Псковской области, такие как ЗАО «Тандер», ООО «Империал», X5 Retail Group (Пятерочка), ЗАО «Дикси-Петербург», которые мы посещаем ежедневно.

Как отметила Ольга Милонаец: «В ходе контрольных мероприятий нас приятно удивили некоторые факты, такие как реализация мяса, свинины и говядины в некоторых торговых сетях в январе-феврале 2016 года осуществлялась ниже закупочной цены. Безусловно, мы понимаем, что это достигается повышением цен на иные товары, которые не входят в контролируемый перечень, но это законодательством не запрещено».

Данный факт позволяет сделать вывод о том, что сети у нас в регионе в столь непростое время проводят социально ориентированную  ценовую политику на важные для населения продовольственные товары.

При проведении мониторинга не обошлось и без «ложки дегтя» был выявлен факт реализации картофеля  местным производителем в торговую сеть через посредника, что непосредственно влияет на увеличение стоимости товара для потребителя на полке увеличение цены около 50% на каждом этапе продажи товара. Благие цели производителя и посредника пока не прослеживаются.  По данному факту ведется проверка.

«Наша задача выявить все логистические цепочки и сократить количество перекупщиков и посредников на пути товара к потребителю, особенно это касается товаров местных производителей. Пока внятных объяснений, почему наш картофель, прежде чем попасть в торговую сеть, расположенную в Псковской области отгружается Питерской компании, а та в свою очередь со своей наценкой возвращает на полки магазинов нет. Страна должна знать своих «героев» - обязательно разберемся- руководитель Управления

В настоящее время по результатам мониторинга в торговых сетях были зафиксированы факты повышения цены на рыбу. Проводится дополнительный анализ формирования цены на рыбную продукцию, а именно производитель - оптовик - розница, что позволит определить, кто и на сколько, повышает цену от производителя до потребителя (покупателя). И с какой целью?  

Проведение контрольных мероприятий такого рода возможны только в отношении крупных торговых сетей, оптовых компаний и производителей. В отношении ИП и юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего  предпринимательства не обладающих рыночной властью установлен мораторий (запрет).

О дальнейшей работе Псковского УФАС России в направлении ценового мониторинга на социально - значимые  продовольственные товары мы постараемся чаще сообщать жителям нашего региона и надеемся на обратную связь.