Пресс-конференция, посвященная итогам работы за 1 полугодие 2016 года

В ней приняли участие представители региональных средств массовой информации. В ходе пресс-конференции журналистов познакомили с основными результатами работы по итогам 1 полугодия 2016 года, обозначили планы и задачи ведомства на будущее, рассказали о наиболее «громких», социально –значимых делах, рассматриваемых управлением, ответили на вопросы журналистов.

В начале 2016 года антимонопольное законодательство претерпело ряд существенных изменений: из под юрисдикции антимонопольного органа «ушли заявления и обращения» физических лиц, за исключением обращений, направленных на защиту неопределённого круга лиц; введен институт «предупреждения», «предостережения». Как отметила Ольга Милонаец: «Указанные изменения законодательства не могли не сказаться на нашей работе, например: относительно нашего традиционного направления работы с субъектами естественных монополий – энергетики, газовики. Около половины заявлений с жалобами на монополистов были направлены нами по подведомственности в Роспотребнадзор. Однако, не смотря на то, что обращения физических лиц ушли из нашей компетенции, мы все же их принимаем и в ряде случаев привлекаем наших монополистов к административной ответственности, например, за нарушение сроков подключения граждан к электрическим сетям, за 1 полугодие выявлено 5 фактов».

Еще одно важное направление работы Управления - это контроль за недобросовестной конкуренцией. Статья 14 135-ФЗ с января 2016 года претерпела ряд изменений, а именно была разделена на самостоятельные статьи, часть из которых ст.14.1, 14.2, 14.3, 14,7 и 14,8 подпадают под действия института предупреждения. Предпринимателям стоит обратить внимание на эти статьи Закона, что бы не допускать таких действий, как:

• Дискредитация конкурента, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации;

• Введение в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара

• некорректные сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром;

• недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;

. недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту. И иные…

Следует отметить, что институт предупреждения относительно его применения, в части недобросовестной конкуренции, зарекомендовал себя с положительной стороны, было выдано 4 предупреждения хозяйствующим субъектам и все 4 исполнены. Сейчас, наверное, на слуху у всех, изменения, которые претерпел Закон о торговле (381-ФЗ), а именно: с 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статьей 3 Закона № 273-ФЗ также предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми условия договора поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с Законом о торговле (в редакции Закона № 273-ФЗ) до 1 января 2017 года.

«Для рассмотрения насущных проблем, с которыми сталкиваются наши производители и фермеры при общении с торговыми сетями, мы создаем Экспертный совет при Управлении и приглашаем всех заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности и общественности присоединиться к его работе» - отметила Ольга Милонаец.

Что же сделало Управление по осуществлению контроля в сфере рекламы за истекшее полугодие. Больше всего граждане жалуются на недостоверную рекламу и распространение рекламных СМС-сообщений, а также на размещение рекламных конструкций. Сейчас наше Управление озадачено «заполонившими» наш город «вывесками», по мнению владельцев магазинов разливного пива, на которых изображено пиво и различные высказывания относительно «самого большого выбора» и т.д. По нашему мнению, указанные «вывески» являются рекламными конструкциями на которых размещена реклама алкогольной продукции. Как отметила Ольга Милонаец: «Если владельцы магазинов разливного пива не устранят нарушения законодательства о рекламе, то мы применим к ним штрафные санкции от 100 тыс. руб. до 500 тыс.руб., мне кажется, стоит задуматься, нарушать закон или нет».

Уже стало некой традицией, рост нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти различного уровня и первое полугодие 2016 не стало исключением. В основном нарушения связаны с изданием нормативно правовых актов, направленных на ограничение предпринимательской деятельности. Мы с этим активно боремся и результаты не заставили себя ждать, например: в этом году властями субъекта наведен порядок в предоставлении субсидий начинающим фермерам и семейным фермам, что не может не радовать. Но все же, отношения у нашего Управления не всегда находят понимание у органов власти, иногда нужно пройти все судебные инстанции, чтобы уберечь бизнес от неправомерных действий органов власти – подытожила руководитель Управления. В настоящее время, умы общественности занимает такое важное направление, как государственные и муниципальные закупки – и здесь я согласна с общественностью (Ольга Милонаец). Из всех выявленных при рассмотрении жалоб нарушений большая часть приходится на нарушения правил описания объекта закупки, установление ненадлежащих требований к содержанию и составу заявки на участие в торгах, установление излишних требований к описанию объекта закупки. При рассмотрении жалоб часто устанавливаются нарушения при описании объекта закупки, когда заказчиком установлены необъективные требования к товарам (нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе). Также часто встречаемое нарушение это когда в документации об электронном аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки в нем. По принципу участник закупки разгадай «ребус» и возможно твоя заявка не будет отклонена. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в нем является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Например: В документации об аукционе при описании товара, используемого при выполнении работ, Заказчик использует следующие виды показателей: показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения; показатели, значения которых не могут изменяться.

Хочу обратить внимание на то, что с 01 января 2017 года наши уважаемые ГУП, МУПы выйдут из под юрисдикции 223-ФЗ и будут работать по 44-ФЗ, что сделает механизм закупки более прозрачным и понятным для широких слоев населения и позволит осуществлять общественный контроль. Хорошим подспорьем для предпринимателей являются новые нормы Кодекса об административных правонарушениях, которые в большинстве случаях контролеры должны заменить штраф на предупреждение. На такие поблажки могут рассчитывать субъекты малого и среднего предпринимательства, совершившие нарушение впервые и не нанесших обществу ущерб.

Журналистов также интересовали вопросы про наружную рекламу на многоквартирных домах, чем закончилась история с субсидиями на поддержку фермеров, громкость рекламы на телеканалах, рассмотрение дела с автовокзальным сбором и другие вопросы.