Федеральные заказчики Псковской области и поддержка субъектов малого предпринимательства – что показала проверка

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В соответствии с поручением Президента РФ от 25.04.2015 № пр-815 ГС о проведении контрольных мероприятий, направленных на контроль за соблюдением заказчиками обязательств, предусмотренных ст. 30 Закона о контрактной системе (обязательная поддержка субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций) Управлением проведена проверка 16 заказчиков федерального уровня (заказчиков уровня субъекта и муниципалитетов проверяют контрольные органы на местах).

По результатам контрольных мероприятий, в отношении шести должностных лиц были возбуждены дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ, а именно за нарушение порядка составления ежегодного отчета об объеме закупок, осуществленных среди СМП и СОНО в 2015 году.

Так, должностными лицами были включены в отчет закупки, осуществленные на общих основаниях, из этих же данных рассчитан и процент закупок осуществленных среди СМП и СОНО.  Таким образом, включение в отчет по факту недостоверных сведений привело к нарушению норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, а самое главное поддержка СМП в таких учреждениях оказана не в полном объеме.

В условиях экономического кризиса и санкций, введенных Евросоюзом и США в отношении Российской Федерации, государственная поддержка субъектов предпринимательской деятельности, является неотъемлемой частью экономической политики страны, а использование государственных закупок, как одной из основных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляется наиболее эффективным способом.

Требования, предъявляемые к заказчикам о поддержке СМП и СОНО реализуются через ст. 30 Закона о контрактной системе, которой установлена необходимость осуществления закупок среди указанных субъектов в размере не менее 15 % от совокупного годового объема закупок. Из указанной нормы следует обязанность каждого заказчика, который работает в соответствии с бюджетным законодательством, закупить товары, работы или услуги в размере не менее 15 % от объема средств, выделенных в течении  финансового года,  у субъектов малого бизнеса.

Реализуя положения данной нормы, заказчик обязан, при объявлении процедуры торгов, установить в извещении о проведении закупки ограничения, свидетельствующее о проведении процедуры только и исключительно среди субъектов малого предпринимательства. В документацию, в свою очередь, включается требования о необходимости предоставления участником закупки декларации, подтверждающей принадлежность к указанным субъектам. А проект контракта должен содержать условие о его оплате не позднее чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Пристальное внимание к эффективному расходованию денежных средств, а также реализации программ, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее-СМП и СОНО) обуславливает необходимость осуществления контроля как федеральных, так и муниципальных заказчиков.

Вместе с тем, нельзя не отметить положительную тенденцию наметившуюся в 2016 год на предмет соблюдения федеральными заказчиками требований законодательства о контрактной системе. Так, если в 2015 году по результатам аналогичной проверки были установлены нарушения в части несоблюдения заказчиками установленного законом 15 % порогового значения, то в 2016 году подавляющее большинство нарушений коснулось неточностей составления отчета, включения в него недостоверных сведений, а также срока размещения отчета в единой информационной системе.