Заседание Экспертного совета по рекламе при Псковском УФАС России

В управлении Федеральной антимонопольной службы по Псковской области 18 декабря 2018 года состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, на котором рассматривались вопросы изменения в законодательстве и актуальные вопросы в указанной сфере.

Участники Совета были ознакомлены со статистикой рассмотрения заявлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. Согласно данным приведенной статистики в 2017 году было рассмотрено 49 заявлений, в 2018 году эта цифра выросла до 57 заявлений. Количество возбужденных дел по рассмотренным заявлениям, что в 2017, что в 2018 годах одинаково – 23 дела.

Что касается практики привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, то количество рассмотренных дел об административных правонарушениях в 2017 году - 44, в 2018 это количество заметно уменьшилось – до 25 дел. Соответственно сумма наложенного штрафа в 2017 году составила 647,50 тыс. руб., в 2018 – 324,00 тыс. руб., что обусловлено в том числе применением статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей замену штрафа субъектам малого и среднего предпринимательства в первый раз, нарушивших закон,  на предупреждение .

Так же слушатели были ознакомлены с типовыми нарушениями законодательства Российской Федерации о рекламе:

  1. распространение СМС-рекламы без согласия абонента;
  2. указание не соответствующих действительности сведений,
  3. размещение рекламных конструкций без соответствующих разрешений;
  4. реклама алкогольной продукции на рекламных конструкциях, размещенных на зданиях и сооружениях;
  5. отсутствие существенной информации об объекте рекламирования;
  6. отсутствие наименования лица, оказывающего финансовые услуги;
  7. отсутствие пометки «реклама» в печатных изданиях и телевизионных СМИ.

Сотрудники управления познакомили присутствующих с изменениями в законодательстве Российской Федерации о рекламе во втором полугодии 2018 года:

1) С 3 июля 2018 года государственный надзор в сфере рекламы осуществляется без проведения плановых проверок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) 3 августа 2018 года вступили в силу статья 14 и статья 15 Федерального закона «О рекламе», позволяющие телеканалам увеличивать продолжительность рекламы в эфире до 20% от времени вещания в час и 15% времени вещания в течении суток. Кроме того, в детских телепередачах запрещена реклама товаров, не предназначенных для детей;

3) 24 сентября 2018 года внесены изменения в пункт 6 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», устанавливающие запрет на размещение (распространение) рекламы работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации), либо аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;

4) С 11 ноября 2018 года статья 7 Федерального закона «О рекламе» дополнена новым пунктом 10, устанавливающим запрет рекламы услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

Далее гости были ознакомлены с последними разъяснениями законодательства о рекламе ФАС России:

1. письмо ФАС России от 19.09.2018 № РП/75002/18 о применении ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» в части разъяснения понятия «Иные технические средства стабильного территориального размещения». По мнению ФАС России, к иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связанные с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения;

2. письмо ФАС России от 22.11.2018 № АК/95016/18 о рекламе «Кэшбери». Организации группы компаний «Кэшбери» не вправе привлекать денежные средства физических лиц – потенциальных инвесторов. Нарушение ст.ст. 7, 28 Закона о рекламе. Ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

            В завершения обсудили спорные вопросы, касающиеся распространяемой в эфирах рекламы о борьбе со СПИДом на федеральных каналах с псковскими включениями. Провели опрос среди гостей о ролике «Колобок», размещенном на сайте http://o-spide.ru/ относительно его содержания: является ли  он непристойным, антисоциальным или же наоборот, может показываться в эфире без ограничений.

Большинство участников Совета посчитало возможным распространение данного ролика в эфире, но с обязательным содержанием знака информационной продукции (ограничение возрастной категории зрителей).