Госзаказчикам поставили блок. Монополии подпадут под закон о госзакупках

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении госзаказа описаны в 15-й статье 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В частности, в ней говорится, что не менее 10% и не более 20% общегодового объема поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг должны выставляться госзаказчиками на специализированные торги, участниками которых могут быть исключительно малые и средние предприятия. Закон вступил в силу в 2005 году, и за минувшие годы выяснилось, что обеспечить выполнение этой нормы в Москве пока не удается.

По данным Департамента по конкурентной политике, в 2008 году на спецторгах было размещено всего 1,38% горзаказа, а за остальные контракты «малышам» приходилось бороться с крупными фирмами на общих основаниях. Результаты этой битвы в целом
неплохи: по итогам года субъекты малого бизнеса получили заказов на 56,7 млрд. руб., что составляет 19,5% общего объема, но это скорее заслуга самих предпринимателей, нежели чиновников, отвечающих за проведение конкурсных процедур.

Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев на заседании московского правительства, посвященного горзаказу, назвал несколько причин, из-за которых спецторги в Москве организуются со скрипом. Первая и главная - небольшой размер лотов. До недавнего времени малые предприятия могли претендовать на горзаказ в объеме не более 2-3 млн. руб., а такие предложения у городских структур, реализующих крупномасштабные проекты в области строительства, капремонта, здравоохранения, по понятным причинам в дефиците.

Теперь эта проблема решена. 17 марта 2009 года вышло постановление Правительства РФ, согласно которому предельный размер размещения госзаказа среди субъектов малого предпринимательства увеличен до 15 млн. руб. Вышегородцев говорит, что «это совсем другое дело». Теперь заказы для «малышей» можно будет найти в сфере технического обслуживания зданий, ремонта дорожных покрытий, озеленения и благоустройства, установки сигнализаций, автотранспортных услуг и т.д.

По словам руководителя департамента, план-график специализированных торгов должен быть утвержден до середины апреля, а с начала мая желающие смогут побороться за первые крупные лоты. «У нас уже есть договоренность с Департаментом капремонта о привлечении к работам специализированных малых предприятий», - говорит Вышегородцев.

Всего, по его словам, на спецторгах планируется разместить горзаказа на 100 млрд. руб. По предложению Юрия Лужкова конкурсные процедуры для малых предприятий будут проводиться на отдельной площадке в Центральном доме предпринимателей, а чтобы у госзаказчиков не было соблазна обойти эту точку стороной, Департаменту
экономической политики дано поручение рассчитать, какую долю работ каждая городская структура обязана разместить среди субъектов малого бизнеса.

Михаил Вышегородцев говорит, что бороться с огрехами федерального законодательства, которое не предусматривает ответственности госзаказчиков за неисполнение установленных нормативов, можно также техническими средствами. В частности, в Единую автоматизированную информационную систему торгов (ЕАИСТ) планируется внедрить функционал, который будет блокировать заявку заказчика, если в ней не предусмотрена доля малого бизнеса в объеме не менее 10-20%.

По мнению депутатов Мосгордумы, в правовой базе о малом бизнесе еще много белых пятен. В частности, законодательно не закреплено понятие консорциума, объединяющего несколько субъектов малого предпринимательства. А ведь именно такие объединения могли бы на равных бороться за крупные заказы. По их мнению, квоты для малого бизнеса должны выделять не только госзаказчики, но и фирмы, участвующие в традиционных торгах. Среди малых и средних предприятий, которые в таком случае будут выступать в роли субподрядчиков, победитель мог бы распределять 8-20% объема работ», - считает один из депутатов Мосгордумы.

Фантазировать о перспективах малого бизнеса можно было бы бесконечно, если б 94-ФЗ не был законом прямого действия. «К сожалению, он оставляет городским властям мало возможностей для проведения самостоятельной политики в области горзаказа», - соглашаются в столичной мэрии. Вместе с тем присутствовавший на заседании равительства замруководителя ФАС Андрей Цариковский в своем выступлении подчеркнул, что 74% предпринимателей поддерживают закон о горзаказе, а не нравится он в основном чиновникам.

Самой серьезной проблемой в ФАСе считают сговор, который зачастую происходит не только между участниками торгов, но также между участниками и заказчиками (когда торги заведомо организуются под конкретную компанию). «Сейчас мы готовим поправки в ст. 178 К РФ, которые предусматривают жесткое наказание - вплоть до 6 лет лишения свободы за сговор на торговых площадках», - сообщил Цариковский, назвав сговор «очень страшным явлением, которое серьезно расшатывает экономический климат в стране».

Монополии подпадут под закон о госзакупках

ФАС РФ предложила ввести дисквалификацию в отношении государственных и муниципальных служащих, нарушающих закон. Как сообщила пресс-служба ФАС, на заседании ведомства, которое прошло в конце минувшей недели, также обсуждались условия освобождения от ответственности за добровольное сообщение о соглашении, ограничивающем конкуренцию. Особое внимание было уделено правилам недискриминационного доступа к товарам и услугам, производимым субъектами естественных монополий. В соответствии с подготовленными ФАС поправками на естественные монополии и госкорпорации будут распространены принципы закона о госзакупках, который обязывает проводить конкурсы для закупки товаров и услуг для собственных нужд. Ведомство надеется, что «второй антимонопольный пакет» будет рассмотрен до июля этого года.

Официальный сайт ФАС России