РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 10/14/14-ФР

Номер дела: № 10/14/14-ФР
Дата публикации: 14 июля 2014, 16:58

 г. Псков                                                                                                  07 июля 2014 г.                                                                     

Резолютивная часть решения оглашена  01 июля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен  07 июля 2014 года.

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

      Председателя Комиссии: <изъято> – заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий,   

     Членов Комиссии: <изъято> – заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <изъято> - ведущего эксперта отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг, микрофинансовых организаций и потребительских кооперативов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе Банка России,

 рассмотрев дело № 10/14/14-ФР по признакам нарушения Страховым открытым акционерным обществом «ВСК» (место нахождения: 121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4) в лице Псковского филиала СОАО «ВСК» (место нахождения: 180004, г. Псков, ул. Я. Фабрициуса, д. 21а) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

      В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление ООО «Росгосстрах» в лице Филиала ООО «Росгосстрах» в Псковской области (вх. № 401 от 25.12.2013) на незаконные действия СОАО «ВСК» при участии в запросе котировок на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты Муниципального унитарного предприятия «Островские теплосети» Островского района (далее – МУП «Островские теплосети», заказчик).    

     09 декабря 2013 года на сайте государственных закупок http://zakupki.gov.ru МУП «Островские теплосети» было размещено извещение и документация по запросу котировок на право заключения договора страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (извещение №31300736565) с начальной максимальной ценой 880 000 рублей.  

      Заявки на участие в запросе котировок подали 6 страховых компаний, а именно: СОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «СОГАЗ» и ОАО «СК «Альянс».

     20.12.2013 на официальном сайте в сети Интернет  www.zakupki.gov.ru был опубликован Протокол вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок №31300736565 от 09 декабря 2013 года, в соответствии с которым лучшим признано предложение СОАО «ВСК» с ценой 740 500 рублей.

     В заявлении ООО «Росгосстрах» указывалось, что цена предложения СОАО «ВСК» рассчитана с нарушением действующего законодательства в сфере страхования ответственности опасных производственных объектов.

     Кроме того, ООО «Росгосстрах» указал, что СОАО «ВСК» сообщил заказчику недостоверные сведения по размеру уставного капитала, являющиеся одним из критериев закупки. По информации ООО «Росгосстрах» по состоянию на 31.12.2012 размер уставного капитала СОАО «ВСК» составлял 2,0 млрд. руб.,  однако по критериям заказчика участник получил 10 баллов, как за уставный капитал свыше 3,0 млрд. руб.

     Таким образом, ООО «Росгосстрах» считает указанные действия СОАО «ВСК» при участии при участии в запросе котировок на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты МУП «Островские теплосети», недобросовестной конкуренцией.  

     В результате рассмотрения поступившего заявления и полученных материалов от Заказчика и участников запроса котировок Псковским УФАС России в соответствии с приказом № 47 от 14.04.2014 было возбуждено дело № 10/14/14-ФР в отношении СОАО «ВСК» в лице Псковского филиала СОАО «ВСК»  по признакам  нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

     ООО «Росгосстрах» представил Псковскому УФАС России письмо от 11.06.2014 № 084к с просьбой прекратить рассмотрение дела № 10/14/14-ФР в связи с невозможностью удовлетворения заявленных требований.

      На заседании комиссии 01.07.2014 представитель заявителя уточнил содержание требований относительно расчета страховой премии. Ранее заявителем оспаривался расчет страховой премии по объектам «котельные» и «группы котельных», в частности, расчет коэффициента за уровень безопасности. Заказчиком на сайте по данным объектам опубликованы сведения по году ввода объектов в эксплуатацию – с 1974 по 1998гг. Если считать по 1974г., то коэффициент за уровень безопасности составляет 0,85, если считать 1998г. – коэффициент 0,7. Соответственно, могло произойти разное толкование данных сведений разными страховщиками. Так как разъяснение у заказчика не запрашивалось, то нарушение законодательства отсутствует.

        Заявитель поддерживает свои требования в отношении проверки достоверности данных по уставному капиталу, так как данный критерий оценивался в закупочной процедуре.

Представитель ответчика по делу на заседании Комиссии и в письменном объяснении (исх. № 13-01-26/41 от 03.02.2014) по делу пояснил следующее:

     Расчет страховой премии объектов страхования – «Группа котельных» и «Котельная» осуществлен в автоматизированной программе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии». В соответствии с указанным постановлением значение коэффициента  уровня  безопасности  устанавливается в интервале 0,7 – 1,0, поэтому был применен коэффициент 0,7. Ответчик считает, что расчет страховой премии осуществлен правомерно с учетом действующего законодательства.

     Сведения о размере уставного капитала представлялись в форме таблицы согласно требованиям заказчика. Уставный капитал СОАО «ВСК» составляет 3,5 млрд. руб. Размер уставного капитала не повлиял на результат закупки, так как существенным критерием была цена.     

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию заявителя и ответчика, приходит к следующим выводам:

     09 декабря 2013 года на сайте государственных закупок http://zakupki.gov.ru МУП «Островские теплосети» разместило извещение №31300736565 о размещении закупки путем запроса котировок на право заключения договора страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, начальная цена договора определена в сумме 880 000 рублей.

Заявки на участие в запросе котировок подали 6 страховых компаний, а именно: СОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «СОГАЗ» и ОАО «СК «Альянс».

     В соответствии с протоколом вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок № 31300736565 от 09 декабря 2013 года лучшим признано предложение СОАО «ВСК» с ценой 740 500 рублей.

     По результатам проведения запроса котировок МУП «Островские теплосети» 31.12.2013 заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта  с СОАО «ВСК», страховые взносы оплачены.

     МУП «Островские теплосети» проведен запрос котировок № 31300736565 от 09 декабря 2013 года в соответствии с Положением о закупках товаров, работ и услуг, утвержденным Приказом № 234 от 25.09.2012. В соответствии с Положением и Законом № 223-ФЗ в извещении о закупке указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора. В требованиях  к участнику, размещенных должным образом на официальном сайте госзакупок, указано, что цена договора формируется в соответствии с законодательством РФ. Итоговый выбор организации-победителя будет произведен на основании разработанной заказчиком оценочной таблицы.

     В составе документации о закупке заказчиком разработаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие. В соответствии с разработанным оценочным листом участников первым критерием установлен «цена договора страхования», порядок оценки данного критерия предусматривает, что при оценке заявок лучшим условием признается предложение участника с наименьшей ценой договора, указанному критерию присваивается 10 баллов.

     Согласно котировочной заявке СОАО «ВСК» предложение участника по цене составило 740 500 рублей. Согласно котировочной заявке ООО «Росгосстрах» предложение участника по цене составило 745 400 рублей.  

      Расчет страховой премии СОАО «ВСК» осуществлен в соответствии с действующим законодательством с учетом установленного коэффициента уровня безопасности в интервале 0,7 – 1,0.

     Согласно оценочным листам, представленным заказчиком по запросу Псковского УФАС России (исх. № 79 от 24.01.2014),  СОАО «ВСК»  получил 10 баллов по критерию «цена договора страхования», ООО «Росгосстрах» - по критерию «цена договора страхования» 0 баллов.

      По критерию «размер уставного капитала» СОАО «ВСК» получил 10 баллов, ООО «Росгосстрах» - 10 баллов.

      Результаты проведенного запроса котировок отражены в Протоколе № 31300736565 вскрытия конвертов и рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок № 31300736565 от 09 декабря 2013 года. Согласно протоколу СОАО «ВСК»  получил общее количество баллов – 60, ООО «Росгосстрах» - 50. По результатам оценки котировочных заявок принято решение: лучшим признано предложение СОАО «ВСК».

     Комиссия отмечает, что если бы балл за размер уставного капитала был снижен до 5 (при размере уставного капитала от 1 до 3 млрд. руб.), то общая сумма баллов СОАО «ВСК» составила бы 55, т.е. выше, чем ООО «Росгосстрах». Следовательно, в рассматриваемом случае, присвоение балла за размер уставного капитала не повлияло на выбор победителя закупки.

     В силу п. 9 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

     При этом ст. 14 Закона «О защите конкуренции» установлен абсолютный запрет на недобросовестную конкуренцию.

     Комиссия считает, что действия СОАО «ВСК» по расчету страховой премии и представлению сведений о размере уставного капитала при участии в запросе котировок на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты МУП «Островские теплосети» не повлекли за собой получение преимуществ при определении победителя конкурса и не причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

     Таким образом, в действиях СОАО «ВСК» нарушений части 1 статьи 14 Закона № 135-ФЗ при участии в запросе котировок на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты МУП «Островские теплосети», не установлено. 

       Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

РЕШИЛА: 

1. Прекратить рассмотрение дела № 10/14/14-ФР в отношении СОАО «ВСК» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.  

 

Председатель Комиссии                                                          <изъято>

 

Члены Комиссии                                                                       <изъято>

                                                                                                        

                                                                                                  <изъято>

                                                                                                   

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.          

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

       Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7147 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 10/14/14-ФР [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7146 [type] => solution [language] => ru [created] => 1405343236 [changed] => 1405343236 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1405343236 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 г. Псков                                                                                                  07 июля 2014 г.                                                                     

Резолютивная часть решения оглашена  01 июля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен  07 июля 2014 года.

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

      Председателя Комиссии: <изъято> – заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий,   

     Членов Комиссии: <изъято> – заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <изъято> - ведущего эксперта отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг, микрофинансовых организаций и потребительских кооперативов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе Банка России,

 рассмотрев дело № 10/14/14-ФР по признакам нарушения Страховым открытым акционерным обществом «ВСК» (место нахождения: 121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4) в лице Псковского филиала СОАО «ВСК» (место нахождения: 180004, г. Псков, ул. Я. Фабрициуса, д. 21а) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

      В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление ООО «Росгосстрах» в лице Филиала ООО «Росгосстрах» в Псковской области (вх. № 401 от 25.12.2013) на незаконные действия СОАО «ВСК» при участии в запросе котировок на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты Муниципального унитарного предприятия «Островские теплосети» Островского района (далее – МУП «Островские теплосети», заказчик).    

     09 декабря 2013 года на сайте государственных закупок http://zakupki.gov.ru МУП «Островские теплосети» было размещено извещение и документация по запросу котировок на право заключения договора страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (извещение №31300736565) с начальной максимальной ценой 880 000 рублей.  

      Заявки на участие в запросе котировок подали 6 страховых компаний, а именно: СОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «СОГАЗ» и ОАО «СК «Альянс».

     20.12.2013 на официальном сайте в сети Интернет  www.zakupki.gov.ru был опубликован Протокол вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок №31300736565 от 09 декабря 2013 года, в соответствии с которым лучшим признано предложение СОАО «ВСК» с ценой 740 500 рублей.

     В заявлении ООО «Росгосстрах» указывалось, что цена предложения СОАО «ВСК» рассчитана с нарушением действующего законодательства в сфере страхования ответственности опасных производственных объектов.

     Кроме того, ООО «Росгосстрах» указал, что СОАО «ВСК» сообщил заказчику недостоверные сведения по размеру уставного капитала, являющиеся одним из критериев закупки. По информации ООО «Росгосстрах» по состоянию на 31.12.2012 размер уставного капитала СОАО «ВСК» составлял 2,0 млрд. руб.,  однако по критериям заказчика участник получил 10 баллов, как за уставный капитал свыше 3,0 млрд. руб.

     Таким образом, ООО «Росгосстрах» считает указанные действия СОАО «ВСК» при участии при участии в запросе котировок на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты МУП «Островские теплосети», недобросовестной конкуренцией.  

     В результате рассмотрения поступившего заявления и полученных материалов от Заказчика и участников запроса котировок Псковским УФАС России в соответствии с приказом № 47 от 14.04.2014 было возбуждено дело № 10/14/14-ФР в отношении СОАО «ВСК» в лице Псковского филиала СОАО «ВСК»  по признакам  нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

     ООО «Росгосстрах» представил Псковскому УФАС России письмо от 11.06.2014 № 084к с просьбой прекратить рассмотрение дела № 10/14/14-ФР в связи с невозможностью удовлетворения заявленных требований.

      На заседании комиссии 01.07.2014 представитель заявителя уточнил содержание требований относительно расчета страховой премии. Ранее заявителем оспаривался расчет страховой премии по объектам «котельные» и «группы котельных», в частности, расчет коэффициента за уровень безопасности. Заказчиком на сайте по данным объектам опубликованы сведения по году ввода объектов в эксплуатацию – с 1974 по 1998гг. Если считать по 1974г., то коэффициент за уровень безопасности составляет 0,85, если считать 1998г. – коэффициент 0,7. Соответственно, могло произойти разное толкование данных сведений разными страховщиками. Так как разъяснение у заказчика не запрашивалось, то нарушение законодательства отсутствует.

        Заявитель поддерживает свои требования в отношении проверки достоверности данных по уставному капиталу, так как данный критерий оценивался в закупочной процедуре.

Представитель ответчика по делу на заседании Комиссии и в письменном объяснении (исх. № 13-01-26/41 от 03.02.2014) по делу пояснил следующее:

     Расчет страховой премии объектов страхования – «Группа котельных» и «Котельная» осуществлен в автоматизированной программе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии». В соответствии с указанным постановлением значение коэффициента  уровня  безопасности  устанавливается в интервале 0,7 – 1,0, поэтому был применен коэффициент 0,7. Ответчик считает, что расчет страховой премии осуществлен правомерно с учетом действующего законодательства.

     Сведения о размере уставного капитала представлялись в форме таблицы согласно требованиям заказчика. Уставный капитал СОАО «ВСК» составляет 3,5 млрд. руб. Размер уставного капитала не повлиял на результат закупки, так как существенным критерием была цена.     

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию заявителя и ответчика, приходит к следующим выводам:

     09 декабря 2013 года на сайте государственных закупок http://zakupki.gov.ru МУП «Островские теплосети» разместило извещение №31300736565 о размещении закупки путем запроса котировок на право заключения договора страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, начальная цена договора определена в сумме 880 000 рублей.

Заявки на участие в запросе котировок подали 6 страховых компаний, а именно: СОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «СОГАЗ» и ОАО «СК «Альянс».

     В соответствии с протоколом вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок № 31300736565 от 09 декабря 2013 года лучшим признано предложение СОАО «ВСК» с ценой 740 500 рублей.

     По результатам проведения запроса котировок МУП «Островские теплосети» 31.12.2013 заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта  с СОАО «ВСК», страховые взносы оплачены.

     МУП «Островские теплосети» проведен запрос котировок № 31300736565 от 09 декабря 2013 года в соответствии с Положением о закупках товаров, работ и услуг, утвержденным Приказом № 234 от 25.09.2012. В соответствии с Положением и Законом № 223-ФЗ в извещении о закупке указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора. В требованиях  к участнику, размещенных должным образом на официальном сайте госзакупок, указано, что цена договора формируется в соответствии с законодательством РФ. Итоговый выбор организации-победителя будет произведен на основании разработанной заказчиком оценочной таблицы.

     В составе документации о закупке заказчиком разработаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие. В соответствии с разработанным оценочным листом участников первым критерием установлен «цена договора страхования», порядок оценки данного критерия предусматривает, что при оценке заявок лучшим условием признается предложение участника с наименьшей ценой договора, указанному критерию присваивается 10 баллов.

     Согласно котировочной заявке СОАО «ВСК» предложение участника по цене составило 740 500 рублей. Согласно котировочной заявке ООО «Росгосстрах» предложение участника по цене составило 745 400 рублей.  

      Расчет страховой премии СОАО «ВСК» осуществлен в соответствии с действующим законодательством с учетом установленного коэффициента уровня безопасности в интервале 0,7 – 1,0.

     Согласно оценочным листам, представленным заказчиком по запросу Псковского УФАС России (исх. № 79 от 24.01.2014),  СОАО «ВСК»  получил 10 баллов по критерию «цена договора страхования», ООО «Росгосстрах» - по критерию «цена договора страхования» 0 баллов.

      По критерию «размер уставного капитала» СОАО «ВСК» получил 10 баллов, ООО «Росгосстрах» - 10 баллов.

      Результаты проведенного запроса котировок отражены в Протоколе № 31300736565 вскрытия конвертов и рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок № 31300736565 от 09 декабря 2013 года. Согласно протоколу СОАО «ВСК»  получил общее количество баллов – 60, ООО «Росгосстрах» - 50. По результатам оценки котировочных заявок принято решение: лучшим признано предложение СОАО «ВСК».

     Комиссия отмечает, что если бы балл за размер уставного капитала был снижен до 5 (при размере уставного капитала от 1 до 3 млрд. руб.), то общая сумма баллов СОАО «ВСК» составила бы 55, т.е. выше, чем ООО «Росгосстрах». Следовательно, в рассматриваемом случае, присвоение балла за размер уставного капитала не повлияло на выбор победителя закупки.

     В силу п. 9 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

     При этом ст. 14 Закона «О защите конкуренции» установлен абсолютный запрет на недобросовестную конкуренцию.

     Комиссия считает, что действия СОАО «ВСК» по расчету страховой премии и представлению сведений о размере уставного капитала при участии в запросе котировок на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты МУП «Островские теплосети» не повлекли за собой получение преимуществ при определении победителя конкурса и не причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

     Таким образом, в действиях СОАО «ВСК» нарушений части 1 статьи 14 Закона № 135-ФЗ при участии в запросе котировок на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты МУП «Островские теплосети», не установлено. 

       Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

РЕШИЛА: 

1. Прекратить рассмотрение дела № 10/14/14-ФР в отношении СОАО «ВСК» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.  

 

Председатель Комиссии                                                          <изъято>

 

Члены Комиссии                                                                       <изъято>

                                                                                                        

                                                                                                  <изъято>

                                                                                                   

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.          

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

       Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 г. Псков                                                                                                  07 июля 2014 г.                                                                     

Резолютивная часть решения оглашена  01 июля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен  07 июля 2014 года.

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

      Председателя Комиссии: <изъято> – заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий,   

     Членов Комиссии: <изъято> – заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <изъято> - ведущего эксперта отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг, микрофинансовых организаций и потребительских кооперативов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе Банка России,

 рассмотрев дело № 10/14/14-ФР по признакам нарушения Страховым открытым акционерным обществом «ВСК» (место нахождения: 121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4) в лице Псковского филиала СОАО «ВСК» (место нахождения: 180004, г. Псков, ул. Я. Фабрициуса, д. 21а) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

      В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление ООО «Росгосстрах» в лице Филиала ООО «Росгосстрах» в Псковской области (вх. № 401 от 25.12.2013) на незаконные действия СОАО «ВСК» при участии в запросе котировок на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты Муниципального унитарного предприятия «Островские теплосети» Островского района (далее – МУП «Островские теплосети», заказчик).    

     09 декабря 2013 года на сайте государственных закупок http://zakupki.gov.ru МУП «Островские теплосети» было размещено извещение и документация по запросу котировок на право заключения договора страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (извещение №31300736565) с начальной максимальной ценой 880 000 рублей.  

      Заявки на участие в запросе котировок подали 6 страховых компаний, а именно: СОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «СОГАЗ» и ОАО «СК «Альянс».

     20.12.2013 на официальном сайте в сети Интернет  www.zakupki.gov.ru был опубликован Протокол вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок №31300736565 от 09 декабря 2013 года, в соответствии с которым лучшим признано предложение СОАО «ВСК» с ценой 740 500 рублей.

     В заявлении ООО «Росгосстрах» указывалось, что цена предложения СОАО «ВСК» рассчитана с нарушением действующего законодательства в сфере страхования ответственности опасных производственных объектов.

     Кроме того, ООО «Росгосстрах» указал, что СОАО «ВСК» сообщил заказчику недостоверные сведения по размеру уставного капитала, являющиеся одним из критериев закупки. По информации ООО «Росгосстрах» по состоянию на 31.12.2012 размер уставного капитала СОАО «ВСК» составлял 2,0 млрд. руб.,  однако по критериям заказчика участник получил 10 баллов, как за уставный капитал свыше 3,0 млрд. руб.

     Таким образом, ООО «Росгосстрах» считает указанные действия СОАО «ВСК» при участии при участии в запросе котировок на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты МУП «Островские теплосети», недобросовестной конкуренцией.  

     В результате рассмотрения поступившего заявления и полученных материалов от Заказчика и участников запроса котировок Псковским УФАС России в соответствии с приказом № 47 от 14.04.2014 было возбуждено дело № 10/14/14-ФР в отношении СОАО «ВСК» в лице Псковского филиала СОАО «ВСК»  по признакам  нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

     ООО «Росгосстрах» представил Псковскому УФАС России письмо от 11.06.2014 № 084к с просьбой прекратить рассмотрение дела № 10/14/14-ФР в связи с невозможностью удовлетворения заявленных требований.

      На заседании комиссии 01.07.2014 представитель заявителя уточнил содержание требований относительно расчета страховой премии. Ранее заявителем оспаривался расчет страховой премии по объектам «котельные» и «группы котельных», в частности, расчет коэффициента за уровень безопасности. Заказчиком на сайте по данным объектам опубликованы сведения по году ввода объектов в эксплуатацию – с 1974 по 1998гг. Если считать по 1974г., то коэффициент за уровень безопасности составляет 0,85, если считать 1998г. – коэффициент 0,7. Соответственно, могло произойти разное толкование данных сведений разными страховщиками. Так как разъяснение у заказчика не запрашивалось, то нарушение законодательства отсутствует.

        Заявитель поддерживает свои требования в отношении проверки достоверности данных по уставному капиталу, так как данный критерий оценивался в закупочной процедуре.

Представитель ответчика по делу на заседании Комиссии и в письменном объяснении (исх. № 13-01-26/41 от 03.02.2014) по делу пояснил следующее:

     Расчет страховой премии объектов страхования – «Группа котельных» и «Котельная» осуществлен в автоматизированной программе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии». В соответствии с указанным постановлением значение коэффициента  уровня  безопасности  устанавливается в интервале 0,7 – 1,0, поэтому был применен коэффициент 0,7. Ответчик считает, что расчет страховой премии осуществлен правомерно с учетом действующего законодательства.

     Сведения о размере уставного капитала представлялись в форме таблицы согласно требованиям заказчика. Уставный капитал СОАО «ВСК» составляет 3,5 млрд. руб. Размер уставного капитала не повлиял на результат закупки, так как существенным критерием была цена.     

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию заявителя и ответчика, приходит к следующим выводам:

     09 декабря 2013 года на сайте государственных закупок http://zakupki.gov.ru МУП «Островские теплосети» разместило извещение №31300736565 о размещении закупки путем запроса котировок на право заключения договора страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, начальная цена договора определена в сумме 880 000 рублей.

Заявки на участие в запросе котировок подали 6 страховых компаний, а именно: СОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «СОГАЗ» и ОАО «СК «Альянс».

     В соответствии с протоколом вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок № 31300736565 от 09 декабря 2013 года лучшим признано предложение СОАО «ВСК» с ценой 740 500 рублей.

     По результатам проведения запроса котировок МУП «Островские теплосети» 31.12.2013 заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта  с СОАО «ВСК», страховые взносы оплачены.

     МУП «Островские теплосети» проведен запрос котировок № 31300736565 от 09 декабря 2013 года в соответствии с Положением о закупках товаров, работ и услуг, утвержденным Приказом № 234 от 25.09.2012. В соответствии с Положением и Законом № 223-ФЗ в извещении о закупке указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора. В требованиях  к участнику, размещенных должным образом на официальном сайте госзакупок, указано, что цена договора формируется в соответствии с законодательством РФ. Итоговый выбор организации-победителя будет произведен на основании разработанной заказчиком оценочной таблицы.

     В составе документации о закупке заказчиком разработаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие. В соответствии с разработанным оценочным листом участников первым критерием установлен «цена договора страхования», порядок оценки данного критерия предусматривает, что при оценке заявок лучшим условием признается предложение участника с наименьшей ценой договора, указанному критерию присваивается 10 баллов.

     Согласно котировочной заявке СОАО «ВСК» предложение участника по цене составило 740 500 рублей. Согласно котировочной заявке ООО «Росгосстрах» предложение участника по цене составило 745 400 рублей.  

      Расчет страховой премии СОАО «ВСК» осуществлен в соответствии с действующим законодательством с учетом установленного коэффициента уровня безопасности в интервале 0,7 – 1,0.

     Согласно оценочным листам, представленным заказчиком по запросу Псковского УФАС России (исх. № 79 от 24.01.2014),  СОАО «ВСК»  получил 10 баллов по критерию «цена договора страхования», ООО «Росгосстрах» - по критерию «цена договора страхования» 0 баллов.

      По критерию «размер уставного капитала» СОАО «ВСК» получил 10 баллов, ООО «Росгосстрах» - 10 баллов.

      Результаты проведенного запроса котировок отражены в Протоколе № 31300736565 вскрытия конвертов и рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок № 31300736565 от 09 декабря 2013 года. Согласно протоколу СОАО «ВСК»  получил общее количество баллов – 60, ООО «Росгосстрах» - 50. По результатам оценки котировочных заявок принято решение: лучшим признано предложение СОАО «ВСК».

     Комиссия отмечает, что если бы балл за размер уставного капитала был снижен до 5 (при размере уставного капитала от 1 до 3 млрд. руб.), то общая сумма баллов СОАО «ВСК» составила бы 55, т.е. выше, чем ООО «Росгосстрах». Следовательно, в рассматриваемом случае, присвоение балла за размер уставного капитала не повлияло на выбор победителя закупки.

     В силу п. 9 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

     При этом ст. 14 Закона «О защите конкуренции» установлен абсолютный запрет на недобросовестную конкуренцию.

     Комиссия считает, что действия СОАО «ВСК» по расчету страховой премии и представлению сведений о размере уставного капитала при участии в запросе котировок на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты МУП «Островские теплосети» не повлекли за собой получение преимуществ при определении победителя конкурса и не причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

     Таким образом, в действиях СОАО «ВСК» нарушений части 1 статьи 14 Закона № 135-ФЗ при участии в запросе котировок на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты МУП «Островские теплосети», не установлено. 

       Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

РЕШИЛА: 

1. Прекратить рассмотрение дела № 10/14/14-ФР в отношении СОАО «ВСК» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.  

 

Председатель Комиссии                                                          <изъято>

 

Члены Комиссии                                                                       <изъято>

                                                                                                        

                                                                                                  <изъято>

                                                                                                   

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.          

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

       Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2820/ОВ от 07.07.2014 [format] => [safe_value] => 2820/ОВ от 07.07.2014 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 10/14/14-ФР [format] => [safe_value] => № 10/14/14-ФР ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-14 12:58:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-07 12:58:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1405343236 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Псковское УФАС России )