Не такой он страшный, этот закон!

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

«Не такой он страшный, этот закон!»

22.09.2016 13:42 ЦДИ, Псков

 

С 1 января 2017 года ГУПы и МУПы России начнут жить по-новому: отныне и впредь они будут осуществлять закупки по нормам и требованиям Закона №44-ФЗ.

Соответствующие поправки внесены как в упомянутый закон, так и в Закон № 223-ФЗ, которым до недавних пор руководствовались унитарные предприятия. Положения этого документа позволяли заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности. При этом отдельные заказчики с помощью различных способов могли маскировать закупку у единственного поставщика, что никоим образом не соответствовало принципу прозрачности и добросовестной конкуренции. Собственно, переход ГУП и МУП под действие контрактной системы, уверены законодатели, должен исправить эту ситуацию.

В Псковской области данные нововведения коснутся многих предприятий, работающих в сфере ЖКХ (МУП Управление капитального строительства, МУП «Горводоканал», МУП «Псковские тепловые сети»), перевозки пассажиров (ГППО «Псковпассажиравтотранс»), обеспечения лекарствами (ГППО «Фармация»), типографских услуг (ГППО «Псковская областная типография», ГППО «Медиа-холдинг Псковской области»). Кстати, столовая №1 в Управлении делами администрации области - тоже унитарное предприятие.

Многочисленные вопросы о том, что должны успеть сделать ГУП и МУП до конца 2016 года в соответствии с новыми правилами по переходу на 44-ФЗ, стали предметом обсуждения на очередном заседании Общественно-консультативного совета при Псковском УФАС России.

Конкуренция превыше всего

Заседание прошло при полном аншлаге. Судя по реакции на выступления спикеров (а ими стали руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Ольга Милонаец, заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы псковского УФАС Наталья Юркина, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Аркадий Мурылев), для гостей мероприятия новость о грядущих изменениях не стала неожиданностью. Кто-то уже успел почитать закон и составить о нем свое мнение, кто-то попытался предпринять первые шаги на пути к 44-ФЗ (некоторые даже небезуспешно), и все же объективно для большинства псковских унитарных предприятий переход на закупки «по-новому» - это трата времени, трудов и нервов.

Понимая настроение организаций (и даже сочувствуя им), Ольга Милонаец подчеркнула, что дороги назад нет: все изменения вступают в силу с января 2017 года, при этом для дальнейшей нормальной работы предприятиям придется предпринять ряд действий до 30 декабря нынешнего года. А для этого мыслить надо позитивно: не минусы отыскивать, а плюсы: закупки по правилам Закона №44-ФЗ более прозрачны, обоснованы и эффективны. Они дают шанс сэкономить благодаря вовлечению в процесс новых игроков-предпринимателей. Как отметил Аркадий Мурылев, бизнес действительно ждет открытия перспективного рынка сбыта. Кроме того, это позитивным образом скажется на кошельках простых псковичей. Простой пример от псковского ФАС: МП и ГП, имеющие миллионные бюджеты, умудрялись оформлять все свои закупки на единственного поставщика. 223-ФЗ это позволял. «Можно было покупать на 100 млн в лизинг автобусы, не проводя ни одной конкурентной процедуры, - говорит глава ведомства. - Естественно, это неправильно. Билеты в общественном транспорте оплачиваем в итоге мы, расходы эти отражаются на нас». Так что, кто знает, может, нововведения помогут удешевить наши повседневные расходы?

А может, пойдем в обход?

Конечно, процесс грядущего перехода вряд ли пройдет безболезненно. «Мысли о том, что делать, чтобы не работать по 44ФЗ, могут возникнуть, - комментирует Ольга Милонаец. - Когда этот закон только вступил для нас в силу, мы поначалу вообще ничего не покупали, потом свыклись с этой мыслью и начали потихоньку работать. От ГУПов и МУПов я слышу то же самое». Вариантов развития событий для тех, кто отважится идти против ветра, несколько. Самый простой - закрыться. Можно акционироваться, но в ФАС сомневаются в целесообразности подобного решения. Еще один безнадежный вариант - преобразовать учреждение в муниципальное по решению органов власти.

«Хочу вас убедить, что не такой он страшный, этот закон, - призналась Ольга Милонаец. - Государство приняло его для того, чтобы открыть рынок, дать как можно большему количеству предпринимателей выйти на ваш рынок. К тому же все, кто работает сегодня по 223 ФЗ, уже видят в нем тенденцию: его постоянно «причесывают» под 44-ФЗ, вносят изменения».

Еще одна тонкость. Сейчас все ГУПы и МУПы зарегистрированы в единой информационной системе как заказчики по 223-ФЗ. С 1 января можно оставить в этой части лишь исключения из правил (работать с 223-ФЗ можно будет только за счет грантов, а также если исполнители по контракту и привлекают субподрядчиков), все остальное необходимо «отдать» под 44-ФЗ. Если вы решаете вести два параллельных закупочных процесса - серьезно подумайте, сможете ли должным образом обеспечить двойной учет. «Рекомендую перейти на 44-ФЗ - это будет проще во всех отношениях», - подчеркивает Ольга Милонаец.

К тому же ФАС пообещал организовать сбор вопросов от унитарных предприятий регионов (их можно присылать на электронную почту ведомства) с целью дальнейшей передачи их в адрес Минэкономразвития. Кроме того, каждую последнюю пятницу на Кузнецкой проводятся занятия в рамках проекта «Азбука госзаказа». До недавних пор в них участвовали предприниматели, но сейчас сотрудники ФАС будут принимать на них и представителей ГУПов и МУПов.

«Задача перехода - не вас зарегулировать, - заверила Ольга Милонаец, - а дать предпринимателям выйти на ваш рынок в конкурентной борьбе, чтобы импортозамещение начало работать... Назад дороги нет, никто закон не отменит, вперед, как говорится, и с песней!»

Пошагово: что делать

До нового года, а значит, вступления в силу новых правил закупок для МУП и ГУП осталось всего три месяца. С чего начать, куда обращаться, какие документы подготовить на эти и другие общие вопросы гостям заседания ответила заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы псковского УФАС Наталья Юркина. Вот что пошагово стоит предпринять унитарным предприятиям, желающим остаться в правовом поле.

1. Получить ключи усиленной электронной цифровой подписи в органах Федерального казначейства.

Комментарии ФАС:

Электронная подпись, которую некогда оформляли для себя представители МУПов и ГУПов, делалась на одного человека и платно. Для осуществления закупок по 44-ФЗ данная ЭЦП не подходит. Придется делать новую - зато бесплатно и на любое количество человек. Тем унитарным предприятиям, которые уже попытались сделать новую ЭЦП, пришлось столкнуться с проблемой: Федеральное казначейство отказывало им в данной услуге по причине отсутствия предприятий в перечне реестров заказчиков. Для того чтобы избежать подобных эксцессов, ФАС рекомендует уполномоченным органам внести МУПы и ГУПы в соответствующие реестры. Вся процедура занимает порядка полутора месяцев. «Надо сделать это до 30 декабря, - подчеркивает Ольга Милонаец, - а не тогда, когда вся система рухнет. Уже сейчас есть сбои, а если все придут в один день - будет коллапс».

2. Зарегистрироваться в единой информационной системе.

3. Настроить личный кабинет пользователя в ЕИС.

4. Пройти обучение в сфере закупок.

Комментарии ФАС:

Если по 223-ФЗ никаких требований к сотрудникам, занимавшимся закупками, не предъявлялось, то по 44-ФЗ все очень жестко. С 1 января закупками могут заниматься только специально обученные люди. ФАС уверена: образование - не то, на чем надо экономить, так как в случае наложения штрафных санкций сотрудник будет лично отвечать за свои ошибки.

Соответственно, должны быть внесены изменения в штатное расписание, трудовые договоры и в перечни должностных обязанностей. При этом, напоминает ФАС, сотрудников надо уведомить об этих изменениях за два месяца. Согласно апрельскому решению Минтруда, процесс введения профстандартов на предприятии можно продлить до 2020 года, но в таком случае организация должна разработать план соответствующих мероприятий - он пригодится в случае визита контролирующих органов.

5. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

Комментарии ФАС:

Контрактная служба может представлять собой отдел или подразделение в состава другого отдела (например, юридического). Работу контрактной службы регламентирует типовой документ, утвержденный Минэкономразвития - здесь ничего нового придумывать не нужно.

Контрактная служба обязательна для предприятий с оборотом свыше 100 млн рублей (таких в Пскове  немного). В остальных случаях назначается контрактный управляющий. По словам Ольги Милонаец, количество обязанностей, которые есть у управляющего, настолько огромно, что один человек с ними не справится. Поэтому ФАС рекомендует: контрактная служба должна состоять хотя бы из двух человек, в идеале - трех-четырех.

6. Создать комиссию по осуществлению конкурентных закупок.

7. Разработать, утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупках по закону 223ФЗ в отношении закупок с 2017 года (в отношении закупок, которые могут осуществляться по-старому).

8. Осуществить планирование закупок на 2016 год и последующие годы.

Комментарии ФАС:

К этому пункту надо отнестись предельно внимательно. В течение трех лет работы по 44-ФЗ контроль над закупочной деятельностью осуществлялся консультационно. С января Федеральное казначейство получает права и обязанности по наложению штрафов в случае, если план будет создан с нарушениями. Закупки, которые «не понравятся» казначейству, будут сняты и оплачены штрафами.

Любая закупка должна быть обоснована. Есть три цели, на которые можно тратить деньги: закупка в рамках разного рода программ (например, модернизация образования и т.п.); в рамках международных договоров; в соответствии с уставными целями и осуществлением основной деятельности (например, покупка нового ноутбука - это улучшение материально-технической базы, бумага - на осуществление функций в соответствии с уставом).

Ольга Милонаец посоветовала ответственным лицам ГУПов и МУПов «не отмахиваться» от этой обязанности: пока есть время, можно «потихонечку на бумаге на основании ранее осуществленных закупочных процессов попробовать расписать план-график. Просто проэкспериментировать».

9. Назначить лиц, ответственных за приемку и экспертизу ТРУ.

Если говорить о документах, которые необходимо оформить в связи с переходом на контрактную систему закупок, то унитарным предприятиям предстоит подготовить целый пакет бумаг. Это Приказ (либо Распоряжение) о создании комиссии по закупкам, Порядок работы комиссий по осуществлению закупок; Положение о контрактной службе (либо приказы о назначении управляющего); Приказ о назначении Пользователей, подтверждающих право ЭЦП Пользователя; План закупок на 2017-2019 годы и план-график на 2017 год; Приказ о назначении лиц, ответственных за проведение экспертизы и приемки товара, реестр закупок, проводимых до 100 тысяч рублей. Кроме того, потребуется ряд документов кадрово-административного характера (должностные инструкции, измененные или новые трудовые договоры, штатные расписания и т.п.).

***

Таким образом, чтобы после боя курантов в новогоднюю ночь унитарное предприятие не превратилось из прекрасной принцессы в нищую Золушку, ответственным за закупку «тыкв» и «мышей» стоит сделать несколько важных дел. Создать контрактную службу или назначить управляющего, обучить людей, заполнить и разместить планы-графики закупок на текущий и последующие годы.

«Давайте не паниковать, делать все пошагово», - призвала присутствующих на заседании Ольга Милонаец и заверила, что Федеральная антимонопольная служба по Псковской области, со своей стороны, готова к сотрудничеству. Теперь слово - за ГУПами и МУПами.

Елена Никитина