"Вас тут не стояло" - как защитить себя от недобросовестных страховщиков

В управление поступило обращение гражданина из Пыталово с жалобой на действия сотрудников филиала ПАО СК «Росгосстрах» (офис в г. Пыталово) по отказу в оформлении полиса ОСАГО. Обратившись в страховой отдел филиала, гражданин получил отказ от сотрудника компании на основании отсутствия доступа к информационной системе Российского Союза автостраховщиков. Информация необходима для того, что бы проверить были ли выплаты по авариям, на какую скидку может рассчитывать заявитель, для расчета цены полиса и так далее. Сотрудник Росгосстраха ему пояснил, что такой доступ имеется только в головном офисе компании в городе Пскове. Со слов гражданина, такая же ситуация наблюдалась и в других страховых компаниях в г. Пыталово.

По информации ПАО СК «Росгосстрах» в Псковской области гражданин «и вовсе не обращался в страховую компанию в установленном порядке». По поводу доступа к информационной системе РСА в страховой компании пояснили, что доступ имеется у всех сотрудников во всех районах области при отсутствии сбоев. Так что ехать в Псков, чтобы оформить полис ОСАГО не требуется!

Вот так просто. «Вас тут не стояло»!!!!!

Чтобы подобных ситуаций не возникало, напоминаем, как нужно действовать гражданам при обращении в страховую компанию, чтобы защитить себя от незаконных действий страховщиков?

В соответствии с пунктом 14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Правила ОСАГО), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263, владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего ОСАГО. При этом согласно названному пункту страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО и представившему документы в соответствии с Правилами ОСАГО.
Для того чтобы защитить свои законные интересы советуем заблаговременно заняться заключением договора ОСАГО и подать заявление о заключении договора в письменной форме или в виде электронного документа. Как правило, при подаче письменного заявления страховщик не отказывает и заключает договор без навязывания дополнительных услуг.

Выбирая страховую компанию, предпочтительнее обращаться непосредственно в офис компании, а не к страховым агентам или брокерам, которые зачастую не несут ответственность за действия страховщика.

Гражданин вправе направить выбранному страховщику соответствующее заявление о заключении договора ОСАГО по форме, утвержденной приказом Минфина России от 01.07.2009
№ 67н, в соответствии с пунктом 14 Правил ОСАГО и статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и с приложением всех необходимых документов, предусмотренных Правилами ОСАГО.
Обращаем внимание, что указанное заявление может быть отправлено посредством ФГУП «Почта России» на официальный адрес страховщика с уведомлением о вручении почтового отправления либо передано непосредственно в офис компании. Указанное уведомление или официальная регистрация заявления в приемной будут являться доказательством получения страховщиком направленного гражданином заявления.
На основании части 1 статьи 445 ГК РФ в случае направления гражданином страховщику заявления о заключении с ним договора ОСАГО с приложением всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 15 Правил ОСАГО, страховщик обязан заключить договор ОСАГО в 30-дневный срок со дня получения заявления. В случае отказа либо уклонения от заключения договора гражданин вправе обратиться с соответствующим заявлением с приложением копий заявления и доказательств его вручения страховщику в ФАС России либо его территориальный орган, Роспотребнадзор, Банк России и в суд для защиты своих прав и интересов. 

Согласно статье 15.34.1 КоАП РФ с 1 августа 2014 года необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях должностных лиц страховых компаний при заключении договора ОСАГО находится в компетенции Банка России (ст. 23.74 КоАП РФ).

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 07.02.1192 № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Заявление о нарушении прав потребителей при заключении договора ОСАГО подается в территориальный орган Роспотребнадзора.

Антимонопольные органы уполномочены рассматривать действия страховщиков, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением в том случае, если ущемлены интересы неопределенного круга лиц, или в согласованных действиях страховых компаний, ограничивающих конкуренцию. 

Итак, чтобы защитить свои законные права, не нужно ждать окончания срока действия договора ОСАГО и скоропалительно заключать новый договор на любых условиях страховой компании, а следует обращаться за 30 дней до окончания срока с письменным заявлением к страховщику. И только получив письменный ответ (в форме отказа или навязывания иных услуг), или отсутствия ответа на заявление, обращаться в уполномоченные органы.

Пожалуйста соблюдайте эти правила, поскольку если Вы не обращались письменно в страховую компанию недобросовестных сотрудников невозможно привлечь к административной ответственности и обязать выдать Вам полис ОСАГО – руководитель управления Ольга Милонаец