Чтобы развиваться, нужна конкуренция

УФАС по Псковской области подвело итоги своей деятельности за 2017 год. Руководитель управления Ольга Милонаец привела основные показатели и рассказала о резонансных делах, которые были рассмотрены. Она напомнила, что антимонопольная служба осуществляет контроль за реализацией федеральных законов «О защите конкуренции» и «О рекламе», за действиями государственных и муниципальных заказчиков, корпоративными закупками, деятельностью естественных монополий и частично за тарифным регулированием. Она остановилась на задачах, определенных Национальным планом развития конкуренции в РФ на 2018 - 2020 годы, которые предстоит реализовывать ФАС совместно с субъектами Федерации, органами местного самоуправления. Указ о принятии этого важного и долгожданного документа был подписан Президентом РФ 21 декабря 2017 года. Он направлен на создание конкурентоспособного предпринимательства во всех отраслях экономики, что будет способствовать удовлетворению потребностей населения.

НА РАВНЫХ УСЛОВИЯХ

В соответствии с Национальным планом необходимо достичь присутствия на всех товарных рынках не менее трех хозяйствующих субъектов, один из которых должен относиться к частному бизнесу. По словам руководителя Псковского УФАС, для выполнения этого показателя требуется ограничить количество государственных и муниципальных унитарных предприятий в тех сферах, где уже развита конкуренция. Так, например, у нас переизбыток коммерческих предприятий в фармацевтическом бизнесе, которые также имеют право обслуживать клиентов по льготным рецептам. А муниципальные аптеки нужно создавать только в тех местах, где других вообще нет.

Ольга Милонаец считает, что ситуацию трудно изменить потому, что властям разного уровня удобно иметь организации, которыми можно управлять и манипулировать, ставить задачи. Им при этом предоставляются определенные преференции по арендной плате, имуществу, получению заказов, что ставит предпринимателей в неравные условия. А снижение стоимости и повышение качества услуг, что в первую очередь интересует потребителей, напрямую зависят от развития конкуренции. Поэтому предполагается ликвидировать неэффективные ГУПы и МУПы, и сохранить их только там, где это необходимо для решения государственных и общественно значимых задач.

СОКРАТИТЬ В ДВА РАЗА

Еще одним ключевым показателем, на достижение которого направлены мероприятия Национального плана развития конкуренции, является снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления к 2020 году не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом. Руководитель УФАС с сожалением констатировала, что по-прежнему более половины нарушений совершается органами власти, хотя в законе всего одна статья, на основании которой за ними осуществляется контроль. И такая статистика наблюдается по всем регионам страны. Несмотря на то, что на всех уровнях постоянно декларируется поддержка предпринимателей, на самом деле часто отсутствуют или принимаются нормативно-правовые акты, которые ограничивают их деятельность. Так, например, во многих муниципалитетах не утверждены схемы размещения рекламных конструкций, что не позволяет вести деятельность на рекламном рынке, и лишает бюджет дополнительных доходов.

Один из серьезных вопросов, в котором пришлось разбираться УФАС, касался распределения койко-мест. В обращении Великолукской железнодорожной больницы сообщалось, что ей выделяется значительно меньше квота, чем расположенной рядом районной больнице, которая не имеет возможности сразу принять нуждающихся в госпитализации. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что в области не разработан порядок распределения койко-мест по лечебным учреждениям. После вынесения предупреждения соответствующее положение было подготовлено. Антимонопольная служба стала также своего рода катализатором по разработке исполнительной властью документов территориального планирования, что ограничивало деятельность хозяйствующих субъектов.

СНАЧАЛА ПРЕДУПРЕДИТЬ

Такой инструмент как предупреждение, который активно использует ФАС прежде, чем наказывать, подтвердил свою эффективность. По данным управления за 2017 год, из 17 нарушений со стороны органов власти устранены 13 после вынесенных предупреждений, однако по 4 было выражено несогласие и возбуждены административные дела. По словам заместителя руководителя Татьяны Бойко, среди тех, кто упорно пытается доказать свою правоту и обжаловать решение, так же присутствуют субъекты естественных монополий и организации, занимающие доминирующее положение на рынке. Она отметила, что в число нарушителей постоянно попадает «Горводоканал» города Пскова. На этот раз предприятие отказалось заключать договор на водоотведение с птицефабрикой «Назия», хотя альтернативы по предоставлению этих услуг не было. Несмотря на то, что договор все-таки пришлось заключить, Горводоканал не согласился с вынесенным решением. В результате антимонопольной службой было возбуждено административное дело и на нарушителя наложен штраф, который составил более 3 млн рублей, что может обернуться серьезными убытками не только для этого предприятия, но и для города, поскольку оно является муниципальным.

Другой пример - Псковский наркодиспансер. После обращения предпринимателей в ФАС в связи с повышением в несколько раз стоимости анализов, учреждение внесло коррективы в свои нормативно-правовые акты, провело экономически обоснованный расчет и снизило цену на свои услуги.

КОНТРАКТЫ - В СРОК

Ольга Милонаец особо подчеркнула, что решение ФАС в отношении какого-либо коммерческого предприятия не должно нарушить баланс в экономике, нанести ущерб конкуренции, каким бы справедливым оно не было. Так, например, при выявлении нарушений в сфере закупок, управление очень редко пользуется своим правом аннулировать торги, если это касается приобретения продуктов питания для бюджетных организаций или лекарств, так как это может нанести серьезный вред потребителям. Хотя чиновников в данном случае наказывают. За прошлый год были привлечены к ответственности 110 должностных лиц из числа заказчиков. Наложено штрафов на сумму 1 млн 240 тыс. рублей. Взыскано в бюджет 1 млн 60 тыс. рублей. Всего рассмотрело 140 жалоб по госзаказам, 70 из которых признаны обоснованными, по обращениям проведено 30 внеплановых проверок. Так, руководитель управления выразила надежду, что на улицах города нынешней весной можно будет увидеть результаты озеленения и благоустройства, проведенного УГХ без конкурсных процедур. За это нарушение его руководитель заплатил штраф около 200 тыс. руб., но он пояснил, что по контракту высажено более 600 пионов, которые начнут цвести через два года.

Контроль за госзакупками показывает, что уменьшается количество нарушений при проведении торгов, но больше выявляется фактов недобросовестного, неконкурентного поведения самих участников конкурсов, которые хотят воспользоваться средствами гоззаказа. В этом году в реестр недобросовестных поставщиков было внесено 24 организации. УФАС также выразило беспокойство в связи с продлением сроков выполнения контрактов, что уже становится не исключением, а правилом.

Проведенный анализ торгов на ремонт улиц в городе Пскове показал, что по договорам работы должны быть закончены за 4-8 месяцев, но практически все договоры были продлены, причем на довольно длительный срок, несмотря на то, что это запрещено законом. Ольга Милонаец подчеркнула, что решение, подписанное росчерком пера одного из чиновников, отражается на каждом жителе города, создает массу неудобств туристам, грозит убытками предпринимателям, которые имеют кафе и магазины на этих улицах. Управление привлекает к ответственности должностных лиц за продление контрактов и обратилось к Губернатору с просьбой поставить их действия под особый контроль.

Любовь ПАВЛОВА.
plv@province-pskov.ru