Муниципальные контракты на уборку Пскова: Есть ли у властей план «Б»?

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию свежего выпуска программы «Дневной дозор», который вышел на волнах радио «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) 22 января. В центре внимания ведущей Любови Кузнецовой - ситуация со сроками и качеством уборки города Пскова в рамках муниципальных контрактов.

Администрация Пскова 31 января разыграет очередной месячный контракт на уборку центра города на сумму 3 миллиона рублей. Напомним, по уборке Запсковья действует контракт до конца ноября 2019 года, Завеличья - до 10 января 2020 года. Короткий контракт по центру - это перестраховка властей: 4 февраля в Четырнадцатом арбитражном апелляционном суде в Вологде будет заседание по заявлению УФАС по Псковской области о прекращении срока действия муниципального контракта по уборке центра Пскова, и, чтобы не ждать, каким будет решение, и не допустить проблем с уборкой центральной части города, муниципальная администрация решила, так сказать, перебдеть. Тем более что после отмены трехлетнего контракта по Завеличью осенью минувшего года качество уборки территории, которой занималась муниципальная «Служба благоустройства», горожане оценивали как «плохо» - нареканий было много. Отмены контактов, напомним, инициированы региональным УФАС в отношении подрядных организаций, образованных за 11 дней до участия в конкурсе по муниципальным контрактам. Рискнем предположить, что в отношении центра Пскова вологодский суд устроит дежа вю. В «Дневном дозоре» мы спросим у наших респондентов, какой срок для муниципальных контрактов по уборке является оптимальным, чтобы подрядчикам был смысл ими заниматься, городским властям не накладно финансировать и должным образом контролировать, а самые главные пользователи услуги - горожане, - имели качественную уборку, и антимонопольщики не имели претензий. Но в сроках ли тут дело?

Начнем вот с какого интересного наблюдения: контракт на уборку Центра города в феврале разыгрывается в последний день января. У главы администрации Пскова Александра Братчикова наша программа поинтересовалась, а что будет, если желающих исполнителей не найдется? Есть ли план «Б»?

«План Б у нас есть. Подрядчик, думаю, найдется, и мы понимаем, на кого можно выйти. Ряд компаний готовы побиться за уборку города. Есть также муниципальное предприятие "Служба благоустройства", которая при самом негативном стечении обстоятельств будет все равно заниматься уборкой. В дальнейшем планируем дополнительно усилить ее техникой, чтобы город можно было убирать собственными силами муниципалитета. Это позволит нам в любой момент максимально усилить работу по тем ли иным улицам, которые оказались не охвачены уборкой, и закрывать проблемные участки собственными силами. Короткие контракты, считаю, заключать неправильно, но это вынужденная мера. Контракт по центру города будет расторгнут по решению суда. Мы не знаем, когда оно вступит в силу, поэтому разыгрываем короткий. В дальнейшем контракт будет разыгран до конца года, чтобы закрыть его одновременно с контрактами по Запсковью и Завеличью и разыграть контракты на будущий период. Контракты могут разыгрываться и на два, и на три года. Мы будем разыгрывать их в конце года на 2020 - 2021 годы, так как бюджет на текущий год уже утвержден. У нас плановый трехлетний период».

Антимонопольное законодательство не ограничивает заказчиков по назначению сроков контракта. 1 месяц, 3, 6, год, два года — это делается на усмотрение заказчика, рассказывает руководитель регионального УФАС Ольга Милонаец. Дело в другом - в четких правилах игры, то есть в качестве составления технического задания, чтобы оно удовлетворяло и заказчика, и позволяло подрядчику его в полной мере исполнить. Комментарий Ольги Милонаец.

«От властей зависит, на какой срок они будут объявлять контракт. Только от них. Есть компетентные управления, которые этим занимаются, и они должны знать оптимальные сроки. У кого-то это квартал, у кого-то полгода, у кого-то год, а у кого-то три года, как пытались у нас сделать. Я не владею информацией обо всех контрактах. К нам поступают только спорные, на которые поступает жалоба. Заказчик сам находит оптимальные, эффективные инструменты, в том числе определяет сроки, на которые заключаются договоры. Здесь надо анализировать ситуацию с потенциальными подрядчиками, выяснять у них историю вопроса, насколько им выгодно и невыгодно, делать хорошее техническое задание. Оно должно соблюсти баланс интересов заказчиков и подрядчиков. Соответственно когда у нас объявляются аукционы за три копейки, а просят, как на три миллиона, ну кто к придет на наши торги? Поэтому надо собираться со всеми потенциальными участниками (мы всех знаем, кто бы это мог сделать) и вместе с ними готовить хорошее, качественное техзадание».

На сегодняшний день на качество технического задания жалобы идут со всех сторон: исполнители сетуют, что не прописаны, а значит и не оплачиваются некоторые виды услуг, но по технологии без них не обойтись. Общественники и депутаты указывают, что задание составлено так, что подрядчика невозможно ни проконтролировать, ни наказать за неисполнение. С контролем, как предполагают в администрации Пскова, теперь должно быть лучше - создано и работает соответствующее управление в составе без малого 20 человек, и готовится еще одно изменение в структуру администрации - отдел по подготовке контрактов, сообщил нашей программе сити-менеджер Александр Братчиков.

«Мы понимаем эту проблему. Сейчас администрацией Пскова вынесены на думу изменения в структуру управления городского хозяйства. В структуре будет выделен контрактный отдел, который будет заниматься непосредственно подготовкой муниципальных контрактов».

Депутат городской Думы, председатель бюджетного комитета Григорий Турчин, чей округ как раз и расположен в центре Пскова, сейчас пребывает в напряжении от краткосрочных контрактов. Говорит, если контракт не состоится или будут нарекания по качеству, то справедливая критика людей обрушится на него как депутата. А как он может повлиять на сроки контракта? Напрямую никак. По мнению же Григория Турчина наименьший срок контракта — сезон, идеально, если 2-3 года.

«За месяц подрядчик не может качественно решить поставленную перед ним задачу, и вот по какой причине. Чтобы заниматься таким серьезным делом, как уборка города, необходима техника. Город же не уберешь одними граблями или метлой - необходима серьезная техника, и чтобы снег убирать, и чтобы косить, и пыль смывать с проезжей части. А идти на контракт в один месяц, держать эту технику где-то у себя на базе и думать, выиграешь ты контракт или нет, абсолютно неправильно. Необходим более долгосрочный период. С другой стороны, даже если на пять лет заключить контракт, проблему не решить, если нет контроля. Произошла очередная реформа, в администрации Пскова введен надзорный орган — Контрольное управление, которое будет следить за исполнением контрактов. Если мы будем требовать исполнения того, что прописано в контракте на месяц, у нас в городе будет чисто, поверьте».

Общественник Николай Мильков, основываясь на впечатлениях от поездок по стране в качестве активиста движения «Убитые дороги», однозначен в своих выводах: если говорить о контрактной системе, о привлечении коммерческих организаций, то идеальный срок - 1 год. Но лучше всего вернуться к системе муниципальных предприятий.

«Как показывает опыт России, самые хорошие по содержанию дороги в тех городах, где этим занимаются муниципальные или бюджетные предприятия. Они без конкурса могут получить тендеры. При таком раскладе всегда будет понятно, кто должен делать и что, а не так, что фирмы меняются, и в регион может зайти фирма даже из соседнего региона. И тогда возникает масса вопросов. Потому что техники у такой фирмы практически нет, и получается,что она будет либо нанимать на работу другую фирму, либо искать технику здесь в аренду».

Самый важный итог проделанной работы - ее качество. С уборкой городских территорий Пскова это особенно актуально. Как отметили наши сегодняшние респонденты, основа качества — четкое техническое задание, которое предполагает учитывание многих аспектов, а не только сведения дебета с кредитом при небольшом бюджете города. Тем более, что, как мы сегодня услышали из уст руководителя регионального УФАС, детали техзадания для получения более качественного конечного результата никто не запрещает обсуждать со всеми участниками процесса обслуживания городских территорий. Поскольку предполагаемый конечный результат работы муниципальной власти - это не поиск виноватых в огрехах, а комфорт жителей города.