Решение по делу № 33/10/10-ЕМ в отношении ОАО "Псковавиа"

Сфера деятельности: ТЭК
Номер дела: № 33/10/10-ЕМ
Дата публикации: 12 января 2012, 15:41

РЕШЕНИЕ

по делу 33/10/10-ЕМ
 
21 сентября 2010 г.                                                                               г. Псков
 
Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 сентября 2010 года.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия),
рассмотрев дело № 33/10/10-ЕМ по признакам нарушения ОАО «Псковавиа» (180005, г. Псков, ул. Германа, д. 34) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26. 07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
12 мая 2010 года в Псковское УФАС России поступило заявление от ООО «Лукиавиатранс» (далее – Заявитель), в котором указано, что между ОАО «Псковавиа» (далее – Общество) и Заявителем заключен договор № 18/09 от 21.12.2009 года на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов, согласно пункту 2.3 которого «при исполнении договора стороны руководствуются временной инструкцией по обеспечению приема-выпуска воздушных судов (далее - ВС) ООО «Лукиавиатранс» в аэропорту «Псков», утвержденной генеральным директором ОАО «Псковавиа» 25.03.2009 г. и директором ООО «Лукиавиатранс» 02.04.2009 г. (далее - временная инструкция).
 
Согласно пунктам 6.2а и 7.2а временной инструкции ВС Заявителя могли производить руление на тяге собственных двигателей на территории аэропорта «Псков».
 
Письмом № 378 от 21.04.2010 года ООО «Лукиавиатранс» было уведомлено, что ОАО «Псковавиа» приказом № 110 от 21.04.2010 года в одностороннем порядке ввело новую Инструкцию по обеспечению приема-выпуска воздушных судов, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков». Данной Инструкцией исключается возможность Заявителя производить руление ВС на тяге собственных двигателей и вводится обязательная услуга - буксировка воздушных судов, за которую ОАО «Псковавиа» взимает плату.
 
По мнению Заявителя,в действияхОАО «Псковавиа» имеет место нарушение антимонопольного законодательства в части дискриминации и ущемления интересов ООО «Лукиавиатранс». Заявитель считает, что принуждение к получению дополнительной услуги ограничивает его конкурентные возможности, ведет к  удорожанию работ, поскольку ООО «Лукиавиатранс» вынуждено нести дополнительные материальные и временные расходы.
 
На основании данного заявления и приложенных к нему документов Псковским УФАС России было возбуждено дело № 33/10/10-ЕМ в отношении ОАО «Псковавиа» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»
 
В рамках рассмотрения дела Комиссия Псковского УФАС России Определением от 28 мая 2010 года запросило у ОАО «Псковавиа» разъяснение по содержанию Инструкции и копии счетов-фактур на оплату услуги буксировки ВС, выставленных хозяйствующим субъектам за период с 21.04.2010 по 07.06.2010 года.
 
Определением об отложении дела № 33/10/10-ЕМ от 23 июня 2010 года Комиссия Псковского УФАС России запросила у ОАО «Псковавиа» письменную позицию по существу заявления ООО «Лукиавиатранс», озвученного на первом заседании Комиссии представителем Заявителя.
 
 Письмом  б/н от 20.08.2010 года ОАО «Псковавиа» представило свою письменную позицию по делу, из которой следует, что из заявления ООО «Лукиавиатранс» не следует, что ОАО «Псковавиа» не имеет права в силу закона или нормативно-правовых документов в области гражданской авиации самостоятельно разрабатывать и вводить в действие нормативные документы, касающиеся определения порядка перемещения ВС эксплуатантов гражданской авиации в зоне ответственности Главного оператора аэропорта.
 
ОАО «Псковавиа» считает, что, как субъект естественных монополий в части предоставления ряда аэропортовых услуг, действует на основании законодательства РФ и нормативно-правовых документов в области гражданской авиации и в полном  соответствии с принципом единообразия их предоставления.
 
На заседании Комиссии представитель ответчика по делу ОАО «Псковавиа»  подтвердил письменную позицию Общества, заявив также, что позиция ОАО «Псковавиа» подтверждается Федеральными авиационными правилами и приказом Министерства транспорта РФ от 13. 07.2006 г. № 82 «Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ».
 
ОАО «Псковавиа» не считает себя виновным в нарушении антимонопольного законодательства и просит Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области отказать ООО «Лукиавиатранс» в заявленных требованиях.
 
Комиссия Псковского УФАС России, исследовав все материалы и документы по делу, выслушав и оценив позиции сторон, пришла к выводу, что в действиях ОАО «Псковавиа» содержится нарушение пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ в отношении ООО «Лукиавиатранс».
 
Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
 
В силу части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
 
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги аэропортов, частью которых является услуга буксировки воздушных судов, относит к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
 
Таким образом, ОАО «Псковавиа» является субъектом естественной монополии в части предоставления аэропортовых услуг, в том числе – услуги буксировки воздушных судов.
 
Между ООО Лукиавиатранс» и ОАО «Псковавиа» заключен договор № 18/09 на аэропортовое и наземное обслуживание ВС от 21.12.2009 г.(далее-договор). Пунктом 2.3 договора определено, что при оказании аэропортовых услуг стороны договора руководствуются временной инструкцией по обеспечению приема выпуска ВС Заявителя в аэропорту «Псков». Согласно п.п. 6.2а, 7.2а временной инструкции воздушные суда заявителя, как на территории аэродрома совместного базирования, так и в аэропорту «Псков» могли перемещаться либо на тяге собственных двигателей, либо путем буксировки.
 
21 апреля 2010 года ОАО «Псковавиа» издало приказ № 110, согласно которому с 22.04.2010 года Общество в одностороннем порядке отказалось от действия временной инструкции и ввело в действие Инструкцию по обеспечению приема – выпуска ВС, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» (далее - Инструкция), тем самым изменив в одностороннем порядке условия   договора № 18/09 от 21.12.2009 г. с ООО «Лукиавиатранс».
 
В материалах дела имеется копия письма ОАО «Псковавиа» от 29 апреля 2010 г. № 413 в адрес Заявителя, в котором сказано, что в случае «саботирования Заявителем Инструкции, ОАО «Псковавиа» будет рассматривать возможность отклонения подаваемых заявок на обеспечение приема-выпуска ВС Заявителя в аэропорту «Псков».
 
Согласно пункту 3.2 Инструкции, перемещение ВС на места стоянок (далее – МС), расположенных на территории ОАО «Псковавиа» и вне его территории, осуществляется путем буксировки, следующим образом:
- от МС ОАО «Псковавиа» на перроне до МС на участок технического ремонта (УТР);
- от МС ОАО «Псковавиа» по рулежной дорожки (РД) № 9 до места ожидания ВС на РД № 9 буксировщиком ОАО «Псковавиа», согласно прилагаемой схемы буксировки;
- от места ожидания ВС на РД № 9 ВС буксируются буксировщиком эксплуатанта ВС по РД № 9, РД № 1 и далее до МС, расположенных вне МС ОАО «Псковавиа».  
 
Пунктом 3.3.2 Инструкции определено, что перемещение ВС с мест стоянок, расположенных вне МС ОАО «Псковавиа», на места стоянок ВС ОАО «Псковавиа» осуществляется путем буксировки:
- от мест стоянок, расположенных вне территории ОАО «Псковавиа», до места ожидания ВС на РД № 9, согласно прилагаемой схемы, буксировщиком эксплуатанта ВС или ОАО «Псковавиа»;
- от места ожидания ВС на РД № 9 до мест стоянки ВС ОАО «Псковавиа» буксировщиком ОАО «Псковавиа».
 
Пунктом 4.1 Инструкции определено, что эксплуатант ВС организует и несет ответственность за буксировку ВС на всем протяжении маршрута движения, т.е. от мест стоянок, расположенных вне территории ОАО «Псковавиа», до мест стоянок  ОАО «Псковавиа».
 
Кроме того, пункт 4.3 Инструкции, утвержденной Приказом ОАО «Псковавиа» № 110 от 21.04.2010 года, обязывает эксплуатантов воздушных судов иметь при себе для буксировки ВС «водило» (устройство для жесткой сцепки) на всем пути следования – туда и обратно.
 
Таким образом, Инструкция от 20.04.2010 года обязала Заявителя  осуществлять перемещение ВС как на территории аэропорта «Псков», так и на территории аэродрома совместного базирования только с помощью буксировки, имея при себе в обязательном порядке «водило».  Кроме того, на всем протяжении маршрута Заявитель должен нести полную ответственность за буксировку своих воздушных судов, несмотря на то, что по территории ОАО «Псковавиа» они буксируются транспортом данного предприятия по установленному тарифу.
 
ОАО «Псковавиа» как главный оператор аэропорта «Псков» считает, что его полномочия на разработку и введение указанной инструкции определены п. 3 параграфа 2 Приказа Минтранса РФ от 13 июля 2006 года № 82 «Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ».
 
Комиссия не принимает данную позицию Общества, поскольку считает ее неправомерной по следующим основаниям.
 
Согласно п. 3 параграфа 2 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 № 82 (зарегистрировано в Минюсте России от 02.10.2006 №8343) (далее – Инструкция Минтранса РФ) в каждом аэропорту с учетом местных условий разрабатывается схема расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, которая утверждается главным оператором аэропорта.
 
В п. 4 параграфа 2 Инструкции Минтранса РФ сказано, что схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме выполняется в цветном варианте и в масштабе не менее 1:1000.
На схеме указываются:
- оси руления (буксировки) ВС;
- контуры зон обслуживания ВС;
- Т-образный знак остановки ВС; обозначение номеров стоянок ВС;
- Т-образный знак остановки спецмашин; пути движения спецмашин.
 
Таким образом, Комиссия установила, что п. 3 параграфа 2 Инструкции Минтранса РФ определяет полномочия главного оператора аэропорта только по разработке схемы расстановки и движения ВС и спецтранспортаи не предоставляет полномочия главному оператору аэропорта разрабатывать какие-либо иные инструкции по организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.
 
В подтверждение позиции Псковского УФАС России в материалах дела имеется письмо Минтранса России № 01-03-07/2542 от 11.08.2010 из которого следует, что «Инструкцией Минтранса РФ разработка главным оператором аэропорта каких-либо дополнительных Инструкций по организации движения воздушных судов на гражданских аэродромах не предусмотрена».
 
Кроме того, в п. 2 параграфа 1 Инструкции Минтранса РФ указано, что «выполнение требований настоящей Инструкции является обязательным для держателей сертификата на аэропортовую деятельность и свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации (далее - главный оператор аэропорта) и организаций, осуществляющих деятельность в аэропорту на основании договора, заключенного с главным оператором».
 
Таким образом, ОАО «Псковавиа» и ООО «Лукиавиатранс» обязаны исполнять только те требования и правила по организации движения ВС на территории аэропортов и аэродромов, которые установлены  Инструкцией  Минтранса РФ, где не указано, что на территории аэропорта и за его пределами ВС могут перемещаться только путем буксировки.
 
По мнению Росавиации, изложенному в письмеФедерального агентства воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) № 04.01-708 от 01.09.2010, представленном по запросу Псковского УФАС России

 

 

 
Пункт 4.1 раздела IV Инструкции противоречит пункту 20 раздела IIIИнструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 № 82, в соответствии с которым организация буксировки на аэродроме возлагается на главного оператора аэропорта, которым на аэродроме Псков, по линии гражданской авиации, является ОАО «Псковавиа».
 
Тем самым, руководство ОАО «Псковавиа» при выполнении указанной функции, предоставляя услуги авиакомпаниям по приему-выпуску ВС, осуществляющим полеты на аэродром Псков, перекладывает свою ответственность на эксплуатантов ВС.
Кроме того, аэродром Псков соответствует требованиям Норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов, имеет действующие Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 25.04.1996 № б/н (срок действия до 12.07.2011 г.) и Сертификат Межгосударственного авиационного комитета от 21.09.2006 № 074-AM (срок действия до 22.03.2011 г.). Это говорит о том, что состояние аэродрома (в том числе искусственные покрытия) соответствует установленным требованиям и необходимости в обязательной буксировке ВС не имеется.
 
К тому же, ОАО «Псковавиа» не несет ответственность за стоянки и рулежные дорожки, которые не принадлежат предприятию на каких-либо законных основаниях, что также не дает ему право принимать единоличное решение об обязательной буксировке по ним воздушных судов, хотя Инструкция распространяется и на эти элементы аэродрома.
 
Вместе с тем, необходимо отметить, что ряд гражданских ВС (Ил-114, SAAB-2000, ATR-42, EMBRAER-120ER, Fokker-50), к приему которых допущен аэропорт Псков, в соответствии с соответствующими распорядительными документами Северо-Западного МТУ ВТ Росавиации действительно должны иметь на борту буксировочное водило. Это положение является сложившейся практикой в гражданской авиации и связано с тем, что интенсивность полетов на многие аэродромы низкая и аэропорты не в состоянии приобретать дорогостоящее оборудование, к которому относится буксировочное водило, к каждому типу ВС.
 
Допуская отдельные аэропорты, к которым относится и аэропорт Псков, к приему новых типов воздушных судов, при условии наличия на борту ВС буксировочного водила, Росавиация преследует цель увеличения на них воздушных перевозок.
 
Однако данная позиция не дает право ОАО «Псковавиа» однозначно принуждать эксплуатантов к пользованию услугой по буксировке ВС в случаях, когда этого не требует технологический процесс (например, окончательная установка ВС на отведенное место стоянки)».
 
Таким образом, действия ОАО «Псковавиа» по применению к ООО «Лукиавиатранс» пунктов 3.2, 3.3.2, 4.1 и 4.3 Инструкции, которой руководствовалось ОАО «Псковавиа» при оказании аэропортовых услуг данному хозяйствующему субъекту с 22 апреля 2010 года до настоящего времени, являются необоснованными и ущемляют интересы ООО «Лукиавиатранс», поскольку ограничивают его права в выборе способа передвижения ВС, как на территории аэропорта «Псков», так и за его пределами. Кроме того, данные пункты Инструкции возлагают на Заявителя полную ответвенность за буксировку ВС на протяжении всего маршрута движения, что противоречит п. 20 параграфа 3 Инструкции Минтранса РФ, а также обязывает иметь при себе водило для буксировки воздушных судов, не входящих в перечень, обозначенный Росавиацией в приведенном выше разъяснении.
 
Действия ОАО «Псковавиа» по применению к ООО «Лукиавиатранс» пунктов 3.2, 3.3.2, 4.1 и 4.3 Инструкции от 20.04.2010 года, изменившей условия договора с ООО «Лукиавиатранс» № 18/09 от 21.12.2009 года на аэропортовое и наземное обслуживание ВС в одностороннем порядке, и противоречащей Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 № 82,  квалифицируются Комиссией как злоупотребление доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг, результатом которого является ущемление интересов ООО «Лукиавиатранс» путем навязывания невыгодных для него условий договора, а именно: обязательной буксировки воздушных судов,  наличия водила на каждом воздушном судне,  возложение на Заявителя полной ответственности за буксировку ВС на протяжении всего маршрута движения.
 
В ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что в период с 22.04.2010 по 20.09.2010 года на территории аэропорта «Псков» и за его пределами с помощью буксировки перемещались только воздушные суда ООО «Лукиавиатранс», о чем свидетельствуют имеющиеся в деле копии счетов-фактур и актов выполненных работ, выставленных ОАО «Псковавиа» эксплуатантам ВС, которые осуществляли взлет-посадку в аэропорту «Псков», несмотря на то, что Инструкция по обеспечению приема-выпуска воздушных судов, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» от 20.04.2010 г., распространяется на всех эксплуатантов воздушных судов, обслуживаемых ОАО «Псковавиа» в аэропорту «Псков».
 
По данным ОАО «Псковавиа» в аэропорту «Псков» в период с 22.04.2010 года по 20.09.2010 года, помимо ВС Заявителя,  взлет-посадку осуществляли ВС следующих эксплуатантов:
 
Воздушным судам перечисленных хозяйствующих субъектов, осуществлявших взлет-посадку на территории аэропорта «Псков» в период с 22.04.2010 по 20.09.2010 года, услуга буксировки не оказывалась. ВС перемещались на тяге собственных двигателей.
 
Данный факт свидетельствует о том, что ОАО «Псковавиа», являясь субъектом естественной монополии по предоставлению аэропортовых услуг, в том числе – услуги буксировки ВС, не обеспечивает равные условия для эксплуатантов ВС по способам перемещения их воздушных судов на территории аэропорта «Псков» и создает дискриминационные условия для ООО «Лукиавиатранс».  
 
Указанные действия ОАО «Псковавиа»  квалифицируются Комиссией Псковского УФАС России как злоупотребление доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов ООО «Лукиавиатранс» путем создания для него дискриминационных условий по оказанию аэропортовых услуг на территории аэропорта «Псков».
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
Решила:
1. Признать ОАО «Псковавиа» (180005, г. Псков, ул. Германа, д. 34) нарушившим пункты 3 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ в отношении ООО «Лукиавиатранс» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Лукиавиатранс» путем применения к данному хозяйствующему субъекту пунктов 3.2, 3.3.2, 4.1 и 4.3 Инструкции от 20.04.2010 года, изменившей условия договора с ООО «Лукиавиатранс» № 18/09 от 21.12.2009 года на аэропортовое и наземное обслуживание ВС в одностороннем порядке, а именно: навязывание услуг по обязательной буксировке его воздушных судов; требования об обязательном наличии водила на каждом воздушном судне; возложения на ООО «Лукиавиатранс» полной ответственности за буксировку ВС на протяжении всего маршрута движения; создания для ООО «Лукиавиатранс» дискриминационных условий при предоставлении аэропортовых услуг на территории аэропорта «Псков».
 
2. Выдать ОАО «Псковавиа» предписание о прекращении нарушения пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Лукиавиатранс» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг.
 
ОАО «Псковавиа» прекратить навязывание ООО «Лукиавиатранс» услуг по обязательной буксировке его воздушных судов; требований об обязательном наличии водила на каждом воздушном судне; возложении полной ответственности за буксировку ВС на протяжении всего маршрута движения; действий по созданию для ООО «Лукиавиатранс» дискриминационных условий при предоставлении аэропортовых услуг на территории аэропорта «Псков», исключив для этого из Инструкции по обеспечению приема-выпуска воздушных судов, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» от 20.04.2010 года, утвержденной приказом № 110 от 21.04.2010 года и изменившей условия договора № 18/09 от 21.12.2009 года с ООО «Лукиавиатранс» на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов в одностороннем порядке, пункты 3.2, 3.3.2, 4.1 и 4.3.
 
Предписание вступает в силу немедленно с момента его получения ОАО «Псковавиа».
 
Доложить Псковскому УФАС России об исполнении предписания до 12 октября 2010 года, предоставив Инструкцию по обеспечению приема-выпуска воздушных судов, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» от 20.04.2010 года, с внесенными изменениями согласно предписания; а также – копии счетов-фактур о предоставлении ООО «Лукиавиатранс» аэропортовых услуг с момента получения предписания.
 
3. Передать материалы дела № 33/10/10-ЕМ должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения административного дела по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
, пункты 3.2 и 4.1 включены в Инструкцию по обеспечению приема-выпуска воздушных судов (далее ВС), расположенных вне стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» (далее - Инструкция) от 20.04.2010, изданную открытым акционерным обществом «Псковавиа», необоснованно.
stdClass Object ( [vid] => 6375 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 33/10/10-ЕМ в отношении ОАО "Псковавиа" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6374 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326368573 [changed] => 1368718262 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718262 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу 33/10/10-ЕМ
 
21 сентября 2010 г.                                                                               г. Псков
 
Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 сентября 2010 года.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия),
рассмотрев дело № 33/10/10-ЕМ по признакам нарушения ОАО «Псковавиа» (180005, г. Псков, ул. Германа, д. 34) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26. 07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
12 мая 2010 года в Псковское УФАС России поступило заявление от ООО «Лукиавиатранс» (далее – Заявитель), в котором указано, что между ОАО «Псковавиа» (далее – Общество) и Заявителем заключен договор № 18/09 от 21.12.2009 года на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов, согласно пункту 2.3 которого «при исполнении договора стороны руководствуются временной инструкцией по обеспечению приема-выпуска воздушных судов (далее - ВС) ООО «Лукиавиатранс» в аэропорту «Псков», утвержденной генеральным директором ОАО «Псковавиа» 25.03.2009 г. и директором ООО «Лукиавиатранс» 02.04.2009 г. (далее - временная инструкция).
 
Согласно пунктам 6.2а и 7.2а временной инструкции ВС Заявителя могли производить руление на тяге собственных двигателей на территории аэропорта «Псков».
 
Письмом № 378 от 21.04.2010 года ООО «Лукиавиатранс» было уведомлено, что ОАО «Псковавиа» приказом № 110 от 21.04.2010 года в одностороннем порядке ввело новую Инструкцию по обеспечению приема-выпуска воздушных судов, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков». Данной Инструкцией исключается возможность Заявителя производить руление ВС на тяге собственных двигателей и вводится обязательная услуга - буксировка воздушных судов, за которую ОАО «Псковавиа» взимает плату.
 
По мнению Заявителя,в действияхОАО «Псковавиа» имеет место нарушение антимонопольного законодательства в части дискриминации и ущемления интересов ООО «Лукиавиатранс». Заявитель считает, что принуждение к получению дополнительной услуги ограничивает его конкурентные возможности, ведет к  удорожанию работ, поскольку ООО «Лукиавиатранс» вынуждено нести дополнительные материальные и временные расходы.
 
На основании данного заявления и приложенных к нему документов Псковским УФАС России было возбуждено дело № 33/10/10-ЕМ в отношении ОАО «Псковавиа» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»
 
В рамках рассмотрения дела Комиссия Псковского УФАС России Определением от 28 мая 2010 года запросило у ОАО «Псковавиа» разъяснение по содержанию Инструкции и копии счетов-фактур на оплату услуги буксировки ВС, выставленных хозяйствующим субъектам за период с 21.04.2010 по 07.06.2010 года.
 
Определением об отложении дела № 33/10/10-ЕМ от 23 июня 2010 года Комиссия Псковского УФАС России запросила у ОАО «Псковавиа» письменную позицию по существу заявления ООО «Лукиавиатранс», озвученного на первом заседании Комиссии представителем Заявителя.
 
 Письмом  б/н от 20.08.2010 года ОАО «Псковавиа» представило свою письменную позицию по делу, из которой следует, что из заявления ООО «Лукиавиатранс» не следует, что ОАО «Псковавиа» не имеет права в силу закона или нормативно-правовых документов в области гражданской авиации самостоятельно разрабатывать и вводить в действие нормативные документы, касающиеся определения порядка перемещения ВС эксплуатантов гражданской авиации в зоне ответственности Главного оператора аэропорта.
 
ОАО «Псковавиа» считает, что, как субъект естественных монополий в части предоставления ряда аэропортовых услуг, действует на основании законодательства РФ и нормативно-правовых документов в области гражданской авиации и в полном  соответствии с принципом единообразия их предоставления.
 
На заседании Комиссии представитель ответчика по делу ОАО «Псковавиа»  подтвердил письменную позицию Общества, заявив также, что позиция ОАО «Псковавиа» подтверждается Федеральными авиационными правилами и приказом Министерства транспорта РФ от 13. 07.2006 г. № 82 «Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ».
 
ОАО «Псковавиа» не считает себя виновным в нарушении антимонопольного законодательства и просит Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области отказать ООО «Лукиавиатранс» в заявленных требованиях.
 
Комиссия Псковского УФАС России, исследовав все материалы и документы по делу, выслушав и оценив позиции сторон, пришла к выводу, что в действиях ОАО «Псковавиа» содержится нарушение пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ в отношении ООО «Лукиавиатранс».
 
Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
 
В силу части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
 
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги аэропортов, частью которых является услуга буксировки воздушных судов, относит к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
 
Таким образом, ОАО «Псковавиа» является субъектом естественной монополии в части предоставления аэропортовых услуг, в том числе – услуги буксировки воздушных судов.
 
Между ООО Лукиавиатранс» и ОАО «Псковавиа» заключен договор № 18/09 на аэропортовое и наземное обслуживание ВС от 21.12.2009 г.(далее-договор). Пунктом 2.3 договора определено, что при оказании аэропортовых услуг стороны договора руководствуются временной инструкцией по обеспечению приема выпуска ВС Заявителя в аэропорту «Псков». Согласно п.п. 6.2а, 7.2а временной инструкции воздушные суда заявителя, как на территории аэродрома совместного базирования, так и в аэропорту «Псков» могли перемещаться либо на тяге собственных двигателей, либо путем буксировки.
 
21 апреля 2010 года ОАО «Псковавиа» издало приказ № 110, согласно которому с 22.04.2010 года Общество в одностороннем порядке отказалось от действия временной инструкции и ввело в действие Инструкцию по обеспечению приема – выпуска ВС, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» (далее - Инструкция), тем самым изменив в одностороннем порядке условия   договора № 18/09 от 21.12.2009 г. с ООО «Лукиавиатранс».
 
В материалах дела имеется копия письма ОАО «Псковавиа» от 29 апреля 2010 г. № 413 в адрес Заявителя, в котором сказано, что в случае «саботирования Заявителем Инструкции, ОАО «Псковавиа» будет рассматривать возможность отклонения подаваемых заявок на обеспечение приема-выпуска ВС Заявителя в аэропорту «Псков».
 
Согласно пункту 3.2 Инструкции, перемещение ВС на места стоянок (далее – МС), расположенных на территории ОАО «Псковавиа» и вне его территории, осуществляется путем буксировки, следующим образом:
- от МС ОАО «Псковавиа» на перроне до МС на участок технического ремонта (УТР);
- от МС ОАО «Псковавиа» по рулежной дорожки (РД) № 9 до места ожидания ВС на РД № 9 буксировщиком ОАО «Псковавиа», согласно прилагаемой схемы буксировки;
- от места ожидания ВС на РД № 9 ВС буксируются буксировщиком эксплуатанта ВС по РД № 9, РД № 1 и далее до МС, расположенных вне МС ОАО «Псковавиа».  
 
Пунктом 3.3.2 Инструкции определено, что перемещение ВС с мест стоянок, расположенных вне МС ОАО «Псковавиа», на места стоянок ВС ОАО «Псковавиа» осуществляется путем буксировки:
- от мест стоянок, расположенных вне территории ОАО «Псковавиа», до места ожидания ВС на РД № 9, согласно прилагаемой схемы, буксировщиком эксплуатанта ВС или ОАО «Псковавиа»;
- от места ожидания ВС на РД № 9 до мест стоянки ВС ОАО «Псковавиа» буксировщиком ОАО «Псковавиа».
 
Пунктом 4.1 Инструкции определено, что эксплуатант ВС организует и несет ответственность за буксировку ВС на всем протяжении маршрута движения, т.е. от мест стоянок, расположенных вне территории ОАО «Псковавиа», до мест стоянок  ОАО «Псковавиа».
 
Кроме того, пункт 4.3 Инструкции, утвержденной Приказом ОАО «Псковавиа» № 110 от 21.04.2010 года, обязывает эксплуатантов воздушных судов иметь при себе для буксировки ВС «водило» (устройство для жесткой сцепки) на всем пути следования – туда и обратно.
 
Таким образом, Инструкция от 20.04.2010 года обязала Заявителя  осуществлять перемещение ВС как на территории аэропорта «Псков», так и на территории аэродрома совместного базирования только с помощью буксировки, имея при себе в обязательном порядке «водило».  Кроме того, на всем протяжении маршрута Заявитель должен нести полную ответственность за буксировку своих воздушных судов, несмотря на то, что по территории ОАО «Псковавиа» они буксируются транспортом данного предприятия по установленному тарифу.
 
ОАО «Псковавиа» как главный оператор аэропорта «Псков» считает, что его полномочия на разработку и введение указанной инструкции определены п. 3 параграфа 2 Приказа Минтранса РФ от 13 июля 2006 года № 82 «Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ».
 
Комиссия не принимает данную позицию Общества, поскольку считает ее неправомерной по следующим основаниям.
 
Согласно п. 3 параграфа 2 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 № 82 (зарегистрировано в Минюсте России от 02.10.2006 №8343) (далее – Инструкция Минтранса РФ) в каждом аэропорту с учетом местных условий разрабатывается схема расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, которая утверждается главным оператором аэропорта.
 
В п. 4 параграфа 2 Инструкции Минтранса РФ сказано, что схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме выполняется в цветном варианте и в масштабе не менее 1:1000.
На схеме указываются:
- оси руления (буксировки) ВС;
- контуры зон обслуживания ВС;
- Т-образный знак остановки ВС; обозначение номеров стоянок ВС;
- Т-образный знак остановки спецмашин; пути движения спецмашин.
 
Таким образом, Комиссия установила, что п. 3 параграфа 2 Инструкции Минтранса РФ определяет полномочия главного оператора аэропорта только по разработке схемы расстановки и движения ВС и спецтранспортаи не предоставляет полномочия главному оператору аэропорта разрабатывать какие-либо иные инструкции по организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.
 
В подтверждение позиции Псковского УФАС России в материалах дела имеется письмо Минтранса России № 01-03-07/2542 от 11.08.2010 из которого следует, что «Инструкцией Минтранса РФ разработка главным оператором аэропорта каких-либо дополнительных Инструкций по организации движения воздушных судов на гражданских аэродромах не предусмотрена».
 
Кроме того, в п. 2 параграфа 1 Инструкции Минтранса РФ указано, что «выполнение требований настоящей Инструкции является обязательным для держателей сертификата на аэропортовую деятельность и свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации (далее - главный оператор аэропорта) и организаций, осуществляющих деятельность в аэропорту на основании договора, заключенного с главным оператором».
 
Таким образом, ОАО «Псковавиа» и ООО «Лукиавиатранс» обязаны исполнять только те требования и правила по организации движения ВС на территории аэропортов и аэродромов, которые установлены  Инструкцией  Минтранса РФ, где не указано, что на территории аэропорта и за его пределами ВС могут перемещаться только путем буксировки.
 
По мнению Росавиации, изложенному в письмеФедерального агентства воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) № 04.01-708 от 01.09.2010, представленном по запросу Псковского УФАС России

 

 

 
Пункт 4.1 раздела IV Инструкции противоречит пункту 20 раздела IIIИнструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 № 82, в соответствии с которым организация буксировки на аэродроме возлагается на главного оператора аэропорта, которым на аэродроме Псков, по линии гражданской авиации, является ОАО «Псковавиа».
 
Тем самым, руководство ОАО «Псковавиа» при выполнении указанной функции, предоставляя услуги авиакомпаниям по приему-выпуску ВС, осуществляющим полеты на аэродром Псков, перекладывает свою ответственность на эксплуатантов ВС.
Кроме того, аэродром Псков соответствует требованиям Норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов, имеет действующие Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 25.04.1996 № б/н (срок действия до 12.07.2011 г.) и Сертификат Межгосударственного авиационного комитета от 21.09.2006 № 074-AM (срок действия до 22.03.2011 г.). Это говорит о том, что состояние аэродрома (в том числе искусственные покрытия) соответствует установленным требованиям и необходимости в обязательной буксировке ВС не имеется.
 
К тому же, ОАО «Псковавиа» не несет ответственность за стоянки и рулежные дорожки, которые не принадлежат предприятию на каких-либо законных основаниях, что также не дает ему право принимать единоличное решение об обязательной буксировке по ним воздушных судов, хотя Инструкция распространяется и на эти элементы аэродрома.
 
Вместе с тем, необходимо отметить, что ряд гражданских ВС (Ил-114, SAAB-2000, ATR-42, EMBRAER-120ER, Fokker-50), к приему которых допущен аэропорт Псков, в соответствии с соответствующими распорядительными документами Северо-Западного МТУ ВТ Росавиации действительно должны иметь на борту буксировочное водило. Это положение является сложившейся практикой в гражданской авиации и связано с тем, что интенсивность полетов на многие аэродромы низкая и аэропорты не в состоянии приобретать дорогостоящее оборудование, к которому относится буксировочное водило, к каждому типу ВС.
 
Допуская отдельные аэропорты, к которым относится и аэропорт Псков, к приему новых типов воздушных судов, при условии наличия на борту ВС буксировочного водила, Росавиация преследует цель увеличения на них воздушных перевозок.
 
Однако данная позиция не дает право ОАО «Псковавиа» однозначно принуждать эксплуатантов к пользованию услугой по буксировке ВС в случаях, когда этого не требует технологический процесс (например, окончательная установка ВС на отведенное место стоянки)».
 
Таким образом, действия ОАО «Псковавиа» по применению к ООО «Лукиавиатранс» пунктов 3.2, 3.3.2, 4.1 и 4.3 Инструкции, которой руководствовалось ОАО «Псковавиа» при оказании аэропортовых услуг данному хозяйствующему субъекту с 22 апреля 2010 года до настоящего времени, являются необоснованными и ущемляют интересы ООО «Лукиавиатранс», поскольку ограничивают его права в выборе способа передвижения ВС, как на территории аэропорта «Псков», так и за его пределами. Кроме того, данные пункты Инструкции возлагают на Заявителя полную ответвенность за буксировку ВС на протяжении всего маршрута движения, что противоречит п. 20 параграфа 3 Инструкции Минтранса РФ, а также обязывает иметь при себе водило для буксировки воздушных судов, не входящих в перечень, обозначенный Росавиацией в приведенном выше разъяснении.
 
Действия ОАО «Псковавиа» по применению к ООО «Лукиавиатранс» пунктов 3.2, 3.3.2, 4.1 и 4.3 Инструкции от 20.04.2010 года, изменившей условия договора с ООО «Лукиавиатранс» № 18/09 от 21.12.2009 года на аэропортовое и наземное обслуживание ВС в одностороннем порядке, и противоречащей Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 № 82,  квалифицируются Комиссией как злоупотребление доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг, результатом которого является ущемление интересов ООО «Лукиавиатранс» путем навязывания невыгодных для него условий договора, а именно: обязательной буксировки воздушных судов,  наличия водила на каждом воздушном судне,  возложение на Заявителя полной ответственности за буксировку ВС на протяжении всего маршрута движения.
 
В ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что в период с 22.04.2010 по 20.09.2010 года на территории аэропорта «Псков» и за его пределами с помощью буксировки перемещались только воздушные суда ООО «Лукиавиатранс», о чем свидетельствуют имеющиеся в деле копии счетов-фактур и актов выполненных работ, выставленных ОАО «Псковавиа» эксплуатантам ВС, которые осуществляли взлет-посадку в аэропорту «Псков», несмотря на то, что Инструкция по обеспечению приема-выпуска воздушных судов, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» от 20.04.2010 г., распространяется на всех эксплуатантов воздушных судов, обслуживаемых ОАО «Псковавиа» в аэропорту «Псков».
 
По данным ОАО «Псковавиа» в аэропорту «Псков» в период с 22.04.2010 года по 20.09.2010 года, помимо ВС Заявителя,  взлет-посадку осуществляли ВС следующих эксплуатантов:
 
Воздушным судам перечисленных хозяйствующих субъектов, осуществлявших взлет-посадку на территории аэропорта «Псков» в период с 22.04.2010 по 20.09.2010 года, услуга буксировки не оказывалась. ВС перемещались на тяге собственных двигателей.
 
Данный факт свидетельствует о том, что ОАО «Псковавиа», являясь субъектом естественной монополии по предоставлению аэропортовых услуг, в том числе – услуги буксировки ВС, не обеспечивает равные условия для эксплуатантов ВС по способам перемещения их воздушных судов на территории аэропорта «Псков» и создает дискриминационные условия для ООО «Лукиавиатранс».  
 
Указанные действия ОАО «Псковавиа»  квалифицируются Комиссией Псковского УФАС России как злоупотребление доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов ООО «Лукиавиатранс» путем создания для него дискриминационных условий по оказанию аэропортовых услуг на территории аэропорта «Псков».
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
Решила:
1. Признать ОАО «Псковавиа» (180005, г. Псков, ул. Германа, д. 34) нарушившим пункты 3 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ в отношении ООО «Лукиавиатранс» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Лукиавиатранс» путем применения к данному хозяйствующему субъекту пунктов 3.2, 3.3.2, 4.1 и 4.3 Инструкции от 20.04.2010 года, изменившей условия договора с ООО «Лукиавиатранс» № 18/09 от 21.12.2009 года на аэропортовое и наземное обслуживание ВС в одностороннем порядке, а именно: навязывание услуг по обязательной буксировке его воздушных судов; требования об обязательном наличии водила на каждом воздушном судне; возложения на ООО «Лукиавиатранс» полной ответственности за буксировку ВС на протяжении всего маршрута движения; создания для ООО «Лукиавиатранс» дискриминационных условий при предоставлении аэропортовых услуг на территории аэропорта «Псков».
 
2. Выдать ОАО «Псковавиа» предписание о прекращении нарушения пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Лукиавиатранс» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг.
 
ОАО «Псковавиа» прекратить навязывание ООО «Лукиавиатранс» услуг по обязательной буксировке его воздушных судов; требований об обязательном наличии водила на каждом воздушном судне; возложении полной ответственности за буксировку ВС на протяжении всего маршрута движения; действий по созданию для ООО «Лукиавиатранс» дискриминационных условий при предоставлении аэропортовых услуг на территории аэропорта «Псков», исключив для этого из Инструкции по обеспечению приема-выпуска воздушных судов, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» от 20.04.2010 года, утвержденной приказом № 110 от 21.04.2010 года и изменившей условия договора № 18/09 от 21.12.2009 года с ООО «Лукиавиатранс» на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов в одностороннем порядке, пункты 3.2, 3.3.2, 4.1 и 4.3.
 
Предписание вступает в силу немедленно с момента его получения ОАО «Псковавиа».
 
Доложить Псковскому УФАС России об исполнении предписания до 12 октября 2010 года, предоставив Инструкцию по обеспечению приема-выпуска воздушных судов, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» от 20.04.2010 года, с внесенными изменениями согласно предписания; а также – копии счетов-фактур о предоставлении ООО «Лукиавиатранс» аэропортовых услуг с момента получения предписания.
 
3. Передать материалы дела № 33/10/10-ЕМ должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения административного дела по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
, пункты 3.2 и 4.1 включены в Инструкцию по обеспечению приема-выпуска воздушных судов (далее ВС), расположенных вне стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» (далее - Инструкция) от 20.04.2010, изданную открытым акционерным обществом «Псковавиа», необоснованно.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу 33/10/10-ЕМ
 
21 сентября 2010 г.                                                                               г. Псков
 
Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 сентября 2010 года.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия),
рассмотрев дело № 33/10/10-ЕМ по признакам нарушения ОАО «Псковавиа» (180005, г. Псков, ул. Германа, д. 34) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26. 07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
12 мая 2010 года в Псковское УФАС России поступило заявление от ООО «Лукиавиатранс» (далее – Заявитель), в котором указано, что между ОАО «Псковавиа» (далее – Общество) и Заявителем заключен договор № 18/09 от 21.12.2009 года на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов, согласно пункту 2.3 которого «при исполнении договора стороны руководствуются временной инструкцией по обеспечению приема-выпуска воздушных судов (далее - ВС) ООО «Лукиавиатранс» в аэропорту «Псков», утвержденной генеральным директором ОАО «Псковавиа» 25.03.2009 г. и директором ООО «Лукиавиатранс» 02.04.2009 г. (далее - временная инструкция).
 
Согласно пунктам 6.2а и 7.2а временной инструкции ВС Заявителя могли производить руление на тяге собственных двигателей на территории аэропорта «Псков».
 
Письмом № 378 от 21.04.2010 года ООО «Лукиавиатранс» было уведомлено, что ОАО «Псковавиа» приказом № 110 от 21.04.2010 года в одностороннем порядке ввело новую Инструкцию по обеспечению приема-выпуска воздушных судов, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков». Данной Инструкцией исключается возможность Заявителя производить руление ВС на тяге собственных двигателей и вводится обязательная услуга - буксировка воздушных судов, за которую ОАО «Псковавиа» взимает плату.
 
По мнению Заявителя,в действияхОАО «Псковавиа» имеет место нарушение антимонопольного законодательства в части дискриминации и ущемления интересов ООО «Лукиавиатранс». Заявитель считает, что принуждение к получению дополнительной услуги ограничивает его конкурентные возможности, ведет к  удорожанию работ, поскольку ООО «Лукиавиатранс» вынуждено нести дополнительные материальные и временные расходы.
 
На основании данного заявления и приложенных к нему документов Псковским УФАС России было возбуждено дело № 33/10/10-ЕМ в отношении ОАО «Псковавиа» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»
 
В рамках рассмотрения дела Комиссия Псковского УФАС России Определением от 28 мая 2010 года запросило у ОАО «Псковавиа» разъяснение по содержанию Инструкции и копии счетов-фактур на оплату услуги буксировки ВС, выставленных хозяйствующим субъектам за период с 21.04.2010 по 07.06.2010 года.
 
Определением об отложении дела № 33/10/10-ЕМ от 23 июня 2010 года Комиссия Псковского УФАС России запросила у ОАО «Псковавиа» письменную позицию по существу заявления ООО «Лукиавиатранс», озвученного на первом заседании Комиссии представителем Заявителя.
 
 Письмом  б/н от 20.08.2010 года ОАО «Псковавиа» представило свою письменную позицию по делу, из которой следует, что из заявления ООО «Лукиавиатранс» не следует, что ОАО «Псковавиа» не имеет права в силу закона или нормативно-правовых документов в области гражданской авиации самостоятельно разрабатывать и вводить в действие нормативные документы, касающиеся определения порядка перемещения ВС эксплуатантов гражданской авиации в зоне ответственности Главного оператора аэропорта.
 
ОАО «Псковавиа» считает, что, как субъект естественных монополий в части предоставления ряда аэропортовых услуг, действует на основании законодательства РФ и нормативно-правовых документов в области гражданской авиации и в полном  соответствии с принципом единообразия их предоставления.
 
На заседании Комиссии представитель ответчика по делу ОАО «Псковавиа»  подтвердил письменную позицию Общества, заявив также, что позиция ОАО «Псковавиа» подтверждается Федеральными авиационными правилами и приказом Министерства транспорта РФ от 13. 07.2006 г. № 82 «Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ».
 
ОАО «Псковавиа» не считает себя виновным в нарушении антимонопольного законодательства и просит Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области отказать ООО «Лукиавиатранс» в заявленных требованиях.
 
Комиссия Псковского УФАС России, исследовав все материалы и документы по делу, выслушав и оценив позиции сторон, пришла к выводу, что в действиях ОАО «Псковавиа» содержится нарушение пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ в отношении ООО «Лукиавиатранс».
 
Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
 
В силу части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
 
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги аэропортов, частью которых является услуга буксировки воздушных судов, относит к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
 
Таким образом, ОАО «Псковавиа» является субъектом естественной монополии в части предоставления аэропортовых услуг, в том числе – услуги буксировки воздушных судов.
 
Между ООО Лукиавиатранс» и ОАО «Псковавиа» заключен договор № 18/09 на аэропортовое и наземное обслуживание ВС от 21.12.2009 г.(далее-договор). Пунктом 2.3 договора определено, что при оказании аэропортовых услуг стороны договора руководствуются временной инструкцией по обеспечению приема выпуска ВС Заявителя в аэропорту «Псков». Согласно п.п. 6.2а, 7.2а временной инструкции воздушные суда заявителя, как на территории аэродрома совместного базирования, так и в аэропорту «Псков» могли перемещаться либо на тяге собственных двигателей, либо путем буксировки.
 
21 апреля 2010 года ОАО «Псковавиа» издало приказ № 110, согласно которому с 22.04.2010 года Общество в одностороннем порядке отказалось от действия временной инструкции и ввело в действие Инструкцию по обеспечению приема – выпуска ВС, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» (далее - Инструкция), тем самым изменив в одностороннем порядке условия   договора № 18/09 от 21.12.2009 г. с ООО «Лукиавиатранс».
 
В материалах дела имеется копия письма ОАО «Псковавиа» от 29 апреля 2010 г. № 413 в адрес Заявителя, в котором сказано, что в случае «саботирования Заявителем Инструкции, ОАО «Псковавиа» будет рассматривать возможность отклонения подаваемых заявок на обеспечение приема-выпуска ВС Заявителя в аэропорту «Псков».
 
Согласно пункту 3.2 Инструкции, перемещение ВС на места стоянок (далее – МС), расположенных на территории ОАО «Псковавиа» и вне его территории, осуществляется путем буксировки, следующим образом:
- от МС ОАО «Псковавиа» на перроне до МС на участок технического ремонта (УТР);
- от МС ОАО «Псковавиа» по рулежной дорожки (РД) № 9 до места ожидания ВС на РД № 9 буксировщиком ОАО «Псковавиа», согласно прилагаемой схемы буксировки;
- от места ожидания ВС на РД № 9 ВС буксируются буксировщиком эксплуатанта ВС по РД № 9, РД № 1 и далее до МС, расположенных вне МС ОАО «Псковавиа».  
 
Пунктом 3.3.2 Инструкции определено, что перемещение ВС с мест стоянок, расположенных вне МС ОАО «Псковавиа», на места стоянок ВС ОАО «Псковавиа» осуществляется путем буксировки:
- от мест стоянок, расположенных вне территории ОАО «Псковавиа», до места ожидания ВС на РД № 9, согласно прилагаемой схемы, буксировщиком эксплуатанта ВС или ОАО «Псковавиа»;
- от места ожидания ВС на РД № 9 до мест стоянки ВС ОАО «Псковавиа» буксировщиком ОАО «Псковавиа».
 
Пунктом 4.1 Инструкции определено, что эксплуатант ВС организует и несет ответственность за буксировку ВС на всем протяжении маршрута движения, т.е. от мест стоянок, расположенных вне территории ОАО «Псковавиа», до мест стоянок  ОАО «Псковавиа».
 
Кроме того, пункт 4.3 Инструкции, утвержденной Приказом ОАО «Псковавиа» № 110 от 21.04.2010 года, обязывает эксплуатантов воздушных судов иметь при себе для буксировки ВС «водило» (устройство для жесткой сцепки) на всем пути следования – туда и обратно.
 
Таким образом, Инструкция от 20.04.2010 года обязала Заявителя  осуществлять перемещение ВС как на территории аэропорта «Псков», так и на территории аэродрома совместного базирования только с помощью буксировки, имея при себе в обязательном порядке «водило».  Кроме того, на всем протяжении маршрута Заявитель должен нести полную ответственность за буксировку своих воздушных судов, несмотря на то, что по территории ОАО «Псковавиа» они буксируются транспортом данного предприятия по установленному тарифу.
 
ОАО «Псковавиа» как главный оператор аэропорта «Псков» считает, что его полномочия на разработку и введение указанной инструкции определены п. 3 параграфа 2 Приказа Минтранса РФ от 13 июля 2006 года № 82 «Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ».
 
Комиссия не принимает данную позицию Общества, поскольку считает ее неправомерной по следующим основаниям.
 
Согласно п. 3 параграфа 2 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 № 82 (зарегистрировано в Минюсте России от 02.10.2006 №8343) (далее – Инструкция Минтранса РФ) в каждом аэропорту с учетом местных условий разрабатывается схема расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, которая утверждается главным оператором аэропорта.
 
В п. 4 параграфа 2 Инструкции Минтранса РФ сказано, что схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме выполняется в цветном варианте и в масштабе не менее 1:1000.
На схеме указываются:
- оси руления (буксировки) ВС;
- контуры зон обслуживания ВС;
- Т-образный знак остановки ВС; обозначение номеров стоянок ВС;
- Т-образный знак остановки спецмашин; пути движения спецмашин.
 
Таким образом, Комиссия установила, что п. 3 параграфа 2 Инструкции Минтранса РФ определяет полномочия главного оператора аэропорта только по разработке схемы расстановки и движения ВС и спецтранспортаи не предоставляет полномочия главному оператору аэропорта разрабатывать какие-либо иные инструкции по организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.
 
В подтверждение позиции Псковского УФАС России в материалах дела имеется письмо Минтранса России № 01-03-07/2542 от 11.08.2010 из которого следует, что «Инструкцией Минтранса РФ разработка главным оператором аэропорта каких-либо дополнительных Инструкций по организации движения воздушных судов на гражданских аэродромах не предусмотрена».
 
Кроме того, в п. 2 параграфа 1 Инструкции Минтранса РФ указано, что «выполнение требований настоящей Инструкции является обязательным для держателей сертификата на аэропортовую деятельность и свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации (далее - главный оператор аэропорта) и организаций, осуществляющих деятельность в аэропорту на основании договора, заключенного с главным оператором».
 
Таким образом, ОАО «Псковавиа» и ООО «Лукиавиатранс» обязаны исполнять только те требования и правила по организации движения ВС на территории аэропортов и аэродромов, которые установлены  Инструкцией  Минтранса РФ, где не указано, что на территории аэропорта и за его пределами ВС могут перемещаться только путем буксировки.
 
По мнению Росавиации, изложенному в письмеФедерального агентства воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) № 04.01-708 от 01.09.2010, представленном по запросу Псковского УФАС России

 

 

 
Пункт 4.1 раздела IV Инструкции противоречит пункту 20 раздела IIIИнструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 № 82, в соответствии с которым организация буксировки на аэродроме возлагается на главного оператора аэропорта, которым на аэродроме Псков, по линии гражданской авиации, является ОАО «Псковавиа».
 
Тем самым, руководство ОАО «Псковавиа» при выполнении указанной функции, предоставляя услуги авиакомпаниям по приему-выпуску ВС, осуществляющим полеты на аэродром Псков, перекладывает свою ответственность на эксплуатантов ВС.
Кроме того, аэродром Псков соответствует требованиям Норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов, имеет действующие Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 25.04.1996 № б/н (срок действия до 12.07.2011 г.) и Сертификат Межгосударственного авиационного комитета от 21.09.2006 № 074-AM (срок действия до 22.03.2011 г.). Это говорит о том, что состояние аэродрома (в том числе искусственные покрытия) соответствует установленным требованиям и необходимости в обязательной буксировке ВС не имеется.
 
К тому же, ОАО «Псковавиа» не несет ответственность за стоянки и рулежные дорожки, которые не принадлежат предприятию на каких-либо законных основаниях, что также не дает ему право принимать единоличное решение об обязательной буксировке по ним воздушных судов, хотя Инструкция распространяется и на эти элементы аэродрома.
 
Вместе с тем, необходимо отметить, что ряд гражданских ВС (Ил-114, SAAB-2000, ATR-42, EMBRAER-120ER, Fokker-50), к приему которых допущен аэропорт Псков, в соответствии с соответствующими распорядительными документами Северо-Западного МТУ ВТ Росавиации действительно должны иметь на борту буксировочное водило. Это положение является сложившейся практикой в гражданской авиации и связано с тем, что интенсивность полетов на многие аэродромы низкая и аэропорты не в состоянии приобретать дорогостоящее оборудование, к которому относится буксировочное водило, к каждому типу ВС.
 
Допуская отдельные аэропорты, к которым относится и аэропорт Псков, к приему новых типов воздушных судов, при условии наличия на борту ВС буксировочного водила, Росавиация преследует цель увеличения на них воздушных перевозок.
 
Однако данная позиция не дает право ОАО «Псковавиа» однозначно принуждать эксплуатантов к пользованию услугой по буксировке ВС в случаях, когда этого не требует технологический процесс (например, окончательная установка ВС на отведенное место стоянки)».
 
Таким образом, действия ОАО «Псковавиа» по применению к ООО «Лукиавиатранс» пунктов 3.2, 3.3.2, 4.1 и 4.3 Инструкции, которой руководствовалось ОАО «Псковавиа» при оказании аэропортовых услуг данному хозяйствующему субъекту с 22 апреля 2010 года до настоящего времени, являются необоснованными и ущемляют интересы ООО «Лукиавиатранс», поскольку ограничивают его права в выборе способа передвижения ВС, как на территории аэропорта «Псков», так и за его пределами. Кроме того, данные пункты Инструкции возлагают на Заявителя полную ответвенность за буксировку ВС на протяжении всего маршрута движения, что противоречит п. 20 параграфа 3 Инструкции Минтранса РФ, а также обязывает иметь при себе водило для буксировки воздушных судов, не входящих в перечень, обозначенный Росавиацией в приведенном выше разъяснении.
 
Действия ОАО «Псковавиа» по применению к ООО «Лукиавиатранс» пунктов 3.2, 3.3.2, 4.1 и 4.3 Инструкции от 20.04.2010 года, изменившей условия договора с ООО «Лукиавиатранс» № 18/09 от 21.12.2009 года на аэропортовое и наземное обслуживание ВС в одностороннем порядке, и противоречащей Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 № 82,  квалифицируются Комиссией как злоупотребление доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг, результатом которого является ущемление интересов ООО «Лукиавиатранс» путем навязывания невыгодных для него условий договора, а именно: обязательной буксировки воздушных судов,  наличия водила на каждом воздушном судне,  возложение на Заявителя полной ответственности за буксировку ВС на протяжении всего маршрута движения.
 
В ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что в период с 22.04.2010 по 20.09.2010 года на территории аэропорта «Псков» и за его пределами с помощью буксировки перемещались только воздушные суда ООО «Лукиавиатранс», о чем свидетельствуют имеющиеся в деле копии счетов-фактур и актов выполненных работ, выставленных ОАО «Псковавиа» эксплуатантам ВС, которые осуществляли взлет-посадку в аэропорту «Псков», несмотря на то, что Инструкция по обеспечению приема-выпуска воздушных судов, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» от 20.04.2010 г., распространяется на всех эксплуатантов воздушных судов, обслуживаемых ОАО «Псковавиа» в аэропорту «Псков».
 
По данным ОАО «Псковавиа» в аэропорту «Псков» в период с 22.04.2010 года по 20.09.2010 года, помимо ВС Заявителя,  взлет-посадку осуществляли ВС следующих эксплуатантов:
 
Воздушным судам перечисленных хозяйствующих субъектов, осуществлявших взлет-посадку на территории аэропорта «Псков» в период с 22.04.2010 по 20.09.2010 года, услуга буксировки не оказывалась. ВС перемещались на тяге собственных двигателей.
 
Данный факт свидетельствует о том, что ОАО «Псковавиа», являясь субъектом естественной монополии по предоставлению аэропортовых услуг, в том числе – услуги буксировки ВС, не обеспечивает равные условия для эксплуатантов ВС по способам перемещения их воздушных судов на территории аэропорта «Псков» и создает дискриминационные условия для ООО «Лукиавиатранс».  
 
Указанные действия ОАО «Псковавиа»  квалифицируются Комиссией Псковского УФАС России как злоупотребление доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов ООО «Лукиавиатранс» путем создания для него дискриминационных условий по оказанию аэропортовых услуг на территории аэропорта «Псков».
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
Решила:
1. Признать ОАО «Псковавиа» (180005, г. Псков, ул. Германа, д. 34) нарушившим пункты 3 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ в отношении ООО «Лукиавиатранс» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Лукиавиатранс» путем применения к данному хозяйствующему субъекту пунктов 3.2, 3.3.2, 4.1 и 4.3 Инструкции от 20.04.2010 года, изменившей условия договора с ООО «Лукиавиатранс» № 18/09 от 21.12.2009 года на аэропортовое и наземное обслуживание ВС в одностороннем порядке, а именно: навязывание услуг по обязательной буксировке его воздушных судов; требования об обязательном наличии водила на каждом воздушном судне; возложения на ООО «Лукиавиатранс» полной ответственности за буксировку ВС на протяжении всего маршрута движения; создания для ООО «Лукиавиатранс» дискриминационных условий при предоставлении аэропортовых услуг на территории аэропорта «Псков».
 
2. Выдать ОАО «Псковавиа» предписание о прекращении нарушения пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Лукиавиатранс» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг.
 
ОАО «Псковавиа» прекратить навязывание ООО «Лукиавиатранс» услуг по обязательной буксировке его воздушных судов; требований об обязательном наличии водила на каждом воздушном судне; возложении полной ответственности за буксировку ВС на протяжении всего маршрута движения; действий по созданию для ООО «Лукиавиатранс» дискриминационных условий при предоставлении аэропортовых услуг на территории аэропорта «Псков», исключив для этого из Инструкции по обеспечению приема-выпуска воздушных судов, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» от 20.04.2010 года, утвержденной приказом № 110 от 21.04.2010 года и изменившей условия договора № 18/09 от 21.12.2009 года с ООО «Лукиавиатранс» на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов в одностороннем порядке, пункты 3.2, 3.3.2, 4.1 и 4.3.
 
Предписание вступает в силу немедленно с момента его получения ОАО «Псковавиа».
 
Доложить Псковскому УФАС России об исполнении предписания до 12 октября 2010 года, предоставив Инструкцию по обеспечению приема-выпуска воздушных судов, расположенных вне мест стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» от 20.04.2010 года, с внесенными изменениями согласно предписания; а также – копии счетов-фактур о предоставлении ООО «Лукиавиатранс» аэропортовых услуг с момента получения предписания.
 
3. Передать материалы дела № 33/10/10-ЕМ должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения административного дела по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
, пункты 3.2 и 4.1 включены в Инструкцию по обеспечению приема-выпуска воздушных судов (далее ВС), расположенных вне стоянок ОАО «Псковавиа» аэропорта «Псков» (далее - Инструкция) от 20.04.2010, изданную открытым акционерным обществом «Псковавиа», необоснованно.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 33/10/10-ЕМ [format] => [safe_value] => № 33/10/10-ЕМ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 35 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 35 [vid] => 6 [name] => ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-12 11:41:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-12 11:41:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326368573 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Псковское УФАС России )