Решение по делу № 09/14/10-ФР в отношении ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота"

Номер дела: № 09/14/10-ФР
Дата публикации: 12 января 2012, 16:05
РЕШЕНИЕ
 
«25» марта 2010 г.                                                                         г. Псков
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело № 09/14/10-ФРпо признакам нарушения ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» (121205, г. Москва, ул. Новый Арбат д. 36/9) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
24 февраля 2010 года и 27 февраля 2010 года в Псковское УФАС России поступили заявления от ОСАО «Ингосстрах» (№ 103-02-10 от 24 февраля 2010 года) и ОАО «Военно-страховая компания» (№ 112/у от 27 февраля 2010 года) (далее - заявители) на неправомерные действия ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» при участии в открытом конкурсе, проведенном УФМС России по Псковской области на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (далее - ОСАГО) владельцев транспортных средств УФМС России по Псковской области (идентификационный номер конкурса: 100115/003945/33).
 
В своих заявлениях заявители указываютна нарушение со стороны ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон об ОСАГО) и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 года №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление Правительства №739) при расчете размера страховой премии. Заявители указывают, что ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» признано победителем по вышеуказанному конкурсу в результате применения демпинга, т. е. незаконного занижения цены страховой премии по ОСАГО.
 
По мнению заявителей, действия ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» были направлены на получение преимуществ при осуществлении ОСАГО транспортных средств УФМС России по Псковской области и нарушают часть 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции» в части недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг при заключении договоров ОСАГО транспортных средств.
 
На заседании Комиссии представитель ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» представила письменное объяснение (от 25.03.2010 года № 127) по делу, из которого следует, что при расчете страховой премии для открытого конкурса, проведенного УФМС России по Псковской области, начальником отдела обязательного страхования автогражданской ответственности <...> была допущена техническая ошибка, выразившаяся в применении территориального коэффициента КТ=0,55 для транспортных средств с территорией эксплуатации - Псковская область, а также округлением сумм страховых премий. Со слов представителя ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», <...> работает в страховой компании с 2004 года, а на должность начальника отдела ОСАГО переведена в августе 2009 года.
 
Рассмотрев и проанализировав материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссией установлено следующее.
Заказчиком открытого конкурса по отбору страховой организации для осуществления ОСАГО владельцев транспортных средств для УФМС России по Псковской области является УФМС России по Псковской области (далее – Заказчик).
 
Извещение о проведении открытого конкурса, а также конкурсная документация были размещены 15.01.2010 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru
Конкурсная документация Заказчика предполагала, что лучшим условием исполнения контракта, предложенным в заявках на участие в конкурсе, является цена контракта.
 
Согласно Протоколу № 1/2 от 18.02.2010 г., к участию в открытом конкурсе, проведенном Заказчиком на право заключения государственного контракта на предоставление услуг по ОСАГО владельцев транспортных средств для нужд Заказчика, были допущены 5 страховых компаний, а именно:
1)  ОАО «Военно-страховая компания» (филиал в г. Пскове);
2)    ОСАО «Ингосстрах» (филиал в г. Пскове);
3)    ОАО «Государственная страховая компания Югория» (филиал в г. Пскове);
4)    ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» (филиал в г. Пскове);
5)     ЗАО «МАКС» (филиал в г. Пскове).
 
В соответствии с Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) автотранспорта от 19 февраля 2010 года № 1/3 конкурсной комиссией Заказчика победителем конкурса было признано ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», предложившее цену государственного контракта ниже остальных участников, а именно – 62136 рублей. Второй номер по конкурсу был присвоен ОСАО «Ингосстрах».
 
12 марта 2010 года Заказчик и ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» заключили государственный контракт №7 об оказании услуг по ОСАГО владельцев транспортных средств для нужд Заказчика.
 
Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
 
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от (ч. 2 ст. 9 Федерального закона об ОСАГО):
 
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства (КТ);
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей (КБМ);
в) технических характеристик транспортных средств (КМ);
г) сезонного использования транспортных средств (КС);
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
 
Согласно п.6 ст.9 Федерального закона об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщик не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ №739.
Таким образом, страховая премия по вышеуказанному конкурсу должна была быть определена участниками конкурса в соответствии со ст. 9 Федерального закона об ОСАГО и страховыми тарифами по ОСАГО владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 739.
 
Следовательно, страховая премия по парку транспортных средств Заказчика при применении базовых ставок и установленных коэффициентов у всех страховщиков должна была быть одинаковой. Занижение стоимости страховой премии по ОСАГО владельцев транспортных средств Заказчика является нарушением Федерального закона об ОСАГО и Постановления Правительства РФ №739.
 
Из представленного Псковскому УФАС России ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» расчета страховой премии по вышеуказанному конкурсу следует, что при расчете страховой премии для открытого конкурса, проведенного Заказчиком, общество применило значение территориального коэффициента КТ=0,55 к 6 единицам транспортных средств с территорией эксплуатации - Псковская область, а также занизило суммы страховых премий (путем округления в меньшую сторону) по всем ТС, страховая премия которых складывалась из целых и десятых единиц.
 
В соответствии с п. а) ч. 2 ст. 9 Федерального закона об ОСАГО, а также разделом 2 Постановления Правительства РФ №739 территория преимущественного использования транспортного средства (КТ), определяется для юридических лиц по месту регистрации транспортного средства.
 
В конкурсной документации был указан перечень и характеристика 19 транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности, в том числе и место их регистрации, а именно - г. Псков (Раздел 13 конкурсной документации).
 
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом об ОСАГО и Постановлением Правительства РФ №739, территорией преимущественного использования транспортных средств Заказчика являлся г. Псков и, соответственно, территориальный коэффициент КТ для всех транспортных средств Заказчика должен быть равен 1.
 
Таким образом, выполняя расчет страховой премии, ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» необоснованно применило к 6 единицам транспортных средств коэффициент КТ=0,55, то есть более низкий по сравнению с коэффициентами, установленными Постановлением Правительства РФ № 739.
 
У ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» имелась возможность для соблюдения действующего законодательства при применении базовых страховых тарифов и страховых коэффициентов при расчете страховой премии по каждому транспортному средству Заказчика, поскольку общество обладало полной информацией о перечне и характеристиках транспортных средств Заказчика, в том числе и о месте их регистрации.
 
Допущенные обществом ошибки при расчете КТ, а также занижение страховой премии путем ее округления привели к занижению цены государственного контракта, в результате чего общество получило преимущество перед другими участниками конкурса, получив самый высокий балл 22,33.
 
Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция. В соответствии с ч.9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
 
Комиссия решила, что действия ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» являются недобросовестной конкуренцией. Недобросовестная конкуренция, по мнению Комиссии, выразилась в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного Постановлением Правительства РФ №739, что привело к уменьшению цены контракта и к получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на одном рынке. Данное обстоятельство повлияло на решение конкурсной комиссии, так как для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценивалась цена контракта. Действия ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» могли причинить убытки другим конкурентам, поскольку они лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования страхователя в лице Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области.
 
Осуществление расчета страховой премии с нарушением Постановления Правительства РФ №739 не оспаривалось ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота».
Объяснения ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» о неумышленной технической ошибке, допущенной начальником отдела обязательного страхования автогражданской ответственности <...>, Комиссия не принимает во внимание, поскольку Комиссия выяснила, что данный сотрудник работает в страховой компании с 2004 года (с августа 2009 года занимает должность начальника отдела ОСАГО) и имеет достаточный опыт при расчете страховой премии по ОСАГО.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
  
Решила:
 
1. Признать ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» (121205, г. Москва, ул. Новый Арбат д. 36/9) нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в недобросовестной конкуренции при участии в открытом конкурсе, проведенном УФМС России по Псковской области на право заключения государственного контракта на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд УФМС России по Псковской области, путем незаконного занижения страховой премии.
 
2. Передать материалы дела № 09/14/10-ФР должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения административного дела по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
stdClass Object ( [vid] => 6377 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 09/14/10-ФР в отношении ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6376 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326369978 [changed] => 1368718262 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718262 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
РЕШЕНИЕ
 
«25» марта 2010 г.                                                                         г. Псков
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело № 09/14/10-ФРпо признакам нарушения ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» (121205, г. Москва, ул. Новый Арбат д. 36/9) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
24 февраля 2010 года и 27 февраля 2010 года в Псковское УФАС России поступили заявления от ОСАО «Ингосстрах» (№ 103-02-10 от 24 февраля 2010 года) и ОАО «Военно-страховая компания» (№ 112/у от 27 февраля 2010 года) (далее - заявители) на неправомерные действия ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» при участии в открытом конкурсе, проведенном УФМС России по Псковской области на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (далее - ОСАГО) владельцев транспортных средств УФМС России по Псковской области (идентификационный номер конкурса: 100115/003945/33).
 
В своих заявлениях заявители указываютна нарушение со стороны ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон об ОСАГО) и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 года №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление Правительства №739) при расчете размера страховой премии. Заявители указывают, что ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» признано победителем по вышеуказанному конкурсу в результате применения демпинга, т. е. незаконного занижения цены страховой премии по ОСАГО.
 
По мнению заявителей, действия ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» были направлены на получение преимуществ при осуществлении ОСАГО транспортных средств УФМС России по Псковской области и нарушают часть 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции» в части недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг при заключении договоров ОСАГО транспортных средств.
 
На заседании Комиссии представитель ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» представила письменное объяснение (от 25.03.2010 года № 127) по делу, из которого следует, что при расчете страховой премии для открытого конкурса, проведенного УФМС России по Псковской области, начальником отдела обязательного страхования автогражданской ответственности <...> была допущена техническая ошибка, выразившаяся в применении территориального коэффициента КТ=0,55 для транспортных средств с территорией эксплуатации - Псковская область, а также округлением сумм страховых премий. Со слов представителя ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», <...> работает в страховой компании с 2004 года, а на должность начальника отдела ОСАГО переведена в августе 2009 года.
 
Рассмотрев и проанализировав материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссией установлено следующее.
Заказчиком открытого конкурса по отбору страховой организации для осуществления ОСАГО владельцев транспортных средств для УФМС России по Псковской области является УФМС России по Псковской области (далее – Заказчик).
 
Извещение о проведении открытого конкурса, а также конкурсная документация были размещены 15.01.2010 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru
Конкурсная документация Заказчика предполагала, что лучшим условием исполнения контракта, предложенным в заявках на участие в конкурсе, является цена контракта.
 
Согласно Протоколу № 1/2 от 18.02.2010 г., к участию в открытом конкурсе, проведенном Заказчиком на право заключения государственного контракта на предоставление услуг по ОСАГО владельцев транспортных средств для нужд Заказчика, были допущены 5 страховых компаний, а именно:
1)  ОАО «Военно-страховая компания» (филиал в г. Пскове);
2)    ОСАО «Ингосстрах» (филиал в г. Пскове);
3)    ОАО «Государственная страховая компания Югория» (филиал в г. Пскове);
4)    ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» (филиал в г. Пскове);
5)     ЗАО «МАКС» (филиал в г. Пскове).
 
В соответствии с Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) автотранспорта от 19 февраля 2010 года № 1/3 конкурсной комиссией Заказчика победителем конкурса было признано ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», предложившее цену государственного контракта ниже остальных участников, а именно – 62136 рублей. Второй номер по конкурсу был присвоен ОСАО «Ингосстрах».
 
12 марта 2010 года Заказчик и ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» заключили государственный контракт №7 об оказании услуг по ОСАГО владельцев транспортных средств для нужд Заказчика.
 
Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
 
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от (ч. 2 ст. 9 Федерального закона об ОСАГО):
 
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства (КТ);
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей (КБМ);
в) технических характеристик транспортных средств (КМ);
г) сезонного использования транспортных средств (КС);
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
 
Согласно п.6 ст.9 Федерального закона об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщик не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ №739.
Таким образом, страховая премия по вышеуказанному конкурсу должна была быть определена участниками конкурса в соответствии со ст. 9 Федерального закона об ОСАГО и страховыми тарифами по ОСАГО владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 739.
 
Следовательно, страховая премия по парку транспортных средств Заказчика при применении базовых ставок и установленных коэффициентов у всех страховщиков должна была быть одинаковой. Занижение стоимости страховой премии по ОСАГО владельцев транспортных средств Заказчика является нарушением Федерального закона об ОСАГО и Постановления Правительства РФ №739.
 
Из представленного Псковскому УФАС России ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» расчета страховой премии по вышеуказанному конкурсу следует, что при расчете страховой премии для открытого конкурса, проведенного Заказчиком, общество применило значение территориального коэффициента КТ=0,55 к 6 единицам транспортных средств с территорией эксплуатации - Псковская область, а также занизило суммы страховых премий (путем округления в меньшую сторону) по всем ТС, страховая премия которых складывалась из целых и десятых единиц.
 
В соответствии с п. а) ч. 2 ст. 9 Федерального закона об ОСАГО, а также разделом 2 Постановления Правительства РФ №739 территория преимущественного использования транспортного средства (КТ), определяется для юридических лиц по месту регистрации транспортного средства.
 
В конкурсной документации был указан перечень и характеристика 19 транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности, в том числе и место их регистрации, а именно - г. Псков (Раздел 13 конкурсной документации).
 
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом об ОСАГО и Постановлением Правительства РФ №739, территорией преимущественного использования транспортных средств Заказчика являлся г. Псков и, соответственно, территориальный коэффициент КТ для всех транспортных средств Заказчика должен быть равен 1.
 
Таким образом, выполняя расчет страховой премии, ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» необоснованно применило к 6 единицам транспортных средств коэффициент КТ=0,55, то есть более низкий по сравнению с коэффициентами, установленными Постановлением Правительства РФ № 739.
 
У ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» имелась возможность для соблюдения действующего законодательства при применении базовых страховых тарифов и страховых коэффициентов при расчете страховой премии по каждому транспортному средству Заказчика, поскольку общество обладало полной информацией о перечне и характеристиках транспортных средств Заказчика, в том числе и о месте их регистрации.
 
Допущенные обществом ошибки при расчете КТ, а также занижение страховой премии путем ее округления привели к занижению цены государственного контракта, в результате чего общество получило преимущество перед другими участниками конкурса, получив самый высокий балл 22,33.
 
Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция. В соответствии с ч.9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
 
Комиссия решила, что действия ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» являются недобросовестной конкуренцией. Недобросовестная конкуренция, по мнению Комиссии, выразилась в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного Постановлением Правительства РФ №739, что привело к уменьшению цены контракта и к получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на одном рынке. Данное обстоятельство повлияло на решение конкурсной комиссии, так как для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценивалась цена контракта. Действия ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» могли причинить убытки другим конкурентам, поскольку они лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования страхователя в лице Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области.
 
Осуществление расчета страховой премии с нарушением Постановления Правительства РФ №739 не оспаривалось ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота».
Объяснения ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» о неумышленной технической ошибке, допущенной начальником отдела обязательного страхования автогражданской ответственности <...>, Комиссия не принимает во внимание, поскольку Комиссия выяснила, что данный сотрудник работает в страховой компании с 2004 года (с августа 2009 года занимает должность начальника отдела ОСАГО) и имеет достаточный опыт при расчете страховой премии по ОСАГО.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
  
Решила:
 
1. Признать ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» (121205, г. Москва, ул. Новый Арбат д. 36/9) нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в недобросовестной конкуренции при участии в открытом конкурсе, проведенном УФМС России по Псковской области на право заключения государственного контракта на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд УФМС России по Псковской области, путем незаконного занижения страховой премии.
 
2. Передать материалы дела № 09/14/10-ФР должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения административного дела по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
 
«25» марта 2010 г.                                                                         г. Псков
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело № 09/14/10-ФРпо признакам нарушения ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» (121205, г. Москва, ул. Новый Арбат д. 36/9) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
24 февраля 2010 года и 27 февраля 2010 года в Псковское УФАС России поступили заявления от ОСАО «Ингосстрах» (№ 103-02-10 от 24 февраля 2010 года) и ОАО «Военно-страховая компания» (№ 112/у от 27 февраля 2010 года) (далее - заявители) на неправомерные действия ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» при участии в открытом конкурсе, проведенном УФМС России по Псковской области на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (далее - ОСАГО) владельцев транспортных средств УФМС России по Псковской области (идентификационный номер конкурса: 100115/003945/33).
 
В своих заявлениях заявители указываютна нарушение со стороны ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон об ОСАГО) и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 года №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление Правительства №739) при расчете размера страховой премии. Заявители указывают, что ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» признано победителем по вышеуказанному конкурсу в результате применения демпинга, т. е. незаконного занижения цены страховой премии по ОСАГО.
 
По мнению заявителей, действия ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» были направлены на получение преимуществ при осуществлении ОСАГО транспортных средств УФМС России по Псковской области и нарушают часть 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции» в части недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг при заключении договоров ОСАГО транспортных средств.
 
На заседании Комиссии представитель ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» представила письменное объяснение (от 25.03.2010 года № 127) по делу, из которого следует, что при расчете страховой премии для открытого конкурса, проведенного УФМС России по Псковской области, начальником отдела обязательного страхования автогражданской ответственности <...> была допущена техническая ошибка, выразившаяся в применении территориального коэффициента КТ=0,55 для транспортных средств с территорией эксплуатации - Псковская область, а также округлением сумм страховых премий. Со слов представителя ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», <...> работает в страховой компании с 2004 года, а на должность начальника отдела ОСАГО переведена в августе 2009 года.
 
Рассмотрев и проанализировав материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссией установлено следующее.
Заказчиком открытого конкурса по отбору страховой организации для осуществления ОСАГО владельцев транспортных средств для УФМС России по Псковской области является УФМС России по Псковской области (далее – Заказчик).
 
Извещение о проведении открытого конкурса, а также конкурсная документация были размещены 15.01.2010 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru
Конкурсная документация Заказчика предполагала, что лучшим условием исполнения контракта, предложенным в заявках на участие в конкурсе, является цена контракта.
 
Согласно Протоколу № 1/2 от 18.02.2010 г., к участию в открытом конкурсе, проведенном Заказчиком на право заключения государственного контракта на предоставление услуг по ОСАГО владельцев транспортных средств для нужд Заказчика, были допущены 5 страховых компаний, а именно:
1)  ОАО «Военно-страховая компания» (филиал в г. Пскове);
2)    ОСАО «Ингосстрах» (филиал в г. Пскове);
3)    ОАО «Государственная страховая компания Югория» (филиал в г. Пскове);
4)    ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» (филиал в г. Пскове);
5)     ЗАО «МАКС» (филиал в г. Пскове).
 
В соответствии с Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) автотранспорта от 19 февраля 2010 года № 1/3 конкурсной комиссией Заказчика победителем конкурса было признано ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», предложившее цену государственного контракта ниже остальных участников, а именно – 62136 рублей. Второй номер по конкурсу был присвоен ОСАО «Ингосстрах».
 
12 марта 2010 года Заказчик и ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» заключили государственный контракт №7 об оказании услуг по ОСАГО владельцев транспортных средств для нужд Заказчика.
 
Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
 
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от (ч. 2 ст. 9 Федерального закона об ОСАГО):
 
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства (КТ);
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей (КБМ);
в) технических характеристик транспортных средств (КМ);
г) сезонного использования транспортных средств (КС);
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
 
Согласно п.6 ст.9 Федерального закона об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщик не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ №739.
Таким образом, страховая премия по вышеуказанному конкурсу должна была быть определена участниками конкурса в соответствии со ст. 9 Федерального закона об ОСАГО и страховыми тарифами по ОСАГО владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 739.
 
Следовательно, страховая премия по парку транспортных средств Заказчика при применении базовых ставок и установленных коэффициентов у всех страховщиков должна была быть одинаковой. Занижение стоимости страховой премии по ОСАГО владельцев транспортных средств Заказчика является нарушением Федерального закона об ОСАГО и Постановления Правительства РФ №739.
 
Из представленного Псковскому УФАС России ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» расчета страховой премии по вышеуказанному конкурсу следует, что при расчете страховой премии для открытого конкурса, проведенного Заказчиком, общество применило значение территориального коэффициента КТ=0,55 к 6 единицам транспортных средств с территорией эксплуатации - Псковская область, а также занизило суммы страховых премий (путем округления в меньшую сторону) по всем ТС, страховая премия которых складывалась из целых и десятых единиц.
 
В соответствии с п. а) ч. 2 ст. 9 Федерального закона об ОСАГО, а также разделом 2 Постановления Правительства РФ №739 территория преимущественного использования транспортного средства (КТ), определяется для юридических лиц по месту регистрации транспортного средства.
 
В конкурсной документации был указан перечень и характеристика 19 транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности, в том числе и место их регистрации, а именно - г. Псков (Раздел 13 конкурсной документации).
 
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом об ОСАГО и Постановлением Правительства РФ №739, территорией преимущественного использования транспортных средств Заказчика являлся г. Псков и, соответственно, территориальный коэффициент КТ для всех транспортных средств Заказчика должен быть равен 1.
 
Таким образом, выполняя расчет страховой премии, ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» необоснованно применило к 6 единицам транспортных средств коэффициент КТ=0,55, то есть более низкий по сравнению с коэффициентами, установленными Постановлением Правительства РФ № 739.
 
У ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» имелась возможность для соблюдения действующего законодательства при применении базовых страховых тарифов и страховых коэффициентов при расчете страховой премии по каждому транспортному средству Заказчика, поскольку общество обладало полной информацией о перечне и характеристиках транспортных средств Заказчика, в том числе и о месте их регистрации.
 
Допущенные обществом ошибки при расчете КТ, а также занижение страховой премии путем ее округления привели к занижению цены государственного контракта, в результате чего общество получило преимущество перед другими участниками конкурса, получив самый высокий балл 22,33.
 
Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция. В соответствии с ч.9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
 
Комиссия решила, что действия ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» являются недобросовестной конкуренцией. Недобросовестная конкуренция, по мнению Комиссии, выразилась в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного Постановлением Правительства РФ №739, что привело к уменьшению цены контракта и к получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на одном рынке. Данное обстоятельство повлияло на решение конкурсной комиссии, так как для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценивалась цена контракта. Действия ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» могли причинить убытки другим конкурентам, поскольку они лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования страхователя в лице Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области.
 
Осуществление расчета страховой премии с нарушением Постановления Правительства РФ №739 не оспаривалось ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота».
Объяснения ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» о неумышленной технической ошибке, допущенной начальником отдела обязательного страхования автогражданской ответственности <...>, Комиссия не принимает во внимание, поскольку Комиссия выяснила, что данный сотрудник работает в страховой компании с 2004 года (с августа 2009 года занимает должность начальника отдела ОСАГО) и имеет достаточный опыт при расчете страховой премии по ОСАГО.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
  
Решила:
 
1. Признать ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» (121205, г. Москва, ул. Новый Арбат д. 36/9) нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в недобросовестной конкуренции при участии в открытом конкурсе, проведенном УФМС России по Псковской области на право заключения государственного контракта на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд УФМС России по Псковской области, путем незаконного занижения страховой премии.
 
2. Передать материалы дела № 09/14/10-ФР должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения административного дела по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 09/14/10-ФР [format] => [safe_value] => № 09/14/10-ФР ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-12 12:05:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-12 12:05:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326369978 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Псковское УФАС России )