Решение по делу № 17/10/11-ЕМ

Сфера деятельности: Электроэнергетика
Номер дела: № 17/10/11-ЕМ
Дата публикации: 13 января 2012, 12:45

РЕШЕНИЕ
                                                по делу № 17/10/11-ЕМ

10 мая 2011г.                                                                                              г. Псков
Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2011 г.                                                                                                         
Дата изготовления решения в полном объеме - 10 мая  2011 г.
    
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства,  
рассмотрев  дело  № 17/10/11-ЕМ по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» пункта 5 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области 04.03.2011 г. поступило заявление ООО Аналитический центр энергетической эффективности «Экономъ», действующего по доверенности в интересах ООО «ЭкоЭнергия», в отношении действий филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
ООО «ЭкоЭнергия» 7 декабря 2010 г. обратилось в сетевую организацию ОАО «МРСК Северо-Запада» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 400 кВт.
До момента обращения в Псковское УФАС России заявитель не получил от сетевой организации проект договора на технологическое присоединение и технические условия к нему.
В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 861(далее – Правила), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
Псковское УФАС России приказом от 18 марта 2011 г. № 65 возбудило дело № 17/10/11-ЕМ по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям с ООО «ЭкоЭнергия».
В ответ на Определение Псковского УФАС России от 18.03.2011 о назначении дела № 17/10/11-ЕМ о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго»  представил следующее объяснение (письмо от 30.03.2011 № 1900/1588).
        07.12.2010 г. филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго»  принята заявка от ООО «ЭкоЭнергия». Срок направления заявителю проекта договора заканчивался 11.01.2011 г. Вместе с тем ставки платы за технологическое присоединение, утвержденные Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам (далее – Госкомитет) от 25.12.2009 г. № 44-Э «Об утверждении ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», действовали только до 31.12.2010 года. На период с 01.01.2011 г. по 11.01.2011 г. размер платы за технологическое присоединение на территории Псковской области установлен не был. Направить заявителю проект договора без существенного условия (цены договора) не представлялось возможным.
        24.01.2011 г. письмом № 0501-33 филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» направил пакет документов для расчета платы за техприсоединение энергопринимающих устройств ООО «ЭкоЭнергия» по индивидуальному проекту в Госкомитет, о чем письмом № 0501-34 от 24.01.2011 г. поставил в известность ООО «ЭкоЭнергия».
        На заседании комиссии 07.04.2011 г. представители ОАО «МРСК Северо-Запада» заявили, что не уклонялись от заключения договора, 16.12.2010 г. приступили к работе над заявкой ООО «ЭкоЭнергия», о чем свидетельствует запись в базе данных в программном комплексе сетевой организации. Направить пакет документов в Госкомитет до 11.01.2011 г. не могли, так как только 09.01.2011 г. вступили в силу Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (приказ Федеральной службы по тарифам от  30.11.2010 г. № 365-э/5). 31.03.2011 г. состоялась коллегия Государственного комитета Псковской области по тарифам, на которой был установлен тариф на технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия».  
22.04.2011 г. ОАО «МРСК Северо-Запада» письмом № 1901/2191 сообщило Псковскому УФАС России, что 11.04.2011 г. направило в адрес  ООО «ЭкоЭнергия» проект договора технологического присоединения № 4487/10 и технические условия к нему.
Представители заявителя ООО «ЭкоЭнергия» на заседании комиссии 28.04.2011 г. сообщили, что, обратившись в ОАО «МРСК Северо-Запада» 07.12.2010 г. с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям, планировали получить проект договора и технические условия к нему в 30-дневный срок – 07.01.2011 г. или в первый рабочий день 11.01.2011 г. Технологическое присоединение требуется для строительной площадки завода инновационного оборудования. В связи с тем, что проект договора получен с 3-х месячным опозданием, будут сорваны сроки строительства (в августе 2011 г. планировался ввод первого объекта). Один из  контрагентов отказал ООО «ЭкоЭнергия» в сотрудничестве по указанному объекту в связи с задержкой технологического присоединения.
Представители Госкомитета, привлеченного к рассмотрению дела Определением от 07.04.2011 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, на заседании комиссии 28.04.2011 г. пояснили, что на 2010 год ставки платы за 1 кВт мощности технологического присоединения с инвестиционной составляющей утверждены приказом от 25.12.2009 № 44-э, срок действия которого закончился 31.12.2010. Однако филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» материалы для определения ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2011 год в соответствии с положениями основ ценообразования в сфере электроэнергетики в Госкомитет не представил.
         Госкомитетом также установлены ставки платы за 1 кВт мощности технологического присоединения без инвестиционной составляющей и утверждены приказом Госкомитета от 24.10.2006 № 26.
25.01.2011 г.  Госкомитет получил заявление от филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» об установлении платы за технологическое присоединение  ООО «ЭкоЭнергия» по индивидуальному проекту.
28.02.2011 г. письмом №ТР-03-0115 Госкомитет запросил у филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» дополнительные материалы. 28.03.2011 г. получен ответ от филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», причем никакие дополнительные материалы не представлены, и 31.03.2011 г. на заседании коллегии установлена плата за технологическое присоединение.
Изучив представленные доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле и лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 861(далее – Правила), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
Заявка ООО «ЭкоЭнергия» на технологическое присоединение получена филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» 07.12.2010 г. Соответственно, филиал знал, что 31.12.2010 закончится действие приказа Госкомитета № 44-э от 25.12.2009 г., а значит заранее мог предвидеть, что направить проект договора заявителю с использованием тарифов, установленных данным приказом, можно только до 31.12.2010 г.
Однако до 21.01.2011 г. филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» не принял никаких мер. Только после получения письма от ООО «ЭкоЭнергия» от 21.01.2011 г. № 27, в котором заявитель просит направить в его адрес технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям, филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» подготовил материалы для расчета платы за технологическое присоединение и 24.01.2011 г. письмом № 0501-33 направил их в Госкомитет и уведомил об этом ООО «ЭкоЭнергия» письмом № 0501-34.
Поводом для обращения в Госкомитет послужило отсутствие с 01.01.2011 г. утвержденной платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго».

2. Филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» нарушен порядок, предусмотренный нормативными документами в сфере ценообразования в отношении электрической энергии, в том числе в части подготовки предложений об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с п.8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.            
Государственный комитет Псковской области по тарифам в представленной в Псковское УФАС России информации в соответствии с Определением о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела № 17/10/11-ЕМ от 07 апреля 2011 г. сообщил, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» материалы для определения ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2011 год в соответствии с положениями основ ценообразования в сфере электроэнергетики в Госкомитет не представил. На заседании комиссии 28.04.2011 г. представители филиала сообщили, что соответствующие материалы для установления размера платы на 2012 год подготовлены и будут направлены до 01.05.2011 г.
Пунктом 2.2.1. Административного регламента предоставления Государственным комитетом Псковской области по тарифам государственной услуги по регулированию тарифов (цен, надбавок, платы и (или) стандартизированных тарифных ставок) на электрическую и тепловую энергию, утвержденного Приказом Государственного комитета по тарифам от 10 декабря 2008 г. № 29-АР, определено, что основанием для установления тарифов служит письменное заявление, направленное на имя председателя Госкомитета от регулируемой организации в срок до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования.
Заявления о продлении срока действия приказа № 44-э от 25.12.2009 г. со стороны филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в Госкомитет не поступало.  
          
        3. На момент рассмотрения заявки ООО «ЭкоЭнергия» действовал приказ  Государственного комитета Псковской области по тарифам от 24.10.2006 № 26, которым установлены ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» без учета инвестиционной составляющей и которые могли быть применены к  ООО «ЭкоЭнергия».

4. В ходе рассмотрения дела установлены нарушения сроков рассмотрения документов и установления платы за технологическое присоединение со стороны Государственного комитета Псковской области по тарифам.
В соответствии с п. 30.3 Правил технологического присоединения «уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы. При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 30 дней со дня получения запрошенных документов и сведений».
Госкомитет получил материалы от филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» об установлении индивидуальной платы за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» 25.01.2011 г  вх. № ТР-03-0043.
28.02.2011 г. письмом № ТР-03-0115 Госкомитет уведомил филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» о представлении дополнительных материалов, т. е. через 33 дня, вместо установленных 7 дней.
28.03.2011 г. письмом № 0501-183, т.е. через 30 дней, вместо установленных 5 дней, филиал направил ответ, причем никакую дополнительную информацию не представил, объяснив, что она не требуется в соответствии с нормативными документами.
Госкомитет, согласившись с мнением филиала, 31.03.2011 г. на заседании коллегии установил плату за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия». Приказ Государственного комитета Псковской области по тарифам от 31.03.2011 № 9-э опубликован в газете «Псковская правда» от 07.04.2011 г.
Таким образом, учитывая изложенное, Госкомитет должен был установить плату за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы, как предусмотрено законодательством, т.е. 25.02.2011 г. а не 31.03.2011 г. По вине Госкомитета произошла задержка в установлении платы за техприсоединение на 35 дней.

5. Комиссия пришла к выводу, что у филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» имелась возможность подготовить и направить проект договора технологического присоединения ООО «ЭкоЭнергия» с условием договора по цене в установленный законодательством 30-дневный срок. Для этого у филиала, по мнению Комиссии, было 3 варианта действий:
        1) предвидя, что приказ № 44-э закончит действие 31.12.2010 г., подготовить и направить проект договора  ООО «ЭкоЭнергия» до 31.12.2010 г.;
        2)  при расчете платы за технологическое присоединение применить приказ Государственного комитета Псковской области по тарифам от 24.10.2006 № 26 без учета инвестиционной составляющей, уведомив об этом заявителя;
        3) представить материалы в Госкомитет для установления платы за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» по индивидуальному проекту в разумный срок после получения заявки, если при получении заявки было обоснованно установлено, что направить заявителю проект договора с ценой, определенной в соответствии с приказом № 44-э от 25.12.2009 г., до 31.12.2010 г. невозможно.         
Комиссия Псковского УФАС России считает, что со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» при рассмотрении заявки на технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» к электрическим сетям, допущено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Действия ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», являющегося субъектом естественной монополии и занимающего доминирующее положение на рынке, при рассмотрении заявки на технологическое присоединение привели к ущемлению интересов ООО «ЭкоЭнергия» вследствие нарушения срока направления заявителю проекта договора технологического присоединения, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861. В результате нарушения установленного срока ООО «ЭкоЭнергия» получило проект договора 11.04.2011 г. вместо 11.01.2011 г., т.е. с 3-х месячным опозданием.
Нарушения пункта 5 части 1 статьи 10, т.е. действий по уклонению от заключения договора со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада», комиссия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц.

         ОАО «МРСК «Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии и включено в Реестр хозяйствующих субъектов Псковской области, имеющих на рынке определенного товара долю более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов приказом Псковского УФАС России № 61 от 08.08.2008г. В соответствии со ст.4  Федерального закона «О естествественных монополиях» ОАО «МРСК «Северо-Запада» является субъектом естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии.
В силу части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче электрической энергии, которую осуществляет ОАО «МРСК Северо-Запада», относит к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг договор об оказании услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из положений названных норм следует, что технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, и осуществляется силами сетевой организации.
        Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче энергии.

Учитывая все перечисленные обстоятельства и нормы действующего законодательства, регулирующего правоотношения между ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» и ООО «ЭкоЭнергия» по поводу технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, действия ОАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в ущемлении интересов ООО «ЭкоЭнергия» вследствие нарушения срока направления проекта договора технологического присоединения, противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.

6. Комиссия принимает во внимание, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» письмом от 11.04.2011 г. № 4487/10 направил ООО «ЭкоЭнергия» проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 4487/10 и технические условия № 4487/10-02 от 16 декабря 2010 г.   
Учитывая это обстоятельство, комиссия считает, что ОАО «МРСК Северо-Запада» устранило нарушение в добровольном порядке до вынесения Решения и представило комиссии доказательства устранения.  
         

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
           
         
         РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «ЭкоЭнергия» вследствие нарушения срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, предусмотренного пунктом 15 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861.
2. Прекратить  рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законода-тельства в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с этим предписание не выдавать.  
3.  Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России  для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада».
4. Рассмотреть вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения анти-монопольного законодательства в отношении действий Государственного комитета Псковской области по тарифам при установлении платы за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» по индивидуальному проекту.

stdClass Object ( [vid] => 6397 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 17/10/11-ЕМ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6396 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326444448 [changed] => 1368718262 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718262 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
                                                по делу № 17/10/11-ЕМ

10 мая 2011г.                                                                                              г. Псков
Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2011 г.                                                                                                         
Дата изготовления решения в полном объеме - 10 мая  2011 г.
    
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства,  
рассмотрев  дело  № 17/10/11-ЕМ по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» пункта 5 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области 04.03.2011 г. поступило заявление ООО Аналитический центр энергетической эффективности «Экономъ», действующего по доверенности в интересах ООО «ЭкоЭнергия», в отношении действий филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
ООО «ЭкоЭнергия» 7 декабря 2010 г. обратилось в сетевую организацию ОАО «МРСК Северо-Запада» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 400 кВт.
До момента обращения в Псковское УФАС России заявитель не получил от сетевой организации проект договора на технологическое присоединение и технические условия к нему.
В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 861(далее – Правила), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
Псковское УФАС России приказом от 18 марта 2011 г. № 65 возбудило дело № 17/10/11-ЕМ по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям с ООО «ЭкоЭнергия».
В ответ на Определение Псковского УФАС России от 18.03.2011 о назначении дела № 17/10/11-ЕМ о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго»  представил следующее объяснение (письмо от 30.03.2011 № 1900/1588).
        07.12.2010 г. филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго»  принята заявка от ООО «ЭкоЭнергия». Срок направления заявителю проекта договора заканчивался 11.01.2011 г. Вместе с тем ставки платы за технологическое присоединение, утвержденные Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам (далее – Госкомитет) от 25.12.2009 г. № 44-Э «Об утверждении ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», действовали только до 31.12.2010 года. На период с 01.01.2011 г. по 11.01.2011 г. размер платы за технологическое присоединение на территории Псковской области установлен не был. Направить заявителю проект договора без существенного условия (цены договора) не представлялось возможным.
        24.01.2011 г. письмом № 0501-33 филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» направил пакет документов для расчета платы за техприсоединение энергопринимающих устройств ООО «ЭкоЭнергия» по индивидуальному проекту в Госкомитет, о чем письмом № 0501-34 от 24.01.2011 г. поставил в известность ООО «ЭкоЭнергия».
        На заседании комиссии 07.04.2011 г. представители ОАО «МРСК Северо-Запада» заявили, что не уклонялись от заключения договора, 16.12.2010 г. приступили к работе над заявкой ООО «ЭкоЭнергия», о чем свидетельствует запись в базе данных в программном комплексе сетевой организации. Направить пакет документов в Госкомитет до 11.01.2011 г. не могли, так как только 09.01.2011 г. вступили в силу Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (приказ Федеральной службы по тарифам от  30.11.2010 г. № 365-э/5). 31.03.2011 г. состоялась коллегия Государственного комитета Псковской области по тарифам, на которой был установлен тариф на технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия».  
22.04.2011 г. ОАО «МРСК Северо-Запада» письмом № 1901/2191 сообщило Псковскому УФАС России, что 11.04.2011 г. направило в адрес  ООО «ЭкоЭнергия» проект договора технологического присоединения № 4487/10 и технические условия к нему.
Представители заявителя ООО «ЭкоЭнергия» на заседании комиссии 28.04.2011 г. сообщили, что, обратившись в ОАО «МРСК Северо-Запада» 07.12.2010 г. с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям, планировали получить проект договора и технические условия к нему в 30-дневный срок – 07.01.2011 г. или в первый рабочий день 11.01.2011 г. Технологическое присоединение требуется для строительной площадки завода инновационного оборудования. В связи с тем, что проект договора получен с 3-х месячным опозданием, будут сорваны сроки строительства (в августе 2011 г. планировался ввод первого объекта). Один из  контрагентов отказал ООО «ЭкоЭнергия» в сотрудничестве по указанному объекту в связи с задержкой технологического присоединения.
Представители Госкомитета, привлеченного к рассмотрению дела Определением от 07.04.2011 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, на заседании комиссии 28.04.2011 г. пояснили, что на 2010 год ставки платы за 1 кВт мощности технологического присоединения с инвестиционной составляющей утверждены приказом от 25.12.2009 № 44-э, срок действия которого закончился 31.12.2010. Однако филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» материалы для определения ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2011 год в соответствии с положениями основ ценообразования в сфере электроэнергетики в Госкомитет не представил.
         Госкомитетом также установлены ставки платы за 1 кВт мощности технологического присоединения без инвестиционной составляющей и утверждены приказом Госкомитета от 24.10.2006 № 26.
25.01.2011 г.  Госкомитет получил заявление от филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» об установлении платы за технологическое присоединение  ООО «ЭкоЭнергия» по индивидуальному проекту.
28.02.2011 г. письмом №ТР-03-0115 Госкомитет запросил у филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» дополнительные материалы. 28.03.2011 г. получен ответ от филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», причем никакие дополнительные материалы не представлены, и 31.03.2011 г. на заседании коллегии установлена плата за технологическое присоединение.
Изучив представленные доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле и лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 861(далее – Правила), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
Заявка ООО «ЭкоЭнергия» на технологическое присоединение получена филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» 07.12.2010 г. Соответственно, филиал знал, что 31.12.2010 закончится действие приказа Госкомитета № 44-э от 25.12.2009 г., а значит заранее мог предвидеть, что направить проект договора заявителю с использованием тарифов, установленных данным приказом, можно только до 31.12.2010 г.
Однако до 21.01.2011 г. филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» не принял никаких мер. Только после получения письма от ООО «ЭкоЭнергия» от 21.01.2011 г. № 27, в котором заявитель просит направить в его адрес технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям, филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» подготовил материалы для расчета платы за технологическое присоединение и 24.01.2011 г. письмом № 0501-33 направил их в Госкомитет и уведомил об этом ООО «ЭкоЭнергия» письмом № 0501-34.
Поводом для обращения в Госкомитет послужило отсутствие с 01.01.2011 г. утвержденной платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго».

2. Филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» нарушен порядок, предусмотренный нормативными документами в сфере ценообразования в отношении электрической энергии, в том числе в части подготовки предложений об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с п.8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.            
Государственный комитет Псковской области по тарифам в представленной в Псковское УФАС России информации в соответствии с Определением о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела № 17/10/11-ЕМ от 07 апреля 2011 г. сообщил, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» материалы для определения ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2011 год в соответствии с положениями основ ценообразования в сфере электроэнергетики в Госкомитет не представил. На заседании комиссии 28.04.2011 г. представители филиала сообщили, что соответствующие материалы для установления размера платы на 2012 год подготовлены и будут направлены до 01.05.2011 г.
Пунктом 2.2.1. Административного регламента предоставления Государственным комитетом Псковской области по тарифам государственной услуги по регулированию тарифов (цен, надбавок, платы и (или) стандартизированных тарифных ставок) на электрическую и тепловую энергию, утвержденного Приказом Государственного комитета по тарифам от 10 декабря 2008 г. № 29-АР, определено, что основанием для установления тарифов служит письменное заявление, направленное на имя председателя Госкомитета от регулируемой организации в срок до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования.
Заявления о продлении срока действия приказа № 44-э от 25.12.2009 г. со стороны филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в Госкомитет не поступало.  
          
        3. На момент рассмотрения заявки ООО «ЭкоЭнергия» действовал приказ  Государственного комитета Псковской области по тарифам от 24.10.2006 № 26, которым установлены ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» без учета инвестиционной составляющей и которые могли быть применены к  ООО «ЭкоЭнергия».

4. В ходе рассмотрения дела установлены нарушения сроков рассмотрения документов и установления платы за технологическое присоединение со стороны Государственного комитета Псковской области по тарифам.
В соответствии с п. 30.3 Правил технологического присоединения «уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы. При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 30 дней со дня получения запрошенных документов и сведений».
Госкомитет получил материалы от филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» об установлении индивидуальной платы за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» 25.01.2011 г  вх. № ТР-03-0043.
28.02.2011 г. письмом № ТР-03-0115 Госкомитет уведомил филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» о представлении дополнительных материалов, т. е. через 33 дня, вместо установленных 7 дней.
28.03.2011 г. письмом № 0501-183, т.е. через 30 дней, вместо установленных 5 дней, филиал направил ответ, причем никакую дополнительную информацию не представил, объяснив, что она не требуется в соответствии с нормативными документами.
Госкомитет, согласившись с мнением филиала, 31.03.2011 г. на заседании коллегии установил плату за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия». Приказ Государственного комитета Псковской области по тарифам от 31.03.2011 № 9-э опубликован в газете «Псковская правда» от 07.04.2011 г.
Таким образом, учитывая изложенное, Госкомитет должен был установить плату за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы, как предусмотрено законодательством, т.е. 25.02.2011 г. а не 31.03.2011 г. По вине Госкомитета произошла задержка в установлении платы за техприсоединение на 35 дней.

5. Комиссия пришла к выводу, что у филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» имелась возможность подготовить и направить проект договора технологического присоединения ООО «ЭкоЭнергия» с условием договора по цене в установленный законодательством 30-дневный срок. Для этого у филиала, по мнению Комиссии, было 3 варианта действий:
        1) предвидя, что приказ № 44-э закончит действие 31.12.2010 г., подготовить и направить проект договора  ООО «ЭкоЭнергия» до 31.12.2010 г.;
        2)  при расчете платы за технологическое присоединение применить приказ Государственного комитета Псковской области по тарифам от 24.10.2006 № 26 без учета инвестиционной составляющей, уведомив об этом заявителя;
        3) представить материалы в Госкомитет для установления платы за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» по индивидуальному проекту в разумный срок после получения заявки, если при получении заявки было обоснованно установлено, что направить заявителю проект договора с ценой, определенной в соответствии с приказом № 44-э от 25.12.2009 г., до 31.12.2010 г. невозможно.         
Комиссия Псковского УФАС России считает, что со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» при рассмотрении заявки на технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» к электрическим сетям, допущено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Действия ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», являющегося субъектом естественной монополии и занимающего доминирующее положение на рынке, при рассмотрении заявки на технологическое присоединение привели к ущемлению интересов ООО «ЭкоЭнергия» вследствие нарушения срока направления заявителю проекта договора технологического присоединения, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861. В результате нарушения установленного срока ООО «ЭкоЭнергия» получило проект договора 11.04.2011 г. вместо 11.01.2011 г., т.е. с 3-х месячным опозданием.
Нарушения пункта 5 части 1 статьи 10, т.е. действий по уклонению от заключения договора со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада», комиссия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц.

         ОАО «МРСК «Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии и включено в Реестр хозяйствующих субъектов Псковской области, имеющих на рынке определенного товара долю более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов приказом Псковского УФАС России № 61 от 08.08.2008г. В соответствии со ст.4  Федерального закона «О естествественных монополиях» ОАО «МРСК «Северо-Запада» является субъектом естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии.
В силу части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче электрической энергии, которую осуществляет ОАО «МРСК Северо-Запада», относит к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг договор об оказании услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из положений названных норм следует, что технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, и осуществляется силами сетевой организации.
        Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче энергии.

Учитывая все перечисленные обстоятельства и нормы действующего законодательства, регулирующего правоотношения между ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» и ООО «ЭкоЭнергия» по поводу технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, действия ОАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в ущемлении интересов ООО «ЭкоЭнергия» вследствие нарушения срока направления проекта договора технологического присоединения, противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.

6. Комиссия принимает во внимание, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» письмом от 11.04.2011 г. № 4487/10 направил ООО «ЭкоЭнергия» проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 4487/10 и технические условия № 4487/10-02 от 16 декабря 2010 г.   
Учитывая это обстоятельство, комиссия считает, что ОАО «МРСК Северо-Запада» устранило нарушение в добровольном порядке до вынесения Решения и представило комиссии доказательства устранения.  
         

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
           
         
         РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «ЭкоЭнергия» вследствие нарушения срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, предусмотренного пунктом 15 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861.
2. Прекратить  рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законода-тельства в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с этим предписание не выдавать.  
3.  Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России  для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада».
4. Рассмотреть вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения анти-монопольного законодательства в отношении действий Государственного комитета Псковской области по тарифам при установлении платы за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» по индивидуальному проекту.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
                                                по делу № 17/10/11-ЕМ

10 мая 2011г.                                                                                              г. Псков
Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2011 г.                                                                                                         
Дата изготовления решения в полном объеме - 10 мая  2011 г.
    
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства,  
рассмотрев  дело  № 17/10/11-ЕМ по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» пункта 5 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области 04.03.2011 г. поступило заявление ООО Аналитический центр энергетической эффективности «Экономъ», действующего по доверенности в интересах ООО «ЭкоЭнергия», в отношении действий филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
ООО «ЭкоЭнергия» 7 декабря 2010 г. обратилось в сетевую организацию ОАО «МРСК Северо-Запада» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 400 кВт.
До момента обращения в Псковское УФАС России заявитель не получил от сетевой организации проект договора на технологическое присоединение и технические условия к нему.
В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 861(далее – Правила), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
Псковское УФАС России приказом от 18 марта 2011 г. № 65 возбудило дело № 17/10/11-ЕМ по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям с ООО «ЭкоЭнергия».
В ответ на Определение Псковского УФАС России от 18.03.2011 о назначении дела № 17/10/11-ЕМ о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго»  представил следующее объяснение (письмо от 30.03.2011 № 1900/1588).
        07.12.2010 г. филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго»  принята заявка от ООО «ЭкоЭнергия». Срок направления заявителю проекта договора заканчивался 11.01.2011 г. Вместе с тем ставки платы за технологическое присоединение, утвержденные Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам (далее – Госкомитет) от 25.12.2009 г. № 44-Э «Об утверждении ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», действовали только до 31.12.2010 года. На период с 01.01.2011 г. по 11.01.2011 г. размер платы за технологическое присоединение на территории Псковской области установлен не был. Направить заявителю проект договора без существенного условия (цены договора) не представлялось возможным.
        24.01.2011 г. письмом № 0501-33 филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» направил пакет документов для расчета платы за техприсоединение энергопринимающих устройств ООО «ЭкоЭнергия» по индивидуальному проекту в Госкомитет, о чем письмом № 0501-34 от 24.01.2011 г. поставил в известность ООО «ЭкоЭнергия».
        На заседании комиссии 07.04.2011 г. представители ОАО «МРСК Северо-Запада» заявили, что не уклонялись от заключения договора, 16.12.2010 г. приступили к работе над заявкой ООО «ЭкоЭнергия», о чем свидетельствует запись в базе данных в программном комплексе сетевой организации. Направить пакет документов в Госкомитет до 11.01.2011 г. не могли, так как только 09.01.2011 г. вступили в силу Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (приказ Федеральной службы по тарифам от  30.11.2010 г. № 365-э/5). 31.03.2011 г. состоялась коллегия Государственного комитета Псковской области по тарифам, на которой был установлен тариф на технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия».  
22.04.2011 г. ОАО «МРСК Северо-Запада» письмом № 1901/2191 сообщило Псковскому УФАС России, что 11.04.2011 г. направило в адрес  ООО «ЭкоЭнергия» проект договора технологического присоединения № 4487/10 и технические условия к нему.
Представители заявителя ООО «ЭкоЭнергия» на заседании комиссии 28.04.2011 г. сообщили, что, обратившись в ОАО «МРСК Северо-Запада» 07.12.2010 г. с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям, планировали получить проект договора и технические условия к нему в 30-дневный срок – 07.01.2011 г. или в первый рабочий день 11.01.2011 г. Технологическое присоединение требуется для строительной площадки завода инновационного оборудования. В связи с тем, что проект договора получен с 3-х месячным опозданием, будут сорваны сроки строительства (в августе 2011 г. планировался ввод первого объекта). Один из  контрагентов отказал ООО «ЭкоЭнергия» в сотрудничестве по указанному объекту в связи с задержкой технологического присоединения.
Представители Госкомитета, привлеченного к рассмотрению дела Определением от 07.04.2011 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, на заседании комиссии 28.04.2011 г. пояснили, что на 2010 год ставки платы за 1 кВт мощности технологического присоединения с инвестиционной составляющей утверждены приказом от 25.12.2009 № 44-э, срок действия которого закончился 31.12.2010. Однако филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» материалы для определения ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2011 год в соответствии с положениями основ ценообразования в сфере электроэнергетики в Госкомитет не представил.
         Госкомитетом также установлены ставки платы за 1 кВт мощности технологического присоединения без инвестиционной составляющей и утверждены приказом Госкомитета от 24.10.2006 № 26.
25.01.2011 г.  Госкомитет получил заявление от филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» об установлении платы за технологическое присоединение  ООО «ЭкоЭнергия» по индивидуальному проекту.
28.02.2011 г. письмом №ТР-03-0115 Госкомитет запросил у филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» дополнительные материалы. 28.03.2011 г. получен ответ от филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», причем никакие дополнительные материалы не представлены, и 31.03.2011 г. на заседании коллегии установлена плата за технологическое присоединение.
Изучив представленные доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле и лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 861(далее – Правила), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
Заявка ООО «ЭкоЭнергия» на технологическое присоединение получена филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» 07.12.2010 г. Соответственно, филиал знал, что 31.12.2010 закончится действие приказа Госкомитета № 44-э от 25.12.2009 г., а значит заранее мог предвидеть, что направить проект договора заявителю с использованием тарифов, установленных данным приказом, можно только до 31.12.2010 г.
Однако до 21.01.2011 г. филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» не принял никаких мер. Только после получения письма от ООО «ЭкоЭнергия» от 21.01.2011 г. № 27, в котором заявитель просит направить в его адрес технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям, филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» подготовил материалы для расчета платы за технологическое присоединение и 24.01.2011 г. письмом № 0501-33 направил их в Госкомитет и уведомил об этом ООО «ЭкоЭнергия» письмом № 0501-34.
Поводом для обращения в Госкомитет послужило отсутствие с 01.01.2011 г. утвержденной платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго».

2. Филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» нарушен порядок, предусмотренный нормативными документами в сфере ценообразования в отношении электрической энергии, в том числе в части подготовки предложений об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с п.8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.            
Государственный комитет Псковской области по тарифам в представленной в Псковское УФАС России информации в соответствии с Определением о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела № 17/10/11-ЕМ от 07 апреля 2011 г. сообщил, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» материалы для определения ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2011 год в соответствии с положениями основ ценообразования в сфере электроэнергетики в Госкомитет не представил. На заседании комиссии 28.04.2011 г. представители филиала сообщили, что соответствующие материалы для установления размера платы на 2012 год подготовлены и будут направлены до 01.05.2011 г.
Пунктом 2.2.1. Административного регламента предоставления Государственным комитетом Псковской области по тарифам государственной услуги по регулированию тарифов (цен, надбавок, платы и (или) стандартизированных тарифных ставок) на электрическую и тепловую энергию, утвержденного Приказом Государственного комитета по тарифам от 10 декабря 2008 г. № 29-АР, определено, что основанием для установления тарифов служит письменное заявление, направленное на имя председателя Госкомитета от регулируемой организации в срок до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования.
Заявления о продлении срока действия приказа № 44-э от 25.12.2009 г. со стороны филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в Госкомитет не поступало.  
          
        3. На момент рассмотрения заявки ООО «ЭкоЭнергия» действовал приказ  Государственного комитета Псковской области по тарифам от 24.10.2006 № 26, которым установлены ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» без учета инвестиционной составляющей и которые могли быть применены к  ООО «ЭкоЭнергия».

4. В ходе рассмотрения дела установлены нарушения сроков рассмотрения документов и установления платы за технологическое присоединение со стороны Государственного комитета Псковской области по тарифам.
В соответствии с п. 30.3 Правил технологического присоединения «уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы. При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 30 дней со дня получения запрошенных документов и сведений».
Госкомитет получил материалы от филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» об установлении индивидуальной платы за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» 25.01.2011 г  вх. № ТР-03-0043.
28.02.2011 г. письмом № ТР-03-0115 Госкомитет уведомил филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» о представлении дополнительных материалов, т. е. через 33 дня, вместо установленных 7 дней.
28.03.2011 г. письмом № 0501-183, т.е. через 30 дней, вместо установленных 5 дней, филиал направил ответ, причем никакую дополнительную информацию не представил, объяснив, что она не требуется в соответствии с нормативными документами.
Госкомитет, согласившись с мнением филиала, 31.03.2011 г. на заседании коллегии установил плату за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия». Приказ Государственного комитета Псковской области по тарифам от 31.03.2011 № 9-э опубликован в газете «Псковская правда» от 07.04.2011 г.
Таким образом, учитывая изложенное, Госкомитет должен был установить плату за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы, как предусмотрено законодательством, т.е. 25.02.2011 г. а не 31.03.2011 г. По вине Госкомитета произошла задержка в установлении платы за техприсоединение на 35 дней.

5. Комиссия пришла к выводу, что у филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» имелась возможность подготовить и направить проект договора технологического присоединения ООО «ЭкоЭнергия» с условием договора по цене в установленный законодательством 30-дневный срок. Для этого у филиала, по мнению Комиссии, было 3 варианта действий:
        1) предвидя, что приказ № 44-э закончит действие 31.12.2010 г., подготовить и направить проект договора  ООО «ЭкоЭнергия» до 31.12.2010 г.;
        2)  при расчете платы за технологическое присоединение применить приказ Государственного комитета Псковской области по тарифам от 24.10.2006 № 26 без учета инвестиционной составляющей, уведомив об этом заявителя;
        3) представить материалы в Госкомитет для установления платы за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» по индивидуальному проекту в разумный срок после получения заявки, если при получении заявки было обоснованно установлено, что направить заявителю проект договора с ценой, определенной в соответствии с приказом № 44-э от 25.12.2009 г., до 31.12.2010 г. невозможно.         
Комиссия Псковского УФАС России считает, что со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» при рассмотрении заявки на технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» к электрическим сетям, допущено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Действия ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», являющегося субъектом естественной монополии и занимающего доминирующее положение на рынке, при рассмотрении заявки на технологическое присоединение привели к ущемлению интересов ООО «ЭкоЭнергия» вследствие нарушения срока направления заявителю проекта договора технологического присоединения, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861. В результате нарушения установленного срока ООО «ЭкоЭнергия» получило проект договора 11.04.2011 г. вместо 11.01.2011 г., т.е. с 3-х месячным опозданием.
Нарушения пункта 5 части 1 статьи 10, т.е. действий по уклонению от заключения договора со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада», комиссия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц.

         ОАО «МРСК «Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии и включено в Реестр хозяйствующих субъектов Псковской области, имеющих на рынке определенного товара долю более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов приказом Псковского УФАС России № 61 от 08.08.2008г. В соответствии со ст.4  Федерального закона «О естествественных монополиях» ОАО «МРСК «Северо-Запада» является субъектом естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии.
В силу части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче электрической энергии, которую осуществляет ОАО «МРСК Северо-Запада», относит к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг договор об оказании услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из положений названных норм следует, что технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, и осуществляется силами сетевой организации.
        Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче энергии.

Учитывая все перечисленные обстоятельства и нормы действующего законодательства, регулирующего правоотношения между ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» и ООО «ЭкоЭнергия» по поводу технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, действия ОАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в ущемлении интересов ООО «ЭкоЭнергия» вследствие нарушения срока направления проекта договора технологического присоединения, противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.

6. Комиссия принимает во внимание, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» письмом от 11.04.2011 г. № 4487/10 направил ООО «ЭкоЭнергия» проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 4487/10 и технические условия № 4487/10-02 от 16 декабря 2010 г.   
Учитывая это обстоятельство, комиссия считает, что ОАО «МРСК Северо-Запада» устранило нарушение в добровольном порядке до вынесения Решения и представило комиссии доказательства устранения.  
         

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
           
         
         РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «ЭкоЭнергия» вследствие нарушения срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, предусмотренного пунктом 15 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861.
2. Прекратить  рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законода-тельства в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с этим предписание не выдавать.  
3.  Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России  для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада».
4. Рассмотреть вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения анти-монопольного законодательства в отношении действий Государственного комитета Псковской области по тарифам при установлении платы за технологическое присоединение ООО «ЭкоЭнергия» по индивидуальному проекту.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 17/10/11-ЕМ [format] => [safe_value] => № 17/10/11-ЕМ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-13 08:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-13 08:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326444448 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Псковское УФАС России )