Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 05/10/14-ТР

Номер дела: 05/10/14-ТР
Дата публикации: 7 апреля 2014, 15:26

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 05/10/14-ТР

 

 г. Псков                                                                                                  07 апреля 2014 г.                                                                   

Резолютивная часть решения оглашена  28 марта 2014 года.

Полный текст решения изготовлен  07 апреля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

          Председателя Комиссии: и.о. руководителя Псковского УФАС России,

Членов Комиссии: заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

рассмотрев дело № 05/10/14-ТР, возбужденное в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Северо-Западное УГМС») в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Псковский ЦГМС) - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» (место нахождения юридического лица: 199106, г. Санкт-Петербург, В.О., 23 линия, д. 2А; место нахождения филиала: 180002, г. Псков, ул. Бутырская, д. 34) (далее – ответчик, учреждение) по признакам  нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление <…> (вх. № 3412 от 29.11.2013) в отношении действий Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Псковский ЦГМС – филиал ФГБУ «Северо-Западное УГМС») по обоснованности платежа за предоставление физическому лицу справки об усилении ветра в определенные дни.

Как следует из заявления, Псковским ЦГМС взимается плата в размере 1042,78 руб. за предоставление физическому лицу справки об усилении ветра в определенные дни. Заявитель считает указанную плату необоснованной.

 В результате рассмотрения поступившего заявления и материалов Псковским УФАС России в соответствии с приказом № 27 от 27.02.2014 было возбуждено дело № 05/10/14-ТР в отношении ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице Псковского ЦГМС - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» по признакам  нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители ответчика по делу на заседании Комиссии и в письменных объяснениях по делу (вх. № 3547 от 12.12.2013, вх. № 840 от 19.03.2014) пояснили следующее:

В соответствии с приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) от 11.10.2012 № 608 16 января 2013 г. создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Северо-Западное УГМС»). На территории Псковской области функции ФГБУ «Северо-Западное УГМС» осуществляет Псковский ЦГМС – филиал ФГБУ «Северо-Западное УГМС». В соответствии с Положением о филиале от 18.01.2013 № 8 Учреждение несет полную ответственность за деятельность филиала. Филиал осуществляет функции Учреждения, а также представляет его интересы и осуществляет их защиту на территории Псковской области. Филиал не является юридическим лицом.

Основанием для взимания платы с физических лиц за предоставление справок является Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425.

Информация о максимальном значении скорости ветра за сутки является специализированной и предоставляется всем субъектам за плату в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

Стоимость гидрометеорологической информации рассчитывается в соответствии с Методическими указаниями «О порядке ценообразования на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», утвержденными приказом Росгидромета от 24.02.1999 № 24. 

Приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 30.05.2013 № 155 утвержден Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, поверку средств измерений гидрометеорологического назначения, введенный в действие с 01.06.2013 и действующий в зоне ответственности учреждения, охватывающей Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Республику Карелия, Калининградскую, Новгородскую и Псковскую области. Ежеквартально происходит индексация стоимости  гидрометеорологической информации в соответствии со сведениями органов статистики. 

Согласно представленному расчету стоимость гидрометеорологической информации – максимального значения скорости ветра за сутки составляет:

1) базовая стоимость информации согласно п. 2.4 части 1 Прейскуранта - 310,72 руб.;

2) стоимость информации с учетом коэффициента индексации в 4 квартале 2013 г. (1,074) – 333,71 руб.;

3) составление справки – 550,00 руб.;

4) общая стоимость информации – 883,71 руб.;

5) с учетом НДС 18% - 1042,78 руб.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию заявителей, заинтересованного лица и ответчика, приходит к следующим выводам:

1. В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, приказом Псковского УФАС России от 13.01.2014 № 3 Псковским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по предоставлению гидрометеорологической информации на территории Псковской области за 2013 год.

В ходе проведения анализа по данным Псковстата установлено, что 27 организаций в Псковской области заявили при государственной регистрации основным или дополнительным видом деятельности «деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях».  Однако в 2013 году ни одна из этих организаций не осуществляла деятельность по предоставлению гидрометеорологической информации.

По данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (письмо от 14.02.2014 № 140-00992/14и), представленным на запрос Псковского УФАС России, лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на территории Псковской области выданы трем хозяйствующим субъектам:

1) ФГБУ «Северо-Западное УГМС», филиал «Псковский ЦГМС»;

2) Федеральное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - филиал «ЦЛАТИ по Псковской области»;

3) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - Северо-Западный филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

 В соответствии с представленной на запрос Псковского УФАС России информацией  филиал «ЦЛАТИ по Псковской области» и Северо-Западный филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» в 2013 году не осуществляли деятельность по предоставлению гидрометеорологической информации.

Псковским ЦГМС представлены сведения от 17.02.2013 № 04/82 об объемах платных услуг, оказанных юридическим и физическим лицам в 2013 году.

В соответствии с аналитическим отчетом Псковского УФАС России от 27.02.2014, составленным по результатам указанного анализа, доля ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице филиала - Псковского ЦГМС в географических границах Псковской области составляет 100 процентов, и учреждение занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению гидрометеорологической информации на территории Псковской области.

Приказом Псковского УФАС России от 27.02.2014 № 26  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице филиала Псковского ЦГМС включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов, и на него распространяются запреты, установленные пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении – это сведения (данные), полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; информационная продукция – полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации.

В соответствии с пунктом 3 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 N 1425 (в ред. от 28.03.2008 N 214) (далее – постановление Правительства № 1425) информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, указанная в приложении к Положению, предоставляется получателям информации бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 4 указанного Положения бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.

Согласно п. 1.1. Устава, утвержденного приказом Росгидромета от 19.11.2012 № 703 ФГБУ «Северо-Западное УГМС» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией на территории Республики Карелия, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областях.

В соответствии с п. 3.1 Устава предметом и основными целями деятельности Учреждения является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиофизической информации, информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации.

В соответствии с п. 3.2 Устава для достижения основных целей деятельности, предусмотренных в п. 3.1 Устава, Учреждение осуществляет в установленном порядке за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания на выполнение работ (услуг) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в том числе  следующие основные виды деятельности:

- проведение регулярных гидрометеорологических наблюдений на стационарных и подвижных пунктах наблюдений наблюдательной сети Учреждения;

- проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;

- сбор, обработка, анализ и распространение данных наблюдений по каналам автоматизированной системы передачи данных Росгидромета в информационно-телекоммуникационную сеть, а также учет, систематизация, хранение Учреждением документированной информации регулярных наблюдений.

Уставом определены виды приносящей доход деятельности Учреждения, в том числе в соответствии с п. 3.3.2 – подготовка и предоставление физическим и юридическим лицам специализированной гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей среды.

 

Приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 30.05.2013 № 155 «О ценовой политике» утвержден и введен в действие с 01.06.2013 «Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнения» (Приложение № 1). П.3 приказа утвержден перечень документов, используемых при составлении смет на гидрометеорологическую информацию (Приложение №2); п.4 приказа утверждена форма для составления смет методом прямых затрат (Приложение № 3); п.6.1 приказа содержит указания начальникам филиалов при заключении договоров на СГМО руководствоваться пп. 1 и 3 настоящего приказа; п.6.2 приказа установлено ежеквартально производить индексацию стоимости работ и оказываемых услуг в зависимости от размера индекса потребительских цен в своем субъекте федерации.

Приказом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 24.10.2013 № 326 установлены коэффициенты индексации в 4 квартале 2013 г. на работы, рассчитываемые по прейскуранту, в том числе по Псковской области – 1,074.

В соответствии с разделом 1 «Общие указания» к Прейскуранту на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, поверку средств измерений гидрометеорологического назначения, утвержденному приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 30.05.2013 № 155, цены, отраженные в Прейскуранте, применимы для расчетов с предприятиями (организациями) различных организационно-правовых форм, исключая организации, учрежденные Росгидрометом.

В то же время представители ответчика на заседании комиссии пояснили, что Прейскурант применяется для расчетов и с юридическими и с физическими лицами.   

По представленному ответчиком расчету базовая стоимость информации о максимальном значении скорости ветра за сутки - 310,72 руб. соответствует п. 2.4 вышеуказанного прейскуранта. В соответствии с приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС»  от 24.10.2013 № 326 «О ценовой политике» применен коэффициент индексации в 4 квартале 2013 г. на работы, рассчитываемые по прейскуранту, по Псковской области в размере 1,074 – с учетом коэффициента индексации стоимость составила 333,71 руб.

 Ответчик пояснил, что в общую стоимость услуги дополнительно включено составление справки в размере 550,00 руб. Комиссии представлена калькуляция затрат на выполнение работ по подготовке справок на предоставление гидрометеорологической информации (приложение № 4 к приказу № 155 от 30.05.2013), согласно которой в стоимость справки включены:

- фонд оплаты труда – 270,00 руб.;

- начисления на фонд оплаты труда – 116,40 руб.;

- накладные расходы – 96,60 руб.;  

- материальные затраты – 67,00 руб.;

- итого 550,00 руб.;

- НДС 18% - 99,00 руб.;

- всего – 649,00 руб.

Таким образом, общая стоимость справки, предъявляемая физическому лицу, составляет 1042, 78 руб. (333,71 + 550,00 + НДС 18%).

Ответчик пояснил, что Прейскурант действует в зоне деятельности учреждения и применяется единообразно всеми филиалами (Калининградским, Карельским, Новгородским, Псковским). В ходе рассмотрения дела с целью получения информации о сопоставимых ценах были направлены запросы в Тверской, Новгородский, Вологодский, Карельский, Калининградский центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В результате получены сведения о том, что стоимость аналогичной справки об усилении ветра в определенные дни в соседних с Псковской областью регионах различная, а именно:         

    - Новгородский ЦГМС – 365,80 руб. (с НДС);

    - Вологодский ЦГМС – 400,00 руб. (с НДС);

    - Тверской ЦГМС – 484,27 руб. (с НДС);

    - Карельский ЦГМС – 649,00 руб. (с НДС);

    - Калининградский ЦГМС – 1040,57 руб. (с НДС).

Со слов представителя ответчика на заседании комиссии, в затраты на составление справки включены расходы на заработную плату и материальные затраты учреждения с филиалами по всей зоне деятельности, т.к. учреждению необходимо содержать службу маркетинга, которая работает с клиентами, оформляет договора, выставляет счета и т.д.

Комиссия отмечает, что цена справки о скорости ветра до введения в действие Прейскуранта, т.е. до 01.06.2013, в соответствии с предыдущим Прейскурантом ГУ «Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» 2009 года, применяемым до реорганизации службы, составляла 31,63 руб. То есть с 01.06.2013 базовая цена на указанную информацию выросла в 9, 8 раза и можно предполагать, что затраты, связанные с реорганизацией и содержанием службы маркетинга были учтены при расчете нового Прейскуранта.

Комиссия считает, что стоимость указанной информации должна соответствовать Прейскуранту и необоснованно завышена на  550,00 рублей по следующим основаниям.

 В целях проведения единой ценовой политики ответчиком в соответствии с приказом от 30.05.2013 № 155 утвержден и введен в действие с 01.06.2013 Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. В соответствии с разделом 1 «Общие указания» Прейскуранта стоимость специализированной гидрометеорологической информации рассчитана, исходя из затрат на ее производство и предоставление, т.е. затраты на составление справки включены в Прейскурант.

 В соответствии с пунктом 2.4 Прейскуранта цена за фактическую информацию о максимальном значении скорости ветра за сутки составляет 310,72 руб. (без НДС). Цена за составление справки Прейскурантом не предусмотрена.

         Ссылка ответчика на Методические указания «О порядке ценообразования на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», утвержденные приказом Росгидромета от 24.02.1999 № 24, необоснованна, поскольку пунктом 3.1 этих указаний установлено, что для определения цены ГМИ (гидрометеорологической информации) и ГМП (гидрометеорологической продукции) применяется метод калькулирования прямых затрат с использованием усредненных по отрасли коэффициентов, позволяющих учитывать комплексный характер производства ГМИ и ГМП.  Данный метод расчета цены на ГМИ и ГМП применяется в том случае, если для СГМО (специализированного гидрометеообеспечения) конкретного потребителя отсутствуют другие нормативные документы, регулирующие определение цены (например, утвержденные тарифы, прейскуранты).

Таким образом, при определении цены информации, в рассматриваемом  случае справки о скорости ветра, необходимо пользоваться либо прейскурантом либо методом прямых затрат с составлением калькуляции (сметы), утвержденной приказом учреждения № 155 от 30.05.2013 (приложение № 3).

Как указано выше, Прейскурантом учтены все затраты на производство и предоставление информации. Кроме того, ответчик является некоммерческой организацией и затраты на проведение наблюдений, сбор, обработку, учет, анализ и хранение информации финансируется из государственного бюджета. Информация о скорости ветра в определенные дни за предыдущий период уже имелась в архиве филиала Псковского ЦГМС и затраты на получение этой информации дополнительно не требовались.

 Комиссией установлено, что ответчик определяет стоимость информации не с учетом расходов на ее подготовку и передачу, как установлено п.4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 и Прейскурантом, а в дополнение к цене по Прейскуранту добавляет стоимость затрат на составление справки по методу прямых затрат, тем самым завышая цену справки о скорости ветра на 550,00 руб. (без НДС).

        Таким образом, ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице филиала - Псковского ЦГМС при определении стоимости справки об усилении ветра в определенные дни, предоставляемой физическому лицу, нарушен порядок ценообразования на гидрометеорологическую информацию, установленный  пунктом 4 постановления Правительства № 1425.

Действия  Псковского ЦГМС привели к ущемлению интересов физического лица <…>, который обратился за справкой об усилении ветра в определенные дни в связи со страховым случаем. Однако в связи с высокой стоимостью справки вынужден был отказаться от обращения в страховую организацию.

В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Комиссия приходит к выводу, что действия ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице Псковского ЦГМС – филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС», выразившиеся в необоснованном завышении с 01.06.2013 стоимости предоставления физическим лицам справки о скорости ветра в определенные дни, противоречат пункту 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2012 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем неправомерного включения в стоимость справки о скорости ветра стоимости затрат на составление справки по методу прямых затрат в нарушение пункта 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425, и пункта 3.1 Методических указаний «О порядке ценообразования на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», утвержденных приказом Росгидромета от 24.02.1999 № 24.

2. Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

Председатель Комиссии                                                          

Члены Комиссии                                                                                  

    

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

       Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7088 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 05/10/14-ТР [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7087 [type] => solution [language] => ru [created] => 1397821050 [changed] => 1397821050 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1397821050 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 05/10/14-ТР

 

 г. Псков                                                                                                  07 апреля 2014 г.                                                                   

Резолютивная часть решения оглашена  28 марта 2014 года.

Полный текст решения изготовлен  07 апреля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

          Председателя Комиссии: и.о. руководителя Псковского УФАС России,

Членов Комиссии: заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

рассмотрев дело № 05/10/14-ТР, возбужденное в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Северо-Западное УГМС») в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Псковский ЦГМС) - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» (место нахождения юридического лица: 199106, г. Санкт-Петербург, В.О., 23 линия, д. 2А; место нахождения филиала: 180002, г. Псков, ул. Бутырская, д. 34) (далее – ответчик, учреждение) по признакам  нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление <…> (вх. № 3412 от 29.11.2013) в отношении действий Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Псковский ЦГМС – филиал ФГБУ «Северо-Западное УГМС») по обоснованности платежа за предоставление физическому лицу справки об усилении ветра в определенные дни.

Как следует из заявления, Псковским ЦГМС взимается плата в размере 1042,78 руб. за предоставление физическому лицу справки об усилении ветра в определенные дни. Заявитель считает указанную плату необоснованной.

 В результате рассмотрения поступившего заявления и материалов Псковским УФАС России в соответствии с приказом № 27 от 27.02.2014 было возбуждено дело № 05/10/14-ТР в отношении ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице Псковского ЦГМС - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» по признакам  нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители ответчика по делу на заседании Комиссии и в письменных объяснениях по делу (вх. № 3547 от 12.12.2013, вх. № 840 от 19.03.2014) пояснили следующее:

В соответствии с приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) от 11.10.2012 № 608 16 января 2013 г. создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Северо-Западное УГМС»). На территории Псковской области функции ФГБУ «Северо-Западное УГМС» осуществляет Псковский ЦГМС – филиал ФГБУ «Северо-Западное УГМС». В соответствии с Положением о филиале от 18.01.2013 № 8 Учреждение несет полную ответственность за деятельность филиала. Филиал осуществляет функции Учреждения, а также представляет его интересы и осуществляет их защиту на территории Псковской области. Филиал не является юридическим лицом.

Основанием для взимания платы с физических лиц за предоставление справок является Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425.

Информация о максимальном значении скорости ветра за сутки является специализированной и предоставляется всем субъектам за плату в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

Стоимость гидрометеорологической информации рассчитывается в соответствии с Методическими указаниями «О порядке ценообразования на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», утвержденными приказом Росгидромета от 24.02.1999 № 24. 

Приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 30.05.2013 № 155 утвержден Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, поверку средств измерений гидрометеорологического назначения, введенный в действие с 01.06.2013 и действующий в зоне ответственности учреждения, охватывающей Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Республику Карелия, Калининградскую, Новгородскую и Псковскую области. Ежеквартально происходит индексация стоимости  гидрометеорологической информации в соответствии со сведениями органов статистики. 

Согласно представленному расчету стоимость гидрометеорологической информации – максимального значения скорости ветра за сутки составляет:

1) базовая стоимость информации согласно п. 2.4 части 1 Прейскуранта - 310,72 руб.;

2) стоимость информации с учетом коэффициента индексации в 4 квартале 2013 г. (1,074) – 333,71 руб.;

3) составление справки – 550,00 руб.;

4) общая стоимость информации – 883,71 руб.;

5) с учетом НДС 18% - 1042,78 руб.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию заявителей, заинтересованного лица и ответчика, приходит к следующим выводам:

1. В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, приказом Псковского УФАС России от 13.01.2014 № 3 Псковским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по предоставлению гидрометеорологической информации на территории Псковской области за 2013 год.

В ходе проведения анализа по данным Псковстата установлено, что 27 организаций в Псковской области заявили при государственной регистрации основным или дополнительным видом деятельности «деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях».  Однако в 2013 году ни одна из этих организаций не осуществляла деятельность по предоставлению гидрометеорологической информации.

По данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (письмо от 14.02.2014 № 140-00992/14и), представленным на запрос Псковского УФАС России, лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на территории Псковской области выданы трем хозяйствующим субъектам:

1) ФГБУ «Северо-Западное УГМС», филиал «Псковский ЦГМС»;

2) Федеральное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - филиал «ЦЛАТИ по Псковской области»;

3) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - Северо-Западный филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

 В соответствии с представленной на запрос Псковского УФАС России информацией  филиал «ЦЛАТИ по Псковской области» и Северо-Западный филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» в 2013 году не осуществляли деятельность по предоставлению гидрометеорологической информации.

Псковским ЦГМС представлены сведения от 17.02.2013 № 04/82 об объемах платных услуг, оказанных юридическим и физическим лицам в 2013 году.

В соответствии с аналитическим отчетом Псковского УФАС России от 27.02.2014, составленным по результатам указанного анализа, доля ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице филиала - Псковского ЦГМС в географических границах Псковской области составляет 100 процентов, и учреждение занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению гидрометеорологической информации на территории Псковской области.

Приказом Псковского УФАС России от 27.02.2014 № 26  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице филиала Псковского ЦГМС включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов, и на него распространяются запреты, установленные пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении – это сведения (данные), полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; информационная продукция – полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации.

В соответствии с пунктом 3 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 N 1425 (в ред. от 28.03.2008 N 214) (далее – постановление Правительства № 1425) информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, указанная в приложении к Положению, предоставляется получателям информации бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 4 указанного Положения бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.

Согласно п. 1.1. Устава, утвержденного приказом Росгидромета от 19.11.2012 № 703 ФГБУ «Северо-Западное УГМС» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией на территории Республики Карелия, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областях.

В соответствии с п. 3.1 Устава предметом и основными целями деятельности Учреждения является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиофизической информации, информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации.

В соответствии с п. 3.2 Устава для достижения основных целей деятельности, предусмотренных в п. 3.1 Устава, Учреждение осуществляет в установленном порядке за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания на выполнение работ (услуг) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в том числе  следующие основные виды деятельности:

- проведение регулярных гидрометеорологических наблюдений на стационарных и подвижных пунктах наблюдений наблюдательной сети Учреждения;

- проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;

- сбор, обработка, анализ и распространение данных наблюдений по каналам автоматизированной системы передачи данных Росгидромета в информационно-телекоммуникационную сеть, а также учет, систематизация, хранение Учреждением документированной информации регулярных наблюдений.

Уставом определены виды приносящей доход деятельности Учреждения, в том числе в соответствии с п. 3.3.2 – подготовка и предоставление физическим и юридическим лицам специализированной гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей среды.

 

Приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 30.05.2013 № 155 «О ценовой политике» утвержден и введен в действие с 01.06.2013 «Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнения» (Приложение № 1). П.3 приказа утвержден перечень документов, используемых при составлении смет на гидрометеорологическую информацию (Приложение №2); п.4 приказа утверждена форма для составления смет методом прямых затрат (Приложение № 3); п.6.1 приказа содержит указания начальникам филиалов при заключении договоров на СГМО руководствоваться пп. 1 и 3 настоящего приказа; п.6.2 приказа установлено ежеквартально производить индексацию стоимости работ и оказываемых услуг в зависимости от размера индекса потребительских цен в своем субъекте федерации.

Приказом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 24.10.2013 № 326 установлены коэффициенты индексации в 4 квартале 2013 г. на работы, рассчитываемые по прейскуранту, в том числе по Псковской области – 1,074.

В соответствии с разделом 1 «Общие указания» к Прейскуранту на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, поверку средств измерений гидрометеорологического назначения, утвержденному приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 30.05.2013 № 155, цены, отраженные в Прейскуранте, применимы для расчетов с предприятиями (организациями) различных организационно-правовых форм, исключая организации, учрежденные Росгидрометом.

В то же время представители ответчика на заседании комиссии пояснили, что Прейскурант применяется для расчетов и с юридическими и с физическими лицами.   

По представленному ответчиком расчету базовая стоимость информации о максимальном значении скорости ветра за сутки - 310,72 руб. соответствует п. 2.4 вышеуказанного прейскуранта. В соответствии с приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС»  от 24.10.2013 № 326 «О ценовой политике» применен коэффициент индексации в 4 квартале 2013 г. на работы, рассчитываемые по прейскуранту, по Псковской области в размере 1,074 – с учетом коэффициента индексации стоимость составила 333,71 руб.

 Ответчик пояснил, что в общую стоимость услуги дополнительно включено составление справки в размере 550,00 руб. Комиссии представлена калькуляция затрат на выполнение работ по подготовке справок на предоставление гидрометеорологической информации (приложение № 4 к приказу № 155 от 30.05.2013), согласно которой в стоимость справки включены:

- фонд оплаты труда – 270,00 руб.;

- начисления на фонд оплаты труда – 116,40 руб.;

- накладные расходы – 96,60 руб.;  

- материальные затраты – 67,00 руб.;

- итого 550,00 руб.;

- НДС 18% - 99,00 руб.;

- всего – 649,00 руб.

Таким образом, общая стоимость справки, предъявляемая физическому лицу, составляет 1042, 78 руб. (333,71 + 550,00 + НДС 18%).

Ответчик пояснил, что Прейскурант действует в зоне деятельности учреждения и применяется единообразно всеми филиалами (Калининградским, Карельским, Новгородским, Псковским). В ходе рассмотрения дела с целью получения информации о сопоставимых ценах были направлены запросы в Тверской, Новгородский, Вологодский, Карельский, Калининградский центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В результате получены сведения о том, что стоимость аналогичной справки об усилении ветра в определенные дни в соседних с Псковской областью регионах различная, а именно:         

    - Новгородский ЦГМС – 365,80 руб. (с НДС);

    - Вологодский ЦГМС – 400,00 руб. (с НДС);

    - Тверской ЦГМС – 484,27 руб. (с НДС);

    - Карельский ЦГМС – 649,00 руб. (с НДС);

    - Калининградский ЦГМС – 1040,57 руб. (с НДС).

Со слов представителя ответчика на заседании комиссии, в затраты на составление справки включены расходы на заработную плату и материальные затраты учреждения с филиалами по всей зоне деятельности, т.к. учреждению необходимо содержать службу маркетинга, которая работает с клиентами, оформляет договора, выставляет счета и т.д.

Комиссия отмечает, что цена справки о скорости ветра до введения в действие Прейскуранта, т.е. до 01.06.2013, в соответствии с предыдущим Прейскурантом ГУ «Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» 2009 года, применяемым до реорганизации службы, составляла 31,63 руб. То есть с 01.06.2013 базовая цена на указанную информацию выросла в 9, 8 раза и можно предполагать, что затраты, связанные с реорганизацией и содержанием службы маркетинга были учтены при расчете нового Прейскуранта.

Комиссия считает, что стоимость указанной информации должна соответствовать Прейскуранту и необоснованно завышена на  550,00 рублей по следующим основаниям.

 В целях проведения единой ценовой политики ответчиком в соответствии с приказом от 30.05.2013 № 155 утвержден и введен в действие с 01.06.2013 Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. В соответствии с разделом 1 «Общие указания» Прейскуранта стоимость специализированной гидрометеорологической информации рассчитана, исходя из затрат на ее производство и предоставление, т.е. затраты на составление справки включены в Прейскурант.

 В соответствии с пунктом 2.4 Прейскуранта цена за фактическую информацию о максимальном значении скорости ветра за сутки составляет 310,72 руб. (без НДС). Цена за составление справки Прейскурантом не предусмотрена.

         Ссылка ответчика на Методические указания «О порядке ценообразования на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», утвержденные приказом Росгидромета от 24.02.1999 № 24, необоснованна, поскольку пунктом 3.1 этих указаний установлено, что для определения цены ГМИ (гидрометеорологической информации) и ГМП (гидрометеорологической продукции) применяется метод калькулирования прямых затрат с использованием усредненных по отрасли коэффициентов, позволяющих учитывать комплексный характер производства ГМИ и ГМП.  Данный метод расчета цены на ГМИ и ГМП применяется в том случае, если для СГМО (специализированного гидрометеообеспечения) конкретного потребителя отсутствуют другие нормативные документы, регулирующие определение цены (например, утвержденные тарифы, прейскуранты).

Таким образом, при определении цены информации, в рассматриваемом  случае справки о скорости ветра, необходимо пользоваться либо прейскурантом либо методом прямых затрат с составлением калькуляции (сметы), утвержденной приказом учреждения № 155 от 30.05.2013 (приложение № 3).

Как указано выше, Прейскурантом учтены все затраты на производство и предоставление информации. Кроме того, ответчик является некоммерческой организацией и затраты на проведение наблюдений, сбор, обработку, учет, анализ и хранение информации финансируется из государственного бюджета. Информация о скорости ветра в определенные дни за предыдущий период уже имелась в архиве филиала Псковского ЦГМС и затраты на получение этой информации дополнительно не требовались.

 Комиссией установлено, что ответчик определяет стоимость информации не с учетом расходов на ее подготовку и передачу, как установлено п.4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 и Прейскурантом, а в дополнение к цене по Прейскуранту добавляет стоимость затрат на составление справки по методу прямых затрат, тем самым завышая цену справки о скорости ветра на 550,00 руб. (без НДС).

        Таким образом, ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице филиала - Псковского ЦГМС при определении стоимости справки об усилении ветра в определенные дни, предоставляемой физическому лицу, нарушен порядок ценообразования на гидрометеорологическую информацию, установленный  пунктом 4 постановления Правительства № 1425.

Действия  Псковского ЦГМС привели к ущемлению интересов физического лица <…>, который обратился за справкой об усилении ветра в определенные дни в связи со страховым случаем. Однако в связи с высокой стоимостью справки вынужден был отказаться от обращения в страховую организацию.

В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Комиссия приходит к выводу, что действия ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице Псковского ЦГМС – филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС», выразившиеся в необоснованном завышении с 01.06.2013 стоимости предоставления физическим лицам справки о скорости ветра в определенные дни, противоречат пункту 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2012 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем неправомерного включения в стоимость справки о скорости ветра стоимости затрат на составление справки по методу прямых затрат в нарушение пункта 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425, и пункта 3.1 Методических указаний «О порядке ценообразования на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», утвержденных приказом Росгидромета от 24.02.1999 № 24.

2. Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

Председатель Комиссии                                                          

Члены Комиссии                                                                                  

    

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

       Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 05/10/14-ТР

 

 г. Псков                                                                                                  07 апреля 2014 г.                                                                   

Резолютивная часть решения оглашена  28 марта 2014 года.

Полный текст решения изготовлен  07 апреля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

          Председателя Комиссии: и.о. руководителя Псковского УФАС России,

Членов Комиссии: заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

рассмотрев дело № 05/10/14-ТР, возбужденное в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Северо-Западное УГМС») в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Псковский ЦГМС) - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» (место нахождения юридического лица: 199106, г. Санкт-Петербург, В.О., 23 линия, д. 2А; место нахождения филиала: 180002, г. Псков, ул. Бутырская, д. 34) (далее – ответчик, учреждение) по признакам  нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление <…> (вх. № 3412 от 29.11.2013) в отношении действий Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Псковский ЦГМС – филиал ФГБУ «Северо-Западное УГМС») по обоснованности платежа за предоставление физическому лицу справки об усилении ветра в определенные дни.

Как следует из заявления, Псковским ЦГМС взимается плата в размере 1042,78 руб. за предоставление физическому лицу справки об усилении ветра в определенные дни. Заявитель считает указанную плату необоснованной.

 В результате рассмотрения поступившего заявления и материалов Псковским УФАС России в соответствии с приказом № 27 от 27.02.2014 было возбуждено дело № 05/10/14-ТР в отношении ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице Псковского ЦГМС - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» по признакам  нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители ответчика по делу на заседании Комиссии и в письменных объяснениях по делу (вх. № 3547 от 12.12.2013, вх. № 840 от 19.03.2014) пояснили следующее:

В соответствии с приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) от 11.10.2012 № 608 16 января 2013 г. создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Северо-Западное УГМС»). На территории Псковской области функции ФГБУ «Северо-Западное УГМС» осуществляет Псковский ЦГМС – филиал ФГБУ «Северо-Западное УГМС». В соответствии с Положением о филиале от 18.01.2013 № 8 Учреждение несет полную ответственность за деятельность филиала. Филиал осуществляет функции Учреждения, а также представляет его интересы и осуществляет их защиту на территории Псковской области. Филиал не является юридическим лицом.

Основанием для взимания платы с физических лиц за предоставление справок является Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425.

Информация о максимальном значении скорости ветра за сутки является специализированной и предоставляется всем субъектам за плату в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

Стоимость гидрометеорологической информации рассчитывается в соответствии с Методическими указаниями «О порядке ценообразования на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», утвержденными приказом Росгидромета от 24.02.1999 № 24. 

Приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 30.05.2013 № 155 утвержден Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, поверку средств измерений гидрометеорологического назначения, введенный в действие с 01.06.2013 и действующий в зоне ответственности учреждения, охватывающей Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Республику Карелия, Калининградскую, Новгородскую и Псковскую области. Ежеквартально происходит индексация стоимости  гидрометеорологической информации в соответствии со сведениями органов статистики. 

Согласно представленному расчету стоимость гидрометеорологической информации – максимального значения скорости ветра за сутки составляет:

1) базовая стоимость информации согласно п. 2.4 части 1 Прейскуранта - 310,72 руб.;

2) стоимость информации с учетом коэффициента индексации в 4 квартале 2013 г. (1,074) – 333,71 руб.;

3) составление справки – 550,00 руб.;

4) общая стоимость информации – 883,71 руб.;

5) с учетом НДС 18% - 1042,78 руб.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию заявителей, заинтересованного лица и ответчика, приходит к следующим выводам:

1. В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, приказом Псковского УФАС России от 13.01.2014 № 3 Псковским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по предоставлению гидрометеорологической информации на территории Псковской области за 2013 год.

В ходе проведения анализа по данным Псковстата установлено, что 27 организаций в Псковской области заявили при государственной регистрации основным или дополнительным видом деятельности «деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях».  Однако в 2013 году ни одна из этих организаций не осуществляла деятельность по предоставлению гидрометеорологической информации.

По данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (письмо от 14.02.2014 № 140-00992/14и), представленным на запрос Псковского УФАС России, лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на территории Псковской области выданы трем хозяйствующим субъектам:

1) ФГБУ «Северо-Западное УГМС», филиал «Псковский ЦГМС»;

2) Федеральное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - филиал «ЦЛАТИ по Псковской области»;

3) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - Северо-Западный филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

 В соответствии с представленной на запрос Псковского УФАС России информацией  филиал «ЦЛАТИ по Псковской области» и Северо-Западный филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» в 2013 году не осуществляли деятельность по предоставлению гидрометеорологической информации.

Псковским ЦГМС представлены сведения от 17.02.2013 № 04/82 об объемах платных услуг, оказанных юридическим и физическим лицам в 2013 году.

В соответствии с аналитическим отчетом Псковского УФАС России от 27.02.2014, составленным по результатам указанного анализа, доля ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице филиала - Псковского ЦГМС в географических границах Псковской области составляет 100 процентов, и учреждение занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению гидрометеорологической информации на территории Псковской области.

Приказом Псковского УФАС России от 27.02.2014 № 26  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице филиала Псковского ЦГМС включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов, и на него распространяются запреты, установленные пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении – это сведения (данные), полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; информационная продукция – полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации.

В соответствии с пунктом 3 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 N 1425 (в ред. от 28.03.2008 N 214) (далее – постановление Правительства № 1425) информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, указанная в приложении к Положению, предоставляется получателям информации бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 4 указанного Положения бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.

Согласно п. 1.1. Устава, утвержденного приказом Росгидромета от 19.11.2012 № 703 ФГБУ «Северо-Западное УГМС» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией на территории Республики Карелия, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областях.

В соответствии с п. 3.1 Устава предметом и основными целями деятельности Учреждения является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиофизической информации, информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации.

В соответствии с п. 3.2 Устава для достижения основных целей деятельности, предусмотренных в п. 3.1 Устава, Учреждение осуществляет в установленном порядке за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания на выполнение работ (услуг) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в том числе  следующие основные виды деятельности:

- проведение регулярных гидрометеорологических наблюдений на стационарных и подвижных пунктах наблюдений наблюдательной сети Учреждения;

- проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;

- сбор, обработка, анализ и распространение данных наблюдений по каналам автоматизированной системы передачи данных Росгидромета в информационно-телекоммуникационную сеть, а также учет, систематизация, хранение Учреждением документированной информации регулярных наблюдений.

Уставом определены виды приносящей доход деятельности Учреждения, в том числе в соответствии с п. 3.3.2 – подготовка и предоставление физическим и юридическим лицам специализированной гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей среды.

 

Приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 30.05.2013 № 155 «О ценовой политике» утвержден и введен в действие с 01.06.2013 «Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнения» (Приложение № 1). П.3 приказа утвержден перечень документов, используемых при составлении смет на гидрометеорологическую информацию (Приложение №2); п.4 приказа утверждена форма для составления смет методом прямых затрат (Приложение № 3); п.6.1 приказа содержит указания начальникам филиалов при заключении договоров на СГМО руководствоваться пп. 1 и 3 настоящего приказа; п.6.2 приказа установлено ежеквартально производить индексацию стоимости работ и оказываемых услуг в зависимости от размера индекса потребительских цен в своем субъекте федерации.

Приказом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 24.10.2013 № 326 установлены коэффициенты индексации в 4 квартале 2013 г. на работы, рассчитываемые по прейскуранту, в том числе по Псковской области – 1,074.

В соответствии с разделом 1 «Общие указания» к Прейскуранту на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, поверку средств измерений гидрометеорологического назначения, утвержденному приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 30.05.2013 № 155, цены, отраженные в Прейскуранте, применимы для расчетов с предприятиями (организациями) различных организационно-правовых форм, исключая организации, учрежденные Росгидрометом.

В то же время представители ответчика на заседании комиссии пояснили, что Прейскурант применяется для расчетов и с юридическими и с физическими лицами.   

По представленному ответчиком расчету базовая стоимость информации о максимальном значении скорости ветра за сутки - 310,72 руб. соответствует п. 2.4 вышеуказанного прейскуранта. В соответствии с приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС»  от 24.10.2013 № 326 «О ценовой политике» применен коэффициент индексации в 4 квартале 2013 г. на работы, рассчитываемые по прейскуранту, по Псковской области в размере 1,074 – с учетом коэффициента индексации стоимость составила 333,71 руб.

 Ответчик пояснил, что в общую стоимость услуги дополнительно включено составление справки в размере 550,00 руб. Комиссии представлена калькуляция затрат на выполнение работ по подготовке справок на предоставление гидрометеорологической информации (приложение № 4 к приказу № 155 от 30.05.2013), согласно которой в стоимость справки включены:

- фонд оплаты труда – 270,00 руб.;

- начисления на фонд оплаты труда – 116,40 руб.;

- накладные расходы – 96,60 руб.;  

- материальные затраты – 67,00 руб.;

- итого 550,00 руб.;

- НДС 18% - 99,00 руб.;

- всего – 649,00 руб.

Таким образом, общая стоимость справки, предъявляемая физическому лицу, составляет 1042, 78 руб. (333,71 + 550,00 + НДС 18%).

Ответчик пояснил, что Прейскурант действует в зоне деятельности учреждения и применяется единообразно всеми филиалами (Калининградским, Карельским, Новгородским, Псковским). В ходе рассмотрения дела с целью получения информации о сопоставимых ценах были направлены запросы в Тверской, Новгородский, Вологодский, Карельский, Калининградский центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В результате получены сведения о том, что стоимость аналогичной справки об усилении ветра в определенные дни в соседних с Псковской областью регионах различная, а именно:         

    - Новгородский ЦГМС – 365,80 руб. (с НДС);

    - Вологодский ЦГМС – 400,00 руб. (с НДС);

    - Тверской ЦГМС – 484,27 руб. (с НДС);

    - Карельский ЦГМС – 649,00 руб. (с НДС);

    - Калининградский ЦГМС – 1040,57 руб. (с НДС).

Со слов представителя ответчика на заседании комиссии, в затраты на составление справки включены расходы на заработную плату и материальные затраты учреждения с филиалами по всей зоне деятельности, т.к. учреждению необходимо содержать службу маркетинга, которая работает с клиентами, оформляет договора, выставляет счета и т.д.

Комиссия отмечает, что цена справки о скорости ветра до введения в действие Прейскуранта, т.е. до 01.06.2013, в соответствии с предыдущим Прейскурантом ГУ «Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» 2009 года, применяемым до реорганизации службы, составляла 31,63 руб. То есть с 01.06.2013 базовая цена на указанную информацию выросла в 9, 8 раза и можно предполагать, что затраты, связанные с реорганизацией и содержанием службы маркетинга были учтены при расчете нового Прейскуранта.

Комиссия считает, что стоимость указанной информации должна соответствовать Прейскуранту и необоснованно завышена на  550,00 рублей по следующим основаниям.

 В целях проведения единой ценовой политики ответчиком в соответствии с приказом от 30.05.2013 № 155 утвержден и введен в действие с 01.06.2013 Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. В соответствии с разделом 1 «Общие указания» Прейскуранта стоимость специализированной гидрометеорологической информации рассчитана, исходя из затрат на ее производство и предоставление, т.е. затраты на составление справки включены в Прейскурант.

 В соответствии с пунктом 2.4 Прейскуранта цена за фактическую информацию о максимальном значении скорости ветра за сутки составляет 310,72 руб. (без НДС). Цена за составление справки Прейскурантом не предусмотрена.

         Ссылка ответчика на Методические указания «О порядке ценообразования на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», утвержденные приказом Росгидромета от 24.02.1999 № 24, необоснованна, поскольку пунктом 3.1 этих указаний установлено, что для определения цены ГМИ (гидрометеорологической информации) и ГМП (гидрометеорологической продукции) применяется метод калькулирования прямых затрат с использованием усредненных по отрасли коэффициентов, позволяющих учитывать комплексный характер производства ГМИ и ГМП.  Данный метод расчета цены на ГМИ и ГМП применяется в том случае, если для СГМО (специализированного гидрометеообеспечения) конкретного потребителя отсутствуют другие нормативные документы, регулирующие определение цены (например, утвержденные тарифы, прейскуранты).

Таким образом, при определении цены информации, в рассматриваемом  случае справки о скорости ветра, необходимо пользоваться либо прейскурантом либо методом прямых затрат с составлением калькуляции (сметы), утвержденной приказом учреждения № 155 от 30.05.2013 (приложение № 3).

Как указано выше, Прейскурантом учтены все затраты на производство и предоставление информации. Кроме того, ответчик является некоммерческой организацией и затраты на проведение наблюдений, сбор, обработку, учет, анализ и хранение информации финансируется из государственного бюджета. Информация о скорости ветра в определенные дни за предыдущий период уже имелась в архиве филиала Псковского ЦГМС и затраты на получение этой информации дополнительно не требовались.

 Комиссией установлено, что ответчик определяет стоимость информации не с учетом расходов на ее подготовку и передачу, как установлено п.4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 и Прейскурантом, а в дополнение к цене по Прейскуранту добавляет стоимость затрат на составление справки по методу прямых затрат, тем самым завышая цену справки о скорости ветра на 550,00 руб. (без НДС).

        Таким образом, ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице филиала - Псковского ЦГМС при определении стоимости справки об усилении ветра в определенные дни, предоставляемой физическому лицу, нарушен порядок ценообразования на гидрометеорологическую информацию, установленный  пунктом 4 постановления Правительства № 1425.

Действия  Псковского ЦГМС привели к ущемлению интересов физического лица <…>, который обратился за справкой об усилении ветра в определенные дни в связи со страховым случаем. Однако в связи с высокой стоимостью справки вынужден был отказаться от обращения в страховую организацию.

В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Комиссия приходит к выводу, что действия ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице Псковского ЦГМС – филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС», выразившиеся в необоснованном завышении с 01.06.2013 стоимости предоставления физическим лицам справки о скорости ветра в определенные дни, противоречат пункту 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2012 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем неправомерного включения в стоимость справки о скорости ветра стоимости затрат на составление справки по методу прямых затрат в нарушение пункта 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425, и пункта 3.1 Методических указаний «О порядке ценообразования на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», утвержденных приказом Росгидромета от 24.02.1999 № 24.

2. Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

Председатель Комиссии                                                          

Члены Комиссии                                                                                  

    

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

       Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05/10/14-ТР [format] => [safe_value] => 05/10/14-ТР ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-07 11:26:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-07 11:26:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1397821050 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Псковское УФАС России )