Решение и предписание по делу 28/17.1/14 - АМ

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: 28/17.1/14 - АМ
Дата публикации: 10 июля 2014, 12:12

  ПРЕДПИСАНИЕ

по делу 28/17.1/14 - АМ

10 июля 2014 года                                                                                             г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2014 года.

   

 Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – И.о. Заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России; членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;  главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего Решения от 10 июля 2014 года по делу № 28/17.1/14-АМ,  по признакам нарушении Администрацией Пыталовского района (местонахождение: 181410, Псковская область, г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 37) части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ :

      

  1. Администрации Пыталовского района в срок до 15 августа 2014 года:

прекратить нарушение части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов,

а именно:

направить ООО «Ритуальная компания «Память» предложение о расторжении договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года.

 2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Псковское УФАС России на позднее 5 дней со дня его выполнения.

       Председатель Комиссии                                                    

 

                   Члены Комиссии                                                    

                                                                                                     

                                                                                                                          

 

  В соответствии со статьей 52 Федерального закона  от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

           В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона  от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение в срок предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 28/17.1/14 - АМ

 

10 июля 2014 года                                                                                                  г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2014 года.

    Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – И.о. Заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России; членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;  главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России, рассмотрев дело № 28/17.1/14-АМ по признакам нарушения Администрацией Пыталовского района (местонахождение: 181410, Псковская область, г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 37) части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

         в присутствии представителей ответчика: Администрации Пыталовского района Псковской области;

         в присутствии представителя заинтересованного лица: ООО «Ритуальная компания «Память,

 

УСТАНОВИЛА :

 

В ходе проведения инспекцией Псковского УФАС России плановой выездной проверки соблюдения антимонопольного законодательства Администрацией Пыталовского района при распоряжении муниципальным имуществом, выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

        01 февраля 2013 года Администрацией Пыталовского района (Арендодатель) заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память»» (Арендатор) без проведения торгов.

Заключение договора аренды муниципального имущества без проведения торгов, в нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при предоставлении муниципального имущества в аренду и тем самым создает хозяйствующему субъекту преимущество при доступе к муниципальному имуществу, которое заключается в бесконкурентном предоставлении права аренды на муниципальное имущество, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Из представленных в ходе рассмотрения дела объяснений представителя Администрации Пыталовского района установлено, что нарушение произошло по невнимательности сотрудника комитета по управлению муниципальным имуществом, который ошибочно решил, что ООО «Ритуальная компания «Память» имеет право заключать договор аренды без проведения торгов.

Представитель ООО «Ритуальная компания «Память» пояснил, что 14 января 2013 года наша Компания обратилась в Администрацию Пыталовского района о сдаче в аренду какого-либо помещения. Нам было предложено помещение по адресу: г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 11 (в здании бывшей типографии). Нами было написано заявление на имя Главы Администрации. Копий ответов на обращение не поступало. В дальнейшем был заключен договор аренды с 01 февраля 2013 года. Вопроса о проведении торгов на право заключения договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности не стояло.

 

Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения Комиссия установила:

 

   1.    В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Решением Собрания депутатов Пыталовского района от 29.03.2013 г. № 76 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Пыталовский район» (далее- Положение о порядке управления) , которое устанавливает основные цели, задачи, принципы управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Пыталовский район».

На основании пункта 3.2 Положения о порядке управления Администрация Пыталовского  района  осуществляет   юридически  значимые  действия  по передаче имущества, находящегося в собственности муниципального района, в хозяйственное ведение, оперативное управление, залог, безвозмездное пользование, аренду, доверительное управление, обременяет его другими способами, распоряжается им иным образом; выступает арендодателем имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Пыталовский район», включая земельные участки, в том числе находящегося в казне;

 Таким образом, Администрация Пыталовского района является лицом, управомоченным собственником, на передачу муниципального имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, а также  лицом, обязанным соблюдать требования антимонопольного законодательства.

На основании части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Приказом ФАС от 10 февраля 2010 года № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

14 января 2013 года ООО «Ритуальная компания «Память» обратилась в Администрацию Пыталовского района с заявлением о предоставлении в аренду помещения, расположенного по адресу: г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 11, 1 этаж, для размещения салона заказов ритуальных услуг населению.

Вышеуказанное помещение принадлежит муниципальному образованию «Пыталовский район» на праве собственности, 24.01.2013 года прошло  государственную регистрацию в установленном законе порядке (номер реестровой записи 60-60-05/005/2013-075). 

Без проведения торгов 01 февраля 2013 года Администрацией Пыталовского района заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память».

Предметом договора является предоставление Администрацией во временное пользование нежилого помещения находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Псковская область, г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 11, 1 этаж, общей площадью 67,0 кв. метров.

 Согласно пункта 1.3 настоящий договор заключен на срок до 01 января 2014 года и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока договора ни одна из сторон не заявила о его расторжении. 

 В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (введена Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.

Закон о защите конкуренции не предусматривает возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения процедуры торгов, за исключением случаев, перечисленных в законе.

При этом ни под одно из исключений, указанных в ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, вышеуказанный договор аренды не подпадает. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Представитель ответчика подтверждает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Пыталовского района при заключении договора аренды с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов.

Таким образом, рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей ответчика, заинтересованных лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу, что заключение договора без проведения торгов, противоречит действующему законодательству.

 

2. В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции  конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном  рынке. На основании пункта 4  данной статьи  товарный рынок - сфера обращения товара,  который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Потенциальные участники исследуемого рынка, а также иные хозяйствующие субъекты  в целях получения в аренду муниципального имущества, приобретают по установленной процедуре право на заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества. Данное обстоятельство порождает наличие между этими субъектами конкурентных отношений.

Проведение торгов и участие в них хозяйствующих субъектов свидетельствует о наличии конкуренции, поскольку именно на торгах обеспечивается соперничество (конкуренция).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, не проведение их, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены  потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Продуктовые границы, на которых субъекты, претендующие на  муниципальное имущество, являются конкурентами при прохождении процедуры торгов по приобретению права на заключение договоров аренды муниципального имущества, определены рынком услуг по сдаче в аренду (внаем) нежилого недвижимого имущества (код ОКПД – 70.20.12.000 «Общероссийского  классификатора продукции по видам экономической деятельности  «ОК 034-2007 (КПЕС 2002)».

В целях рассмотрения дела № 28/17.1/14 – АМ, географические границы товарного рынка услуг по сдаче в аренду нежилого недвижимого имущества, определены границами муниципального образования «Пыталовский район» на территории Псковской области, что обусловлено местоположением арендодателя данного товара – Администрации Пыталовского района Псковской области.       

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по сдаче в аренду муниципального имущества, могут входить хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовых форм, физические лица) при выполнении требований правовых актов, регламентирующих процедуру проведения торгов при предоставлении в аренду муниципального имущества.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом определено в статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В соответствии с пунктом 1 статьи 51 вышеназванного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Как указано в пункте 2 данной статьи органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) учитывается следующее: если акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

         Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от  05.04.2011 г. № 14686/10  по делу А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения  либо устранения конкуренции.

        В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре аренды» сказано, что в случаях, предусмотренных законом, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.       

        Администрацией Пыталовского района не приведено соответствующей нормы права, позволяющей ей в нарушение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключать договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов.

Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и на основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что заключение Администрацией Пыталовского района договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов в нарушение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не допускает конкуренции при предоставлении муниципального имущества в аренду и тем самым создает хозяйствующему субъекту – ООО «Ритуальная компания «Память» преимущество при доступе к муниципальному имуществу, которое заключается в бесконкурентном предоставлении права аренды на данное имущество, и обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 17.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России

 

РЕШИЛА:

         1. Признать в действиях Администрации Пыталовского района нарушение части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов. 

         2. Выдать Администрации Пыталовского района предписание о прекращении в срок до « 15 » августа 2014 года нарушения части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем направления ООО «Ритуальная компания «Память» предложения о расторжении договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года.

          3. Передать материалы дела № 28/17.1/14-АМ уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

      Председатель Комиссии                                                   

                   Члены Комиссии                                                                                                                                                       

                                                                                                                            

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 7152 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу 28/17.1/14 - АМ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7151 [type] => solution [language] => ru [created] => 1407400204 [changed] => 1407400594 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1407400594 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

  ПРЕДПИСАНИЕ

по делу 28/17.1/14 - АМ

10 июля 2014 года                                                                                             г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2014 года.

   

 Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – И.о. Заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России; членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;  главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего Решения от 10 июля 2014 года по делу № 28/17.1/14-АМ,  по признакам нарушении Администрацией Пыталовского района (местонахождение: 181410, Псковская область, г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 37) части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ :

      

  1. Администрации Пыталовского района в срок до 15 августа 2014 года:

прекратить нарушение части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов,

а именно:

направить ООО «Ритуальная компания «Память» предложение о расторжении договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года.

 2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Псковское УФАС России на позднее 5 дней со дня его выполнения.

       Председатель Комиссии                                                    

 

                   Члены Комиссии                                                    

                                                                                                     

                                                                                                                          

 

  В соответствии со статьей 52 Федерального закона  от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

           В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона  от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение в срок предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 28/17.1/14 - АМ

 

10 июля 2014 года                                                                                                  г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2014 года.

    Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – И.о. Заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России; членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;  главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России, рассмотрев дело № 28/17.1/14-АМ по признакам нарушения Администрацией Пыталовского района (местонахождение: 181410, Псковская область, г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 37) части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

         в присутствии представителей ответчика: Администрации Пыталовского района Псковской области;

         в присутствии представителя заинтересованного лица: ООО «Ритуальная компания «Память,

 

УСТАНОВИЛА :

 

В ходе проведения инспекцией Псковского УФАС России плановой выездной проверки соблюдения антимонопольного законодательства Администрацией Пыталовского района при распоряжении муниципальным имуществом, выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

        01 февраля 2013 года Администрацией Пыталовского района (Арендодатель) заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память»» (Арендатор) без проведения торгов.

Заключение договора аренды муниципального имущества без проведения торгов, в нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при предоставлении муниципального имущества в аренду и тем самым создает хозяйствующему субъекту преимущество при доступе к муниципальному имуществу, которое заключается в бесконкурентном предоставлении права аренды на муниципальное имущество, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Из представленных в ходе рассмотрения дела объяснений представителя Администрации Пыталовского района установлено, что нарушение произошло по невнимательности сотрудника комитета по управлению муниципальным имуществом, который ошибочно решил, что ООО «Ритуальная компания «Память» имеет право заключать договор аренды без проведения торгов.

Представитель ООО «Ритуальная компания «Память» пояснил, что 14 января 2013 года наша Компания обратилась в Администрацию Пыталовского района о сдаче в аренду какого-либо помещения. Нам было предложено помещение по адресу: г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 11 (в здании бывшей типографии). Нами было написано заявление на имя Главы Администрации. Копий ответов на обращение не поступало. В дальнейшем был заключен договор аренды с 01 февраля 2013 года. Вопроса о проведении торгов на право заключения договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности не стояло.

 

Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения Комиссия установила:

 

   1.    В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Решением Собрания депутатов Пыталовского района от 29.03.2013 г. № 76 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Пыталовский район» (далее- Положение о порядке управления) , которое устанавливает основные цели, задачи, принципы управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Пыталовский район».

На основании пункта 3.2 Положения о порядке управления Администрация Пыталовского  района  осуществляет   юридически  значимые  действия  по передаче имущества, находящегося в собственности муниципального района, в хозяйственное ведение, оперативное управление, залог, безвозмездное пользование, аренду, доверительное управление, обременяет его другими способами, распоряжается им иным образом; выступает арендодателем имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Пыталовский район», включая земельные участки, в том числе находящегося в казне;

 Таким образом, Администрация Пыталовского района является лицом, управомоченным собственником, на передачу муниципального имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, а также  лицом, обязанным соблюдать требования антимонопольного законодательства.

На основании части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Приказом ФАС от 10 февраля 2010 года № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

14 января 2013 года ООО «Ритуальная компания «Память» обратилась в Администрацию Пыталовского района с заявлением о предоставлении в аренду помещения, расположенного по адресу: г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 11, 1 этаж, для размещения салона заказов ритуальных услуг населению.

Вышеуказанное помещение принадлежит муниципальному образованию «Пыталовский район» на праве собственности, 24.01.2013 года прошло  государственную регистрацию в установленном законе порядке (номер реестровой записи 60-60-05/005/2013-075). 

Без проведения торгов 01 февраля 2013 года Администрацией Пыталовского района заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память».

Предметом договора является предоставление Администрацией во временное пользование нежилого помещения находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Псковская область, г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 11, 1 этаж, общей площадью 67,0 кв. метров.

 Согласно пункта 1.3 настоящий договор заключен на срок до 01 января 2014 года и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока договора ни одна из сторон не заявила о его расторжении. 

 В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (введена Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.

Закон о защите конкуренции не предусматривает возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения процедуры торгов, за исключением случаев, перечисленных в законе.

При этом ни под одно из исключений, указанных в ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, вышеуказанный договор аренды не подпадает. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Представитель ответчика подтверждает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Пыталовского района при заключении договора аренды с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов.

Таким образом, рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей ответчика, заинтересованных лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу, что заключение договора без проведения торгов, противоречит действующему законодательству.

 

2. В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции  конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном  рынке. На основании пункта 4  данной статьи  товарный рынок - сфера обращения товара,  который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Потенциальные участники исследуемого рынка, а также иные хозяйствующие субъекты  в целях получения в аренду муниципального имущества, приобретают по установленной процедуре право на заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества. Данное обстоятельство порождает наличие между этими субъектами конкурентных отношений.

Проведение торгов и участие в них хозяйствующих субъектов свидетельствует о наличии конкуренции, поскольку именно на торгах обеспечивается соперничество (конкуренция).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, не проведение их, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены  потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Продуктовые границы, на которых субъекты, претендующие на  муниципальное имущество, являются конкурентами при прохождении процедуры торгов по приобретению права на заключение договоров аренды муниципального имущества, определены рынком услуг по сдаче в аренду (внаем) нежилого недвижимого имущества (код ОКПД – 70.20.12.000 «Общероссийского  классификатора продукции по видам экономической деятельности  «ОК 034-2007 (КПЕС 2002)».

В целях рассмотрения дела № 28/17.1/14 – АМ, географические границы товарного рынка услуг по сдаче в аренду нежилого недвижимого имущества, определены границами муниципального образования «Пыталовский район» на территории Псковской области, что обусловлено местоположением арендодателя данного товара – Администрации Пыталовского района Псковской области.       

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по сдаче в аренду муниципального имущества, могут входить хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовых форм, физические лица) при выполнении требований правовых актов, регламентирующих процедуру проведения торгов при предоставлении в аренду муниципального имущества.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом определено в статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В соответствии с пунктом 1 статьи 51 вышеназванного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Как указано в пункте 2 данной статьи органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) учитывается следующее: если акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

         Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от  05.04.2011 г. № 14686/10  по делу А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения  либо устранения конкуренции.

        В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре аренды» сказано, что в случаях, предусмотренных законом, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.       

        Администрацией Пыталовского района не приведено соответствующей нормы права, позволяющей ей в нарушение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключать договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов.

Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и на основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что заключение Администрацией Пыталовского района договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов в нарушение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не допускает конкуренции при предоставлении муниципального имущества в аренду и тем самым создает хозяйствующему субъекту – ООО «Ритуальная компания «Память» преимущество при доступе к муниципальному имуществу, которое заключается в бесконкурентном предоставлении права аренды на данное имущество, и обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 17.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России

 

РЕШИЛА:

         1. Признать в действиях Администрации Пыталовского района нарушение части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов. 

         2. Выдать Администрации Пыталовского района предписание о прекращении в срок до « 15 » августа 2014 года нарушения части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем направления ООО «Ритуальная компания «Память» предложения о расторжении договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года.

          3. Передать материалы дела № 28/17.1/14-АМ уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

      Председатель Комиссии                                                   

                   Члены Комиссии                                                                                                                                                       

                                                                                                                            

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

  ПРЕДПИСАНИЕ

по делу 28/17.1/14 - АМ

10 июля 2014 года                                                                                             г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2014 года.

   

 Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – И.о. Заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России; членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;  главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего Решения от 10 июля 2014 года по делу № 28/17.1/14-АМ,  по признакам нарушении Администрацией Пыталовского района (местонахождение: 181410, Псковская область, г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 37) части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ :

      

  1. Администрации Пыталовского района в срок до 15 августа 2014 года:

прекратить нарушение части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов,

а именно:

направить ООО «Ритуальная компания «Память» предложение о расторжении договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года.

 2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Псковское УФАС России на позднее 5 дней со дня его выполнения.

       Председатель Комиссии                                                    

 

                   Члены Комиссии                                                    

                                                                                                     

                                                                                                                          

 

  В соответствии со статьей 52 Федерального закона  от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

           В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона  от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение в срок предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 28/17.1/14 - АМ

 

10 июля 2014 года                                                                                                  г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2014 года.

    Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – И.о. Заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России; членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;  главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России, рассмотрев дело № 28/17.1/14-АМ по признакам нарушения Администрацией Пыталовского района (местонахождение: 181410, Псковская область, г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 37) части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

         в присутствии представителей ответчика: Администрации Пыталовского района Псковской области;

         в присутствии представителя заинтересованного лица: ООО «Ритуальная компания «Память,

 

УСТАНОВИЛА :

 

В ходе проведения инспекцией Псковского УФАС России плановой выездной проверки соблюдения антимонопольного законодательства Администрацией Пыталовского района при распоряжении муниципальным имуществом, выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

        01 февраля 2013 года Администрацией Пыталовского района (Арендодатель) заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память»» (Арендатор) без проведения торгов.

Заключение договора аренды муниципального имущества без проведения торгов, в нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при предоставлении муниципального имущества в аренду и тем самым создает хозяйствующему субъекту преимущество при доступе к муниципальному имуществу, которое заключается в бесконкурентном предоставлении права аренды на муниципальное имущество, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Из представленных в ходе рассмотрения дела объяснений представителя Администрации Пыталовского района установлено, что нарушение произошло по невнимательности сотрудника комитета по управлению муниципальным имуществом, который ошибочно решил, что ООО «Ритуальная компания «Память» имеет право заключать договор аренды без проведения торгов.

Представитель ООО «Ритуальная компания «Память» пояснил, что 14 января 2013 года наша Компания обратилась в Администрацию Пыталовского района о сдаче в аренду какого-либо помещения. Нам было предложено помещение по адресу: г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 11 (в здании бывшей типографии). Нами было написано заявление на имя Главы Администрации. Копий ответов на обращение не поступало. В дальнейшем был заключен договор аренды с 01 февраля 2013 года. Вопроса о проведении торгов на право заключения договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности не стояло.

 

Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения Комиссия установила:

 

   1.    В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Решением Собрания депутатов Пыталовского района от 29.03.2013 г. № 76 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Пыталовский район» (далее- Положение о порядке управления) , которое устанавливает основные цели, задачи, принципы управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Пыталовский район».

На основании пункта 3.2 Положения о порядке управления Администрация Пыталовского  района  осуществляет   юридически  значимые  действия  по передаче имущества, находящегося в собственности муниципального района, в хозяйственное ведение, оперативное управление, залог, безвозмездное пользование, аренду, доверительное управление, обременяет его другими способами, распоряжается им иным образом; выступает арендодателем имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Пыталовский район», включая земельные участки, в том числе находящегося в казне;

 Таким образом, Администрация Пыталовского района является лицом, управомоченным собственником, на передачу муниципального имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, а также  лицом, обязанным соблюдать требования антимонопольного законодательства.

На основании части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Приказом ФАС от 10 февраля 2010 года № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

14 января 2013 года ООО «Ритуальная компания «Память» обратилась в Администрацию Пыталовского района с заявлением о предоставлении в аренду помещения, расположенного по адресу: г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 11, 1 этаж, для размещения салона заказов ритуальных услуг населению.

Вышеуказанное помещение принадлежит муниципальному образованию «Пыталовский район» на праве собственности, 24.01.2013 года прошло  государственную регистрацию в установленном законе порядке (номер реестровой записи 60-60-05/005/2013-075). 

Без проведения торгов 01 февраля 2013 года Администрацией Пыталовского района заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память».

Предметом договора является предоставление Администрацией во временное пользование нежилого помещения находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Псковская область, г. Пыталово, ул. Красноармейская, д. 11, 1 этаж, общей площадью 67,0 кв. метров.

 Согласно пункта 1.3 настоящий договор заключен на срок до 01 января 2014 года и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока договора ни одна из сторон не заявила о его расторжении. 

 В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (введена Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.

Закон о защите конкуренции не предусматривает возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения процедуры торгов, за исключением случаев, перечисленных в законе.

При этом ни под одно из исключений, указанных в ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, вышеуказанный договор аренды не подпадает. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Представитель ответчика подтверждает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Пыталовского района при заключении договора аренды с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов.

Таким образом, рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей ответчика, заинтересованных лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу, что заключение договора без проведения торгов, противоречит действующему законодательству.

 

2. В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции  конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном  рынке. На основании пункта 4  данной статьи  товарный рынок - сфера обращения товара,  который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Потенциальные участники исследуемого рынка, а также иные хозяйствующие субъекты  в целях получения в аренду муниципального имущества, приобретают по установленной процедуре право на заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества. Данное обстоятельство порождает наличие между этими субъектами конкурентных отношений.

Проведение торгов и участие в них хозяйствующих субъектов свидетельствует о наличии конкуренции, поскольку именно на торгах обеспечивается соперничество (конкуренция).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, не проведение их, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены  потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Продуктовые границы, на которых субъекты, претендующие на  муниципальное имущество, являются конкурентами при прохождении процедуры торгов по приобретению права на заключение договоров аренды муниципального имущества, определены рынком услуг по сдаче в аренду (внаем) нежилого недвижимого имущества (код ОКПД – 70.20.12.000 «Общероссийского  классификатора продукции по видам экономической деятельности  «ОК 034-2007 (КПЕС 2002)».

В целях рассмотрения дела № 28/17.1/14 – АМ, географические границы товарного рынка услуг по сдаче в аренду нежилого недвижимого имущества, определены границами муниципального образования «Пыталовский район» на территории Псковской области, что обусловлено местоположением арендодателя данного товара – Администрации Пыталовского района Псковской области.       

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по сдаче в аренду муниципального имущества, могут входить хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовых форм, физические лица) при выполнении требований правовых актов, регламентирующих процедуру проведения торгов при предоставлении в аренду муниципального имущества.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом определено в статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В соответствии с пунктом 1 статьи 51 вышеназванного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Как указано в пункте 2 данной статьи органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) учитывается следующее: если акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

         Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от  05.04.2011 г. № 14686/10  по делу А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения  либо устранения конкуренции.

        В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре аренды» сказано, что в случаях, предусмотренных законом, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.       

        Администрацией Пыталовского района не приведено соответствующей нормы права, позволяющей ей в нарушение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключать договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов.

Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и на основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что заключение Администрацией Пыталовского района договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов в нарушение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не допускает конкуренции при предоставлении муниципального имущества в аренду и тем самым создает хозяйствующему субъекту – ООО «Ритуальная компания «Память» преимущество при доступе к муниципальному имуществу, которое заключается в бесконкурентном предоставлении права аренды на данное имущество, и обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 17.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России

 

РЕШИЛА:

         1. Признать в действиях Администрации Пыталовского района нарушение части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года с ООО «Ритуальная компания «Память» без проведения торгов. 

         2. Выдать Администрации Пыталовского района предписание о прекращении в срок до « 15 » августа 2014 года нарушения части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем направления ООО «Ритуальная компания «Память» предложения о расторжении договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности № 7 от 01.02.2013 года.

          3. Передать материалы дела № 28/17.1/14-АМ уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

      Председатель Комиссии                                                   

                   Члены Комиссии                                                                                                                                                       

                                                                                                                            

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 28/17.1/14 - АМ [format] => [safe_value] => 28/17.1/14 - АМ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-10 08:12:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-10 08:12:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1407400204 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Псковское УФАС России )