РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 38/10/14-ЕМ

Номер дела: № 38/10/14-ЕМ
Дата публикации: 22 августа 2014, 09:39

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 38/10/14-ЕМ

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 августа 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 21 августа 2014 г.

                                                                                                                         г. Псков

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Комиссия Псковского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <изъято>., заместителя руководителя  управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, членов Комиссии: <изъято> – ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России; <изъято> - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <изъято> - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, рассмотрев дело № 38/10/14-ЕМ по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Псков» (место нахождения: г. Псков, ул. Рабочая, д. 5) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

26.12.2013 <изъято> обратился в ОАО «Газпром газораспределение Псков» с заявлением о выдаче технических условий на присоединение проектируемого индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном в д. Жидилов Бор Псковского района Псковской области, КН 60:18:0050701:152  к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района».

04.03.2014 ОАО «Газпром газораспределение Псков» выдало <изъято>. технические условия № ЮШ-23/814 на присоединение к подземному газопроводу высокого давления к котельной психбольницы в д. Богданово.

В связи с наличием в действиях ОАО «Газпром газораспределение Псков» (далее – Ответчик, Общество), выразившихся в уклонении от рассмотрения заявления гражданина <изъято> от 26.12.2013 вх. № 3790 на выдачу технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района» и выдаче взамен этого технических условий от 04.03.2014 № ЮШ-23/814 на присоединение к подземному газопроводу высокого давления к котельной психбольницы в д. Богданово, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «Газпром газораспределение Псков» было выдано предупреждение от 14.05.2014 исх. № 2157/ЕА.

Признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» были обнаружены комиссией Псковского УФАС России в ходе рассмотрения дела № 23/10/14-ЕМ о нарушении антимонопольного законодательства согласно Определению об отложении рассмотрения дела № 23/10/14-ЕМ от 12.05.2014.

ОАО «Газпром газораспределение Псков» было предупреждено о необходимости прекращения указанных действий путем рассмотрения заявления <изъято>. вх. № 3790 от 26.12.2013 о выдаче технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района» с учетом норм пунктов 13 и 14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, в срок до 02 июня 2014 года.

Письмом от 03.06.2014 исх. № ЮШ-22/2243 Общество просило продлить срок выполнения предупреждения.

Письмом от 04.06.2014 № 2422/ОВ срок выполнения предупреждения был продлен до 18.06.2014.

18.06.2014 от ОАО «Газпром газораспределение Псков» получен ответ на предупреждение исх. № 22/2415, согласно которому Общество предупреждение не исполнило, а совершило следующие действия:

 После получения предупреждения 02.06.2014 исх. № ЮШ-22/2238 ОАО «Газпром газораспределение Псков» направило в адрес ОАО «Газпром газораспределение», как владельца газопровода высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района», обращение о согласовании проекта технических условий. ОАО «Газпром газораспределение» в письме от 09.06.2014 № ВС-17-5/9164 сообщило, что согласование с ним не требуется. При этом указало, что <изъято> необходимо подготовить ответ в соответствии с пунктами 13-14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314), в котором проинформировать о возможности его обращения о заключении договора о подключении и о том, что плата за подключение будет установлена по стандартизированным ставкам или по индивидуальному проекту при отсутствии таких ставок. При условии заключения договора о технологическом подключении технические условия будут выданы заявителю с точкой подключения на границе его земельного участка. Ориентировочная стоимость затрат на создание сети газораспределения должна быть указана по объекту аналогу.

В соответствии с вышеуказанным письмом ОАО «Газпром газораспределение Псков» направило в адрес <изъято>  письмо от 17.06.2014 № ЮШ-22/2390, которым со ссылками на пункты 4, 63 Правил № 1314 предложило ему направить в адрес Общества обращение о заключении договора о подключении по индивидуальному проекту. При этом условии при заключении договора о подключении будут выданы технические условия с точкой подключения на границе земельного участка заявителя. Также в письме указана ориентировочная стоимость затрат на создание сети газораспределения до границ участка <изъято> в размере 8 000 000 руб.

19.06.2014 поступило письмо от <изъято>  (вх. № 2097), в котором он указывает, что данный ответ не соответствует пунктам 13, 14 Правил № 1314.

В связи с неисполнением предупреждения было возбуждено настоящее дело.

В письменных пояснениях от 06.08.2014 № ЮШ-22/3100 и на заседании комиссии Ответчик не признал наличие нарушения антимонопольного законодательства.

Заинтересованное лицо просило рассмотреть дело в его отсутствие (вх. № 3603 от 13.08.2014), по мотивам, изложены в письме от 19.06.2014 вх. № 2097 считает, что действия Ответчика не соответствуют пунктам 13 и 14 Правил № 1314.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию Ответчика, Заинтересованного лица приходит к следующим выводам:

Согласно статье 2 Федерального закона 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 данных Правил под газотранспортной системой понимается система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях, под газораспределительной организацией - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Пунктом 15 указанных Правил установлено, что технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются газораспределительной организацией.

ОАО «Газпром газораспределение Псков» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%..., по виду деятельности распределение газообразного топлива в границах Псковской области (Приказ Псковского УФАС России от 04.06.2007 № 43).

Деятельность по транспортировке газа по трубопроводам относится к естественно-монопольным видам деятельности согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Следовательно, Ответчик как газораспределительная организация оказывает услуги по присоединению к газораспределительной системе, в том числе по выдаче технических условий на присоединение к данной системе, которые являются составной частью услуг по транспортировке газа, отнесенных к сфере деятельности естественных монополий.

Соответственно, при оказании услуг по присоединению к газораспределительной системе, в том числе по выдаче технических условий на присоединение к данной системе, общество обязано соблюдать положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и не совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно п. 13 Правил № 1314 газораспределительная организация в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязана определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

Согласно п. 14 Правил № 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Таким образом, Правила № 1314 предусматривают два варианта ответа при поступлении заявления о выдаче технических условий. Возможность направления заявителю письма с предложением направить иное заявление, указанные Правила не содержат.

Кроме того, согласно п. 4 Правил № 1314 в случаях, когда максимальный часовой расход газа не превышает 300 куб. метров, заявители имеют право направить обращение к исполнителю о заключении договора о подключении без предварительной выдачи технических условий. При этом данная норма не говорит об обязанности заявителя направить именно такое обращение и не исключает права заявителя на подачу заявки на выдачу технических условий в общем порядке.

Следует учитывать, что заявление о выдаче технических условий подано <изъято>  26.12.2013, то есть в период действия Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (действовали до 28.02.2014), которые не предусматривали указанное право заявителей.

Таким образом, направление ОАО «Газпром газораспределение Псков» письма от 17.06.2014 № ЮШ-22/2390 в адрес <изъято> не может служить доказательством  надлежащего рассмотрения его заявления о выдаче технических условий от 26.12.2013 вх. № 3790, что является нарушением пунктов 13 и 14 Правил № 1314.

Довод Ответчика о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность выбора точки подключения лицом, которому выдаются технические условия, не принимается Комиссией в связи с нижеследующим:

Согласно п. 2 Правил № 1314 точка подключения - место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства. В то время как газопровод - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа, а сеть газораспределения - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий) (п. 7  Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870).

Таким образом, точка подключения это конкретное место на газопроводе, в котором происходит соединение сети газораспределения с сетью газопотребления заявителя. Сам газопровод, указанный <изъято> в заявлении на выдачу технических условий, не является выбором точки подключения. При этом Правила № 1314 не содержат запрета на указание в заявке на выдачу технических условий конкретного газопровода, к которому заявитель желает присоединиться.

Доводы Ответчика о том, что при проектировании газопровода высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района» не предусматривалось подключение к нему жилых домов д. Жидилов Бор, а также ссылка на отсутствие схемы газификации данного населенного пункта, разработанной Администрацией Псковского района, не влияют на обязанность газораспределительной организации соблюдать порядок рассмотрения заявок на выдачу технических условий, предусмотренный пунктами 13 и 14 Правил № 1314.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Пунктом 4 Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Действиями ОАО «Газпром газораспределение Псков» по уклонению от рассмотрения заявления гражданина <изъято> от 26.12.2013 вх. № 3790 на выдачу технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района», ущемляются права и законные интересы <изъято>.

Рассматриваемые действия газораспределительной организации, публично осуществляющей присоединение к сетям газораспределения, препятствуют гарантированному частью 1 статьи 8 Конституции РФ свободному перемещению товара -  газа для потребителей,  обеспечение которого является одной из целей Закона о защите конкуренции.

Таким образом, <изъято> ставятся необоснованные условия реализации им своих прав как потребителя газа.

Кроме того, если бы <изъято> был выдан мотивированный отказ в выдаче технических условий (при наличии соответствующих оснований), то он имел бы право на обращение в органы исполнительной власти в соответствии с пунктами 16, 17 Правил № 1314, а также в ФАС России согласно п. 26 указанных Правил. Отсутствие мотивированного отказа лишает Заявителя права на дальнейшие действия.

Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Газпром газораспределение Псков» нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Газпром газораспределение Псков» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем уклонения от рассмотрения заявления гражданина <изъято>  от 26.12.2013 вх. № 3790 на выдачу технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района», что противоречит пунктам 13 и  14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 .

 2. Выдать ОАО «Газпром газораспределение Псков» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

         

 

Председатель Комиссии:                                                                     <изъято>

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                 

                                                                                                             <изъято>

 

                                                                                                            <изъято>

 

   <изъято>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

                                                 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 38/10/14-ЕМ

                        

21 августа 2014 г.                                                                                                                                                                                                                        г. Псков

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: <изъято> - заместителя руководителя  управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

членов Комиссии: <изъято> - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России; <изъято> - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <изъято> - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего решения от 21 августа 2014 года по делу № 38/10/14-ЕМ о нарушении открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Псков» (место нахождения: г. Псков, ул. Рабочая, д. 5) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Открытому акционерному обществу «Газпром газораспределение Псков»  в срок до 19 сентября 2014 года прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления гражданина <изъято> от 26.12.2013 вх. № 3790 на выдачу технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района», что противоречит пунктам 13 и 14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, а именно:

- рассмотреть заявление <изъято> вх. № 3790 от 26.12.2013 о выдаче технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района» с учетом норм пунктов 13 и 14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314.

 

  • О выполнении настоящего Предписания сообщить в Псковское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение  к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                     <изъято>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                 

                                                                                                             <изъято>

 

                                                                                                             <изъято>

 

                                                                                                             <изъято>

                                                

 

 

           

         

         

         

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7170 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 38/10/14-ЕМ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7169 [type] => solution [language] => ru [created] => 1408686242 [changed] => 1408686831 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1408686831 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 38/10/14-ЕМ

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 августа 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 21 августа 2014 г.

                                                                                                                         г. Псков

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Комиссия Псковского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <изъято>., заместителя руководителя  управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, членов Комиссии: <изъято> – ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России; <изъято> - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <изъято> - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, рассмотрев дело № 38/10/14-ЕМ по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Псков» (место нахождения: г. Псков, ул. Рабочая, д. 5) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

26.12.2013 <изъято> обратился в ОАО «Газпром газораспределение Псков» с заявлением о выдаче технических условий на присоединение проектируемого индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном в д. Жидилов Бор Псковского района Псковской области, КН 60:18:0050701:152  к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района».

04.03.2014 ОАО «Газпром газораспределение Псков» выдало <изъято>. технические условия № ЮШ-23/814 на присоединение к подземному газопроводу высокого давления к котельной психбольницы в д. Богданово.

В связи с наличием в действиях ОАО «Газпром газораспределение Псков» (далее – Ответчик, Общество), выразившихся в уклонении от рассмотрения заявления гражданина <изъято> от 26.12.2013 вх. № 3790 на выдачу технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района» и выдаче взамен этого технических условий от 04.03.2014 № ЮШ-23/814 на присоединение к подземному газопроводу высокого давления к котельной психбольницы в д. Богданово, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «Газпром газораспределение Псков» было выдано предупреждение от 14.05.2014 исх. № 2157/ЕА.

Признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» были обнаружены комиссией Псковского УФАС России в ходе рассмотрения дела № 23/10/14-ЕМ о нарушении антимонопольного законодательства согласно Определению об отложении рассмотрения дела № 23/10/14-ЕМ от 12.05.2014.

ОАО «Газпром газораспределение Псков» было предупреждено о необходимости прекращения указанных действий путем рассмотрения заявления <изъято>. вх. № 3790 от 26.12.2013 о выдаче технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района» с учетом норм пунктов 13 и 14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, в срок до 02 июня 2014 года.

Письмом от 03.06.2014 исх. № ЮШ-22/2243 Общество просило продлить срок выполнения предупреждения.

Письмом от 04.06.2014 № 2422/ОВ срок выполнения предупреждения был продлен до 18.06.2014.

18.06.2014 от ОАО «Газпром газораспределение Псков» получен ответ на предупреждение исх. № 22/2415, согласно которому Общество предупреждение не исполнило, а совершило следующие действия:

 После получения предупреждения 02.06.2014 исх. № ЮШ-22/2238 ОАО «Газпром газораспределение Псков» направило в адрес ОАО «Газпром газораспределение», как владельца газопровода высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района», обращение о согласовании проекта технических условий. ОАО «Газпром газораспределение» в письме от 09.06.2014 № ВС-17-5/9164 сообщило, что согласование с ним не требуется. При этом указало, что <изъято> необходимо подготовить ответ в соответствии с пунктами 13-14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314), в котором проинформировать о возможности его обращения о заключении договора о подключении и о том, что плата за подключение будет установлена по стандартизированным ставкам или по индивидуальному проекту при отсутствии таких ставок. При условии заключения договора о технологическом подключении технические условия будут выданы заявителю с точкой подключения на границе его земельного участка. Ориентировочная стоимость затрат на создание сети газораспределения должна быть указана по объекту аналогу.

В соответствии с вышеуказанным письмом ОАО «Газпром газораспределение Псков» направило в адрес <изъято>  письмо от 17.06.2014 № ЮШ-22/2390, которым со ссылками на пункты 4, 63 Правил № 1314 предложило ему направить в адрес Общества обращение о заключении договора о подключении по индивидуальному проекту. При этом условии при заключении договора о подключении будут выданы технические условия с точкой подключения на границе земельного участка заявителя. Также в письме указана ориентировочная стоимость затрат на создание сети газораспределения до границ участка <изъято> в размере 8 000 000 руб.

19.06.2014 поступило письмо от <изъято>  (вх. № 2097), в котором он указывает, что данный ответ не соответствует пунктам 13, 14 Правил № 1314.

В связи с неисполнением предупреждения было возбуждено настоящее дело.

В письменных пояснениях от 06.08.2014 № ЮШ-22/3100 и на заседании комиссии Ответчик не признал наличие нарушения антимонопольного законодательства.

Заинтересованное лицо просило рассмотреть дело в его отсутствие (вх. № 3603 от 13.08.2014), по мотивам, изложены в письме от 19.06.2014 вх. № 2097 считает, что действия Ответчика не соответствуют пунктам 13 и 14 Правил № 1314.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию Ответчика, Заинтересованного лица приходит к следующим выводам:

Согласно статье 2 Федерального закона 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 данных Правил под газотранспортной системой понимается система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях, под газораспределительной организацией - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Пунктом 15 указанных Правил установлено, что технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются газораспределительной организацией.

ОАО «Газпром газораспределение Псков» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%..., по виду деятельности распределение газообразного топлива в границах Псковской области (Приказ Псковского УФАС России от 04.06.2007 № 43).

Деятельность по транспортировке газа по трубопроводам относится к естественно-монопольным видам деятельности согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Следовательно, Ответчик как газораспределительная организация оказывает услуги по присоединению к газораспределительной системе, в том числе по выдаче технических условий на присоединение к данной системе, которые являются составной частью услуг по транспортировке газа, отнесенных к сфере деятельности естественных монополий.

Соответственно, при оказании услуг по присоединению к газораспределительной системе, в том числе по выдаче технических условий на присоединение к данной системе, общество обязано соблюдать положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и не совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно п. 13 Правил № 1314 газораспределительная организация в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязана определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

Согласно п. 14 Правил № 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Таким образом, Правила № 1314 предусматривают два варианта ответа при поступлении заявления о выдаче технических условий. Возможность направления заявителю письма с предложением направить иное заявление, указанные Правила не содержат.

Кроме того, согласно п. 4 Правил № 1314 в случаях, когда максимальный часовой расход газа не превышает 300 куб. метров, заявители имеют право направить обращение к исполнителю о заключении договора о подключении без предварительной выдачи технических условий. При этом данная норма не говорит об обязанности заявителя направить именно такое обращение и не исключает права заявителя на подачу заявки на выдачу технических условий в общем порядке.

Следует учитывать, что заявление о выдаче технических условий подано <изъято>  26.12.2013, то есть в период действия Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (действовали до 28.02.2014), которые не предусматривали указанное право заявителей.

Таким образом, направление ОАО «Газпром газораспределение Псков» письма от 17.06.2014 № ЮШ-22/2390 в адрес <изъято> не может служить доказательством  надлежащего рассмотрения его заявления о выдаче технических условий от 26.12.2013 вх. № 3790, что является нарушением пунктов 13 и 14 Правил № 1314.

Довод Ответчика о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность выбора точки подключения лицом, которому выдаются технические условия, не принимается Комиссией в связи с нижеследующим:

Согласно п. 2 Правил № 1314 точка подключения - место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства. В то время как газопровод - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа, а сеть газораспределения - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий) (п. 7  Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870).

Таким образом, точка подключения это конкретное место на газопроводе, в котором происходит соединение сети газораспределения с сетью газопотребления заявителя. Сам газопровод, указанный <изъято> в заявлении на выдачу технических условий, не является выбором точки подключения. При этом Правила № 1314 не содержат запрета на указание в заявке на выдачу технических условий конкретного газопровода, к которому заявитель желает присоединиться.

Доводы Ответчика о том, что при проектировании газопровода высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района» не предусматривалось подключение к нему жилых домов д. Жидилов Бор, а также ссылка на отсутствие схемы газификации данного населенного пункта, разработанной Администрацией Псковского района, не влияют на обязанность газораспределительной организации соблюдать порядок рассмотрения заявок на выдачу технических условий, предусмотренный пунктами 13 и 14 Правил № 1314.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Пунктом 4 Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Действиями ОАО «Газпром газораспределение Псков» по уклонению от рассмотрения заявления гражданина <изъято> от 26.12.2013 вх. № 3790 на выдачу технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района», ущемляются права и законные интересы <изъято>.

Рассматриваемые действия газораспределительной организации, публично осуществляющей присоединение к сетям газораспределения, препятствуют гарантированному частью 1 статьи 8 Конституции РФ свободному перемещению товара -  газа для потребителей,  обеспечение которого является одной из целей Закона о защите конкуренции.

Таким образом, <изъято> ставятся необоснованные условия реализации им своих прав как потребителя газа.

Кроме того, если бы <изъято> был выдан мотивированный отказ в выдаче технических условий (при наличии соответствующих оснований), то он имел бы право на обращение в органы исполнительной власти в соответствии с пунктами 16, 17 Правил № 1314, а также в ФАС России согласно п. 26 указанных Правил. Отсутствие мотивированного отказа лишает Заявителя права на дальнейшие действия.

Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Газпром газораспределение Псков» нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Газпром газораспределение Псков» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем уклонения от рассмотрения заявления гражданина <изъято>  от 26.12.2013 вх. № 3790 на выдачу технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района», что противоречит пунктам 13 и  14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 .

 2. Выдать ОАО «Газпром газораспределение Псков» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

         

 

Председатель Комиссии:                                                                     <изъято>

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                 

                                                                                                             <изъято>

 

                                                                                                            <изъято>

 

   <изъято>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

                                                 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 38/10/14-ЕМ

                        

21 августа 2014 г.                                                                                                                                                                                                                        г. Псков

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: <изъято> - заместителя руководителя  управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

членов Комиссии: <изъято> - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России; <изъято> - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <изъято> - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего решения от 21 августа 2014 года по делу № 38/10/14-ЕМ о нарушении открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Псков» (место нахождения: г. Псков, ул. Рабочая, д. 5) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Открытому акционерному обществу «Газпром газораспределение Псков»  в срок до 19 сентября 2014 года прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления гражданина <изъято> от 26.12.2013 вх. № 3790 на выдачу технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района», что противоречит пунктам 13 и 14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, а именно:

- рассмотреть заявление <изъято> вх. № 3790 от 26.12.2013 о выдаче технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района» с учетом норм пунктов 13 и 14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314.

 

  • О выполнении настоящего Предписания сообщить в Псковское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение  к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                     <изъято>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                 

                                                                                                             <изъято>

 

                                                                                                             <изъято>

 

                                                                                                             <изъято>

                                                

 

 

           

         

         

         

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 38/10/14-ЕМ

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 августа 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 21 августа 2014 г.

                                                                                                                         г. Псков

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Комиссия Псковского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <изъято>., заместителя руководителя  управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, членов Комиссии: <изъято> – ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России; <изъято> - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <изъято> - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, рассмотрев дело № 38/10/14-ЕМ по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Псков» (место нахождения: г. Псков, ул. Рабочая, д. 5) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

26.12.2013 <изъято> обратился в ОАО «Газпром газораспределение Псков» с заявлением о выдаче технических условий на присоединение проектируемого индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном в д. Жидилов Бор Псковского района Псковской области, КН 60:18:0050701:152  к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района».

04.03.2014 ОАО «Газпром газораспределение Псков» выдало <изъято>. технические условия № ЮШ-23/814 на присоединение к подземному газопроводу высокого давления к котельной психбольницы в д. Богданово.

В связи с наличием в действиях ОАО «Газпром газораспределение Псков» (далее – Ответчик, Общество), выразившихся в уклонении от рассмотрения заявления гражданина <изъято> от 26.12.2013 вх. № 3790 на выдачу технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района» и выдаче взамен этого технических условий от 04.03.2014 № ЮШ-23/814 на присоединение к подземному газопроводу высокого давления к котельной психбольницы в д. Богданово, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «Газпром газораспределение Псков» было выдано предупреждение от 14.05.2014 исх. № 2157/ЕА.

Признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» были обнаружены комиссией Псковского УФАС России в ходе рассмотрения дела № 23/10/14-ЕМ о нарушении антимонопольного законодательства согласно Определению об отложении рассмотрения дела № 23/10/14-ЕМ от 12.05.2014.

ОАО «Газпром газораспределение Псков» было предупреждено о необходимости прекращения указанных действий путем рассмотрения заявления <изъято>. вх. № 3790 от 26.12.2013 о выдаче технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района» с учетом норм пунктов 13 и 14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, в срок до 02 июня 2014 года.

Письмом от 03.06.2014 исх. № ЮШ-22/2243 Общество просило продлить срок выполнения предупреждения.

Письмом от 04.06.2014 № 2422/ОВ срок выполнения предупреждения был продлен до 18.06.2014.

18.06.2014 от ОАО «Газпром газораспределение Псков» получен ответ на предупреждение исх. № 22/2415, согласно которому Общество предупреждение не исполнило, а совершило следующие действия:

 После получения предупреждения 02.06.2014 исх. № ЮШ-22/2238 ОАО «Газпром газораспределение Псков» направило в адрес ОАО «Газпром газораспределение», как владельца газопровода высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района», обращение о согласовании проекта технических условий. ОАО «Газпром газораспределение» в письме от 09.06.2014 № ВС-17-5/9164 сообщило, что согласование с ним не требуется. При этом указало, что <изъято> необходимо подготовить ответ в соответствии с пунктами 13-14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314), в котором проинформировать о возможности его обращения о заключении договора о подключении и о том, что плата за подключение будет установлена по стандартизированным ставкам или по индивидуальному проекту при отсутствии таких ставок. При условии заключения договора о технологическом подключении технические условия будут выданы заявителю с точкой подключения на границе его земельного участка. Ориентировочная стоимость затрат на создание сети газораспределения должна быть указана по объекту аналогу.

В соответствии с вышеуказанным письмом ОАО «Газпром газораспределение Псков» направило в адрес <изъято>  письмо от 17.06.2014 № ЮШ-22/2390, которым со ссылками на пункты 4, 63 Правил № 1314 предложило ему направить в адрес Общества обращение о заключении договора о подключении по индивидуальному проекту. При этом условии при заключении договора о подключении будут выданы технические условия с точкой подключения на границе земельного участка заявителя. Также в письме указана ориентировочная стоимость затрат на создание сети газораспределения до границ участка <изъято> в размере 8 000 000 руб.

19.06.2014 поступило письмо от <изъято>  (вх. № 2097), в котором он указывает, что данный ответ не соответствует пунктам 13, 14 Правил № 1314.

В связи с неисполнением предупреждения было возбуждено настоящее дело.

В письменных пояснениях от 06.08.2014 № ЮШ-22/3100 и на заседании комиссии Ответчик не признал наличие нарушения антимонопольного законодательства.

Заинтересованное лицо просило рассмотреть дело в его отсутствие (вх. № 3603 от 13.08.2014), по мотивам, изложены в письме от 19.06.2014 вх. № 2097 считает, что действия Ответчика не соответствуют пунктам 13 и 14 Правил № 1314.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию Ответчика, Заинтересованного лица приходит к следующим выводам:

Согласно статье 2 Федерального закона 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 данных Правил под газотранспортной системой понимается система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях, под газораспределительной организацией - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Пунктом 15 указанных Правил установлено, что технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются газораспределительной организацией.

ОАО «Газпром газораспределение Псков» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%..., по виду деятельности распределение газообразного топлива в границах Псковской области (Приказ Псковского УФАС России от 04.06.2007 № 43).

Деятельность по транспортировке газа по трубопроводам относится к естественно-монопольным видам деятельности согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Следовательно, Ответчик как газораспределительная организация оказывает услуги по присоединению к газораспределительной системе, в том числе по выдаче технических условий на присоединение к данной системе, которые являются составной частью услуг по транспортировке газа, отнесенных к сфере деятельности естественных монополий.

Соответственно, при оказании услуг по присоединению к газораспределительной системе, в том числе по выдаче технических условий на присоединение к данной системе, общество обязано соблюдать положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и не совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно п. 13 Правил № 1314 газораспределительная организация в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязана определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

Согласно п. 14 Правил № 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Таким образом, Правила № 1314 предусматривают два варианта ответа при поступлении заявления о выдаче технических условий. Возможность направления заявителю письма с предложением направить иное заявление, указанные Правила не содержат.

Кроме того, согласно п. 4 Правил № 1314 в случаях, когда максимальный часовой расход газа не превышает 300 куб. метров, заявители имеют право направить обращение к исполнителю о заключении договора о подключении без предварительной выдачи технических условий. При этом данная норма не говорит об обязанности заявителя направить именно такое обращение и не исключает права заявителя на подачу заявки на выдачу технических условий в общем порядке.

Следует учитывать, что заявление о выдаче технических условий подано <изъято>  26.12.2013, то есть в период действия Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (действовали до 28.02.2014), которые не предусматривали указанное право заявителей.

Таким образом, направление ОАО «Газпром газораспределение Псков» письма от 17.06.2014 № ЮШ-22/2390 в адрес <изъято> не может служить доказательством  надлежащего рассмотрения его заявления о выдаче технических условий от 26.12.2013 вх. № 3790, что является нарушением пунктов 13 и 14 Правил № 1314.

Довод Ответчика о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность выбора точки подключения лицом, которому выдаются технические условия, не принимается Комиссией в связи с нижеследующим:

Согласно п. 2 Правил № 1314 точка подключения - место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства. В то время как газопровод - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа, а сеть газораспределения - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий) (п. 7  Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870).

Таким образом, точка подключения это конкретное место на газопроводе, в котором происходит соединение сети газораспределения с сетью газопотребления заявителя. Сам газопровод, указанный <изъято> в заявлении на выдачу технических условий, не является выбором точки подключения. При этом Правила № 1314 не содержат запрета на указание в заявке на выдачу технических условий конкретного газопровода, к которому заявитель желает присоединиться.

Доводы Ответчика о том, что при проектировании газопровода высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района» не предусматривалось подключение к нему жилых домов д. Жидилов Бор, а также ссылка на отсутствие схемы газификации данного населенного пункта, разработанной Администрацией Псковского района, не влияют на обязанность газораспределительной организации соблюдать порядок рассмотрения заявок на выдачу технических условий, предусмотренный пунктами 13 и 14 Правил № 1314.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Пунктом 4 Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Действиями ОАО «Газпром газораспределение Псков» по уклонению от рассмотрения заявления гражданина <изъято> от 26.12.2013 вх. № 3790 на выдачу технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района», ущемляются права и законные интересы <изъято>.

Рассматриваемые действия газораспределительной организации, публично осуществляющей присоединение к сетям газораспределения, препятствуют гарантированному частью 1 статьи 8 Конституции РФ свободному перемещению товара -  газа для потребителей,  обеспечение которого является одной из целей Закона о защите конкуренции.

Таким образом, <изъято> ставятся необоснованные условия реализации им своих прав как потребителя газа.

Кроме того, если бы <изъято> был выдан мотивированный отказ в выдаче технических условий (при наличии соответствующих оснований), то он имел бы право на обращение в органы исполнительной власти в соответствии с пунктами 16, 17 Правил № 1314, а также в ФАС России согласно п. 26 указанных Правил. Отсутствие мотивированного отказа лишает Заявителя права на дальнейшие действия.

Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Газпром газораспределение Псков» нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Газпром газораспределение Псков» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем уклонения от рассмотрения заявления гражданина <изъято>  от 26.12.2013 вх. № 3790 на выдачу технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района», что противоречит пунктам 13 и  14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 .

 2. Выдать ОАО «Газпром газораспределение Псков» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

         

 

Председатель Комиссии:                                                                     <изъято>

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                 

                                                                                                             <изъято>

 

                                                                                                            <изъято>

 

   <изъято>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

                                                 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 38/10/14-ЕМ

                        

21 августа 2014 г.                                                                                                                                                                                                                        г. Псков

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: <изъято> - заместителя руководителя  управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

членов Комиссии: <изъято> - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России; <изъято> - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <изъято> - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего решения от 21 августа 2014 года по делу № 38/10/14-ЕМ о нарушении открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Псков» (место нахождения: г. Псков, ул. Рабочая, д. 5) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Открытому акционерному обществу «Газпром газораспределение Псков»  в срок до 19 сентября 2014 года прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления гражданина <изъято> от 26.12.2013 вх. № 3790 на выдачу технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района», что противоречит пунктам 13 и 14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, а именно:

- рассмотреть заявление <изъято> вх. № 3790 от 26.12.2013 о выдаче технических условий на присоединение к межпоселковому газопроводу высокого давления «ГРС Победа - с. Середка с отводами на д. Ершово, д. Верхолино Псковского района» с учетом норм пунктов 13 и 14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314.

 

  • О выполнении настоящего Предписания сообщить в Псковское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение  к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                     <изъято>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                 

                                                                                                             <изъято>

 

                                                                                                             <изъято>

 

                                                                                                             <изъято>

                                                

 

 

           

         

         

         

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 38/10/14-ЕМ [format] => [safe_value] => № 38/10/14-ЕМ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-22 05:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-21 05:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1408686242 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Псковское УФАС России )