Решение и предписание по делу №41/15/14 - АМ

Номер дела: №41/15/14 - АМ
Дата публикации: 5 сентября 2014, 14:13

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 41/15/14 - АМ

 

04 сентября 2014 года                                                                                             г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 04 сентября 2014 года.

   Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – Руководителя Псковского УФАС России,

членов Комиссии:

начальника отдела  контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России главного специалиста – эксперта отдела  контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;

при участии представителя ответчика – Собрания депутатов Дновского района,

 рассмотрев дело № 41/15/14-АМ по признакам нарушения Собрания депутатов Дновского района Псковской области (местонахождение: 182670, Псковская область, г. Дно, ул. Карла Маркса, д. 16), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА :

В ходе проведения инспекцией Псковского УФАС России плановой выездной проверки соблюдения антимонопольного законодательства, в нормативно-правовом акте Собрания Депутатов Дновского района выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 8 главы 3 Положения «О порядке передачи имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования «Дновский район», утвержденного Решением Собрания депутатов Дновского района от 30.03.2009 года, не допускается передача муниципального имущества в безвозмездное пользование коммерческим организациям. 

В ходе рассмотрения дела представитель Собрания Депутатов Дновского района пояснил, что в случае, если требования, установленные в пункте 8 главы 3 Положения о порядке передачи имущества противоречат действующему законодательству, Собрание депутатов Дновского района готово внести изменения в вышеуказанное Положение о порядке передачи имущества.

Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения Комиссия установила:

  1.    В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

 В силу п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",  пункта 10 статьи 21 и статьи 35 Устава муниципального образования «Дновский район», к  полномочиям Собрания депутатов района относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Собранием депутатов Дновского района принято Решение от 30.03.2009 года «О Положении «О порядке передачи имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования «Дновский район» (далее – Положение о порядке передачи имущества).

Данное  Положение регулирует отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Дновский район».

Главой 3 Положения о порядке передачи имущества определен порядок заключения договоров, предусматривающих их переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества.

Пунктом 7 Положения о порядке передачи имущества определено, что муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование в случаях, когда пользователем (ссудополучателем) выступают следующие юридические лица:

7.1. федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный Банк РФ;

7.2. некоммерческие организации для использования муниципального имущества в некоммерческих целях.

Согласно пункту 8 главы 3 Положения о порядке передачи имущества, не допускается передача муниципального имущества в безвозмездное пользование коммерческим организациям. 

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, на основании федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом.

При этом состав лиц, которым может быть передано муниципальное имущество в безвозмездное пользование, федеральным законодательством не ограничен.  

Положением о порядке передачи имущества не предусмотрена передача муниципального имущества в безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам путем публичных процедур, при этом, согласно пункту 7 данного Положения ограничен перечень лиц, которым может быть передано муниципальное имущество, что является нарушением требований, установленных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что требования предусмотренные пунктами 7 и 8 Положения о порядке передачи имущества ограничивают перечень лиц, которым может быть передано муниципальное имущество, что противоречит действующему законодательству.

2. В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)

Данной нормой в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном  рынке. На основании пункта 4 данной статьи  товарный рынок - сфера обращения товара,  который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Потенциальные участники исследуемого рынка, а также иные хозяйствующие субъекты приобретают по установленной процедуре право безвозмездного пользования на муниципальное имущество. Данное обстоятельство порождает наличие между этими субъектами конкурентных отношений.

Проведение торгов и участие в них хозяйствующих субъектов свидетельствует о наличии конкуренции, поскольку именно на торгах обеспечивается соперничество (конкуренция).

Продуктовые границы, на которых субъекты, претендующие на  муниципальное имущество, являются конкурентами при прохождении процедуры торгов по приобретению права на муниципальное имущество, определены рынком услуг по сдаче в аренду (внаем) нежилого недвижимого имущества (код ОКПД – 70.20.12.000 «Общероссийского  классификатора продукции по видам экономической деятельности  «ОК 034-2007 (КПЕС 2002)».

В целях рассмотрения дела № 41/15/14 – АМ, географические границы товарного рынка услуг по передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, определены границами муниципального образования «Дновский район» на территории Псковской области, что обусловлено местоположением собственника данного товара – Администрации Дновского района Псковской области.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, могут входить хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовых форм, физические лица) при выполнении требований правовых актов, регламентирующих процедуру проведения аукционов по передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом определено в статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В соответствии с пунктом 1 статьи 51 вышеназванного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) учитывается следующее: если акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от  05.04.2011 г. № 14686/10  по делу А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения  либо устранения конкуренции.

Собранием депутатов Дновского района не приведено соответствующей нормы права, позволяющей ему, в нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите Статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не позволяет органам местного самоуправления, осуществляющим передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование, подобным образом ограничивать на территории муниципального образования количество потенциальных участников торгов при получении муниципального имущества в безвозмездное пользование и вмешиваться в конкурентную среду.

Таким образом, нормативно-правовой акт органа местного самоуправления - Решение Собрания депутатов Дновского района от 30.03.2009 года «О Положении «О порядке передачи имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования «Дновский район», устанавливающий передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения публичных процедур и ограничивающий состав лиц, которым может быть передано муниципальное имущество, нарушает положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России

                         РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях Собрания депутатов Дновского района   нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в том, что принятое Собранием депутатов Дновского района Решение от 30.03.2009 года «О Положении «О порядке передачи имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования «Дновский район» не предусматривает передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, посредством публичных процедур, что содержит признаки нарушения требований, установленных статьей 17.1 и нарушает требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Собранию депутатов Дновского района предписание о прекращении в срок до «17» октября 2014 года нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства нормативно-правового акта Собрания депутатов Дновского района.

 

       Председатель Комиссии                                                                    

 

                   Члены Комиссии                                                                    

                                                                                                   

                                                                                                             

stdClass Object ( [vid] => 7222 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу №41/15/14 - АМ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7221 [type] => solution [language] => ru [created] => 1409912426 [changed] => 1409912426 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1409912426 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 41/15/14 - АМ

 

04 сентября 2014 года                                                                                             г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 04 сентября 2014 года.

   Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – Руководителя Псковского УФАС России,

членов Комиссии:

начальника отдела  контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России главного специалиста – эксперта отдела  контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;

при участии представителя ответчика – Собрания депутатов Дновского района,

 рассмотрев дело № 41/15/14-АМ по признакам нарушения Собрания депутатов Дновского района Псковской области (местонахождение: 182670, Псковская область, г. Дно, ул. Карла Маркса, д. 16), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА :

В ходе проведения инспекцией Псковского УФАС России плановой выездной проверки соблюдения антимонопольного законодательства, в нормативно-правовом акте Собрания Депутатов Дновского района выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 8 главы 3 Положения «О порядке передачи имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования «Дновский район», утвержденного Решением Собрания депутатов Дновского района от 30.03.2009 года, не допускается передача муниципального имущества в безвозмездное пользование коммерческим организациям. 

В ходе рассмотрения дела представитель Собрания Депутатов Дновского района пояснил, что в случае, если требования, установленные в пункте 8 главы 3 Положения о порядке передачи имущества противоречат действующему законодательству, Собрание депутатов Дновского района готово внести изменения в вышеуказанное Положение о порядке передачи имущества.

Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения Комиссия установила:

  1.    В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

 В силу п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",  пункта 10 статьи 21 и статьи 35 Устава муниципального образования «Дновский район», к  полномочиям Собрания депутатов района относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Собранием депутатов Дновского района принято Решение от 30.03.2009 года «О Положении «О порядке передачи имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования «Дновский район» (далее – Положение о порядке передачи имущества).

Данное  Положение регулирует отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Дновский район».

Главой 3 Положения о порядке передачи имущества определен порядок заключения договоров, предусматривающих их переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества.

Пунктом 7 Положения о порядке передачи имущества определено, что муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование в случаях, когда пользователем (ссудополучателем) выступают следующие юридические лица:

7.1. федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный Банк РФ;

7.2. некоммерческие организации для использования муниципального имущества в некоммерческих целях.

Согласно пункту 8 главы 3 Положения о порядке передачи имущества, не допускается передача муниципального имущества в безвозмездное пользование коммерческим организациям. 

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, на основании федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом.

При этом состав лиц, которым может быть передано муниципальное имущество в безвозмездное пользование, федеральным законодательством не ограничен.  

Положением о порядке передачи имущества не предусмотрена передача муниципального имущества в безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам путем публичных процедур, при этом, согласно пункту 7 данного Положения ограничен перечень лиц, которым может быть передано муниципальное имущество, что является нарушением требований, установленных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что требования предусмотренные пунктами 7 и 8 Положения о порядке передачи имущества ограничивают перечень лиц, которым может быть передано муниципальное имущество, что противоречит действующему законодательству.

2. В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)

Данной нормой в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном  рынке. На основании пункта 4 данной статьи  товарный рынок - сфера обращения товара,  который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Потенциальные участники исследуемого рынка, а также иные хозяйствующие субъекты приобретают по установленной процедуре право безвозмездного пользования на муниципальное имущество. Данное обстоятельство порождает наличие между этими субъектами конкурентных отношений.

Проведение торгов и участие в них хозяйствующих субъектов свидетельствует о наличии конкуренции, поскольку именно на торгах обеспечивается соперничество (конкуренция).

Продуктовые границы, на которых субъекты, претендующие на  муниципальное имущество, являются конкурентами при прохождении процедуры торгов по приобретению права на муниципальное имущество, определены рынком услуг по сдаче в аренду (внаем) нежилого недвижимого имущества (код ОКПД – 70.20.12.000 «Общероссийского  классификатора продукции по видам экономической деятельности  «ОК 034-2007 (КПЕС 2002)».

В целях рассмотрения дела № 41/15/14 – АМ, географические границы товарного рынка услуг по передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, определены границами муниципального образования «Дновский район» на территории Псковской области, что обусловлено местоположением собственника данного товара – Администрации Дновского района Псковской области.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, могут входить хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовых форм, физические лица) при выполнении требований правовых актов, регламентирующих процедуру проведения аукционов по передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом определено в статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В соответствии с пунктом 1 статьи 51 вышеназванного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) учитывается следующее: если акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от  05.04.2011 г. № 14686/10  по делу А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения  либо устранения конкуренции.

Собранием депутатов Дновского района не приведено соответствующей нормы права, позволяющей ему, в нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите Статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не позволяет органам местного самоуправления, осуществляющим передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование, подобным образом ограничивать на территории муниципального образования количество потенциальных участников торгов при получении муниципального имущества в безвозмездное пользование и вмешиваться в конкурентную среду.

Таким образом, нормативно-правовой акт органа местного самоуправления - Решение Собрания депутатов Дновского района от 30.03.2009 года «О Положении «О порядке передачи имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования «Дновский район», устанавливающий передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения публичных процедур и ограничивающий состав лиц, которым может быть передано муниципальное имущество, нарушает положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России

                         РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях Собрания депутатов Дновского района   нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в том, что принятое Собранием депутатов Дновского района Решение от 30.03.2009 года «О Положении «О порядке передачи имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования «Дновский район» не предусматривает передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, посредством публичных процедур, что содержит признаки нарушения требований, установленных статьей 17.1 и нарушает требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Собранию депутатов Дновского района предписание о прекращении в срок до «17» октября 2014 года нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства нормативно-правового акта Собрания депутатов Дновского района.

 

       Председатель Комиссии                                                                    

 

                   Члены Комиссии                                                                    

                                                                                                   

                                                                                                             

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 41/15/14 - АМ

 

04 сентября 2014 года                                                                                             г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 04 сентября 2014 года.

   Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – Руководителя Псковского УФАС России,

членов Комиссии:

начальника отдела  контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России главного специалиста – эксперта отдела  контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;

при участии представителя ответчика – Собрания депутатов Дновского района,

 рассмотрев дело № 41/15/14-АМ по признакам нарушения Собрания депутатов Дновского района Псковской области (местонахождение: 182670, Псковская область, г. Дно, ул. Карла Маркса, д. 16), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА :

В ходе проведения инспекцией Псковского УФАС России плановой выездной проверки соблюдения антимонопольного законодательства, в нормативно-правовом акте Собрания Депутатов Дновского района выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 8 главы 3 Положения «О порядке передачи имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования «Дновский район», утвержденного Решением Собрания депутатов Дновского района от 30.03.2009 года, не допускается передача муниципального имущества в безвозмездное пользование коммерческим организациям. 

В ходе рассмотрения дела представитель Собрания Депутатов Дновского района пояснил, что в случае, если требования, установленные в пункте 8 главы 3 Положения о порядке передачи имущества противоречат действующему законодательству, Собрание депутатов Дновского района готово внести изменения в вышеуказанное Положение о порядке передачи имущества.

Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения Комиссия установила:

  1.    В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

 В силу п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",  пункта 10 статьи 21 и статьи 35 Устава муниципального образования «Дновский район», к  полномочиям Собрания депутатов района относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Собранием депутатов Дновского района принято Решение от 30.03.2009 года «О Положении «О порядке передачи имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования «Дновский район» (далее – Положение о порядке передачи имущества).

Данное  Положение регулирует отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Дновский район».

Главой 3 Положения о порядке передачи имущества определен порядок заключения договоров, предусматривающих их переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества.

Пунктом 7 Положения о порядке передачи имущества определено, что муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование в случаях, когда пользователем (ссудополучателем) выступают следующие юридические лица:

7.1. федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный Банк РФ;

7.2. некоммерческие организации для использования муниципального имущества в некоммерческих целях.

Согласно пункту 8 главы 3 Положения о порядке передачи имущества, не допускается передача муниципального имущества в безвозмездное пользование коммерческим организациям. 

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, на основании федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом.

При этом состав лиц, которым может быть передано муниципальное имущество в безвозмездное пользование, федеральным законодательством не ограничен.  

Положением о порядке передачи имущества не предусмотрена передача муниципального имущества в безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам путем публичных процедур, при этом, согласно пункту 7 данного Положения ограничен перечень лиц, которым может быть передано муниципальное имущество, что является нарушением требований, установленных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что требования предусмотренные пунктами 7 и 8 Положения о порядке передачи имущества ограничивают перечень лиц, которым может быть передано муниципальное имущество, что противоречит действующему законодательству.

2. В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)

Данной нормой в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном  рынке. На основании пункта 4 данной статьи  товарный рынок - сфера обращения товара,  который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Потенциальные участники исследуемого рынка, а также иные хозяйствующие субъекты приобретают по установленной процедуре право безвозмездного пользования на муниципальное имущество. Данное обстоятельство порождает наличие между этими субъектами конкурентных отношений.

Проведение торгов и участие в них хозяйствующих субъектов свидетельствует о наличии конкуренции, поскольку именно на торгах обеспечивается соперничество (конкуренция).

Продуктовые границы, на которых субъекты, претендующие на  муниципальное имущество, являются конкурентами при прохождении процедуры торгов по приобретению права на муниципальное имущество, определены рынком услуг по сдаче в аренду (внаем) нежилого недвижимого имущества (код ОКПД – 70.20.12.000 «Общероссийского  классификатора продукции по видам экономической деятельности  «ОК 034-2007 (КПЕС 2002)».

В целях рассмотрения дела № 41/15/14 – АМ, географические границы товарного рынка услуг по передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, определены границами муниципального образования «Дновский район» на территории Псковской области, что обусловлено местоположением собственника данного товара – Администрации Дновского района Псковской области.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, могут входить хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовых форм, физические лица) при выполнении требований правовых актов, регламентирующих процедуру проведения аукционов по передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом определено в статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В соответствии с пунктом 1 статьи 51 вышеназванного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) учитывается следующее: если акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от  05.04.2011 г. № 14686/10  по делу А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения  либо устранения конкуренции.

Собранием депутатов Дновского района не приведено соответствующей нормы права, позволяющей ему, в нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите Статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не позволяет органам местного самоуправления, осуществляющим передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование, подобным образом ограничивать на территории муниципального образования количество потенциальных участников торгов при получении муниципального имущества в безвозмездное пользование и вмешиваться в конкурентную среду.

Таким образом, нормативно-правовой акт органа местного самоуправления - Решение Собрания депутатов Дновского района от 30.03.2009 года «О Положении «О порядке передачи имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования «Дновский район», устанавливающий передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения публичных процедур и ограничивающий состав лиц, которым может быть передано муниципальное имущество, нарушает положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России

                         РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях Собрания депутатов Дновского района   нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в том, что принятое Собранием депутатов Дновского района Решение от 30.03.2009 года «О Положении «О порядке передачи имущества по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования «Дновский район» не предусматривает передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, посредством публичных процедур, что содержит признаки нарушения требований, установленных статьей 17.1 и нарушает требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Собранию депутатов Дновского района предписание о прекращении в срок до «17» октября 2014 года нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства нормативно-правового акта Собрания депутатов Дновского района.

 

       Председатель Комиссии                                                                    

 

                   Члены Комиссии                                                                    

                                                                                                   

                                                                                                             

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №41/15/14 - АМ [format] => [safe_value] => №41/15/14 - АМ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-05 10:13:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-04 10:13:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1409912426 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Псковское УФАС России )