РЕШЕНИЕ по делу № 45/10/14-ЕМ

Номер дела: № 45/10/14-ЕМ
Дата публикации: 13 октября 2014, 17:07

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 45/10/14-ЕМ

г. Псков                                                                                                                                                                                                                                                                           09 октября 2014г.                                                                                                              

Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 09 октября 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: <…> – заместителя руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

членов Комиссии: <…>- заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <…>- ведущего специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <…>- ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 45/10/14-ЕМ по признакам нарушения Муниципальным предприятием «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» (Псковская область, г. Печоры, ул. Рижская, д. 12) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (вх. № 267 от 30.07.2014) по признакам нарушения антимонопольного законодательства со стороны Муниципального предприятия «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» при прекращении 28.07.2014 водоснабжения объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» и приостановлении исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии.

В письменных пояснениях от 12.08.2014 № 628 и на заседаниях комиссии Муниципальное предприятие «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» (далее – Ответчик, МП «Печорские тепловые сети») не признало наличие нарушения антимонопольного законодательства по мотивам, изложенным в указанных документах, имеющихся в материалах дела.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позиции сторон, приходит к следующим выводам.

  1. МП «Печорские тепловые сети» осуществляет деятельность по холодному водоснабжению и внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%..., по данному виду деятельности в границах Печорского района (Приказ Псковского УФАС России от 14.03.2006 № 8).

Так же Ответчик осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии. Приказами Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 06.11.2012 № 42-т и от 19.11.2013 № 66-т утверждены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям предприятия на 2013 и 2014 годы соответственно (для ООО «Псковрегионтеплоэнерго»).

Виды деятельности по передаче тепловой энергии и по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры  относятся к естественно-монопольным согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, Ответчик занимает доминирующее положение на рынках услуг водоснабжения и передачи тепловой энергии и на него распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Псковрегионтеплоэнерго» оказывает услуги по горячему водоснабжению потребителей г. Печоры (приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетик от 05.12.2013 № 85-в утверждены тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) с использованием закрытых систем горячего водоснабжения для ООО «Псковрегионтеплоэнерго» на 2014 год от котельных №№10,11,12,13 г. Печоры).

Между Заявителем и Ответчиком заключен договор ресурсоснабжения (на отпуск воды и прием сточных вод) № 142 от 01.01.2012 (далее – Договор № 142), согласно которому МП «Печорские тепловые сети» отпускает воду для технологических нужд блочно-модульных котельных, принадлежащих ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (БМК 10, 11, 12, 13), в качестве исходной воды для нагрева через теплообменное оборудование ЦТП 6, 7, 8, 9, 10 (принадлежат МП «Печорские тепловые сети» на праве хозяйственного ведения).

Процесс горячего водоснабжения потребителей ООО «Псковрегионтеплоэнерго» происходит следующим образом: теплоноситель на БМК, принадлежащих Заявителю, нагревается и подается в магистральные тепловые сети до ЦТП, принадлежащих Ответчику, где с помощью теплообменного оборудования происходит процесс нагрева холодной воды до определенной температуры. Далее теплоноситель возвращается обратно на БМК, а горячая вода, нагретая на ЦТП, по сетям горячего водоснабжения поступает потребителям.

Для этого между «Псковрегионтеплоэнерго» и МП «Печорские тепловые сети» заключен договор № Т-1 оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 31.12.2011 (далее – Договор № Т-1), согласно которому  последнее обязалось оказывать услуги по передаче тепловой энергии потребителям ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (список потребителей приведен в приложении № 5 к договору № Т-1) через принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения тепловые сети и устройства.

В связи с образовавшейся, по мнению Ответчика, задолженностью по договорам № 142 (289 321, 41 руб. с января 2014 года) и № Т-1 (4 999 442, 86 руб. с 15.09.2013 по 22.07.2014) МП «Печорские тепловые сети» направило 23.07.2014 в адрес заявителя уведомление от 22.07.2014 № 510 о временном прекращении водоснабжения объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» и прекращении передачи тепловой энергии, теплоносителя с 10.00 28.07.2014. Повторно уведомление было направлено 28.07.2014 (исх. № 542). В повторном уведомлении время прекращения водоснабжения  и передачи тепловой энергии изменено на 13.00 28.07.2014.

Прекращение водоснабжения по ЦТП №№ 6, 7, 8, 9 и передачи тепловой энергии осуществлено 28.07.2014 в 13.00 и возобновлено только 27.08.2014, после возбуждения данного дела.

В результате указанных действий Ответчика согласно данным ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (Приложение к письму от 14.08.2014 № 1217) прекращено горячее водоснабжение потребителей последнего, в том числе: 68 учреждений и организаций (в том числе школы и детские сады), 20 домов частного жилого фонда, 19 многоквартирных дома.

  1. Пункт 10 статьи 15 Федерального закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, и должны содержать в том числе существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии и  порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Согласно статье 2 указанного закона теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее Правила организации теплоснабжения), теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в следующих случаях (за исключением случаев теплоснабжения граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями):

возникновение у теплоснабжающей организации задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, соответствующей 1 периоду платежа, установленному договором. Если потребителем услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является единая теплоснабжающая организация, расчет задолженности производится за вычетом задолженности теплосетевой организации по оплате тепловой энергии для компенсации потерь тепловой энергии, теплоносителя перед данной единой теплоснабжающей организацией;

приостановление исполнения обязательств по договорам теплоснабжения, а также расторжение указанных договоров - при наличии соответствующего уведомления от теплоснабжающей организации (в письменной форме с приложением подтверждающих документов);

подключение потребителем тепловой энергии к тепловым сетям теплопотребляющих установок, не соответствующих условиям договора;

нарушение порядка подключения к системам теплоснабжения;

иные случаи, установленные пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в качестве оснований для введения ограничения режима потребления тепловой энергии.

Согласно п. 72 Правил организации теплоснабжения приостановление оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя вводится путем ограничения потребления тепловой энергии в отношении потребителей, в интересах которых заключен договор на передачу тепловой энергии, теплоносителя и которые имеют не урегулированную соглашением сторон задолженность по договорам с теплоснабжающей организацией. Информация об указанных потребителях передается теплоснабжающей организацией теплосетевой организации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса от теплосетевой организации.

Согласно Приложению № 5 к договору № Т-1 и данным реестров договоров с потребителями, представленных ООО «Псковрегионтеплоэнерго» с письмом от 14.08.2014 № 1217, потребителями ООО «Псковрегионтеплоэнерго», отключенными в результате действий МП «Печорские тепловые сети» от горячего водоснабжения, являются, в том числе граждане-потребители, а также лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами (ТСЖ, частный жилой фонд, УК ООО «Благоустройство плюс»).

Правила организации теплоснабжения не предусматривают возможность приостановления исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в случае наличия данных потребителей.

Кроме того,  по другим потребителям (юридическим лицам и ИП) Ответчиком не соблюдены положения пункта 72 Правил организации теплоснабжения: запросы в ООО «Псковрегионтеплоэнерго» по потребителям, в интересах которых заключен договор на передачу тепловой энергии, теплоносителя и которые имеют не урегулированную соглашением сторон задолженность по договорам с теплоснабжающей организацией, не направлялись.

Таким образом, МП «Печорские тепловые сети» приостановило исполнение обязательств по договору № Т-1 в нарушение пунктов 70 и 72 Правил организации теплоснабжения.

Доводы Ответчика о том, что прекращение передачи тепловой энергии вызвано большим объемом задолженности Заявителя по договору № Т-1, что не позволяет предприятию исполнять свои обязательства перед кредиторами, в том числе за газ и электроэнергию, в целях недопущения срыва отопительного сезона не могут быть приняты во внимание, так как при наличии задолженности контрагента по договору он имеет право обратиться за судебной защитой своих прав. Данные обстоятельства согласно указанным пунктам Правил организации теплоснабжения в любом случае не могут являться основанием для приостановления исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя при теплоснабжении граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями.

3. Согласно п. 8 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Согласно п. 4.2 Договора № 142 расчетным периодом является месяц.

Задолженность по Договору № 142 в размере 289 321, 41 руб., на которую МП «Печорские тепловые сети» ссылается в уведомлении о временном прекращении водоснабжения от 28.07.2014 № 542,  согласно Акту № 00000905 от 30.06.2014 является стоимостью услуг водоснабжения и водоотведения за июнь 2014 года, то есть за один расчетный месяц. На заседании Комиссии Ответчик также признал отсутствие задолженности за два периода. Таким образом, у предприятия отсутствовали правовые основания для введения временного ограничения водоснабжения ООО «Псковрегионтеплоэнерго».

При этом доводы Ответчика о том, что он не прекращал водоснабжение объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, а именно:

Согласно пункту 2.1 договора № 142 МП «Печорские тепловые сети» отпускает хозяйственно-питьевую воду Заявителю как для технологических нужд котельных, так и в качестве исходной воды для нагрева через теплообменное оборудование ЦТП, принадлежащих Ответчику. Заявитель оплачивает воду, израсходованную как на технологические нужды котельных (по приборам учета, установленным на котельных – приложение № 1 к договору № 142), так и Согласно п. 3.1 и Приложению № 1 к указанному договору исходную воду для нагрева через теплообменное оборудование (на нужды горячего водоснабжения) по показаниям водомеров, находящихся на ЦТП Ответчика.

Согласно Актам МП «Печорские тепловые сети» о количестве расхода хоз. питьевой воды на горячее водоснабжение населения и прочих потребителей г. Печоры за июль 2014 года от 31.07.2014 и за август 2014 года от 01.09.2014 установлено: на ЦТП № 7 за август месяц использовано 0 м3 воды, на ЦТП № 8 за август месяц использовано 0 м3 воды, на ЦТП № 9 использовано 43 м3 воды (19% от объема июля), на ЦТП № 6 использовано 29 м3 воды (12 % от объема июля).

Таким образом, холодная вода для нагрева согласно приборам учета на указанные ЦТП не подавалась.

4. В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, признается злоупотреблением доминирующим положением экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 от 30.06.2008 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МП «Печорские тепловые сети»  нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Прекращение водоснабжения и передачи тепловой энергии Ответчиком привело к невозможности исполнения Заявителем своих обязательств по договорам теплоснабжения, заключенным с потребителями г. Печоры, к ущемлению интересов потребителей горячего водоснабжения, в том числе населения и других потребителей своевременно оплачивающих услугу горячего водоснабжения.

В материалы дела представлены служебные записки начальника производственного участка г. Печоры  ООО «Псковрегионтеплоэнерго» от 30.07.2014 и от 31.07.2014 о поступлении жалоб от потребителей на отсутствие горячей воды.

Данные действия были совершены Ответчиком в нарушение допустимых пределов осуществления своих прав и привели к установлению необоснованных условий реализации ООО «Псковрегионтеплоэнерго» прав как потребителя услуг водоснабжения и услуг передачи тепловой энергии.  

При этом Ответчик не воспользовался иными допустимыми в соответствии с законодательством способами защиты своих прав.

Комиссия учитывает, что на момент принятия решения нарушение антимонопольного законодательства устранено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:    

1. Признать МП «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного прекращения передачи тепловой энергии потребителям ООО «Псковрегионтеплоэнерго», в том числе в жилые дома, и необоснованного прекращения водоснабжения ООО «Псковрегионтеплоэнерго» с 28.07.2014 по 27.08.2014, что привело к ущемлению интересов потребителей услуг горячего водоснабжения.

2. Прекратить рассмотрение дела № 45/10/14-ЕМ в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. Предписание по делу № 45/10/14-ЕМ в отношении МП «Печорские тепловые сети» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                 <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                             <…>

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    <…>                                                                                                 

                                                                                                        <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7269 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 45/10/14-ЕМ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7268 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413205864 [changed] => 1413205864 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413205864 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 45/10/14-ЕМ

г. Псков                                                                                                                                                                                                                                                                           09 октября 2014г.                                                                                                              

Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 09 октября 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: <…> – заместителя руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

членов Комиссии: <…>- заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <…>- ведущего специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <…>- ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 45/10/14-ЕМ по признакам нарушения Муниципальным предприятием «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» (Псковская область, г. Печоры, ул. Рижская, д. 12) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (вх. № 267 от 30.07.2014) по признакам нарушения антимонопольного законодательства со стороны Муниципального предприятия «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» при прекращении 28.07.2014 водоснабжения объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» и приостановлении исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии.

В письменных пояснениях от 12.08.2014 № 628 и на заседаниях комиссии Муниципальное предприятие «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» (далее – Ответчик, МП «Печорские тепловые сети») не признало наличие нарушения антимонопольного законодательства по мотивам, изложенным в указанных документах, имеющихся в материалах дела.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позиции сторон, приходит к следующим выводам.

  1. МП «Печорские тепловые сети» осуществляет деятельность по холодному водоснабжению и внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%..., по данному виду деятельности в границах Печорского района (Приказ Псковского УФАС России от 14.03.2006 № 8).

Так же Ответчик осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии. Приказами Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 06.11.2012 № 42-т и от 19.11.2013 № 66-т утверждены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям предприятия на 2013 и 2014 годы соответственно (для ООО «Псковрегионтеплоэнерго»).

Виды деятельности по передаче тепловой энергии и по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры  относятся к естественно-монопольным согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, Ответчик занимает доминирующее положение на рынках услуг водоснабжения и передачи тепловой энергии и на него распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Псковрегионтеплоэнерго» оказывает услуги по горячему водоснабжению потребителей г. Печоры (приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетик от 05.12.2013 № 85-в утверждены тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) с использованием закрытых систем горячего водоснабжения для ООО «Псковрегионтеплоэнерго» на 2014 год от котельных №№10,11,12,13 г. Печоры).

Между Заявителем и Ответчиком заключен договор ресурсоснабжения (на отпуск воды и прием сточных вод) № 142 от 01.01.2012 (далее – Договор № 142), согласно которому МП «Печорские тепловые сети» отпускает воду для технологических нужд блочно-модульных котельных, принадлежащих ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (БМК 10, 11, 12, 13), в качестве исходной воды для нагрева через теплообменное оборудование ЦТП 6, 7, 8, 9, 10 (принадлежат МП «Печорские тепловые сети» на праве хозяйственного ведения).

Процесс горячего водоснабжения потребителей ООО «Псковрегионтеплоэнерго» происходит следующим образом: теплоноситель на БМК, принадлежащих Заявителю, нагревается и подается в магистральные тепловые сети до ЦТП, принадлежащих Ответчику, где с помощью теплообменного оборудования происходит процесс нагрева холодной воды до определенной температуры. Далее теплоноситель возвращается обратно на БМК, а горячая вода, нагретая на ЦТП, по сетям горячего водоснабжения поступает потребителям.

Для этого между «Псковрегионтеплоэнерго» и МП «Печорские тепловые сети» заключен договор № Т-1 оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 31.12.2011 (далее – Договор № Т-1), согласно которому  последнее обязалось оказывать услуги по передаче тепловой энергии потребителям ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (список потребителей приведен в приложении № 5 к договору № Т-1) через принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения тепловые сети и устройства.

В связи с образовавшейся, по мнению Ответчика, задолженностью по договорам № 142 (289 321, 41 руб. с января 2014 года) и № Т-1 (4 999 442, 86 руб. с 15.09.2013 по 22.07.2014) МП «Печорские тепловые сети» направило 23.07.2014 в адрес заявителя уведомление от 22.07.2014 № 510 о временном прекращении водоснабжения объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» и прекращении передачи тепловой энергии, теплоносителя с 10.00 28.07.2014. Повторно уведомление было направлено 28.07.2014 (исх. № 542). В повторном уведомлении время прекращения водоснабжения  и передачи тепловой энергии изменено на 13.00 28.07.2014.

Прекращение водоснабжения по ЦТП №№ 6, 7, 8, 9 и передачи тепловой энергии осуществлено 28.07.2014 в 13.00 и возобновлено только 27.08.2014, после возбуждения данного дела.

В результате указанных действий Ответчика согласно данным ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (Приложение к письму от 14.08.2014 № 1217) прекращено горячее водоснабжение потребителей последнего, в том числе: 68 учреждений и организаций (в том числе школы и детские сады), 20 домов частного жилого фонда, 19 многоквартирных дома.

  1. Пункт 10 статьи 15 Федерального закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, и должны содержать в том числе существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии и  порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Согласно статье 2 указанного закона теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее Правила организации теплоснабжения), теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в следующих случаях (за исключением случаев теплоснабжения граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями):

возникновение у теплоснабжающей организации задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, соответствующей 1 периоду платежа, установленному договором. Если потребителем услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является единая теплоснабжающая организация, расчет задолженности производится за вычетом задолженности теплосетевой организации по оплате тепловой энергии для компенсации потерь тепловой энергии, теплоносителя перед данной единой теплоснабжающей организацией;

приостановление исполнения обязательств по договорам теплоснабжения, а также расторжение указанных договоров - при наличии соответствующего уведомления от теплоснабжающей организации (в письменной форме с приложением подтверждающих документов);

подключение потребителем тепловой энергии к тепловым сетям теплопотребляющих установок, не соответствующих условиям договора;

нарушение порядка подключения к системам теплоснабжения;

иные случаи, установленные пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в качестве оснований для введения ограничения режима потребления тепловой энергии.

Согласно п. 72 Правил организации теплоснабжения приостановление оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя вводится путем ограничения потребления тепловой энергии в отношении потребителей, в интересах которых заключен договор на передачу тепловой энергии, теплоносителя и которые имеют не урегулированную соглашением сторон задолженность по договорам с теплоснабжающей организацией. Информация об указанных потребителях передается теплоснабжающей организацией теплосетевой организации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса от теплосетевой организации.

Согласно Приложению № 5 к договору № Т-1 и данным реестров договоров с потребителями, представленных ООО «Псковрегионтеплоэнерго» с письмом от 14.08.2014 № 1217, потребителями ООО «Псковрегионтеплоэнерго», отключенными в результате действий МП «Печорские тепловые сети» от горячего водоснабжения, являются, в том числе граждане-потребители, а также лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами (ТСЖ, частный жилой фонд, УК ООО «Благоустройство плюс»).

Правила организации теплоснабжения не предусматривают возможность приостановления исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в случае наличия данных потребителей.

Кроме того,  по другим потребителям (юридическим лицам и ИП) Ответчиком не соблюдены положения пункта 72 Правил организации теплоснабжения: запросы в ООО «Псковрегионтеплоэнерго» по потребителям, в интересах которых заключен договор на передачу тепловой энергии, теплоносителя и которые имеют не урегулированную соглашением сторон задолженность по договорам с теплоснабжающей организацией, не направлялись.

Таким образом, МП «Печорские тепловые сети» приостановило исполнение обязательств по договору № Т-1 в нарушение пунктов 70 и 72 Правил организации теплоснабжения.

Доводы Ответчика о том, что прекращение передачи тепловой энергии вызвано большим объемом задолженности Заявителя по договору № Т-1, что не позволяет предприятию исполнять свои обязательства перед кредиторами, в том числе за газ и электроэнергию, в целях недопущения срыва отопительного сезона не могут быть приняты во внимание, так как при наличии задолженности контрагента по договору он имеет право обратиться за судебной защитой своих прав. Данные обстоятельства согласно указанным пунктам Правил организации теплоснабжения в любом случае не могут являться основанием для приостановления исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя при теплоснабжении граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями.

3. Согласно п. 8 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Согласно п. 4.2 Договора № 142 расчетным периодом является месяц.

Задолженность по Договору № 142 в размере 289 321, 41 руб., на которую МП «Печорские тепловые сети» ссылается в уведомлении о временном прекращении водоснабжения от 28.07.2014 № 542,  согласно Акту № 00000905 от 30.06.2014 является стоимостью услуг водоснабжения и водоотведения за июнь 2014 года, то есть за один расчетный месяц. На заседании Комиссии Ответчик также признал отсутствие задолженности за два периода. Таким образом, у предприятия отсутствовали правовые основания для введения временного ограничения водоснабжения ООО «Псковрегионтеплоэнерго».

При этом доводы Ответчика о том, что он не прекращал водоснабжение объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, а именно:

Согласно пункту 2.1 договора № 142 МП «Печорские тепловые сети» отпускает хозяйственно-питьевую воду Заявителю как для технологических нужд котельных, так и в качестве исходной воды для нагрева через теплообменное оборудование ЦТП, принадлежащих Ответчику. Заявитель оплачивает воду, израсходованную как на технологические нужды котельных (по приборам учета, установленным на котельных – приложение № 1 к договору № 142), так и Согласно п. 3.1 и Приложению № 1 к указанному договору исходную воду для нагрева через теплообменное оборудование (на нужды горячего водоснабжения) по показаниям водомеров, находящихся на ЦТП Ответчика.

Согласно Актам МП «Печорские тепловые сети» о количестве расхода хоз. питьевой воды на горячее водоснабжение населения и прочих потребителей г. Печоры за июль 2014 года от 31.07.2014 и за август 2014 года от 01.09.2014 установлено: на ЦТП № 7 за август месяц использовано 0 м3 воды, на ЦТП № 8 за август месяц использовано 0 м3 воды, на ЦТП № 9 использовано 43 м3 воды (19% от объема июля), на ЦТП № 6 использовано 29 м3 воды (12 % от объема июля).

Таким образом, холодная вода для нагрева согласно приборам учета на указанные ЦТП не подавалась.

4. В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, признается злоупотреблением доминирующим положением экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 от 30.06.2008 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МП «Печорские тепловые сети»  нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Прекращение водоснабжения и передачи тепловой энергии Ответчиком привело к невозможности исполнения Заявителем своих обязательств по договорам теплоснабжения, заключенным с потребителями г. Печоры, к ущемлению интересов потребителей горячего водоснабжения, в том числе населения и других потребителей своевременно оплачивающих услугу горячего водоснабжения.

В материалы дела представлены служебные записки начальника производственного участка г. Печоры  ООО «Псковрегионтеплоэнерго» от 30.07.2014 и от 31.07.2014 о поступлении жалоб от потребителей на отсутствие горячей воды.

Данные действия были совершены Ответчиком в нарушение допустимых пределов осуществления своих прав и привели к установлению необоснованных условий реализации ООО «Псковрегионтеплоэнерго» прав как потребителя услуг водоснабжения и услуг передачи тепловой энергии.  

При этом Ответчик не воспользовался иными допустимыми в соответствии с законодательством способами защиты своих прав.

Комиссия учитывает, что на момент принятия решения нарушение антимонопольного законодательства устранено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:    

1. Признать МП «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного прекращения передачи тепловой энергии потребителям ООО «Псковрегионтеплоэнерго», в том числе в жилые дома, и необоснованного прекращения водоснабжения ООО «Псковрегионтеплоэнерго» с 28.07.2014 по 27.08.2014, что привело к ущемлению интересов потребителей услуг горячего водоснабжения.

2. Прекратить рассмотрение дела № 45/10/14-ЕМ в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. Предписание по делу № 45/10/14-ЕМ в отношении МП «Печорские тепловые сети» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                 <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                             <…>

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    <…>                                                                                                 

                                                                                                        <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 45/10/14-ЕМ

г. Псков                                                                                                                                                                                                                                                                           09 октября 2014г.                                                                                                              

Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 09 октября 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: <…> – заместителя руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

членов Комиссии: <…>- заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <…>- ведущего специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <…>- ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 45/10/14-ЕМ по признакам нарушения Муниципальным предприятием «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» (Псковская область, г. Печоры, ул. Рижская, д. 12) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (вх. № 267 от 30.07.2014) по признакам нарушения антимонопольного законодательства со стороны Муниципального предприятия «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» при прекращении 28.07.2014 водоснабжения объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» и приостановлении исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии.

В письменных пояснениях от 12.08.2014 № 628 и на заседаниях комиссии Муниципальное предприятие «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» (далее – Ответчик, МП «Печорские тепловые сети») не признало наличие нарушения антимонопольного законодательства по мотивам, изложенным в указанных документах, имеющихся в материалах дела.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позиции сторон, приходит к следующим выводам.

  1. МП «Печорские тепловые сети» осуществляет деятельность по холодному водоснабжению и внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%..., по данному виду деятельности в границах Печорского района (Приказ Псковского УФАС России от 14.03.2006 № 8).

Так же Ответчик осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии. Приказами Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 06.11.2012 № 42-т и от 19.11.2013 № 66-т утверждены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям предприятия на 2013 и 2014 годы соответственно (для ООО «Псковрегионтеплоэнерго»).

Виды деятельности по передаче тепловой энергии и по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры  относятся к естественно-монопольным согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, Ответчик занимает доминирующее положение на рынках услуг водоснабжения и передачи тепловой энергии и на него распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Псковрегионтеплоэнерго» оказывает услуги по горячему водоснабжению потребителей г. Печоры (приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетик от 05.12.2013 № 85-в утверждены тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) с использованием закрытых систем горячего водоснабжения для ООО «Псковрегионтеплоэнерго» на 2014 год от котельных №№10,11,12,13 г. Печоры).

Между Заявителем и Ответчиком заключен договор ресурсоснабжения (на отпуск воды и прием сточных вод) № 142 от 01.01.2012 (далее – Договор № 142), согласно которому МП «Печорские тепловые сети» отпускает воду для технологических нужд блочно-модульных котельных, принадлежащих ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (БМК 10, 11, 12, 13), в качестве исходной воды для нагрева через теплообменное оборудование ЦТП 6, 7, 8, 9, 10 (принадлежат МП «Печорские тепловые сети» на праве хозяйственного ведения).

Процесс горячего водоснабжения потребителей ООО «Псковрегионтеплоэнерго» происходит следующим образом: теплоноситель на БМК, принадлежащих Заявителю, нагревается и подается в магистральные тепловые сети до ЦТП, принадлежащих Ответчику, где с помощью теплообменного оборудования происходит процесс нагрева холодной воды до определенной температуры. Далее теплоноситель возвращается обратно на БМК, а горячая вода, нагретая на ЦТП, по сетям горячего водоснабжения поступает потребителям.

Для этого между «Псковрегионтеплоэнерго» и МП «Печорские тепловые сети» заключен договор № Т-1 оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 31.12.2011 (далее – Договор № Т-1), согласно которому  последнее обязалось оказывать услуги по передаче тепловой энергии потребителям ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (список потребителей приведен в приложении № 5 к договору № Т-1) через принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения тепловые сети и устройства.

В связи с образовавшейся, по мнению Ответчика, задолженностью по договорам № 142 (289 321, 41 руб. с января 2014 года) и № Т-1 (4 999 442, 86 руб. с 15.09.2013 по 22.07.2014) МП «Печорские тепловые сети» направило 23.07.2014 в адрес заявителя уведомление от 22.07.2014 № 510 о временном прекращении водоснабжения объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» и прекращении передачи тепловой энергии, теплоносителя с 10.00 28.07.2014. Повторно уведомление было направлено 28.07.2014 (исх. № 542). В повторном уведомлении время прекращения водоснабжения  и передачи тепловой энергии изменено на 13.00 28.07.2014.

Прекращение водоснабжения по ЦТП №№ 6, 7, 8, 9 и передачи тепловой энергии осуществлено 28.07.2014 в 13.00 и возобновлено только 27.08.2014, после возбуждения данного дела.

В результате указанных действий Ответчика согласно данным ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (Приложение к письму от 14.08.2014 № 1217) прекращено горячее водоснабжение потребителей последнего, в том числе: 68 учреждений и организаций (в том числе школы и детские сады), 20 домов частного жилого фонда, 19 многоквартирных дома.

  1. Пункт 10 статьи 15 Федерального закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, и должны содержать в том числе существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии и  порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Согласно статье 2 указанного закона теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее Правила организации теплоснабжения), теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в следующих случаях (за исключением случаев теплоснабжения граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями):

возникновение у теплоснабжающей организации задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, соответствующей 1 периоду платежа, установленному договором. Если потребителем услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является единая теплоснабжающая организация, расчет задолженности производится за вычетом задолженности теплосетевой организации по оплате тепловой энергии для компенсации потерь тепловой энергии, теплоносителя перед данной единой теплоснабжающей организацией;

приостановление исполнения обязательств по договорам теплоснабжения, а также расторжение указанных договоров - при наличии соответствующего уведомления от теплоснабжающей организации (в письменной форме с приложением подтверждающих документов);

подключение потребителем тепловой энергии к тепловым сетям теплопотребляющих установок, не соответствующих условиям договора;

нарушение порядка подключения к системам теплоснабжения;

иные случаи, установленные пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в качестве оснований для введения ограничения режима потребления тепловой энергии.

Согласно п. 72 Правил организации теплоснабжения приостановление оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя вводится путем ограничения потребления тепловой энергии в отношении потребителей, в интересах которых заключен договор на передачу тепловой энергии, теплоносителя и которые имеют не урегулированную соглашением сторон задолженность по договорам с теплоснабжающей организацией. Информация об указанных потребителях передается теплоснабжающей организацией теплосетевой организации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса от теплосетевой организации.

Согласно Приложению № 5 к договору № Т-1 и данным реестров договоров с потребителями, представленных ООО «Псковрегионтеплоэнерго» с письмом от 14.08.2014 № 1217, потребителями ООО «Псковрегионтеплоэнерго», отключенными в результате действий МП «Печорские тепловые сети» от горячего водоснабжения, являются, в том числе граждане-потребители, а также лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами (ТСЖ, частный жилой фонд, УК ООО «Благоустройство плюс»).

Правила организации теплоснабжения не предусматривают возможность приостановления исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в случае наличия данных потребителей.

Кроме того,  по другим потребителям (юридическим лицам и ИП) Ответчиком не соблюдены положения пункта 72 Правил организации теплоснабжения: запросы в ООО «Псковрегионтеплоэнерго» по потребителям, в интересах которых заключен договор на передачу тепловой энергии, теплоносителя и которые имеют не урегулированную соглашением сторон задолженность по договорам с теплоснабжающей организацией, не направлялись.

Таким образом, МП «Печорские тепловые сети» приостановило исполнение обязательств по договору № Т-1 в нарушение пунктов 70 и 72 Правил организации теплоснабжения.

Доводы Ответчика о том, что прекращение передачи тепловой энергии вызвано большим объемом задолженности Заявителя по договору № Т-1, что не позволяет предприятию исполнять свои обязательства перед кредиторами, в том числе за газ и электроэнергию, в целях недопущения срыва отопительного сезона не могут быть приняты во внимание, так как при наличии задолженности контрагента по договору он имеет право обратиться за судебной защитой своих прав. Данные обстоятельства согласно указанным пунктам Правил организации теплоснабжения в любом случае не могут являться основанием для приостановления исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя при теплоснабжении граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями.

3. Согласно п. 8 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Согласно п. 4.2 Договора № 142 расчетным периодом является месяц.

Задолженность по Договору № 142 в размере 289 321, 41 руб., на которую МП «Печорские тепловые сети» ссылается в уведомлении о временном прекращении водоснабжения от 28.07.2014 № 542,  согласно Акту № 00000905 от 30.06.2014 является стоимостью услуг водоснабжения и водоотведения за июнь 2014 года, то есть за один расчетный месяц. На заседании Комиссии Ответчик также признал отсутствие задолженности за два периода. Таким образом, у предприятия отсутствовали правовые основания для введения временного ограничения водоснабжения ООО «Псковрегионтеплоэнерго».

При этом доводы Ответчика о том, что он не прекращал водоснабжение объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, а именно:

Согласно пункту 2.1 договора № 142 МП «Печорские тепловые сети» отпускает хозяйственно-питьевую воду Заявителю как для технологических нужд котельных, так и в качестве исходной воды для нагрева через теплообменное оборудование ЦТП, принадлежащих Ответчику. Заявитель оплачивает воду, израсходованную как на технологические нужды котельных (по приборам учета, установленным на котельных – приложение № 1 к договору № 142), так и Согласно п. 3.1 и Приложению № 1 к указанному договору исходную воду для нагрева через теплообменное оборудование (на нужды горячего водоснабжения) по показаниям водомеров, находящихся на ЦТП Ответчика.

Согласно Актам МП «Печорские тепловые сети» о количестве расхода хоз. питьевой воды на горячее водоснабжение населения и прочих потребителей г. Печоры за июль 2014 года от 31.07.2014 и за август 2014 года от 01.09.2014 установлено: на ЦТП № 7 за август месяц использовано 0 м3 воды, на ЦТП № 8 за август месяц использовано 0 м3 воды, на ЦТП № 9 использовано 43 м3 воды (19% от объема июля), на ЦТП № 6 использовано 29 м3 воды (12 % от объема июля).

Таким образом, холодная вода для нагрева согласно приборам учета на указанные ЦТП не подавалась.

4. В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, признается злоупотреблением доминирующим положением экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 от 30.06.2008 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МП «Печорские тепловые сети»  нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Прекращение водоснабжения и передачи тепловой энергии Ответчиком привело к невозможности исполнения Заявителем своих обязательств по договорам теплоснабжения, заключенным с потребителями г. Печоры, к ущемлению интересов потребителей горячего водоснабжения, в том числе населения и других потребителей своевременно оплачивающих услугу горячего водоснабжения.

В материалы дела представлены служебные записки начальника производственного участка г. Печоры  ООО «Псковрегионтеплоэнерго» от 30.07.2014 и от 31.07.2014 о поступлении жалоб от потребителей на отсутствие горячей воды.

Данные действия были совершены Ответчиком в нарушение допустимых пределов осуществления своих прав и привели к установлению необоснованных условий реализации ООО «Псковрегионтеплоэнерго» прав как потребителя услуг водоснабжения и услуг передачи тепловой энергии.  

При этом Ответчик не воспользовался иными допустимыми в соответствии с законодательством способами защиты своих прав.

Комиссия учитывает, что на момент принятия решения нарушение антимонопольного законодательства устранено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:    

1. Признать МП «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного прекращения передачи тепловой энергии потребителям ООО «Псковрегионтеплоэнерго», в том числе в жилые дома, и необоснованного прекращения водоснабжения ООО «Псковрегионтеплоэнерго» с 28.07.2014 по 27.08.2014, что привело к ущемлению интересов потребителей услуг горячего водоснабжения.

2. Прекратить рассмотрение дела № 45/10/14-ЕМ в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. Предписание по делу № 45/10/14-ЕМ в отношении МП «Печорские тепловые сети» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                 <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                             <…>

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    <…>                                                                                                 

                                                                                                        <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 5095/ЕА [format] => [safe_value] => 5095/ЕА ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 45/10/14-ЕМ [format] => [safe_value] => № 45/10/14-ЕМ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-13 13:07:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-09 13:07:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413205864 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Псковское УФАС России )