Анализ состояния конкуренции на розничном рынке автомобильного бензина за 2020 год

Сфера деятельности: ТЭК

Анализ состояния конкурентной среды

на розничных рынках автомобильных бензинов

 

  1. Общие положения.

 

       Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК), предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию на территории Псковской области.

Анализ рынка проводился в соответствии  с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС от 28.04.2010 № 220.

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Псковским УФАС России использовались:

– информация, полученная от хозяйствующих субъектов, занимавшихся с 01.01.2020 по 31.12.2020 розничной реализацией автомобильных бензинов на территории Псковской области;

–  иные источники информации.

 

  1. Временной интервал исследования.

 

Так как исследование носит ретроспективный характер, то целесообразно определить временной интервал исследования как период 01.01.2020 – 31.12.2020.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

Предварительное определение товара – автомобильные бензины.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности «ОК 029-2014», утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 47.30 «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются  4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 511866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкция по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее – ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

- низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80, (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);

- высокооктановые бензины – Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 – 88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

 

Автомобильные бензины

(ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5 – 88 по моторному методу, 91 – 98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

Исходя из специфики розничного потребления автомобильных бензинов (не взаимозаменяемость марки автомобильного бензина при потреблении  в сторону снижения октанового числа, так как использование моторного топлива с октановым числом ниже заявленного в техническом паспорте (инструкция по эксплуатации) автомобиля, ведет к несвоевременному сгоранию топлива, снижению мощности, износу двигателя и другим негативным последствиям для владельца транспортного средства) продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по маркам автомобильных бензинов.

Брендированные автомобильные бензины различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) в пределах одного ОЧ следует рассматривать как одну товарную группу.

Также в целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива. С учетом вышеизложенного автомобильные бензины и газовое топливо не могут быть признаны взаимозаменяемыми и должны быть отнесены к разным товарным рынкам.

 

        4.  Определение географических границ товарного рынка.

Автозаправочные станции прочно связаны с земельными участками, на которых они расположены, и перемещение реализуемых ими нефтепродуктов потребителям исключено. Данная специфика товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки автомобиля). С точки зрения экономической возможности (целесообразности) приобретения товара для розничного покупателя учитывается и то, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля требуется затратить определённое количество автомобильного топлива. При этом дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива, а значит денежных средств и времени, что также является существенным фактором, так как в большинстве случаев покупка товара владельцами автомобилей осуществляется на регулярной основе.

Таким образом, товарный рынок розничной реализации бензина автомобильного в связи с экономической целесообразностью его приобретения на определенной территории определен как локальный, и его географические границы определены границами Псковской области.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

 

Продавцами на розничном рынке реализации бензина автомобильного в Псковской области  являются хозяйствующие субъекты, имеющие в собственности, на праве аренды или в управлении стационарные автозаправочные станции.

Покупателями на рассматриваемом рынке являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины в единичном количестве преимущественно для личного использования.

Следует отметить, что главной особенностью расположения Псковской области является наличие границ с Эстонией, Латвией и Белоруссией,  Ленинградской, Новгородской, Тверской, Смоленской областями. Через Псковскую область проходят автомагистрали М9 («Балтия» (Ново-Рижское шоссе) Москва — Волоколамск) и М20 дорога федерального значения: Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель – граница с Республикой Беларусь, которая является частью европейского маршрута. Автодорога «Псков» отнесена к автомобильным дорогам федерального значения как соединяющая между собой административные центры субъектов России.

Следовательно, помимо владельцев ТС, зарегистрированных на территории Псковской области, к потребителям нефтепродуктов на розничном рынке следует относить владельцев транспортного средства из пограничных государств и владельцев субъектов России.

Согласно представленным сведениям, на территории Псковской области 7 хозяйствующих субъектов осуществляли деятельность на розничном рынке автомобильных бензинов:

 

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес

Принадлежность к группе лиц (независимый)

1

ООО Сбытовое объединение «Псковнефтепродукт»

180000, г. Псков, Октябрьский пр., д. 4

ПАО «Сургутнефтегаз»

2

АО «РН-Тверь»

170100, г. Тверь, ул. Вокзальная, д. 24

ПАО «НК «Роснефть»

3

ООО «Газпромнефть-Центр»

117246, г. Москва, Научный проезд, д. 17, эт. 12; почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, box 1283

ПАО «Газпром нефть»

4

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»

197022, г. Санкт-Петербург,

 Аптекарская наб., д. 3, лит. А.

ПАО «ЛУКОЙЛ»

5

ООО «Петербургская топливная компания»

195273, г. Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 125, корп. 3, строение 1

ПАО «НК «Роснефть»

6

ООО «Татнефть-АЗС-Северо-Запад»

196158, г. Санкт-Петербург,

 Пулковское шоссе, д. 32а

ПАО «Татнефть»

7

ООО «Сёркл Кей Россия»

191119, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, 69-71, литер А

Независимый

 

6.  Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Расчет общего объема за исследуемый период времени в продуктовых и географических границах рынка по предоставлению услуг розничной реализации автомобильных бензинов на территории Псковской области произведен на основании показателей объема продаж автомобильных бензинов в натуральном выражении (литр), представленных хозяйствующими субъектами, согласно приложению № 1.

В соответствии с п. 6.3 Методических указаний данные об объемах реализации автомобильных бензинов в тоннах были пересчитаны с учетом их плотности:

- АИ-80 – 715 кг/м3;

- АИ-92 – 735 кг/м3;

- АИ-95 – 750 кг/м3;

- АИ-98 – 765 кг/м3.

 

 

 

Исследование показало, что значительную долю на рынке услуг  розничной реализации автомобильных бензинов АИ-92 – 67,2%, АИ-95 – 50,8% и АИ-98 – 60,94% на территории Псковской области в исследуемый период занимает ООО Сбытовое объединение «Псковнефтепродукт».

7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

При расчете коэффициента рыночной концентрации на рынке розничной реализации автомобильных бензинов использовались данные по трем хозяйствующим субъектам, имеющим высокую долю на рынке розничной реализации автомобильных бензинов соответствующей товарной группы.

 

           На основании проведенных расчетов розничный рынок по всем видам автомобильных бензинов в Псковской области характеризуется высокой концентрацией.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок.

 

В ходе анализа были выявлены следующие барьеры входа на изучаемый товарный рынок:

1) экономические ограничения, в том числе:

–    сроки окупаемости капитальных вложений;

–    отсутствие эффективной политики малого предпринимательства;

– барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.

2) административные ограничения:

– определенные ограничения при получении земельных участков и строительстве АЗС для осуществления хозяйственной деятельности, связанные с соответствием ряду стандартов, в т.ч. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74), «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 № 25), «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)» (утв. Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229);

3) на розничном рынке нефтепродуктов существует такой барьер, как наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов: ПАО « Сургутнефтегаз», ПАО «Лукойл», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Татнефть»;

4) также имеет место сезонность спроса на нефтепродукты (так, в теплое время года спрос на нефтепродукты возрастает, а в холодное время года уменьшается), что приводит к потере прибыли в зимние месяцы года. Максимальный рост цен на нефтепродукты фиксируется в летние месяцы. Это связано с активизацией сельскохозяйственных работ, а также ростом интенсивности автомобильного движения. В 2020 году в целом спрос на топливо снизился в связи с пандемией коронавируса.

В силу перечисленных барьеров вход на рынок новых конкурентов затруднен, барьеры входа на рассматриваемый рынок являются частично преодолимыми.

Хозяйствующие субъекты через АЗС реализуют автомобильный бензин, который является горючим веществом, следовательно, АЗС относятся к категории опасных производственных объектов в понимании Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п. 1 Приложения 1 к указанному Федеральному закону).

В соответствии с п. 12. ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

Горючим жидкостям, находящимся на товарно-сырьевых складах и базах, в зависимости от их количества присвоены следующие классы опасности:

500 тыс. т и более – I класс опасности;

50–500 тыс. т – II класс опасности;

 1–50 тыс. т – III класс опасности;

менее 1 тыс. т –IV класс опасности.

Для стационарного хранения и дальнейшей реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на АЗС используются резервуары горизонтальные стальные (РГС). По сведениям, размещенным на сайтах производителей и поставщиков технологического оборудования, максимальная емкость РГС составляет 100 м3 или около 75 т. Учитывая данный факт, АЗС можно отнести к опасным производственным объектам IV класса опасности, эксплуатация которых не подлежит лицензированию. Поэтому условия лицензирования в данном случае административными ограничениями и барьерами входа на рынок не являются.

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

На основании проведённого анализа представляется возможным сделать следующие выводы:

1) По результатам анализа можно сделать вывод, что рассматриваемый рынок в Псковской области является в целом конкурентным.

Конкурентные локальные рынки на территории Псковской области сложились в очень не многих местах, где на небольшом участке располагается значительное количество АЗС, принадлежащих разным операторам, вследствие чего они вынуждены по-настоящему конкурировать между собой. Конкуренция эта ведется как по ценовым параметрам, так и неценовым факторам, то есть предложению дополнительных услуг, внедрению систем скидок. Такие конкурентные рынки сложились в районах пограничных переходов Псковской области: МАПП «Куничина гора», МАПП «Шумилкино», ППУ «Брунишево», ППУ «Лудонка», МАПП «Убылинка» и МАПП «Бурачки», ППУ «Бадаково», ППУ «Долосцы» и ППУ «Лобок»; на выезде из Великих Лук на трассу Москва-Рига. Также в Административном центре региона - городе Пскове наблюдается такая же ситуация.

2) На розничном рынке автомобильных бензинов доминирует один крупнейший хозяйствующий субъект, который является субъектом ВИНК – ПАО «Сургутнефтегаз». Доля хозяйствующего субъекта ООО Сбытовое объединение «Псковнефтепродукт» на рынке розничной реализации автомобильных бензинов всех видов составила 60,9 % и по количеству АЗС (60 АЗС из 105 АЗС) на территории Псковской области  - 57,1%.

 

 

Примечание. В аналитическом отчете не приводятся данные по отдельным хозяйствующим субъектам в связи с представлением ими информации с грифом «коммерческая тайна».