Анализ состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива за 2020 год

Сфера деятельности: ТЭК

Анализ состояния конкурентной среды

на розничном рынке дизельного топлива

 

  1. Общие положения.

 

       Целью проведения анализа конкуренции на розничном рынке дизельного топлива является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК), предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию на территории Псковской области.

Анализ рынка проводился в соответствии  с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС от 28.04.2010 № 220.

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Псковским УФАС России использовались:

– информация, полученная от хозяйствующих субъектов, занимавшихся с 01.01.2020 по 31.12.2020 розничной реализацией дизельного топлива на территории Псковской области;

–  иные источники информации.

 

  1. Временной интервал исследования.

 

Так как исследование носит ретроспективный характер, то целесообразно определить временной интервал исследования как период 01.01.2020 – 31.12.2020.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

Предварительное определение товара – дизельное топливо.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности «ОК 029-2014», утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 47.30 «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

 

        4.  Определение географических границ товарного рынка.

Автозаправочные станции прочно связаны с земельными участками, на которых они расположены, и перемещение реализуемых ими нефтепродуктов потребителям исключено. Данная специфика товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки транспортного средства). С точки зрения экономической возможности (целесообразности) приобретения товара для розничного покупателя учитывается и то, что на поездку до АЗС для заправки транспортного средства требуется затратить определённое количество топлива. При этом дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива, а значит денежных средств и времени, что также является существенным фактором, так как в большинстве случаев покупка товара владельцами транспортных средств осуществляется на регулярной основе.

Таким образом, товарный рынок розничной реализации дизельного топлива в связи с экономической целесообразностью его приобретения на определенной территории определен как локальный, и его географические границы определены границами Псковской области.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на рынке.

 

Продавцами на розничном рынке реализации дизельного топлива в Псковской области  являются хозяйствующие субъекты, имеющие в собственности, на праве аренды или в управлении стационарные автозаправочные станции.

Покупателями на рассматриваемом рынке являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо в единичном количестве преимущественно для личного использования.

  Следует отметить, что главной особенностью расположения Псковской области является наличие границ с Эстонией, Латвией и Белоруссией,  Ленинградской, Новгородской, Тверской, Смоленской областями. Через Псковскую область проходят автомагистрали М9 «Балтия» Ново-Рижское шоссе «Москва — Волоколамск» и  М20 дорога федерального значения «Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель – граница с Республикой Беларусь», которая является частью европейского маршрута. Автодорога «Псков» отнесена к автомобильным дорогам федерального значения как соединяющая между собой административные центры субъектов России.

 Следовательно, помимо владельцев ТС, зарегистрированных на территории Псковской области, к потребителям нефтепродуктов на розничном рынке следует относить владельцев транспортного средства из пограничных государств и владельцев субъектов России.

        На территории Псковской области 7 хозяйствующих субъектов осуществляли деятельность на розничном рынке дизельного топлива:

 

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес

Принадлежность к группе лиц (независимый)

1.

ООО Сбытовое объединение «Псковнефтепродукт»

180000, г. Псков, Октябрьский пр., д. 4

ПАО «Сургутнефтегаз»

2.

АО «РН-Тверь»

170100, г. Тверь, ул. Вокзальная, д. 24

ПАО «НК «Роснефть»

3.

ООО «Газпромнефть-Центр»

117246, г. Москва, Научный проезд, д. 17, эт. 12; почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург,  box 1283

ПАО «Газпром нефть»

4.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»

197022, г. Санкт-Петербург,

 Аптекарская наб., д. 3, лит. А.

ПАО «ЛУКОЙЛ»

5.

ООО «Петербургская топливная компания»

195273, г. Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 125, корп. 3, строение 1

ПАО «НК «Роснефть»

6.

ООО «Татнефть-АЗС-Северо-Запад»

196158, г. Санкт-Петербург,

 Пулковское шоссе, д. 32а

ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шанина

7.

ООО «Серкл Кей Россия»

191119, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, 69-71, литер А

Независимый

 

 

6.  Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Расчет общего объема за исследуемый период времени в продуктовых и географических границах рынка по предоставлению услуг розничной реализации дизельного топлива на территории Псковской области произведен на основании показателей объема продаж дизельного топлива в натуральном выражении (литр), представленных хозяйствующими субъектами, согласно приложению № 1.

В соответствии с п. 6.3 Методических указаний данные об объемах реализации дизельного топлива в тоннах были пересчитаны с учетом плотности 843 кг/м3

Исследование показало, что значительную долю на рынке услуг  розничной реализации дизельного топлива – 48,1 % на территории Псковской области  в указанный период занимает  ООО Сбытовое объединение «Псковнефтепродукт».

7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

При расчете коэффициента рыночной концентрации на рынке розничной реализации дизельного топлива использовались данные по трем хозяйствующим субъектам, имеющим высокую долю на рынке розничной реализации дизельного топлива:

На основании проведенных расчетов розничный рынок дизельного топлива в Псковской области характеризуется высокой концентрацией.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок.

В ходе анализа были выявлены следующие барьеры входа на изучаемый товарный рынок:

1) экономические ограничения, в том числе:

–    сроки окупаемости капитальных вложений;

–    отсутствие эффективной политики малого предпринимательства;

– барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок;

2) административные ограничения:

– определенные ограничения при получении земельных участков и строительстве АЗС для осуществления хозяйственной деятельности, связанные с соответствием ряду стандартов, в т.ч. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74), «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 № 25), «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)» (утв. Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229);

3) на розничном рынке нефтепродуктов существует такой барьер, как наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов: ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Лукойл», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Татнефть»;

4) также имеет место сезонность спроса на нефтепродукты (так, в теплое время года спрос на нефтепродукты возрастает, а в холодное время года уменьшается), что приводит к потере прибыли в зимние месяцы года. Максимальный рост цен на нефтепродукты фиксируется в летние месяцы. Это связано с активизацией сельскохозяйственных работ, а также ростом интенсивности автомобильного движения. В 2020 году в целом спрос на топливо снизился в связи с пандемией коронавируса.

В силу перечисленных барьеров вход на рынок новых конкурентов затруднен, барьеры входа на рассматриваемый рынок являются частично преодолимыми.

Хозяйствующие субъекты через АЗС реализуют автомобильный бензин и дизельное топливо, которые являются горючими веществами, следовательно, АЗС относятся к категории опасных производственных объектов в понимании Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п. 1 Приложения 1 к указанному Федеральному закону).

В соответствии с п. 12. ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

Горючим жидкостям, находящимися на товарно-сырьевых складах и базах, в зависимости от их количества присвоены следующие классы опасности:

500 тыс. т и более – I класс опасности;

50–500 тыс. т – II класс опасности;

 1–50 тыс. т – III класс опасности;

менее 1 тыс. т –IV класс опасности.

Для стационарного хранения и дальнейшей реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на АЗС используются резервуары горизонтальные стальные (РГС). По сведениям, размещенным на сайтах производителей и поставщиков технологического оборудования, максимальная емкость РГС составляет 100 м3 или около 75 т. Учитывая данный факт, АЗС можно отнести к опасным производственным объектам IV класса опасности, эксплуатация которых не подлежит лицензированию. Поэтому условия лицензирования в данном случае административными ограничениями и барьерами входа на рынок не являются.

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

На основании проведенного анализа представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Рассматриваемый рынок в Псковской области является в целом конкурентным.

Конкурентные локальные рынки на территории Псковской области сложились в очень не многих местах, где на небольшом участке располагается значительное количество АЗС, принадлежащих разным операторам, вследствие чего они вынуждены по-настоящему конкурировать между собой. Конкуренция эта ведется как по ценовым параметрам, так и неценовым факторам, то есть предложению дополнительных услуг, внедрению систем скидок. Такие конкурентные рынки сложились в районах пограничных переходов Псковской области: МАПП «Куничина гора», МАПП «Шумилкино», ППУ «Брунишево», ППУ «Лудонка», МАПП «Убылинка» и МАПП «Бурачки», ППУ «Бадаково», ППУ «Долосцы» и ППУ «Лобок»; на выезде из Великих Лук на трассу Москва-Рига. Также в Административном центре региона - городе Пскове наблюдается такая же ситуация.

2. На розничном рынке дизельного топлива значительную долю занимает  один крупнейший хозяйствующий субъект, который является субъектом ВИНК ПАО «Сургутнефтегаз». Доля хозяйствующего субъекта ООО Сбытовое объединение «Псковнефтепродукт» на рынке розничной реализации дизельного топлива составила 48,1 % и по количеству АЗС (60 АЗС из 105 АЗС) на территории Псковской области – 57,1 %.

 

 

Примечание. В аналитическом отчете не приводятся данные по отдельным хозяйствующим субъектам в связи с представлением ими информации с грифом «коммерческая тайна».