Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли, осуществляемой розничными рынками и ярмарками, за период 2 полугодие 2014 года – 1 полугодие 2015 года

Аналитический отчет

 по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли, осуществляемой розничными рынками и ярмарками, за период 2 полугодие 2014 года – 1 полугодие 2015 года

 

1.     Общие положения

 

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли, осуществляемой розничными рынками и ярмарками, за период 2 полугодие 2014 и 1 полугодие 2015 года проведен на основании приказа ФАС России от 23.04.2015 № 290/15 «Об утверждении перечня товарных рынков для исследования территориальными управлениями Фас России» и в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

При анализе и оценке состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли в качестве исходной информации использовались сведения, представленные Государственным комитетом Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Псковской области.

2.     Временной интервал исследования товарного рынка

 

Временным интервал исследования рынка услуг розничной торговли,

осуществляемой розничными рынками и ярмарками, определен период 2 полугодие 2014 года и 1 полугодие 2015 года.

 

3.     Продуктовые границы товарного рынка

 

Продуктовыми границами товарного рынка является рынок услуг розничной торговли, осуществляемой розничными рынками и ярмарками:

- код 52.62 – розничная торговля в палатках и на рынках (ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред.1 (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001г. № 454-ст);

- код 47.8- торговля в нестационарных торговых объектов и на рынках. Эта группировка включает: розничную торговлю широким набором новых или бывших в употреблении товаров, обычно осуществляемую вдоль дорог или с разрешением в специально отведенных местах (киосках, палатках, автомагазинах, автофургонах, автолавках, автоцистернах и т.п. и на рыках) (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 № 14-с).

В соответствии с п. 2 Федерального закона от 28.10.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» розничный рынок – имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

Согласно п. 89 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации, Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, ярмарка – форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен.

 

4.     Географические границы товарного рынка

 

Приложением к Стандарту развития конкуренции в субъектах Российской Федерации для рынка розничной торговли установлен целевой показатель, средний рост доли оборота розничной торговли, которая осуществляется на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли по формам торговли (в фактически действовавших ценах) не менее 5% в год.

Исходя из административной возможности, либо целесообразности покупателей приобрести товар на территории Российской Федерации Псковское УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемых рынок является локальным и географическими границами исследуемого рынка являются границы Псковской области. 

 

5.     Расчет доли оборота розничной торговли, которая осуществляется на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли

 

В целом по Псковской области оборот розничной торговли рынков и ярмарок и

доля розничных рынков и ярмарок в общем обороте розничной торговли, по оценке, составили:

 

 

 

 

 

 

1 полугодие

2 полугодие

 

2014

2015

2014

Оборот розничной торговли на рынках и ярмарках, тыс. рублей

3839774,0

4408040,0

8328797,0

Доля оборота розничной торговли на рынках и ярмарках в общем обороте розничной торговли, %

8,9

9,1

8,8

 

         Количество розничных рынков в Псковской области составило:

- по состоянию на 1 июля 2014 года – 5 единиц;

- по состоянию на 1 января 2015 года – 5 единиц;

- по состоянию на 1 июля 2015 года – 5;

- по состоянию на 1 октября 2015 – 5.

        

Число проведенных ярмарок на территории Псковской области составило:

 

 

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

2014 год

36

45

52

43

2015 год

36

46

51

-

 

6.     Выводы

 

    Приложением к Стандарту развития конкуренции в субъектах Российской

Федерации для рынка розничной торговли установлен целевой показатель6 средний рост доли оборота розничной торговли, которая осуществляется на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли по формам торговли (в фактически действовавших ценах) не менее 5% в год.

На 1 полугодие 2014 года доля оборота розничной торговли, которая осуществляется на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли, составляет 8,9% на территории Псковской области.

На 1 полугодие 2015 года доля оборота розничной торговли, которая осуществляется на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли, составляет 9,1 % на территории Псковской области.

Таким образом, происходит увеличение доли оборота розничной торговли, которая осуществляется на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли за период 1 полугодие 2015 года по отношению к 1 полугодию 2014 года,  составляет на территории Псковской области – 0,2%.

За 2 полугодие 2014 года доля оборота розничной торговли, которая осуществляется на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли, составляет 8,8%.

За 1 полугодие 2015 года доля оборота розничной торговли, которая осуществляется на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли, составляет 9,0%.

Таким образом, происходит увеличение доли оборота розничной торговли, которая осуществляется на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли за 1 полугодие 2015 года по отношению к 2 полугодию 2014 года,  составляет на территории Псковской области – 0,2%.

Увеличение доли оборота розничной торговли, которая осуществляется на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли, в 2015 году обусловлена тем, что в настоящее время отмечается снижение уровня заработных плат и население предпочитает заниматься сельским хозяйством, производить продукты: картофель, овощи и т.д. своими силами и реализует на рынках и  ярмарках, что существенно влияет на уровень оборота розничной торговли.