Важно! Изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации!

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА Ключевая и наиболее спорная новелла – введение обязательного досудебного порядка урегулирования спора: с 1 июня 2016 года обратиться в арбитражный суд можно будет только по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии другой стороне спора. При этом необходимо учитывать: иной срок и (или) порядок могут быть установлены в законе или договоре; в отношении следующих категорий дел досудебное урегулирование не требуется: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; дела о несостоятельности (банкротстве); корпоративные споры; споры о защите прав и законных интересов группы лиц; дела о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования; дела об оспаривании решений третейских судов; в спорах, вытекающих из публичных правоотношений, досудебный порядок применяется только при наличии прямого указания федерального закона. Несоблюдение досудебного порядка влечет возвращение искового заявления либо оставление его без рассмотрения (до и после принятия заявления к производству – соответственно). По логике законодателя, нововведения будут способствовать развитию альтернативных способов разрешения споров и сокращению дел в судах. Однако существует ряд рисков: нельзя исключить недобросовестные действия другой стороны спора в течение, предоставленного 30-дневного срока (вывод активов и т.д.), ссылки недобросовестного контрагента на ненадлежащее уведомление или неполучение досудебной претензии; при этом, до предъявления в суд иска (заявления) также затруднено получение обеспечительных мер (институт предварительных обеспечительных мер применяется судами крайне редко). Способом минимизации указанных выше рисков является закрепление в договоре иного (сокращенного) срока и четкого порядка направления претензии (требования). Ряд споров (которые также по логике закона должны были стать исключением из общего правила) в число исключений не попали, например, споры о признании договора незаключенным, о признании сделок недействительными, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. 2. ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Законом вводится новая глава 29.1 АПК РФ «Приказное производство». Специфика приказного производства состоит в его упрощенном, «документарном» характере: суд рассматривает заявление о выдаче судебного приказа в отношении бесспорных денежных требований только на основании представленных документов, без вызова сторон. Приказное производство возможно в отношении следующих категорий дел: о требованиям в размере не более 400 000 рублей, которые вытекают из нарушения договора и основаны на представленных взыскателем документах; при этом документы подтверждают признанные, но не исполненные должником денежные обязательства; по требованию в размере не более 400 000 рублей, которое основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта; по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций в общем размере не более 100 000 рублей. Процессуальными особенностями приказного производства являются: сокращенные сроки рассмотрения– 10 дней с момента поступления заявления о выдаче судебного приказа; суд выносит судебный приказ без вызова сторон, без проведения судебного разбирательства; должник вправе заявить возражения в течение 10 дней со дня получения копии судебного приказа, и суд обязан отменить выданный судебный приказ, поскольку наличие спора не допускается, дело подлежит рассмотрению в обычном (исковом) порядке; если возражения должника не поступили, заявитель получает экземпляр судебного приказа, который имеет силу исполнительного документа. Судебный приказ вступает в законную силу спустя 10 дней со дня истечения срока для представления возражений должника. Закон предусматривает возможность обжалования вступившего в законную силу судебного приказа в арбитражный суд кассационной инстанции (ст. 288.1 АПК РФ). При этом рассмотрение жалобы также проводится в особом порядке: предварительное изучение жалобы единоличным судьей в 15-дневный срок, по результатам которого судья выносит определение о передаче либо об отказе в передаче жалобы на рассмотрение арбитражного суда кассационной инстанции. Данное определение обжалованию не подлежит (ч. 2 ст. 288.1 АПК РФ); в случае передачи жалобы судебное заседание проводится без вызова лиц, участвующих в деле; с учетом характера и сложности спора могут быть исключения; основаниями для пересмотра и отмены судебного приказа являются безусловные нарушения норм процессуального права (ч. 4 ст. 288 АПК РФ): незаконный состав суда, нарушение правил о языке при рассмотрении дела и др. Введение в АПК РФ положений о приказном производстве следует оценивать положительно: упрощение процедуры рассмотрения бесспорных требований является удобным для заявителя (взыскателя) и одновременно позволит снизить нагрузку арбитражных судов. Однако необходимо вести более строгий учет документов, которые могут быть предъявлены другой стороной в качестве основания для выдачи судебного приказа и своевременно заявлять возражения относительно исполнения судебного приказа. 3. УПРОЩЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО Закон также вносит изменения в главу 29 АПК РФ. В отличие от приказного производства, упрощенное производство носит исковой характер, то есть предполагает состязательность процесса, представление доказательств и доводов обеих сторон (хоть и проводится без их непосредственного вызова). Поправки уточняют категории дел, которые рассматриваются в порядке упрощенного производства – увеличивается порог предельной цены иска (ст. 227 АПК РФ): по искам о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц – 500 000 рублей (ранее – 300 000 рублей), для индивидуальных предпринимателей – 250 000 рублей (ранее – 100 000 рублей); о взыскании обязательных платежей и санкций, если общий размер взыскиваемой денежной суммы составляет от 100 000 рублей до 200 000 рублей (ранее – не превышает 100 000 рублей). Определение ценового порога служит основанием для разграничения дел, рассматриваемых в приказном и упрощенном производствах. Помимо этого, Законом изменен порядок вынесения и изготовления судебного решения:по общему правилу, суд принимает решение немедленно после судебного разбирательства путем подписания резолютивной части судебного акта. Решение вступает в силу по истечении 15 дней со дня его принятия; составление мотивированного судебного решения (в полном объеме) допускается лишь по инициативе лица, участвующего в деле, которое подало соответствующее заявление в течение 5 дней со дня размещения резолютивной части. В таком случае решение вступает в законную силу по истечении 1 месяца – срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. Таким образом, в отсутствие заявления стороны судья освобожден от обязанности готовить мотивировочную часть решения, что направлено на «ускорение» судопроизводства и снижение нагрузки судов. 4. ЧАСТНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Еще одной новеллой является закрепление института частных определений (ст. 188.1 АПК РФ). С 1 июня 2016 года арбитражные суды смогут выносить частные определения с целью обратить внимание на нарушения законности, допущенные со стороны: государственного органа, органа местного самоуправления; иного органа и (или) организации, наделенных публичными полномочиями; должностного лица; адвоката; субъекта профессиональной деятельности. Последствия вынесения частного определения: возникновение у соответствующих субъектов обязанности сообщить суду о принятых мерах в месячный срок; в случае неисполнения определения – привлечение к административной ответственности (штраф) (ст. 17.4 КоАП РФ). С учетом практики применения аналогичной нормы Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. 226), арбитражные суды могут использовать институт частных определений, например, в случаях систематического нарушения закона одним и тем же органом государственной власти / субъектом (неисполнения запроса суда) / пресечения недобросовестных действий представителя стороны.