Нарушение сроков оплаты по контрактам со стороны государственных и муниципальных заказчиков, несет общественную опасность.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В этом году Прокуратура Псковской области в ходе своих проверок  особое внимание уделяет проверке осуществления своевременности оплаты исполненных контрактов, с последующей передачей этих материалов к нам в УФАС на разрешение вопроса о штрафе.

Сначала  изучим нормы, которые регулируют эти отношения.

В контракт (договор) в обязательном порядке включается условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Частью 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлен общий срок оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, который должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. В случае осуществления закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций – не более 15 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

За нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 30 до 50 тыс. рублей (ст. 7.32.5 КоАП РФ).

В случае, если указанное правонарушение совершено должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, то установлена ответственность в виде дисквалификации на срок от одного до двух лет.  

Так, что как видите, состав нарушения предполагает достаточно серьезные последствия для чиновников.

А для исполнителей, подрядчиков, поставщиков?

Независимо от того, на каком из рынков выигран контракт, ситуация с задержкой или отсутствием оплаты по контракту или договору может повлечь за собой различные риски: невозможность расплатиться с собственными контрагентами,  может привести к потере доверия, уплаты налогов, начисления пени, штрафы, просрочки по кредитам  или кассовый разрыв. Последнее особенно критично для малого бизнеса, поскольку может обернуться полной остановкой его деятельности.

В 2019 года УФАС рассмотрело порядка 10 материалов по фактам нарушения сроков оплаты по контрактам и привлекло к ответственности должностных лиц в муниципалитетах. Практически все постановления  были обжалованы в судах.

 «Безусловно, все представители муниципалитетов в ходе дела сообщают о том, что у района существует дефицит бюджетных средств на оплату по контрактам. То есть потребность есть, а денег нет. Следует отметить, что большинство ответчиков «гасит» задолженность, сразу после обращения внимания контролеров на эту историю. В ходе рассмотрения административного дела, мы внимательно изучаем  природу возникновения задолженности. Были выделены и утверждены лимиты или нет, производились ли оплаты по иным контрактам, как выстраивались приоритеты в оплате, последовательно ли осуществлялись выплаты. Почему, те, кто выполняли контракт позже, уже получили оплату, а те, кто раньше нет? И многое другое. Многие бюджетные учреждения кроме финансирования с казны, сами оказывают платные услуги и имеют дополнительные источники доходов, либо им компенсируют их затраты, путем субсидий, льгот ...... Кстати наложение штрафа, не освобождает от обязанности оплаты контракта. У нас, у федералов, такое не возможно, мы без наличия финансовых средств на счету, не заключаем контракты»,- Ольга Милонаец

Одно из последних судебных решений, вынесено в отношении Администрации Стругокрасненского района -  Дело № 12-36/2019, где по некоторым контрактам задолженность  существовала уже год, среди них есть и малые предприятия и ИП.

«Эта проблема существует во многих районах, однако законодатель неспроста ввел данную санкцию в КоАП РФ, причем даже с возможностью дисквалификации чиновников, поскольку данное нарушение несет высокую общественную опасность. На другой стороне медали: малый бизнес, индивидуальные предприниматели, за которыми их семьи. Не обращать внимание на их проблемы, мы не можем себе позволить, да и не вправе», - Ольга Милонаец

Еще по этой теме с рекомендациями, как защитить себя от  рисков по неоплате контрактов: по ссылке : https://www.rts-tender.ru/trainings/how-to/how-to24092018