Завуалированная реклама в телесюжетах – предмет рассмотрения УФАС

Псковское УФАС России регулярно выявляет признаки нарушения рекламного законодательства в сфере телевидения. В частности, три последних дела, которые рассматривал антимонопольный орган с участием местного телевидения, касались нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе", устанавливающей, что прерывание телепрограммы рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы. Во всех рассмотренных УФАС случаях такого сообщения не было.

 

Так, в апреле 2018 года в выпуске телепрограммы «Вести-Псков» на ГТРК Псков вышла информация о выставке-продаже саженцев из плодопитомника Великого Новгорода, которая проходила в Городском культурном центре в Пскове. Специалисты УФАС сочли данный сюжет рекламным, ГТРК Псков факт нарушения закона о рекламе признала и оплатила штраф.

 

Следующий случай нарушения был выявлен в выпуске телепрограммы «Вести-Псков» в октябре 2018 года. В новостной программе вышел сюжет о мероприятии, посвященном Дню автомобилиста, прошедшем в Ваулиных горах. Как объяснили УФАС специалисты телерадиокомпании, целью съемок данного сюжета было запечатлеть мероприятие, которое было заявлено как праздник с концертом, тест-драйвом, полевой кухней, интерактивными площадками для детей и взрослых. То есть, по мнению ГТРК, сюжет носил исключительно информационный характер.

           

Однако антимонопольщики пришли к выводу, что большая часть сюжета была посвящена рекламе автомобилей Mitsubishi, так как логотипы бренда не были скрыты, указывалось имя генерального директора ООО «Савва-авто», единственного дилера данной марки автомобилей в Пскове, демонстрировались только автомобили производства Mitsubishi, и участники мероприятия для прохождения тест-драйва использовали автомобили только этой марки. Кроме того, из общей концепции сюжета становится понятно, что он посвящен рассказу о достоинствах Mitsubishi, а вовсе не о празднике к Дню автомобилиста.  

           

Телевизионщики с решением УФАС о нарушении закона о рекламе не согласились и оспорили его в арбитражном суде (дело № А52-1649/2019), однако суд проиграли.

 

Еще один сюжет на ГТРК, который антимонопольщики признали рекламным, был размещен в ноябре 2018 года в телепрограмме «Вести-Псков» По сути, видеосюжет представлял собой развернутый имиджевый рекламный ролик строящегося в Пскове жилого комплекса «ТЭЦ на Великой». К такому же мнению пришла и организация ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный совет». В сюжете рассказывалось об уютных двух- и трёхэтажных зданиях с подземной автопарковкой в жилом комплексе «ТЭЦ на Великой» с фотографиями этих домов, продемонстрированы элементы благоустройства, показаны крупным планом схемы планировок квартир и территорий. Директор компании-застройщика ООО «СтройДЦ» убедительно рассказал о том, что строится современное жилье с комфортным проживанием за счет использования самых передовых технологий.

 

Сотрудники Псковского УФАС пришли к выводу, что сюжет имеет признаки рекламы, возбуждено дело об административном правонарушении.  

       

ГТРК Псков, настаивая на своей позиции, оспорила решение УФАС в арбитражном суде (Дело № А52-1650/2019). Суд посчитал, что словосочетания «жилой комплекс», «современное жилье», «комфортное жилье», являются достаточно общими понятиями, используются без относительно к прямой характеристике ЖК «ТЭЦ на Великой». В сюжете отсутствует положительная оценка непосредственно самого жилого комплекса. В экспертном заключении от «Санкт-Петербургского государственного университета» также был сделан вывод, что цель сюжета была в том, чтобы рассказать, как изменится территория в историческом центре города на месте бывшей ТЭЦ.

 

Суд признал незаконным решение Псковского УФАС России о том, что сюжет в телепрограмме «Вести Псков» вышел с нарушением закона о рекламе.

 

Псковское УФАС все же будет настаивать на своей позиции и намерено подать апелляционную жалобу в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

 

Информационная программа «Вести Псков» не предназначена для трансляции рекламных сообщений, для этого есть отдельные рекламные блоки. Кроме того, маркировка рекламы является не формальностью, а важным инструментом, позволяющим зрителям, читателям и слушателям четко осознавать, когда речь идет о фактах в их полноте, а когда — о попытках маркетингового манипулирования. А когда реклама идет без предупреждения, ее можно считать скрытой рекламой с признаками недобросовестной конкуренции.