УФАС рекомендует структурным подразделениям администрации Псковской области проанализировать выявляемые нарушения в сфере закупок в рамках нацпроектов

Структурным подразделениям администрации Псковской области — управлению проектной деятельности и комитету по закупкам — рекомендуют проанализировать выявляемые Псковским УФАС нарушения в сфере закупок, чтобы учитывать их при реализации нацпроектов, а также разработать к 1 декабря методические рекомендации для подведомственных учреждений. Такое решение было принято по результатам доклада руководителя Псковского УФАС Ольги Милонаец на заседании коллегии руководителей территориальных органов федеральных органов государственной власти при главном федеральном инспекторе по Псковской области Андрее Калинине по вопросу о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности за реализацией национальных проектов.

 

Ольга Милонаец доложила главному федеральному инспектору и членам коллегии, что в нынешнем 2021 году в территориальное управление антимонопольного ведомства поступали жалобы на нацпроекты «Безопасные и качественные дороги», «Культура», «Образование», «Жилье и городская среда», «Производительность труда и поддержка занятости». 


В частности, поступило 5 жалоб на положения документации при проведении закупок на ремонт дорог в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», и 2 жалобы были признаны обоснованными. Псковское УФАС выдало предписания о внесении изменений в конкурсную документацию, которые были исполнены. Однако решение УФАС было обжаловано в суде. 

 

Жалобы касались действий выступавшего в роли заказчика управления городского хозяйства администрации Пскова, которое в конкурсной документации установило возможность подтверждения опыта выполнения необходимых работ исключительно договором, заключенного государственным или муниципальным заказчиком и зарегистрированного в Единой информационной системе в сфере закупок.  

 

На торги по нацпроекту «Культура» в 2021 году в Псковское УФАС было подано 3 жалобы, все они были признаны частично обоснованными. При этом предписания не выносились, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты аукциона.

 

На торги в рамках нацпроекта «Образование» была подана 1 жалоба — на положение документации при проведении закупок на поставку МФУ. Она была признана обоснованной: заказчик — комитет по образованию Псковской области — необоснованно включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару, которые свидетельствовали о конкретном производителе.

 

Кроме того УФАС проводит проверку в отношении комитета по образованию Псковской области,  образовательных учреждений региона и группы коммерческих фирм — ООО «Цифровые инновации», ООО «Системные решения» и ООО «Формоза-ИТ» на предмет законности торгов  в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» . 


2 жалобы в этом году поступило на положение документации закупок в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Обе они были признаны обоснованными, УФАС вынесло предписания о внесении изменений в документацию закупок, в том числе в проект контракта уже на стадии его направления победителю аукциона. Предписания были исполнены.

 

В одном случае заказчик — МУ «УЖКХ» администрации города Великие Луки — указал в документации аукциона на благоустройство территории требования о предоставлении в составе заявки конкретных показателей используемого товара. В другом случае заказчиком выступала администрации Порховского района, которая не указала в проекте контракта обязанности для подрядчика сообщать в течение 10 дней о заключении им договоров с субподрядчиками и не предусмотрела ответственность за непредоставление такой информации.

 

Надо отметить, что в прошлом 2020 году нарушения, выявленные Псковским УФАС при проверке закупок по нацпроекту «Жилье и городская среда», были более серьезными, однако также касались одного из нынешних фигурантов: тогда был установлен сговор между МУ «УЖКХ» администрации Великих Лук и индивидуальным предпринимателем при проведении аукциона на поставку детской площадки. Решение суда, подтверждающее факт сговора, уже вступило в законную силу.

 

Больше всего жалоб — 6 — поступило в этом году на положения документации закупок в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Из них 4 были признаны обоснованными. Все выданные в связи с этим предписания антимонопольного органа исполнены. 

 

Так, выступавшая заказчиком администрация Псковского района первоначально не указала в документации закупки требования о наличии  у участника торгов членства в саморегулирующейся организации (СРО), а проект контракта не содержал необходимых условий. В другом случае заказчик — управление строительства и капремонта администрации Пскова — незаконно установил виды и объемы работ, которые подрядчик обязан был бы выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц и организаций.

 

В завершении своего доклада Ольга Милонаец отметила, что по инициативе управления проектной деятельности администрации Псковской области УФАС вносит данные обо всех жалобах на закупки в рамках нацпроектов в специальный онлайн-реестр, чтобы государственные органы могли знакомиться с правоприменительной практикой и не допускать выявленных нарушений. При этом руководитель антимонопольного ведомства предложила в ноябре 2021 года организовать совещание с представителями управления проектной деятельности и комитетов администрации Псковской области, курирующих реализацию нацпроектов, чтобы совместно обсудить типовые нарушения законодательства о госзакупках.