14 августа состоялась пресс-конференция, посвященная Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Псковской области в присутствии журналистов ведущих средств массовой информации Псковской области состоялась пресс-конференция на тему:

 

«Итоги работы в первом полугодии 2013 года. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.»

 

В работе пресс-конференции от Управления приняли участие:

Заместитель руководителя Псковского УФАС России - Милонаец Ольга Викторовна.

Начальник отдела товарных рынков и естественных монополий – Аверина Елена Сергеевна.

Начальник отдела государственного заказа и рекламы – Лисица Дмитрий Николаевич.

 

Первым вопросом начальник отдела товарных рынков и естественных монополий рассказала всем присутствующим об итогах работы отдела, текущих делах и планах на будущее.

«За первое полугодие 2013 года отделом товарных рынков и естественных монополий рассмотрено 33 заявления граждан и юридических лиц по признакам нарушения антимонопольного законодательства, большинство из которых связано с злоупотреблениями хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынках.

В настоящее время хорошо зарекомендовал себя механизм выдачи таким субъектам предупреждений. 80% выданных нами в первом полугодии 2013 года предупреждений исполнено, нарушения устранены до возбуждения дела.

Как и в предыдущие периоды большинство заявлений связано с жилищно-коммунальными услугами (вывоз и утилизация ТБО, применение тарифов, плата за опломбирование приборов учета воды) и деятельностью субъектов естественных монополий. Рассматривая эти заявления мы отстаиваем нарушенные права граждан.

На сегодняшний день продолжаются судебные процессы по обжалованию решений Псковского УФАС России о незаконности взимания с граждан платы за ввод в эксплуатацию и опломбирование мест установки приборов учета воды (МП г. Пскова «Горводоканал», МП «Печорские тепловые сети», ООО «Микрорайон № 13» и ООО «УО «Десятка Завеличье»).

Согласно Закону об энергосбережении все квартиры должны быть оснащены индивидуальными приборами учета воды. Выполняя эту обязанность люди вынуждены не только за свой счет приобретать и устанавливать счетчики, но и оплачивать их ввод в эксплуатацию и опломбирование, неся дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством затраты, что на треть увеличивает расходы по установке прибора учета. Мы считаем, что такое положение идет вразрез с провозглашенным на законодательном уровне принципом стимулирования энергосбережения. 

Ни одно из судебных решений к настоящему времени не вступило в законную силу.

Также следует отметить дело в отношении МУП «Палкинская ПМК». Решением по делу были признаны незаконными действия предприятия, связанные с нарушением расчета платы за отопление жителям домов, оборудованных общедомовыми приборами учета тепла. МУП «Палкинская ПМК» начисляло жителям оплату только в отопительный период, а не распределяло равномерно в течение всего года, что недопустимо, так как на территории Псковской области в части оплаты услуг за отопление на период 2013-2014 г.г. применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307. Несоблюдение установленных требований приводит к значительному росту платы за отопление в зимний период, а с учетом роста тарифов на коммунальные услуги ложится непосильным бременем на социально незащищенные слои населения, особенно пенсионеров, что может привести к росту социальной напряженности в регионе.

Еще одним направлением является контроль за соблюдением законодательства о государственном регулировании торговой деятельности. Псковским УФАС было возбуждено и в настоящее время находится в стадии рассмотрения дело о нарушении законодательства о торговле в отношении ЗАО «Тандер». В ходе плановой проверки Псковского филиала, а также согласно поступающим устным и письменным заявлениям граждан, было выявлено, что в магазинах шаговой доступности сети «Магнит» отсутствует продукция крупнейшего Псковского производителя ЗАО «Псковский городской молочный завод» при наличии заключенного договора поставки. Дело возбуждено по признакам нарушения пп. а) п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.

За первое полугодие выдано предписаний о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, на сумму 1 млн. 727 тыс. рублей.

Вынесено 12 постановлений о наложении административного штрафа на сумму 1 млн. 778 тыс. рублей» (Елена Аверина).

 

Результаты работы отдела контроля органов власти, государственного заказа и рекламы представил Лисица Дмитрий.

В первом полугодии  2013 года в отдел контроля органов власти, государственного заказа и рекламы  поступило 17 заявлений  о признаках нарушения закона о защите конкуренции со стороны органов власти, нарушений правил проведения публичных торгов.

Результатом рассмотрения данных заявлений стало возбуждение 12 дел,  по результатам рассмотрения которых в 10 случаях действия органов власти признаны нарушающими  законодательство.

По четырем делам нарушения устранены в добровольном порядке и, в остальных случаях выданы предписания , 4 из которых, выданные Администрации г.Великие Луки  обжалуются в Арбитражном суде Псковской области.

Хотелось бы отметить, что в первом полугодии в отношении органов власти отдел акцентировал свою работу на выявлении нарушений в нормативных актах. В ходе проверок были устранены нарушения в административных регламентах по получению разрешений на право организации розничного рынка в 7 муниципальных образованиях, которые затрудняли получение данной муниципальной услуг,  в 17 регламентов согласно которым проводятся торги   по рекомендации управления были внесены изменения.

По результатам проверки Палкинской администрацией устранены  3 нарушения конкурентного права на рынке аренды муниципального имущества.

В целом  количество выявленных управлением и устраненных нарушений Закона о защите конкуренции  со стороны органов власти по сравнению с 1-м полугодием 2012 года возросло на 64 процента. (1-ое полугодии 2012 г. – 23, 2013 год – 38) .

Должностным лицам органов местного самоуправления выдано 3 постановления о назначении административных наказаний на сумму 45 тысяч рублей. Сумма оплаченных штрафов в том числе и с предыдущего периода составляет 60 тысяч рублей,  2 постановления в стадии исполнения.

Госзакупки.

В 1-ом полугодии года в Псковское УФАС России поступило 100 жалоб на действия заказчиков, и аукционных комиссий, из низ более 43  процентов признаны обоснованными. Выявлено 6 недобросовестных поставщиков, которых мы внесли в Реестр.

По материалам,  представленным Прокуратурой Псковской области, Счетной палатой проведено  27 внеплановых  проверок размещения заказов.

За нарушения в сфере размещения заказа в отношении должностных лиц возбуждено 28 дел об административных правонарушениях. Сумма уплаченных должностными лицами штрафов за нарушение 94-ФЗ составила  396,5 тысяч рублей.

Из 165 решений, предписаний, постановлений о наложении штрафа вынесенных по госзаказу   31 раз они были обжалованы в судах, при этом только в 11 случаях требования были удовлетворены.

Контроль рекламы.

Нарушителями Закона о рекламе были признаны 5 рекламодателей и рекламопроизводителей. По итогам рассмотрения дел  о рекламе все они привлечены к административной ответственности.

Специалисты УФАС отметили, что рекламопроизводители и рекламораспространители Псковской области в большинстве своем очень хорошо знают федеральное законодательство о рекламе.

По второму вопросу пресс-конференции « Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.» перед журналистами выступила заместитель руководителя Ольга Милонаец.

«Представляю Вашему вниманию очень серьезный и в то же время реальный документ, следовать которому наша служба будет последующие 12 лет». Хочется отметить, что это не просто документ на бумаге и очередные лозунги федеральной структуры. По каждому пункту  службой разработаны конкретные мероприятия.

Особенностью российской экономики является ее значительная зависимость от деятельности монополий в различных секторах производства товаров и услуг. Такая специфика обусловлена преемственностью структуры экономических отношений, сложившихся в Советском Союзе. Развитие современной экономической среды в России изначально поставлено в зависимость от сырьевых, перерабатывающих, логистических монополий, созданных в период советской индустриализации.

Именно поэтому состояние конкуренции в российской экономике - наиболее точный индикатор успешности рыночных преобразований, свободы экономической деятельности и равенства предприятий всех форм собственности. Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя. Исходя из этого усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

 

Стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы:

1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

 

Во время обсуждения представленной стратегии развития журналисты и антимонопольщики обсудили вопросы злоупотребления естественными монополистами своим положением, тарифы и порядок утверждения тарифов, негативное влияние  ФГУПов и МУПов на развитие конкуренции в некоторых отраслях экономики и многие темы о которых говорится в Стратегии развития.

«Мы считаем, что если все наши планы, согласно нашей стратегии развития будут реализованы, наша страна и все мы станем жить намного лучше, богаче и счастливее» - закончила свой доклад заместитель руководителя.

Весь документ размещен в открытом доступе на Официальном сайте Федеральной антимонопольной службы – fas.gov.ru

В заключении антимонопольщики поблагодарили представителей СМИ за активное участие в пресс-конференции. Предложили более активно освещать вопросы антимонопольной политики, участвовать в заседаниях комиссий, передавать обращения граждан и юридических лиц, касающихся норм антимонопольного законодательства непосредственно в управление или предложили отвечать на вопросы и обращения граждан в рамках своих полномочиях на страницах газет.