SMS рассекретят

Госдума готовит к рассмотрению во втором чтении законопроект, который лишит анонимности всех, кто рассылает по SMS спам, а также мошенников и коллекторов. Весной проект был принят в первом чтении. Сейчас готовится второе, в случае его принятия, текст инициативы приобретет законченный вид.

Планируется, что поправки в закон о связи обяжут оператора связи раскрывать точный номер отправителя SMS. Получатель должен знать, от кого пришло сообщение. Так что никто не сможет, прикрываться анонимностью и обманывать людей.

Как поясняют авторы инициативы, отправка SMS с использованием подмены номеров позволяет отправителям избегать блокировки реальных номеров, с которых распространяются такие сообщения. К тому же из-за такой скрытности трудно идентифицировать отправителя, а значит, и привлечь его к ответу. Отправители различного спама и рекламы любят прикрываться вымышленными номерами. Но если законопроект примут, анонимная рассылка должна исчезнуть как факт.

При рассмотрении Псковским УФАС России заявлений о нарушении  требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы), возникают аналогичные сложности по установлению лица – инициатора смс-рассылки, при этом рассмотрение подобных дел часто затягивается на несколько месяцев, пока не будет установлено первоначальное лицо в длинной цепочке организаций участвующих в смс-рассылке. При рассмотрении данной категории дел, нередко устанавливается, что смс-сообщения направляются иностранными гражданами и установить их местонахождение сложно, что затрудняет  привлечение их к административной ответственности.

За 10 месяцев 2017 года в адрес Псковского УФАС России поступило 16 обращений о нарушении требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе, по результатам рассмотрения которых возбуждено 10 дел, 7 из которых рассмотрено.

Ответственность за нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В случае принятия законопроекта, процесс рассмотрения подобных дел заметно упроститься и сократиться.