Закупка компьютеров и программного обеспечения в строгом соответствии с Законом - суд первой инстанции поддержал выводы УФАС

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Вчера,  Арбитражным судом Псковской области Главному управлению юстиции Псковской области отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения нашего Управления.

 В июне 2018 года по результатам рассмотрения жалобы на закупку персональных компьютеров и МФУ в действиях Главного государственного управления юстиции ПО были установлены нарушения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, а именно не установление требований по соблюдению национального режима закупок к программному обеспечению.

В ходе пяти судебных заседаний  Заказчик в лице представителей Государственного комитета Псковской области по организации государственных закупок  убеждали суд в том, что конкретное программное обеспечение это не отдельный продукт, а техническая характеристика персонального компьютера, ну как жесткий диск, колеса у автомобиля, программа у холодильника.  Возможно, ранее можно было бы, и согласиться и спор не принципиален был бы, но в соответствии с действующим законодательством, эти закупки особые. С нами согласился суд первой инстанции.

«Однако, Заказчикам следует учесть, что возможность закупки иностранного программного обеспечения возможна, но тогда при этом необходимо обосновать эту потребность в иностранном обеспечении, а этого также сделано Заказчиком не было. Мы рассматриваем все жалобы в строгом соответствии с законом», - Руководитель УФАС России Милонаец О.В.

Для справки: Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства. Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей: поддержка российских производителей; поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС); запрет на иностранную продукцию двойного назначения; развитие российской экономики в целом; поддержание обороноспособности страны; обеспечение национальной безопасности.  

Национальный режим в действующем законодательстве  действует в трех основных формах: запреты; ограничения; условия допуска (преференции).

По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет.

  • на допуск продукции: машиностроения (Постановление от 14.07.2014 № 656);
  • легкой промышленности и услуг по ее прокату (Постановление от 11.08.2014 № 791);
  • мебельной и деревообрабатывающей промышленности (Постановление от 05.09.2017 № 1072);
  • объектов оборонного значения (Постановление от 14.01.2017 № 9);
  • программного обеспечения (Постановление от 16.11.2015 № 1236).

Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.

Ограничения устанавливаются и на допуск:

  • медицинских изделий (Постановление от 5 февраля 2015 г. № 102);
  • лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289);
  • радиоэлектронной продукции (Постановление от 26 сентября 2016 г. № 968);
  • отдельных видов продуктов питания (Постановление от 22 августа 2016 г. № 832). 

При проведении закупок заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.

Существует еще и режим поддержки отечественных производителей в качестве преференций (льготы на определенные виды товаров) (перечень можно найти в Приказе МинФина РФ РФ N 126/Н).

 

Подробности: Дело № А52-4079/2018