Переход на «цифру» на контроле

В соответствии с планом-графиком отключения аналоговых передатчиков в Псковской области переход на цифровой формат телевизионного вещания произойдет 14 октября 2019 года.

Сегодня в Администрации Псковской области при участии представителя Псковского УФАС России прошло совещание по актуальным вопросам перехода Псковской области на цифровое эфирное наземное телевизионное вещание. В совещании приняли участие Главы районов в режиме видеоконференцсвязи, представители аппарата Администрации Псковской области, органов исполнительной власти, организаций связи и торговых сетей.

Одной из тем затронутой на совещании была потребность в спутниковом оборудовании для территорий Псковской области находящихся вне зоны охвата цифрового телевещания.

Для данных территорий услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания с использованием сетей спутникового телерадиовещания в Российской Федерации оказывают 4 оператора связи: ООО «Орион Экспресс (или ООО «Телекарта), ООО «Спутниковое ТВ» (группа лиц ПАО «МТС»), ООО «НТВ плюс» и НАО «НСК» (бренд Триколор).

Перечень населенных пунктов, расположенных вне зоны охвата сетью эфирной цифровой наземной трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, с указанием для каждого населенного пункта перечня операторов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, оказывающих услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания с использованием сетей спутникового телерадиовещания в таких населенных пунктах, утвержден приказом Минкомсвязи России от 05.03.2018 № 81 и размещен на официальном сайте Минкомсвязи России в сети Интернет.

Таким образом, в случае, если абонент проживает в населенном пункте, входящем в перечень населенных пунктов, утвержденных приказом Минкомсвязи № 81, то абонент может выбрать способ реализации права бесплатного доступа к просмотру (прослушиванию) обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (обязанность операторов связи по распространению обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов установлены Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»):

- путем получения услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания с использованием сетей спутникового телерадиовещания, при этом на абонента возлагается обязанность приобретения абонентского оборудования (телевизионного приемника и комплекта спутникового оборудования), также оператор вправе установить плату за доступ к сети связи, взимаемую однократно;

- путем получения услуг связи для теле-, радиовещания у любого оператора связи (в том числе у спутниковых операторов  и кабельных операторов (при наличии) - если потребитель желает получить бОльший пакет теле-, радиоканалов), при этом на абонента возлагается обязанность по приобретению абонентского оборудования (телевизионный приемник, роутер, иное оборудование в зависимости от технологии предоставления услуг связи) и оператор связи вправе установить как единовременную, так и периодическую плату за доступ к сети.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. В частности, запрещаются экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, в случае возникновения ситуации, при которой имеются действия (бездействие) операторов связи по отказу, уклонению от заключения договора по предоставлению бесплатного доступа к просмотру (прослушиванию) обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке (то есть, на  территориях Псковской области, где услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания могут предоставляться только с использованием сетей спутникового телерадиовещания), то такие случаи будут рассмотрены Псковским УФАС России на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Так же в соответствии с поручением ФАС России Псковским УФАС России осуществляется контроль недопущения необоснованного роста цен на ТВ-приставки не только в период перехода на цифровой формат вещания, но и по его окончании до декабря 2019 года включительно. Псковским УФАС организован мониторинг цен на пользовательское оборудование для приема цифрового сигнала, а так же его наличие в торговых организациях региона, в том числе и в федеральных сетях.

Антимонопольная служба напоминает о недопустимости необоснованного повышения цен на социально ориентированных рынках, в особенности на фоне перехода на цифровое вещание.