• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Отремонтировал автомобиль получи СМС-рекламу, браслет в подарок без согласия абонента – штраф

В адрес нашего управления поступило заявление гражданина М. о незаконной рассылке СМС – рекламы летом 2019 года, поступившей на личный мобильный телефон об акции «Псков-Лада»  (филиал г. Великие Луки).

Гражданин посчитал, что данная смс-реклама отправлена ему с нарушениями ФЗ «О рекламе». В соответствии с ч. 1 ст. 18  ФЗ «О рекламе»,  реклама без предварительного согласия абонента или адресата запрещена. Для sms-рекламы, распространяемой посредством электросвязи предусмотрены специальные правила, если вы их нарушите, то антимонопольная служба может наложить штраф в размере до 500 тыс. рублей.

В ходе рассмотрения заявления был установлен рекламодатель, определивший объект рекламирования и именно он должен был подтвердить наличие согласия абонента.  И вот мы установили, что весной  2018 года гражданин обратился за проведением диагностики подвески автомобиля. При оформлении заказ - наряда в бланке документа был предусмотрен раздел: о согласии на обработку персональных данных, а также о согласии на информирование об акциях, мероприятиях, рассылку и т д, сроком на 5 лет, либо до дня отзыва. Из представленных материалов следует, что заявитель дал свое согласие на получение рекламы добровольно, проставив свою подпись под этим разделом, следовательно нарушения ФЗ «О рекламе» не установлено.

Внимательно читаем документы, которые подписываем.

А вот,  Акционерное общество «ПанКлуб» (Москва) не смогло нам доказать наличие согласия на рассылку рекламы браслетов Pandora, золота . Теперь компании грозит штраф. (Постановление 14ААС по делу  А52-1872/2019).

 А нашими коллегами Альфа-Банк был привлечен к ответственности за спам-рассылку со штрафом в 100 тыс. рублей, поскольку не прекратил спам-рассылку после получения отказа абонента от получения рекламы (Дело № А40-188149/15).

Предприниматели для рекламы своих товаров и услуг часто используют sms-рассылку. Чтобы не нарушить закон:

-Получите предварительное согласие абонента или адресата на рассылку рекламы.

Абонент или адресат — лицо, на чей телефон поступило рекламное сообщение. Вы можете отправлять sms-рекламу только тем абонентам (адресатам), которые дали согласие на её получение. Также, надо помнить, что согласие абонента на получение информации справочного характера, например о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение рекламы.

 -Прекратите распространение рекламы по требованию абонента (адресата)

Иногда абонент (адресат) изначально дает согласие на получение sms-рекламы, но потом хочет отказаться. С целью отказа он направляет вам, как рекламораспространителю, рекламодателю требование прекратить отправление рекламы на его номер. Если вы продолжите это делать, он будет вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о нарушении.  Антимонопольная служба, с большой вероятностью, признает вас виновным и привлечёт к ответственности.

- Получите согласие абонента (адресата) на передачу его персональных данных другому лицу

Данное требование факультативно и распространяется на случаи, когда рассылку sms-рекламы осуществляет третье лицо.

Кстати операторы не остались в стороне, поскольку  часто именно они, как рекламораспространители остаются крайними в делах по распространению СМС-рекламы.

Всем участникам рынка известно, что за отправку СМС абонентам, которые не давали своего согласия на получение сообщений, а также за несоответствующие требованиям законодательства тексты СМС можно получить штраф от Федеральной антимонопольной службы. Делается это чаще всего по конкретной жалобе конкретного абонента.

Не все знают, что штраф за СМС рассылку можно получить и от операторов связи, которые имеют свои собственные политики борьбы со спамом и другими сообщениями, противоречащими законодательству. В практике операторов существует следующие  причины, по которым штрафуют операторы связи своих контрагентов: нарушение требований к тексту СМС, к согласию на рассылку к согласию на рассылку, нарушение требований договоров с операторами связи в части различных процедур, например, срока ответа на запрос или претензию оператора

Операторы связи реализуют свои политики безопасности для расчистки рынка от спама и недобросовестной рекламы, а также для удовлетворения претензий и запросов своих абонентов. В практике есть случаи, когда оператор связи запрашивал ту или иную информацию по уже осуществленным рассылкам (главным образом, согласия на рассылку конкретных абонентов). Известны также случаи, когда на других участников рынка накладывались штрафные санкции за не вовремя предоставленное согласие абонента или за отправку сообщений, в которых оператор связи заподозрил недобросовестную рекламу (неправильно оформленные тексты сообщений про медицинские услуги или реклама интимных услуг).
За каждый факт нарушения на сегодняшний день оператором предусмотрены примерно такие штрафы до 100 тысяч рублей.