Несчастливые бонусы

Сфера деятельности: Розничная торговля

Антимонопольная служба считает, что крупнейшая татарстанская продуктовая сеть «Бахетле» нарушила закон о торговле, установив разные ретро-бонусы для поставщиков

Управление ФАС по Татарстану 20 декабря признало, что ООО «Бахетле-1» нарушило закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (п. 1 ч. 1 ст. 13 - создало дискриминационные условия доступа на товарный рынок), сообщило вчера УФАС. Ведомство обнаружило, что в договорах поставки, которые «Бахетле-1» заключает с поставщиками одной товарной группы (колбасные изделия, молочная продукция и др.), содержатся «неравные условия выплаты вознаграждения торговой сети (ретро-бонусы)». Так, ООО «Европродсервис» платит 5% стоимости поставляемого товара, ООО «Монкаса» - 10%, ООО «Пестречинка» - 1%, ООО «Русские колбасы» - 7,5%, а ООО «ТД «Рублевский» не платит ничего. Одни поставщики платят фиксированную сумму, а другие - в зависимости об объемов поставок. Антимонопольные чиновники сочли, что действия «Бахетле» «носят дискриминационный характер».

УФАС потребовало установить для поставщиков одной товарной группы равные бонусы. Кроме того, если прокуратура решит возбудить административное дело по материалам УФАС, ритейлеру также грозит штраф от 2 млн до 5 млн руб.

Директор по маркетингу «Бахетле» Дмитрий Зуев сказал «Ведомостям», что компания воздержится от комментариев.

Сами поставщики ретро-бонусы дискриминационными не считают. Сотрудник «Пестречинки» рассказал, что их бонус «уже намного выше 1%». «Предвзятого отношения «Бахетле» мы никогда не чувствовали, всегда на переговорах находим компромисс, чего нельзя сказать о федеральных сетях. Бонус закладывается в стоимость продукта, т. е. мы ничего не теряем, просто продукция стоит дороже на прилавке», - отметил он. Другой поставщик «Бахетле» соглашается, что ситуация с разными бонусами «нормальная и объективная и отражает интересы конечного покупателя». «Понятно, что на социально значимые продукты бонус ниже, чем на другие продукты», - поясняет собеседник «Ведомостей».

Директор по маркетингу продовольственной сети «Корзинка» Игорь Шевелев (раньше был директором по маркетингу «Бахетле») считает, что сеть должна предоставить всем равные условия. По его словам, в «Корзинке» бонусы для всех поставщиков одинаковые.

«Разный размер ретро-бонусов для поставщиков - нормальный подход ритейлера, это общемировая практика. Для сегмента «фреш» могут быть нулевые бонусы, для других товаров, которых продается меньше по объему и лежат они на прилавках дольше, - другие расценки, - говорит руководитель Агентства регионального развития Сергей Лыков. - На мой взгляд, УФАС по РТ слишком смело и свежо трактует закон, считая это дискриминацией». В законе о торговле говорится, что ритейлер имеет право устанавливать ретро-бонусы до 10%, продолжает он. «УФАС хочет добиться, чтобы ритейлер выставил всем по 10%? Кто от этого выиграет?» - недоумевает Лыков.

У «Бахетле» есть шансы доказать в суде право на установку разных бонусов, считает партнер Казанского юридического центра Тагир Назыров. «В законе о торговле не зря указана «вилка» бонусов от 1 до 10%: подразумевается, что ритейлер вправе выбрать свою цифру в отдельном случае. В законе также нет прямого запрета на неравные ретро-бонусы, есть лишь указание, что никаких других плат с поставщиков ритейлер брать не вправе», - говорит он. По словам юриста, в России практики подобных дел не было.

«Бахетле» (в переводе с татарского - счастливый) позиционирует себя как «супермаркет домашней еды». В объеме товарооборота сети более 40% составляет готовая еда: кондитерские и кулинарные изделия, салаты, мясные и рыбные полуфабрикаты. «Бахетле» позиционирует себя как магазин премиум-класса, средний чек составляет 700-1200 руб. У ритейлера 10 супермаркетов и один гипермаркет в Казани, два магазина в Набережных Челнах, магазин в Нижнекамске, шесть магазинов в Москве и один - в Новосибирске (по франшизе).