Решение по делу 01/15/14 - АМ

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 01/15/14 - АМ
Дата публикации: 11 марта 2014, 16:54

 


 

 

Ответчик:

Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области

Начальнику управления

 

Заявитель:

ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория»

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 01/15/14 - АМ

 

 11 марта 2014 года                                                                                             г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 февраля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 марта 2014 года.

   

 

         Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – И.о. Руководителя Псковского УФАС России; членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;  главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России, в присутствии:

Представителя ответчика – Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области (доверенность от 13.02.2014 года № 03-06/640);

Представителя заявителя – ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория (доверенность от 13.02.2014 года);

рассмотрев дело № 01/15/14-АМ по признакам нарушения Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области (местонахождение: 180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23) (далее – Управление сельского хозяйства), пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 21 ноября 2013 года в адрес УФАС по Псковской области (исх. № 02-1417 от 20.11.2013 года) от ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» (далее – ФГБУ «Тверская МВЛ») поступило заявление о признаках нарушения Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области ст. 14, 15 Закона о защите конкуренции.

        Из вышеуказанного заявления следует, что 14 ноября 2013 года Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области распространило среди ГБУ «СББЖ», подведомственных Управлению сельского хозяйства письмо, которое по мнению Заявителя содержит сведения, несоответствующие действительности и порочащие деловую репутацию ФГБУ «Тверская МВЛ», что может привести к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов на территории Псковской области. 

Ответчик с данной позицией не согласен по следующим основаниям:

В связи с отсутствием информации о наличии у Псковского филиала ФГБУ «Тверская МВЛ» аттестата аккредитации на техническую компетентность и независимость, Управлением сельского хозяйства были направлены письма в Федеральную службу по аккредитации (далее – Росаккредитация) от 14.05.2013 № 03-06/1537 и повторно от 11.09.2013 № 03-06/4018 с целью уточнения наличия Аттестата аккредитации на техническую компетентность и независимость для проведения испытаний пищевой продукции и диагностических исследований в соответствии ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Псковского филиала ФГБУ «Тверская МВЛ».    

Росаккредитация рассмотрела обращения и письмом от 07.10.2013 года № 11500/02-1 сообщила об отсутствии в Реестре сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ».

На основании вышеизложенного в адрес начальников и заместителей начальников ГБУ «СББЖ» направлено письмо от 14.11.2013 года № 03-06/5081 о проведении исследований только в аккредитованных ветеринарных лабораториях.

 

         Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения Комиссия установила:

 

 1. 14 ноября 2013 года Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, за подписью заместителя начальника управления – главного госветинспектора Псковской области, в адрес начальников и заместителей начальников ГБУ «СББЖ» было направлено письмо от 14.11.2013 года № 03-06/5081 следующего содержания:                     

 «Управление ветеринарии Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области информирует, что по состоянию на 01.11.2013 года на территории Псковской области аккредитованной лабораторией на проведение лабораторных исследований является только ГБУ «Псковская областная ветеринарная лаборатория» и её Великолукский филиал, другие лабораторные учреждения не имеют необходимой аккредитации, в том числе и Псковский филиал ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория». В связи с вышеизложенным, для оформления ветеринарных сопроводительных документов могут использоваться данные только ГБУ «Псковская областная ветеринарная лаборатория», либо аккредитованных лабораторий расположенных в других субъектах Российской Федерации».

К вышеуказанному письму было приложено письмо Росаккредитации от 07.10.2013 года № 11500/02-1, в котором сообщается об отсутствии в Реестре сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ».

Письмо Управления сельского хозяйства было направлено по электронной почте в адрес 11-и ГБУ «СББЖ» (информация Управления сельского хозяйства от 12.12.2013 г.).

В целях изучения последствий направления Управлением сельского хозяйства вышеуказанного письма, Псковским УФАС России в адрес ГБУ «СББЖ» Псковской области направлены запросы.

В результате полученных ответов, ГБУ «СББЖ по Порховскому, Дедовическому и Дновскому районам» (исх. № 47 от 28.01.2014 г.), ГБУ «Псковская городская станция по борьбе с болезнями животных» (исх. № 8 от 12.02.2014 года.) установлено, что при выдаче ветеринарных сопроводительных вышеназванные учреждения руководствуются письмом Управления сельского хозяйства от 14.11.2013 года № 03-06/5081 и  письмом Росаккредитации от 07.10.2013 года № 11500/02-1, в котором сообщается об отсутствии в Реестре сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ».

При этом из представленных Станциями по борьбе с болезнями животных Псковской области информаций следует, что отказов в выдаче сопроводительных документов по причине предоставления заявителями лабораторных исследований, проведенных Псковским филиалом ФГБУ «Тверская МВЛ» за период с 01.11.2013 года не было.    

В целях реализации части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением Администрации Псковской области от 28 декабря 2011 г. N 531 утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг.

        Вышеуказанный перечень содержит, в том числе и услугу по оформлению и выдаче ветеринарных сопроводительных документов. 

Согласно Положения о Главном государственном управлении сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 8 сентября 2009 г. N 342, Управление является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере сельского хозяйства области, ветеринарии и государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории области.

В соответствии с пунктом 3.2 вышеназванного Положения Управление осуществляет следующие полномочия в сфере ветеринарии:

3.2.1. участие в реализации федеральных мероприятий в области ветеринарии на территории области;

3.2.2. организация проведения на территории области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;

3.2.3. защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

3.2.4. регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью;

3.2.5. контроль за деятельностью специалистов в области ветеринарии;

3.2.6. разработка и реализация областных долгосрочных целевых программ в области ветеринарии;

3.2.7. осуществление государственного ветеринарного надзора на территории области;

3.2.8. внесение представления Губернатору области об установлении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) на территории области в случае угрозы возникновения и распространения особо опасных заразных болезней животных;

3.2.9. установление (отмена) ограничительных мероприятий (карантина) на территории области в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных, за исключением особо опасных, болезней животных.

Приказом Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области от 12.11.2010 года № 295 утвержден Административный регламент Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области по предоставлению государственной услуги «Выдача ветеринарных сопроводительных документов».

На основании пункта 2.2 данного Регламента предоставление государственной услуги по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные государственному надзору грузы, осуществляется районными и городскими Государственными ветеринарными учреждениями Псковской области.

В соответствии с пунктом 2.3 Регламента, контроль за выдачей ветеринарных сопроводительных документов осуществляется исполнительным органом государственной власти Псковской области -  Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области.

На основании изложенного Комиссия считает, что Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области вправе направлять в адрес подведомственных ГБУ «СББЖ» письма, в целях контроля за выдачей ветеринарных сопроводительных документов, если они не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства.

2. Довод ФГБУ «Тверская МВЛ» о том, что своими действиями Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области нарушило п. 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», распространив ложные сведения, которые могут нанести ущерб деловой репутации ФГБУ «Тверская МВЛ» и привести к оттоку клиентов – заказчиков услуг Псковского филиала ФГБУ «Тверская МВЛ» не обоснован ввиду следующих обстоятельств.  

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

На основании пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено понятие хозяйствующего субъекта, согласно которого хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области является органом исполнительной власти области, не относится к хозяйствующим субъектам и соответственно действие статьи 14 Закона о защите конкуренции на него не распространяется.

В то же время статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Совершая действия по направлению письма в адрес начальников и заместителей начальников ГБУ «СББЖ» от 14.11.2013 года № 03-06/5081 о проведении исследований только в аккредитованных ветеринарных лабораториях, Управление сельского хозяйства руководствовалось письмом Федеральной службы по аккредитации от 07.10.2013 года № 11500/02-1.

В соответствии с пунктом 5.1.2.1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 года № 845, Росаккредитация ведет государственный реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (далее – Реестр).

В ответ на запрос Управления сельского хозяйства Росаккредитация сообщила об отсутствии сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория». В то же время в адрес Управления сельского хозяйства была направлена выписка из Реестра в отношении испытательной лаборатории ФГБУ«Тверская межобластная ветеринарная лаборатория».

 В ходе рассмотрения дела Заявителем представлены Аттестаты аккредитации испытательной лаборатории (центра) № РОСС RU.0001.21ПХ30, № РОСС RU 0001.516934, № ААС.А.00170, выданные ФГБУ «Тверская МВЛ». При этом сведений о распространении вышеуказанных Аттестатов на Псковский филиал ФГБУ «Тверская МВЛ», как на испытательную лабораторию (центр), проводящих лабораторные исследования по месту нахождения филиала, не имеется.

В соответствии с пунктом 3.10 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 года № 317, при проведении ветеринарного контроля (надзора) для оформления ветеринарных сертификатов на соответствие Единым ветеринарным требованиям принимаются протоколы лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальных системах аккредитации лабораториях Сторон и включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза в соответствии с Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 163 было утверждено Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, действующее на момент выдачи Аттестатов аккредитации ФГБУ«Тверская МВЛ».

В соответствии с пунктом 5 данного Положения Заявитель должен соответствовать следующим критериям аккредитации:

а) наличие разработанной и внедренной системы качества в области деятельности, в отношении которой осуществляется аккредитация, включая наличие руководства по качеству, а также системы учета и документирования результатов выполнения работ по подтверждению соответствия, в том числе утвержденных руководителем органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) правил организации делопроизводства, ведения архива по сертификации, исследований (испытаний) (с указанием сроков хранения дел), которые должны содержать документы, касающиеся работ, выполненных при сертификации, испытаниях;

б) наличие необходимых для осуществления деятельности помещений, оборудования и иных материальных ресурсов и т.д.

Согласно пункту 6 данного Положения, дополнительным критерием аккредитации испытательных лабораторий (центров) является наличие аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений, необходимых для проверки соответствия объектов подтверждения соответствия установленным требованиям в области аккредитации, указанной заявителем в заявлении об аккредитации.

На основании пункта 34 вышеуказанного Положения, в случае изменения места нахождения (жительства), места осуществления деятельности органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра) орган по сертификации, испытательная лаборатория (центр) обязаны направить в орган по аккредитации в течение 10 дней заказным письмом с уведомлением о вручении сведения о новом месте нахождения (жительства) или месте осуществления деятельности органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра).

 Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 года № 602 утверждены новые Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации.

 Данные Правила также содержат указание на то, что в случае изменения места (мест) осуществления деятельности испытательной лаборатории (центра) Аттестат аккредитации подлежит переоформлению (пункт 34).

В то же время, на основании пункта 8 Правил, для получения аттестата аккредитации заявитель к заявлению об аккредитации прилагает следующие документы:

документы (копии документов), подтверждающие соответствие заявителя установленным критериям аккредитации.

В соответствии с пунктом 11 Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 16.10.2012 года № 682, к критериям аккредитации относится в т.ч:

- наличие по месту осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в аттестате аккредитации.

 В соответствии с пунктом 1.8 Положения о Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ», утвержденного Приказом директора ФГБУ «Тверская МВЛ» от 22.06.2011 г. № 89/1-од, возможность оказания услуг по проведению лабораторных исследований обеспечивается в филиале наличием в т.ч.:

- аттестатов аккредитации на право проведения работ по испытаниям и исследованиям ФГБУ «Тверская МВЛ»;

- необходимого лабораторного и испытательного оборудования и т.д.  

- актуализированного фонда нормативной документации, организационно-методических и распорядительных документов, устанавливающих правила, процедуры и порядок проведения экспертиз, исследований, обследований, документации системы менеджмента качества, в том числе порядок рассмотрения претензий и рекламаций заказчиков.

В ходе рассмотрения дела ФГБУ «Тверская МВЛ» представлены письменные пояснения о распространении действия аттестата аккредитации на Псковский филиал (исх. от 23.12.2013 года № 02-1536), согласно которым наличие Аттестата аккредитации на осуществление ветеринарной деятельности обязательно только для юридических лиц. Структурное подразделение вправе осуществлять все правомочия создавшего его юридического лица по осуществлению аккредитуемых видов деятельности, при наличии аттестата аккредитации у самого юридического лица.

Однако, на основании информации Прокуратуры Псковской области (исх. от 16.01.2014 года № 7-642-2011), представленной в адрес начальника Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области установлено, что в соответствии с Приказом И.о. руководителя Россельхознадзора Н.А. Власова от 17.12.2013 года № 614 в период с 17.12.2013 года по 25.12.2013 года проведена проверка Псковского филиала ФГБУ «Тверская МВЛ». Данная проверка показала, что в нарушение пункта 11 Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 16.10.2012 года № 682 в Аттестатах аккредитации испытательной лаборатории ФГБУ «Тверская МВЛ» (№ РОСС RU.0001.21ПХ30, № РОСС RU 0001.516934) не имеется сведений о том, что в помещениях и на оборудовании Псковского филиала возможно осуществлять деятельность, включенную в данные Аттестаты аккредитации.

Кроме того, в нарушение пункта 4.2.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» в Псковском филиале не разработана политика, системы, программы, процедура, инструкции, необходимые для обеспечения качества результатов испытаний.     

На основании вышеизложенного Комиссия считает, что для проведения лабораторных исследований в Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ» необходимо внесение изменений в Аттестаты аккредитации, выданные ФГБУ «Тверская МВЛ».

Таким образом, отсутствие сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» в Реестре Росаккредитации позволяло Управлению сельского хозяйства, во исполнение своих полномочий в сфере ветеринарии, направить письмо от 14.11.2013 года № 03-06/5081  в адрес подведомственных ГБУ «СББЖ».        

      

         В ходе рассмотрения дела признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в действиях Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области не установлено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России

 

        

РЕШИЛА:

 

        1. Прекратить рассмотрение дела 01/15/14-АМ в связи с отсутствием в действиях Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                             

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                            

       

 Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 7063 [uid] => 5 [title] => Решение по делу 01/15/14 - АМ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7062 [type] => solution [language] => ru [created] => 1394715403 [changed] => 1394715403 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1394715403 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 


 

 

Ответчик:

Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области

Начальнику управления

 

Заявитель:

ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория»

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 01/15/14 - АМ

 

 11 марта 2014 года                                                                                             г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 февраля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 марта 2014 года.

   

 

         Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – И.о. Руководителя Псковского УФАС России; членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;  главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России, в присутствии:

Представителя ответчика – Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области (доверенность от 13.02.2014 года № 03-06/640);

Представителя заявителя – ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория (доверенность от 13.02.2014 года);

рассмотрев дело № 01/15/14-АМ по признакам нарушения Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области (местонахождение: 180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23) (далее – Управление сельского хозяйства), пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 21 ноября 2013 года в адрес УФАС по Псковской области (исх. № 02-1417 от 20.11.2013 года) от ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» (далее – ФГБУ «Тверская МВЛ») поступило заявление о признаках нарушения Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области ст. 14, 15 Закона о защите конкуренции.

        Из вышеуказанного заявления следует, что 14 ноября 2013 года Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области распространило среди ГБУ «СББЖ», подведомственных Управлению сельского хозяйства письмо, которое по мнению Заявителя содержит сведения, несоответствующие действительности и порочащие деловую репутацию ФГБУ «Тверская МВЛ», что может привести к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов на территории Псковской области. 

Ответчик с данной позицией не согласен по следующим основаниям:

В связи с отсутствием информации о наличии у Псковского филиала ФГБУ «Тверская МВЛ» аттестата аккредитации на техническую компетентность и независимость, Управлением сельского хозяйства были направлены письма в Федеральную службу по аккредитации (далее – Росаккредитация) от 14.05.2013 № 03-06/1537 и повторно от 11.09.2013 № 03-06/4018 с целью уточнения наличия Аттестата аккредитации на техническую компетентность и независимость для проведения испытаний пищевой продукции и диагностических исследований в соответствии ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Псковского филиала ФГБУ «Тверская МВЛ».    

Росаккредитация рассмотрела обращения и письмом от 07.10.2013 года № 11500/02-1 сообщила об отсутствии в Реестре сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ».

На основании вышеизложенного в адрес начальников и заместителей начальников ГБУ «СББЖ» направлено письмо от 14.11.2013 года № 03-06/5081 о проведении исследований только в аккредитованных ветеринарных лабораториях.

 

         Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения Комиссия установила:

 

 1. 14 ноября 2013 года Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, за подписью заместителя начальника управления – главного госветинспектора Псковской области, в адрес начальников и заместителей начальников ГБУ «СББЖ» было направлено письмо от 14.11.2013 года № 03-06/5081 следующего содержания:                     

 «Управление ветеринарии Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области информирует, что по состоянию на 01.11.2013 года на территории Псковской области аккредитованной лабораторией на проведение лабораторных исследований является только ГБУ «Псковская областная ветеринарная лаборатория» и её Великолукский филиал, другие лабораторные учреждения не имеют необходимой аккредитации, в том числе и Псковский филиал ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория». В связи с вышеизложенным, для оформления ветеринарных сопроводительных документов могут использоваться данные только ГБУ «Псковская областная ветеринарная лаборатория», либо аккредитованных лабораторий расположенных в других субъектах Российской Федерации».

К вышеуказанному письму было приложено письмо Росаккредитации от 07.10.2013 года № 11500/02-1, в котором сообщается об отсутствии в Реестре сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ».

Письмо Управления сельского хозяйства было направлено по электронной почте в адрес 11-и ГБУ «СББЖ» (информация Управления сельского хозяйства от 12.12.2013 г.).

В целях изучения последствий направления Управлением сельского хозяйства вышеуказанного письма, Псковским УФАС России в адрес ГБУ «СББЖ» Псковской области направлены запросы.

В результате полученных ответов, ГБУ «СББЖ по Порховскому, Дедовическому и Дновскому районам» (исх. № 47 от 28.01.2014 г.), ГБУ «Псковская городская станция по борьбе с болезнями животных» (исх. № 8 от 12.02.2014 года.) установлено, что при выдаче ветеринарных сопроводительных вышеназванные учреждения руководствуются письмом Управления сельского хозяйства от 14.11.2013 года № 03-06/5081 и  письмом Росаккредитации от 07.10.2013 года № 11500/02-1, в котором сообщается об отсутствии в Реестре сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ».

При этом из представленных Станциями по борьбе с болезнями животных Псковской области информаций следует, что отказов в выдаче сопроводительных документов по причине предоставления заявителями лабораторных исследований, проведенных Псковским филиалом ФГБУ «Тверская МВЛ» за период с 01.11.2013 года не было.    

В целях реализации части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением Администрации Псковской области от 28 декабря 2011 г. N 531 утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг.

        Вышеуказанный перечень содержит, в том числе и услугу по оформлению и выдаче ветеринарных сопроводительных документов. 

Согласно Положения о Главном государственном управлении сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 8 сентября 2009 г. N 342, Управление является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере сельского хозяйства области, ветеринарии и государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории области.

В соответствии с пунктом 3.2 вышеназванного Положения Управление осуществляет следующие полномочия в сфере ветеринарии:

3.2.1. участие в реализации федеральных мероприятий в области ветеринарии на территории области;

3.2.2. организация проведения на территории области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;

3.2.3. защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

3.2.4. регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью;

3.2.5. контроль за деятельностью специалистов в области ветеринарии;

3.2.6. разработка и реализация областных долгосрочных целевых программ в области ветеринарии;

3.2.7. осуществление государственного ветеринарного надзора на территории области;

3.2.8. внесение представления Губернатору области об установлении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) на территории области в случае угрозы возникновения и распространения особо опасных заразных болезней животных;

3.2.9. установление (отмена) ограничительных мероприятий (карантина) на территории области в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных, за исключением особо опасных, болезней животных.

Приказом Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области от 12.11.2010 года № 295 утвержден Административный регламент Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области по предоставлению государственной услуги «Выдача ветеринарных сопроводительных документов».

На основании пункта 2.2 данного Регламента предоставление государственной услуги по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные государственному надзору грузы, осуществляется районными и городскими Государственными ветеринарными учреждениями Псковской области.

В соответствии с пунктом 2.3 Регламента, контроль за выдачей ветеринарных сопроводительных документов осуществляется исполнительным органом государственной власти Псковской области -  Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области.

На основании изложенного Комиссия считает, что Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области вправе направлять в адрес подведомственных ГБУ «СББЖ» письма, в целях контроля за выдачей ветеринарных сопроводительных документов, если они не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства.

2. Довод ФГБУ «Тверская МВЛ» о том, что своими действиями Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области нарушило п. 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», распространив ложные сведения, которые могут нанести ущерб деловой репутации ФГБУ «Тверская МВЛ» и привести к оттоку клиентов – заказчиков услуг Псковского филиала ФГБУ «Тверская МВЛ» не обоснован ввиду следующих обстоятельств.  

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

На основании пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено понятие хозяйствующего субъекта, согласно которого хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области является органом исполнительной власти области, не относится к хозяйствующим субъектам и соответственно действие статьи 14 Закона о защите конкуренции на него не распространяется.

В то же время статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Совершая действия по направлению письма в адрес начальников и заместителей начальников ГБУ «СББЖ» от 14.11.2013 года № 03-06/5081 о проведении исследований только в аккредитованных ветеринарных лабораториях, Управление сельского хозяйства руководствовалось письмом Федеральной службы по аккредитации от 07.10.2013 года № 11500/02-1.

В соответствии с пунктом 5.1.2.1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 года № 845, Росаккредитация ведет государственный реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (далее – Реестр).

В ответ на запрос Управления сельского хозяйства Росаккредитация сообщила об отсутствии сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория». В то же время в адрес Управления сельского хозяйства была направлена выписка из Реестра в отношении испытательной лаборатории ФГБУ«Тверская межобластная ветеринарная лаборатория».

 В ходе рассмотрения дела Заявителем представлены Аттестаты аккредитации испытательной лаборатории (центра) № РОСС RU.0001.21ПХ30, № РОСС RU 0001.516934, № ААС.А.00170, выданные ФГБУ «Тверская МВЛ». При этом сведений о распространении вышеуказанных Аттестатов на Псковский филиал ФГБУ «Тверская МВЛ», как на испытательную лабораторию (центр), проводящих лабораторные исследования по месту нахождения филиала, не имеется.

В соответствии с пунктом 3.10 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 года № 317, при проведении ветеринарного контроля (надзора) для оформления ветеринарных сертификатов на соответствие Единым ветеринарным требованиям принимаются протоколы лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальных системах аккредитации лабораториях Сторон и включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза в соответствии с Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 163 было утверждено Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, действующее на момент выдачи Аттестатов аккредитации ФГБУ«Тверская МВЛ».

В соответствии с пунктом 5 данного Положения Заявитель должен соответствовать следующим критериям аккредитации:

а) наличие разработанной и внедренной системы качества в области деятельности, в отношении которой осуществляется аккредитация, включая наличие руководства по качеству, а также системы учета и документирования результатов выполнения работ по подтверждению соответствия, в том числе утвержденных руководителем органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) правил организации делопроизводства, ведения архива по сертификации, исследований (испытаний) (с указанием сроков хранения дел), которые должны содержать документы, касающиеся работ, выполненных при сертификации, испытаниях;

б) наличие необходимых для осуществления деятельности помещений, оборудования и иных материальных ресурсов и т.д.

Согласно пункту 6 данного Положения, дополнительным критерием аккредитации испытательных лабораторий (центров) является наличие аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений, необходимых для проверки соответствия объектов подтверждения соответствия установленным требованиям в области аккредитации, указанной заявителем в заявлении об аккредитации.

На основании пункта 34 вышеуказанного Положения, в случае изменения места нахождения (жительства), места осуществления деятельности органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра) орган по сертификации, испытательная лаборатория (центр) обязаны направить в орган по аккредитации в течение 10 дней заказным письмом с уведомлением о вручении сведения о новом месте нахождения (жительства) или месте осуществления деятельности органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра).

 Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 года № 602 утверждены новые Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации.

 Данные Правила также содержат указание на то, что в случае изменения места (мест) осуществления деятельности испытательной лаборатории (центра) Аттестат аккредитации подлежит переоформлению (пункт 34).

В то же время, на основании пункта 8 Правил, для получения аттестата аккредитации заявитель к заявлению об аккредитации прилагает следующие документы:

документы (копии документов), подтверждающие соответствие заявителя установленным критериям аккредитации.

В соответствии с пунктом 11 Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 16.10.2012 года № 682, к критериям аккредитации относится в т.ч:

- наличие по месту осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в аттестате аккредитации.

 В соответствии с пунктом 1.8 Положения о Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ», утвержденного Приказом директора ФГБУ «Тверская МВЛ» от 22.06.2011 г. № 89/1-од, возможность оказания услуг по проведению лабораторных исследований обеспечивается в филиале наличием в т.ч.:

- аттестатов аккредитации на право проведения работ по испытаниям и исследованиям ФГБУ «Тверская МВЛ»;

- необходимого лабораторного и испытательного оборудования и т.д.  

- актуализированного фонда нормативной документации, организационно-методических и распорядительных документов, устанавливающих правила, процедуры и порядок проведения экспертиз, исследований, обследований, документации системы менеджмента качества, в том числе порядок рассмотрения претензий и рекламаций заказчиков.

В ходе рассмотрения дела ФГБУ «Тверская МВЛ» представлены письменные пояснения о распространении действия аттестата аккредитации на Псковский филиал (исх. от 23.12.2013 года № 02-1536), согласно которым наличие Аттестата аккредитации на осуществление ветеринарной деятельности обязательно только для юридических лиц. Структурное подразделение вправе осуществлять все правомочия создавшего его юридического лица по осуществлению аккредитуемых видов деятельности, при наличии аттестата аккредитации у самого юридического лица.

Однако, на основании информации Прокуратуры Псковской области (исх. от 16.01.2014 года № 7-642-2011), представленной в адрес начальника Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области установлено, что в соответствии с Приказом И.о. руководителя Россельхознадзора Н.А. Власова от 17.12.2013 года № 614 в период с 17.12.2013 года по 25.12.2013 года проведена проверка Псковского филиала ФГБУ «Тверская МВЛ». Данная проверка показала, что в нарушение пункта 11 Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 16.10.2012 года № 682 в Аттестатах аккредитации испытательной лаборатории ФГБУ «Тверская МВЛ» (№ РОСС RU.0001.21ПХ30, № РОСС RU 0001.516934) не имеется сведений о том, что в помещениях и на оборудовании Псковского филиала возможно осуществлять деятельность, включенную в данные Аттестаты аккредитации.

Кроме того, в нарушение пункта 4.2.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» в Псковском филиале не разработана политика, системы, программы, процедура, инструкции, необходимые для обеспечения качества результатов испытаний.     

На основании вышеизложенного Комиссия считает, что для проведения лабораторных исследований в Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ» необходимо внесение изменений в Аттестаты аккредитации, выданные ФГБУ «Тверская МВЛ».

Таким образом, отсутствие сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» в Реестре Росаккредитации позволяло Управлению сельского хозяйства, во исполнение своих полномочий в сфере ветеринарии, направить письмо от 14.11.2013 года № 03-06/5081  в адрес подведомственных ГБУ «СББЖ».        

      

         В ходе рассмотрения дела признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в действиях Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области не установлено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России

 

        

РЕШИЛА:

 

        1. Прекратить рассмотрение дела 01/15/14-АМ в связи с отсутствием в действиях Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                             

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                            

       

 Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

Ответчик:

Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области

Начальнику управления

 

Заявитель:

ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория»

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 01/15/14 - АМ

 

 11 марта 2014 года                                                                                             г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 февраля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 марта 2014 года.

   

 

         Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – И.о. Руководителя Псковского УФАС России; членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;  главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России, в присутствии:

Представителя ответчика – Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области (доверенность от 13.02.2014 года № 03-06/640);

Представителя заявителя – ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория (доверенность от 13.02.2014 года);

рассмотрев дело № 01/15/14-АМ по признакам нарушения Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области (местонахождение: 180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23) (далее – Управление сельского хозяйства), пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 21 ноября 2013 года в адрес УФАС по Псковской области (исх. № 02-1417 от 20.11.2013 года) от ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» (далее – ФГБУ «Тверская МВЛ») поступило заявление о признаках нарушения Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области ст. 14, 15 Закона о защите конкуренции.

        Из вышеуказанного заявления следует, что 14 ноября 2013 года Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области распространило среди ГБУ «СББЖ», подведомственных Управлению сельского хозяйства письмо, которое по мнению Заявителя содержит сведения, несоответствующие действительности и порочащие деловую репутацию ФГБУ «Тверская МВЛ», что может привести к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов на территории Псковской области. 

Ответчик с данной позицией не согласен по следующим основаниям:

В связи с отсутствием информации о наличии у Псковского филиала ФГБУ «Тверская МВЛ» аттестата аккредитации на техническую компетентность и независимость, Управлением сельского хозяйства были направлены письма в Федеральную службу по аккредитации (далее – Росаккредитация) от 14.05.2013 № 03-06/1537 и повторно от 11.09.2013 № 03-06/4018 с целью уточнения наличия Аттестата аккредитации на техническую компетентность и независимость для проведения испытаний пищевой продукции и диагностических исследований в соответствии ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Псковского филиала ФГБУ «Тверская МВЛ».    

Росаккредитация рассмотрела обращения и письмом от 07.10.2013 года № 11500/02-1 сообщила об отсутствии в Реестре сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ».

На основании вышеизложенного в адрес начальников и заместителей начальников ГБУ «СББЖ» направлено письмо от 14.11.2013 года № 03-06/5081 о проведении исследований только в аккредитованных ветеринарных лабораториях.

 

         Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения Комиссия установила:

 

 1. 14 ноября 2013 года Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, за подписью заместителя начальника управления – главного госветинспектора Псковской области, в адрес начальников и заместителей начальников ГБУ «СББЖ» было направлено письмо от 14.11.2013 года № 03-06/5081 следующего содержания:                     

 «Управление ветеринарии Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области информирует, что по состоянию на 01.11.2013 года на территории Псковской области аккредитованной лабораторией на проведение лабораторных исследований является только ГБУ «Псковская областная ветеринарная лаборатория» и её Великолукский филиал, другие лабораторные учреждения не имеют необходимой аккредитации, в том числе и Псковский филиал ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория». В связи с вышеизложенным, для оформления ветеринарных сопроводительных документов могут использоваться данные только ГБУ «Псковская областная ветеринарная лаборатория», либо аккредитованных лабораторий расположенных в других субъектах Российской Федерации».

К вышеуказанному письму было приложено письмо Росаккредитации от 07.10.2013 года № 11500/02-1, в котором сообщается об отсутствии в Реестре сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ».

Письмо Управления сельского хозяйства было направлено по электронной почте в адрес 11-и ГБУ «СББЖ» (информация Управления сельского хозяйства от 12.12.2013 г.).

В целях изучения последствий направления Управлением сельского хозяйства вышеуказанного письма, Псковским УФАС России в адрес ГБУ «СББЖ» Псковской области направлены запросы.

В результате полученных ответов, ГБУ «СББЖ по Порховскому, Дедовическому и Дновскому районам» (исх. № 47 от 28.01.2014 г.), ГБУ «Псковская городская станция по борьбе с болезнями животных» (исх. № 8 от 12.02.2014 года.) установлено, что при выдаче ветеринарных сопроводительных вышеназванные учреждения руководствуются письмом Управления сельского хозяйства от 14.11.2013 года № 03-06/5081 и  письмом Росаккредитации от 07.10.2013 года № 11500/02-1, в котором сообщается об отсутствии в Реестре сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ».

При этом из представленных Станциями по борьбе с болезнями животных Псковской области информаций следует, что отказов в выдаче сопроводительных документов по причине предоставления заявителями лабораторных исследований, проведенных Псковским филиалом ФГБУ «Тверская МВЛ» за период с 01.11.2013 года не было.    

В целях реализации части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением Администрации Псковской области от 28 декабря 2011 г. N 531 утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг.

        Вышеуказанный перечень содержит, в том числе и услугу по оформлению и выдаче ветеринарных сопроводительных документов. 

Согласно Положения о Главном государственном управлении сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 8 сентября 2009 г. N 342, Управление является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере сельского хозяйства области, ветеринарии и государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории области.

В соответствии с пунктом 3.2 вышеназванного Положения Управление осуществляет следующие полномочия в сфере ветеринарии:

3.2.1. участие в реализации федеральных мероприятий в области ветеринарии на территории области;

3.2.2. организация проведения на территории области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;

3.2.3. защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

3.2.4. регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью;

3.2.5. контроль за деятельностью специалистов в области ветеринарии;

3.2.6. разработка и реализация областных долгосрочных целевых программ в области ветеринарии;

3.2.7. осуществление государственного ветеринарного надзора на территории области;

3.2.8. внесение представления Губернатору области об установлении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) на территории области в случае угрозы возникновения и распространения особо опасных заразных болезней животных;

3.2.9. установление (отмена) ограничительных мероприятий (карантина) на территории области в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных, за исключением особо опасных, болезней животных.

Приказом Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области от 12.11.2010 года № 295 утвержден Административный регламент Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области по предоставлению государственной услуги «Выдача ветеринарных сопроводительных документов».

На основании пункта 2.2 данного Регламента предоставление государственной услуги по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные государственному надзору грузы, осуществляется районными и городскими Государственными ветеринарными учреждениями Псковской области.

В соответствии с пунктом 2.3 Регламента, контроль за выдачей ветеринарных сопроводительных документов осуществляется исполнительным органом государственной власти Псковской области -  Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области.

На основании изложенного Комиссия считает, что Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области вправе направлять в адрес подведомственных ГБУ «СББЖ» письма, в целях контроля за выдачей ветеринарных сопроводительных документов, если они не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства.

2. Довод ФГБУ «Тверская МВЛ» о том, что своими действиями Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области нарушило п. 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», распространив ложные сведения, которые могут нанести ущерб деловой репутации ФГБУ «Тверская МВЛ» и привести к оттоку клиентов – заказчиков услуг Псковского филиала ФГБУ «Тверская МВЛ» не обоснован ввиду следующих обстоятельств.  

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

На основании пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено понятие хозяйствующего субъекта, согласно которого хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области является органом исполнительной власти области, не относится к хозяйствующим субъектам и соответственно действие статьи 14 Закона о защите конкуренции на него не распространяется.

В то же время статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Совершая действия по направлению письма в адрес начальников и заместителей начальников ГБУ «СББЖ» от 14.11.2013 года № 03-06/5081 о проведении исследований только в аккредитованных ветеринарных лабораториях, Управление сельского хозяйства руководствовалось письмом Федеральной службы по аккредитации от 07.10.2013 года № 11500/02-1.

В соответствии с пунктом 5.1.2.1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 года № 845, Росаккредитация ведет государственный реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (далее – Реестр).

В ответ на запрос Управления сельского хозяйства Росаккредитация сообщила об отсутствии сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория». В то же время в адрес Управления сельского хозяйства была направлена выписка из Реестра в отношении испытательной лаборатории ФГБУ«Тверская межобластная ветеринарная лаборатория».

 В ходе рассмотрения дела Заявителем представлены Аттестаты аккредитации испытательной лаборатории (центра) № РОСС RU.0001.21ПХ30, № РОСС RU 0001.516934, № ААС.А.00170, выданные ФГБУ «Тверская МВЛ». При этом сведений о распространении вышеуказанных Аттестатов на Псковский филиал ФГБУ «Тверская МВЛ», как на испытательную лабораторию (центр), проводящих лабораторные исследования по месту нахождения филиала, не имеется.

В соответствии с пунктом 3.10 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 года № 317, при проведении ветеринарного контроля (надзора) для оформления ветеринарных сертификатов на соответствие Единым ветеринарным требованиям принимаются протоколы лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальных системах аккредитации лабораториях Сторон и включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза в соответствии с Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 163 было утверждено Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, действующее на момент выдачи Аттестатов аккредитации ФГБУ«Тверская МВЛ».

В соответствии с пунктом 5 данного Положения Заявитель должен соответствовать следующим критериям аккредитации:

а) наличие разработанной и внедренной системы качества в области деятельности, в отношении которой осуществляется аккредитация, включая наличие руководства по качеству, а также системы учета и документирования результатов выполнения работ по подтверждению соответствия, в том числе утвержденных руководителем органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) правил организации делопроизводства, ведения архива по сертификации, исследований (испытаний) (с указанием сроков хранения дел), которые должны содержать документы, касающиеся работ, выполненных при сертификации, испытаниях;

б) наличие необходимых для осуществления деятельности помещений, оборудования и иных материальных ресурсов и т.д.

Согласно пункту 6 данного Положения, дополнительным критерием аккредитации испытательных лабораторий (центров) является наличие аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений, необходимых для проверки соответствия объектов подтверждения соответствия установленным требованиям в области аккредитации, указанной заявителем в заявлении об аккредитации.

На основании пункта 34 вышеуказанного Положения, в случае изменения места нахождения (жительства), места осуществления деятельности органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра) орган по сертификации, испытательная лаборатория (центр) обязаны направить в орган по аккредитации в течение 10 дней заказным письмом с уведомлением о вручении сведения о новом месте нахождения (жительства) или месте осуществления деятельности органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра).

 Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 года № 602 утверждены новые Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации.

 Данные Правила также содержат указание на то, что в случае изменения места (мест) осуществления деятельности испытательной лаборатории (центра) Аттестат аккредитации подлежит переоформлению (пункт 34).

В то же время, на основании пункта 8 Правил, для получения аттестата аккредитации заявитель к заявлению об аккредитации прилагает следующие документы:

документы (копии документов), подтверждающие соответствие заявителя установленным критериям аккредитации.

В соответствии с пунктом 11 Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 16.10.2012 года № 682, к критериям аккредитации относится в т.ч:

- наличие по месту осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в аттестате аккредитации.

 В соответствии с пунктом 1.8 Положения о Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ», утвержденного Приказом директора ФГБУ «Тверская МВЛ» от 22.06.2011 г. № 89/1-од, возможность оказания услуг по проведению лабораторных исследований обеспечивается в филиале наличием в т.ч.:

- аттестатов аккредитации на право проведения работ по испытаниям и исследованиям ФГБУ «Тверская МВЛ»;

- необходимого лабораторного и испытательного оборудования и т.д.  

- актуализированного фонда нормативной документации, организационно-методических и распорядительных документов, устанавливающих правила, процедуры и порядок проведения экспертиз, исследований, обследований, документации системы менеджмента качества, в том числе порядок рассмотрения претензий и рекламаций заказчиков.

В ходе рассмотрения дела ФГБУ «Тверская МВЛ» представлены письменные пояснения о распространении действия аттестата аккредитации на Псковский филиал (исх. от 23.12.2013 года № 02-1536), согласно которым наличие Аттестата аккредитации на осуществление ветеринарной деятельности обязательно только для юридических лиц. Структурное подразделение вправе осуществлять все правомочия создавшего его юридического лица по осуществлению аккредитуемых видов деятельности, при наличии аттестата аккредитации у самого юридического лица.

Однако, на основании информации Прокуратуры Псковской области (исх. от 16.01.2014 года № 7-642-2011), представленной в адрес начальника Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области установлено, что в соответствии с Приказом И.о. руководителя Россельхознадзора Н.А. Власова от 17.12.2013 года № 614 в период с 17.12.2013 года по 25.12.2013 года проведена проверка Псковского филиала ФГБУ «Тверская МВЛ». Данная проверка показала, что в нарушение пункта 11 Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 16.10.2012 года № 682 в Аттестатах аккредитации испытательной лаборатории ФГБУ «Тверская МВЛ» (№ РОСС RU.0001.21ПХ30, № РОСС RU 0001.516934) не имеется сведений о том, что в помещениях и на оборудовании Псковского филиала возможно осуществлять деятельность, включенную в данные Аттестаты аккредитации.

Кроме того, в нарушение пункта 4.2.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» в Псковском филиале не разработана политика, системы, программы, процедура, инструкции, необходимые для обеспечения качества результатов испытаний.     

На основании вышеизложенного Комиссия считает, что для проведения лабораторных исследований в Псковском филиале ФГБУ «Тверская МВЛ» необходимо внесение изменений в Аттестаты аккредитации, выданные ФГБУ «Тверская МВЛ».

Таким образом, отсутствие сведений о Псковском филиале ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» в Реестре Росаккредитации позволяло Управлению сельского хозяйства, во исполнение своих полномочий в сфере ветеринарии, направить письмо от 14.11.2013 года № 03-06/5081  в адрес подведомственных ГБУ «СББЖ».        

      

         В ходе рассмотрения дела признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в действиях Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области не установлено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России

 

        

РЕШИЛА:

 

        1. Прекратить рассмотрение дела 01/15/14-АМ в связи с отсутствием в действиях Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                             

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                            

       

 Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 01/15/14 - АМ [format] => [safe_value] => 01/15/14 - АМ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-11 12:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-11 12:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1394715403 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Псковское УФАС России )