ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по делу № 54/14

Номер дела: № 54/14
Дата публикации: 26 ноября 2014, 09:24

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания  по делу  № 54/14

 

      24 ноября 2014 года                                                                                        г. Псков 

 

 Я, заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России Аверина Е.С., рассмотрев протокол и материалы дела № 54/14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении Муниципального предприятия «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район»,

УСТАНОВИЛА:

Поводом к возбуждению дела № 54/14 об административном правонарушении явилось принятие Комиссией Псковского УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 45/10/14-ЕМ от 09.10.2014 г.

Дело возбуждено по заявлению ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (вх. № 267 от 30.07.2014) по признакам нарушения антимонопольного законодательства со стороны Муниципального предприятия «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» при прекращении 28.07.2014 водоснабжения объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» и приостановлении исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии.

В письменных пояснениях от 12.08.2014 № 628 и на заседаниях комиссии МП «Печорские тепловые сети» не признало наличие нарушения антимонопольного законодательства по мотивам, изложенным в указанных документах, имеющихся в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия Псковского УФАС России, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию заявителя и МП «Печорские тепловые сети», пришла к следующим выводам:

  1. МП «Печорские тепловые сети» осуществляет деятельность по холодному водоснабжению и внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%..., по данному виду деятельности в границах Печорского района (Приказ Псковского УФАС России от 14.03.2006 № 8).

Виды деятельности по передаче тепловой энергии и по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры  относятся к естественно-монопольным согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, МП «Печорские тепловые сети» занимает доминирующее положение на рынках услуг водоснабжения и передачи тепловой энергии и на него распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Псковрегионтеплоэнерго» оказывает услуги по горячему водоснабжению потребителей г. Печоры (приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетик от 05.12.2013 № 85-в утверждены тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) с использованием закрытых систем горячего водоснабжения для ООО «Псковрегионтеплоэнерго» на 2014 год от котельных №№10,11,12,13 г. Печоры).

Процесс горячего водоснабжения потребителей ООО «Псковрегионтеплоэнерго» происходит следующим образом: теплоноситель на БМК, принадлежащих Заявителю, нагревается и подается в магистральные тепловые сети до ЦТП, принадлежащих Ответчику, где с помощью теплообменного оборудования происходит процесс нагрева холодной воды до определенной температуры. Далее теплоноситель возвращается обратно на БМК, а горячая вода, нагретая на ЦТП, по сетям горячего водоснабжения поступает потребителям.

Для этого между «Псковрегионтеплоэнерго» и МП «Печорские тепловые сети» заключен договор № Т-1 оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 31.12.2011 (далее – Договор № Т-1), согласно которому  последнее обязалось оказывать услуги по передаче тепловой энергии потребителям ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (список потребителей приведен в приложении № 5 к договору № Т-1) через принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения тепловые сети и устройства.

В связи с образовавшейся, по мнению МП «Печорские тепловые сети», задолженностью по договорам № 142 (289 321, 41 руб. с января 2014 года) и № Т-1 (4 999 442, 86 руб. с 15.09.2013 по 22.07.2014) МП «Печорские тепловые сети» направило 23.07.2014 в адрес заявителя уведомление от 22.07.2014 № 510 о временном прекращении водоснабжения объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» и прекращении передачи тепловой энергии, теплоносителя с 10.00 28.07.2014. Повторно уведомление было направлено 28.07.2014 (исх. № 542). В повторном уведомлении время прекращения водоснабжения  и передачи тепловой энергии изменено на 13.00 28.07.2014.

Прекращение водоснабжения по ЦТП №№ 6, 7, 8, 9 и передачи тепловой энергии осуществлено 28.07.2014 в 13.00 и возобновлено только 27.08.2014, после возбуждения антимонопольного дела.

В результате указанных действий МП «Печорские тепловые сети» согласно данным ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (Приложение к письму от 14.08.2014 № 1217) прекращено горячее водоснабжение потребителей последнего, в том числе: 68 учреждений и организаций (в том числе школы и детские сады), 20 домов частного жилого фонда, 19 многоквартирных дома.

  1. Пункт 10 статьи 15 Федерального закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, и должны содержать в том числе существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии и  порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Согласно статье 2 указанного закона теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее Правила организации теплоснабжения), теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в следующих случаях (за исключением случаев теплоснабжения граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями):

возникновение у теплоснабжающей организации задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, соответствующей 1 периоду платежа, установленному договором. Если потребителем услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является единая теплоснабжающая организация, расчет задолженности производится за вычетом задолженности теплосетевой организации по оплате тепловой энергии для компенсации потерь тепловой энергии, теплоносителя перед данной единой теплоснабжающей организацией;

приостановление исполнения обязательств по договорам теплоснабжения, а также расторжение указанных договоров - при наличии соответствующего уведомления от теплоснабжающей организации (в письменной форме с приложением подтверждающих документов);

подключение потребителем тепловой энергии к тепловым сетям теплопотребляющих установок, не соответствующих условиям договора;

нарушение порядка подключения к системам теплоснабжения;

иные случаи, установленные пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в качестве оснований для введения ограничения режима потребления тепловой энергии.

Согласно п. 72 Правил организации теплоснабжения приостановление оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя вводится путем ограничения потребления тепловой энергии в отношении потребителей, в интересах которых заключен договор на передачу тепловой энергии, теплоносителя и которые имеют не урегулированную соглашением сторон задолженность по договорам с теплоснабжающей организацией. Информация об указанных потребителях передается теплоснабжающей организацией теплосетевой организации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса от теплосетевой организации.

Мною установлено, что МП «Печорские тепловые сети» приостановило исполнение обязательств по договору № Т-1 в нарушение пунктов 70 и 72 Правил организации теплоснабжения.

Доводы МП «Печорские тепловые сети» о том, что прекращение передачи тепловой энергии вызвано большим объемом задолженности по договору № Т-1, что не позволяет предприятию исполнять свои обязательства перед кредиторами, в том числе за газ и электроэнергию, в целях недопущения срыва отопительного сезона не могут быть приняты во внимание, так как при наличии задолженности контрагента по договору он имеет право обратиться за судебной защитой своих прав. Данные обстоятельства согласно указанным пунктам Правил организации теплоснабжения в любом случае не могут являться основанием для приостановления исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя при теплоснабжении граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями.

3. Согласно п. 8 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Согласно п. 4.2 Договора № 142 расчетным периодом является месяц.

Задолженность по Договору № 142 в размере 289 321, 41 руб., на которую МП «Печорские тепловые сети» ссылается в уведомлении о временном прекращении водоснабжения от 28.07.2014 № 542,  согласно Акту № 00000905 от 30.06.2014 является стоимостью услуг водоснабжения и водоотведения за июнь 2014 года, то есть за один расчетный месяц. На заседании Комиссии МП «Печорские тепловые сети» также признало отсутствие задолженности за два периода. Таким образом, у предприятия отсутствовали правовые основания для введения временного ограничения водоснабжения ООО «Псковрегионтеплоэнерго».

При этом доводы МП «Печорские тепловые сети» о том, что оно не прекращало водоснабжение объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, а именно:

Согласно пункту 2.1 договора № 142 МП «Печорские тепловые сети» отпускает хозяйственно-питьевую воду Заявителю как для технологических нужд котельных, так и в качестве исходной воды для нагрева через теплообменное оборудование ЦТП, принадлежащих ООО «Псковрегионтеплоэнерго».

Согласно Актам МП «Печорские тепловые сети» о количестве расхода хоз. питьевой воды на горячее водоснабжение населения и прочих потребителей г. Печоры за июль 2014 года от 31.07.2014 и за август 2014 года от 01.09.2014 установлено: на ЦТП № 7 за август месяц использовано 0 м3 воды, на ЦТП № 8 за август месяц использовано 0 м3 воды, на ЦТП № 9 использовано 43 м3 воды (19% от объема июля), на ЦТП № 6 использовано 29 м3 воды (12 % от объема июля).

Таким образом, холодная вода для нагрева согласно приборам учета на указанные ЦТП не подавалась.

4. В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, признается злоупотреблением доминирующим положением экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 от 30.06.2008 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Комиссия учла, что на момент принятия решения нарушение антимонопольного законодательства устранено.

09.10.2014 Комиссией Псковского УФАС России было принято решение по делу № 45/10/14-ЕМ:

  1. Признать МП «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного прекращения передачи тепловой энергии потребителям ООО «Псковрегионтеплоэнерго», в том числе в жилые дома, и необоснованного прекращения водоснабжения ООО «Псковрегионтеплоэнерго» с 28.07.2014 по 27.08.2014, что привело к ущемлению интересов потребителей услуг горячего водоснабжения.

2. Прекратить рассмотрение дела № 45/10/14-ЕМ в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. Предписание по делу № 45/10/14-ЕМ в отношении МП «Печорские тепловые сети» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

Нарушение МП «Печорские тепловые сети»  пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Событие административного правонарушения имело место.

Протокол № 54/14 об административном правонарушении от 12.11.2014 года составлен надлежащим должностным лицом Псковского УФАС России, в соответствии с предоставленными ему Приказом ФАС России от 19.11.2004 года № 180 полномочиями.

На основании исследованных по делу доказательств, объяснений защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении административного законодательства, считаю факт наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в действиях МП «Печорские тепловые сети» установленным, вину предприятия в совершении административного правонарушения полностью доказанной.

При назначении наказания учитываются характер совершенного правонарушения.

Установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей  4.3 КоАП РФ:

1) повторное совершение однородного административного правонарушения, за совершение первого административного правонарушения лицо уже подверглось административному наказанию, по которому срок не истек. МП «Печорские тепловые сети» было привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.31 по делу об административном правонарушении № 22/13, выразившееся в ущемлении интересов граждан путем взимания платы за опломбирование места установки индивидуальных приборов учета холодной воды. Постановление вступило в законную силу 16.02.2014.

Установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей  4.2 КоАП РФ:

1) оказание лицом, совершившим правонарушение, содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

Также, согласно ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, мною установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность:

3)   тяжелое финансовое и имущественное положение юридического лица.

          Согласно представленной в Псковское УФАС России бухгалтерской справке от 22.10.2014, сумма выручки МП «Печорские тепловые сети» на рынке товаров и услуг, на котором совершено административное правонарушение за 2013 год 27 852 520 руб (от водоснабжения и канализации составила) и 4 101 423 руб. 52 коп. (от передачи тепловой энергии за 2013 год), общая сумма  составила 31 953 943 руб. 52 коп.

Административное правонарушение совершено на рынках товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

Три тысячных размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынках которого совершено административное правонарушение, составляет 95 861 руб. 83 коп., три сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, составляет  958 618 руб. 30 коп.

На основании изложенного с учетом Примечания к статье 14.31 КоАП РФ, с учетом Методических рекомендаций по расчету величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений в редакции письма ФАС России от 19.01.2012 № ИА/1099, размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении МП «Печорские тепловые сети», составляет 95 861 руб. 83 коп. + 1/2 х (958 618 руб. 30 коп. - 95 861 руб. 83 коп) + 1/8 х (958 618 руб. 30 коп. - 95 861 руб. 83 коп) – 3/8 (958 618 руб. 30 коп. - 95 861 руб. 83 коп) =  742 929 (семьсот сорок две тысячи девятьсот двадцать девять) руб. 18 коп.

ПОСТАНОВИЛА:

Привлечь МП «Печорские тепловые сети» к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ и наложить на МП «Печорские тепловые сети» административный штраф в размере 742 929 (семьсот сорок две тысячи девятьсот двадцать девять) руб. 18 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет Российской Федерации в полном объеме перечислением в УФК по Псковской области (Псковское УФАС России), р/с 40101810400001010002 Отделение Псков г. Псков, БИК 045805001,   ИНН 6027026536,  КПП  602701001,  код 161 116 02010016000140,  ОКАТО 58401000000.

 Назначение платежа: денежные взыскания (штраф) за нарушение  антимонопольного законодательства.

Согласно  части  4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об  уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности,  направляет  должностному  лицу,  вынесшему  постановление.

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок  влечет  наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

_______________________________________   (Е.С. Аверина)

(подпись должностного лица, (расшифровка подписи) составившего постановление)

stdClass Object ( [vid] => 7347 [uid] => 5 [title] => ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по делу № 54/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7346 [type] => solution [language] => ru [created] => 1417156030 [changed] => 1417156100 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1417156100 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания  по делу  № 54/14

 

      24 ноября 2014 года                                                                                        г. Псков 

 

 Я, заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России Аверина Е.С., рассмотрев протокол и материалы дела № 54/14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении Муниципального предприятия «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район»,

УСТАНОВИЛА:

Поводом к возбуждению дела № 54/14 об административном правонарушении явилось принятие Комиссией Псковского УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 45/10/14-ЕМ от 09.10.2014 г.

Дело возбуждено по заявлению ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (вх. № 267 от 30.07.2014) по признакам нарушения антимонопольного законодательства со стороны Муниципального предприятия «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» при прекращении 28.07.2014 водоснабжения объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» и приостановлении исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии.

В письменных пояснениях от 12.08.2014 № 628 и на заседаниях комиссии МП «Печорские тепловые сети» не признало наличие нарушения антимонопольного законодательства по мотивам, изложенным в указанных документах, имеющихся в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия Псковского УФАС России, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию заявителя и МП «Печорские тепловые сети», пришла к следующим выводам:

  1. МП «Печорские тепловые сети» осуществляет деятельность по холодному водоснабжению и внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%..., по данному виду деятельности в границах Печорского района (Приказ Псковского УФАС России от 14.03.2006 № 8).

Виды деятельности по передаче тепловой энергии и по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры  относятся к естественно-монопольным согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, МП «Печорские тепловые сети» занимает доминирующее положение на рынках услуг водоснабжения и передачи тепловой энергии и на него распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Псковрегионтеплоэнерго» оказывает услуги по горячему водоснабжению потребителей г. Печоры (приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетик от 05.12.2013 № 85-в утверждены тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) с использованием закрытых систем горячего водоснабжения для ООО «Псковрегионтеплоэнерго» на 2014 год от котельных №№10,11,12,13 г. Печоры).

Процесс горячего водоснабжения потребителей ООО «Псковрегионтеплоэнерго» происходит следующим образом: теплоноситель на БМК, принадлежащих Заявителю, нагревается и подается в магистральные тепловые сети до ЦТП, принадлежащих Ответчику, где с помощью теплообменного оборудования происходит процесс нагрева холодной воды до определенной температуры. Далее теплоноситель возвращается обратно на БМК, а горячая вода, нагретая на ЦТП, по сетям горячего водоснабжения поступает потребителям.

Для этого между «Псковрегионтеплоэнерго» и МП «Печорские тепловые сети» заключен договор № Т-1 оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 31.12.2011 (далее – Договор № Т-1), согласно которому  последнее обязалось оказывать услуги по передаче тепловой энергии потребителям ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (список потребителей приведен в приложении № 5 к договору № Т-1) через принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения тепловые сети и устройства.

В связи с образовавшейся, по мнению МП «Печорские тепловые сети», задолженностью по договорам № 142 (289 321, 41 руб. с января 2014 года) и № Т-1 (4 999 442, 86 руб. с 15.09.2013 по 22.07.2014) МП «Печорские тепловые сети» направило 23.07.2014 в адрес заявителя уведомление от 22.07.2014 № 510 о временном прекращении водоснабжения объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» и прекращении передачи тепловой энергии, теплоносителя с 10.00 28.07.2014. Повторно уведомление было направлено 28.07.2014 (исх. № 542). В повторном уведомлении время прекращения водоснабжения  и передачи тепловой энергии изменено на 13.00 28.07.2014.

Прекращение водоснабжения по ЦТП №№ 6, 7, 8, 9 и передачи тепловой энергии осуществлено 28.07.2014 в 13.00 и возобновлено только 27.08.2014, после возбуждения антимонопольного дела.

В результате указанных действий МП «Печорские тепловые сети» согласно данным ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (Приложение к письму от 14.08.2014 № 1217) прекращено горячее водоснабжение потребителей последнего, в том числе: 68 учреждений и организаций (в том числе школы и детские сады), 20 домов частного жилого фонда, 19 многоквартирных дома.

  1. Пункт 10 статьи 15 Федерального закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, и должны содержать в том числе существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии и  порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Согласно статье 2 указанного закона теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее Правила организации теплоснабжения), теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в следующих случаях (за исключением случаев теплоснабжения граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями):

возникновение у теплоснабжающей организации задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, соответствующей 1 периоду платежа, установленному договором. Если потребителем услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является единая теплоснабжающая организация, расчет задолженности производится за вычетом задолженности теплосетевой организации по оплате тепловой энергии для компенсации потерь тепловой энергии, теплоносителя перед данной единой теплоснабжающей организацией;

приостановление исполнения обязательств по договорам теплоснабжения, а также расторжение указанных договоров - при наличии соответствующего уведомления от теплоснабжающей организации (в письменной форме с приложением подтверждающих документов);

подключение потребителем тепловой энергии к тепловым сетям теплопотребляющих установок, не соответствующих условиям договора;

нарушение порядка подключения к системам теплоснабжения;

иные случаи, установленные пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в качестве оснований для введения ограничения режима потребления тепловой энергии.

Согласно п. 72 Правил организации теплоснабжения приостановление оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя вводится путем ограничения потребления тепловой энергии в отношении потребителей, в интересах которых заключен договор на передачу тепловой энергии, теплоносителя и которые имеют не урегулированную соглашением сторон задолженность по договорам с теплоснабжающей организацией. Информация об указанных потребителях передается теплоснабжающей организацией теплосетевой организации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса от теплосетевой организации.

Мною установлено, что МП «Печорские тепловые сети» приостановило исполнение обязательств по договору № Т-1 в нарушение пунктов 70 и 72 Правил организации теплоснабжения.

Доводы МП «Печорские тепловые сети» о том, что прекращение передачи тепловой энергии вызвано большим объемом задолженности по договору № Т-1, что не позволяет предприятию исполнять свои обязательства перед кредиторами, в том числе за газ и электроэнергию, в целях недопущения срыва отопительного сезона не могут быть приняты во внимание, так как при наличии задолженности контрагента по договору он имеет право обратиться за судебной защитой своих прав. Данные обстоятельства согласно указанным пунктам Правил организации теплоснабжения в любом случае не могут являться основанием для приостановления исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя при теплоснабжении граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями.

3. Согласно п. 8 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Согласно п. 4.2 Договора № 142 расчетным периодом является месяц.

Задолженность по Договору № 142 в размере 289 321, 41 руб., на которую МП «Печорские тепловые сети» ссылается в уведомлении о временном прекращении водоснабжения от 28.07.2014 № 542,  согласно Акту № 00000905 от 30.06.2014 является стоимостью услуг водоснабжения и водоотведения за июнь 2014 года, то есть за один расчетный месяц. На заседании Комиссии МП «Печорские тепловые сети» также признало отсутствие задолженности за два периода. Таким образом, у предприятия отсутствовали правовые основания для введения временного ограничения водоснабжения ООО «Псковрегионтеплоэнерго».

При этом доводы МП «Печорские тепловые сети» о том, что оно не прекращало водоснабжение объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, а именно:

Согласно пункту 2.1 договора № 142 МП «Печорские тепловые сети» отпускает хозяйственно-питьевую воду Заявителю как для технологических нужд котельных, так и в качестве исходной воды для нагрева через теплообменное оборудование ЦТП, принадлежащих ООО «Псковрегионтеплоэнерго».

Согласно Актам МП «Печорские тепловые сети» о количестве расхода хоз. питьевой воды на горячее водоснабжение населения и прочих потребителей г. Печоры за июль 2014 года от 31.07.2014 и за август 2014 года от 01.09.2014 установлено: на ЦТП № 7 за август месяц использовано 0 м3 воды, на ЦТП № 8 за август месяц использовано 0 м3 воды, на ЦТП № 9 использовано 43 м3 воды (19% от объема июля), на ЦТП № 6 использовано 29 м3 воды (12 % от объема июля).

Таким образом, холодная вода для нагрева согласно приборам учета на указанные ЦТП не подавалась.

4. В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, признается злоупотреблением доминирующим положением экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 от 30.06.2008 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Комиссия учла, что на момент принятия решения нарушение антимонопольного законодательства устранено.

09.10.2014 Комиссией Псковского УФАС России было принято решение по делу № 45/10/14-ЕМ:

  1. Признать МП «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного прекращения передачи тепловой энергии потребителям ООО «Псковрегионтеплоэнерго», в том числе в жилые дома, и необоснованного прекращения водоснабжения ООО «Псковрегионтеплоэнерго» с 28.07.2014 по 27.08.2014, что привело к ущемлению интересов потребителей услуг горячего водоснабжения.

2. Прекратить рассмотрение дела № 45/10/14-ЕМ в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. Предписание по делу № 45/10/14-ЕМ в отношении МП «Печорские тепловые сети» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

Нарушение МП «Печорские тепловые сети»  пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Событие административного правонарушения имело место.

Протокол № 54/14 об административном правонарушении от 12.11.2014 года составлен надлежащим должностным лицом Псковского УФАС России, в соответствии с предоставленными ему Приказом ФАС России от 19.11.2004 года № 180 полномочиями.

На основании исследованных по делу доказательств, объяснений защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении административного законодательства, считаю факт наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в действиях МП «Печорские тепловые сети» установленным, вину предприятия в совершении административного правонарушения полностью доказанной.

При назначении наказания учитываются характер совершенного правонарушения.

Установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей  4.3 КоАП РФ:

1) повторное совершение однородного административного правонарушения, за совершение первого административного правонарушения лицо уже подверглось административному наказанию, по которому срок не истек. МП «Печорские тепловые сети» было привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.31 по делу об административном правонарушении № 22/13, выразившееся в ущемлении интересов граждан путем взимания платы за опломбирование места установки индивидуальных приборов учета холодной воды. Постановление вступило в законную силу 16.02.2014.

Установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей  4.2 КоАП РФ:

1) оказание лицом, совершившим правонарушение, содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

Также, согласно ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, мною установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность:

3)   тяжелое финансовое и имущественное положение юридического лица.

          Согласно представленной в Псковское УФАС России бухгалтерской справке от 22.10.2014, сумма выручки МП «Печорские тепловые сети» на рынке товаров и услуг, на котором совершено административное правонарушение за 2013 год 27 852 520 руб (от водоснабжения и канализации составила) и 4 101 423 руб. 52 коп. (от передачи тепловой энергии за 2013 год), общая сумма  составила 31 953 943 руб. 52 коп.

Административное правонарушение совершено на рынках товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

Три тысячных размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынках которого совершено административное правонарушение, составляет 95 861 руб. 83 коп., три сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, составляет  958 618 руб. 30 коп.

На основании изложенного с учетом Примечания к статье 14.31 КоАП РФ, с учетом Методических рекомендаций по расчету величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений в редакции письма ФАС России от 19.01.2012 № ИА/1099, размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении МП «Печорские тепловые сети», составляет 95 861 руб. 83 коп. + 1/2 х (958 618 руб. 30 коп. - 95 861 руб. 83 коп) + 1/8 х (958 618 руб. 30 коп. - 95 861 руб. 83 коп) – 3/8 (958 618 руб. 30 коп. - 95 861 руб. 83 коп) =  742 929 (семьсот сорок две тысячи девятьсот двадцать девять) руб. 18 коп.

ПОСТАНОВИЛА:

Привлечь МП «Печорские тепловые сети» к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ и наложить на МП «Печорские тепловые сети» административный штраф в размере 742 929 (семьсот сорок две тысячи девятьсот двадцать девять) руб. 18 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет Российской Федерации в полном объеме перечислением в УФК по Псковской области (Псковское УФАС России), р/с 40101810400001010002 Отделение Псков г. Псков, БИК 045805001,   ИНН 6027026536,  КПП  602701001,  код 161 116 02010016000140,  ОКАТО 58401000000.

 Назначение платежа: денежные взыскания (штраф) за нарушение  антимонопольного законодательства.

Согласно  части  4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об  уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности,  направляет  должностному  лицу,  вынесшему  постановление.

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок  влечет  наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

_______________________________________   (Е.С. Аверина)

(подпись должностного лица, (расшифровка подписи) составившего постановление)

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания  по делу  № 54/14

 

      24 ноября 2014 года                                                                                        г. Псков 

 

 Я, заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России Аверина Е.С., рассмотрев протокол и материалы дела № 54/14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении Муниципального предприятия «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район»,

УСТАНОВИЛА:

Поводом к возбуждению дела № 54/14 об административном правонарушении явилось принятие Комиссией Псковского УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 45/10/14-ЕМ от 09.10.2014 г.

Дело возбуждено по заявлению ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (вх. № 267 от 30.07.2014) по признакам нарушения антимонопольного законодательства со стороны Муниципального предприятия «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» при прекращении 28.07.2014 водоснабжения объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» и приостановлении исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии.

В письменных пояснениях от 12.08.2014 № 628 и на заседаниях комиссии МП «Печорские тепловые сети» не признало наличие нарушения антимонопольного законодательства по мотивам, изложенным в указанных документах, имеющихся в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия Псковского УФАС России, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию заявителя и МП «Печорские тепловые сети», пришла к следующим выводам:

  1. МП «Печорские тепловые сети» осуществляет деятельность по холодному водоснабжению и внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%..., по данному виду деятельности в границах Печорского района (Приказ Псковского УФАС России от 14.03.2006 № 8).

Виды деятельности по передаче тепловой энергии и по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры  относятся к естественно-монопольным согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, МП «Печорские тепловые сети» занимает доминирующее положение на рынках услуг водоснабжения и передачи тепловой энергии и на него распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Псковрегионтеплоэнерго» оказывает услуги по горячему водоснабжению потребителей г. Печоры (приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетик от 05.12.2013 № 85-в утверждены тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) с использованием закрытых систем горячего водоснабжения для ООО «Псковрегионтеплоэнерго» на 2014 год от котельных №№10,11,12,13 г. Печоры).

Процесс горячего водоснабжения потребителей ООО «Псковрегионтеплоэнерго» происходит следующим образом: теплоноситель на БМК, принадлежащих Заявителю, нагревается и подается в магистральные тепловые сети до ЦТП, принадлежащих Ответчику, где с помощью теплообменного оборудования происходит процесс нагрева холодной воды до определенной температуры. Далее теплоноситель возвращается обратно на БМК, а горячая вода, нагретая на ЦТП, по сетям горячего водоснабжения поступает потребителям.

Для этого между «Псковрегионтеплоэнерго» и МП «Печорские тепловые сети» заключен договор № Т-1 оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 31.12.2011 (далее – Договор № Т-1), согласно которому  последнее обязалось оказывать услуги по передаче тепловой энергии потребителям ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (список потребителей приведен в приложении № 5 к договору № Т-1) через принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения тепловые сети и устройства.

В связи с образовавшейся, по мнению МП «Печорские тепловые сети», задолженностью по договорам № 142 (289 321, 41 руб. с января 2014 года) и № Т-1 (4 999 442, 86 руб. с 15.09.2013 по 22.07.2014) МП «Печорские тепловые сети» направило 23.07.2014 в адрес заявителя уведомление от 22.07.2014 № 510 о временном прекращении водоснабжения объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» и прекращении передачи тепловой энергии, теплоносителя с 10.00 28.07.2014. Повторно уведомление было направлено 28.07.2014 (исх. № 542). В повторном уведомлении время прекращения водоснабжения  и передачи тепловой энергии изменено на 13.00 28.07.2014.

Прекращение водоснабжения по ЦТП №№ 6, 7, 8, 9 и передачи тепловой энергии осуществлено 28.07.2014 в 13.00 и возобновлено только 27.08.2014, после возбуждения антимонопольного дела.

В результате указанных действий МП «Печорские тепловые сети» согласно данным ООО «Псковрегионтеплоэнерго» (Приложение к письму от 14.08.2014 № 1217) прекращено горячее водоснабжение потребителей последнего, в том числе: 68 учреждений и организаций (в том числе школы и детские сады), 20 домов частного жилого фонда, 19 многоквартирных дома.

  1. Пункт 10 статьи 15 Федерального закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, и должны содержать в том числе существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии и  порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Согласно статье 2 указанного закона теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее Правила организации теплоснабжения), теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в следующих случаях (за исключением случаев теплоснабжения граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями):

возникновение у теплоснабжающей организации задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, соответствующей 1 периоду платежа, установленному договором. Если потребителем услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является единая теплоснабжающая организация, расчет задолженности производится за вычетом задолженности теплосетевой организации по оплате тепловой энергии для компенсации потерь тепловой энергии, теплоносителя перед данной единой теплоснабжающей организацией;

приостановление исполнения обязательств по договорам теплоснабжения, а также расторжение указанных договоров - при наличии соответствующего уведомления от теплоснабжающей организации (в письменной форме с приложением подтверждающих документов);

подключение потребителем тепловой энергии к тепловым сетям теплопотребляющих установок, не соответствующих условиям договора;

нарушение порядка подключения к системам теплоснабжения;

иные случаи, установленные пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в качестве оснований для введения ограничения режима потребления тепловой энергии.

Согласно п. 72 Правил организации теплоснабжения приостановление оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя вводится путем ограничения потребления тепловой энергии в отношении потребителей, в интересах которых заключен договор на передачу тепловой энергии, теплоносителя и которые имеют не урегулированную соглашением сторон задолженность по договорам с теплоснабжающей организацией. Информация об указанных потребителях передается теплоснабжающей организацией теплосетевой организации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса от теплосетевой организации.

Мною установлено, что МП «Печорские тепловые сети» приостановило исполнение обязательств по договору № Т-1 в нарушение пунктов 70 и 72 Правил организации теплоснабжения.

Доводы МП «Печорские тепловые сети» о том, что прекращение передачи тепловой энергии вызвано большим объемом задолженности по договору № Т-1, что не позволяет предприятию исполнять свои обязательства перед кредиторами, в том числе за газ и электроэнергию, в целях недопущения срыва отопительного сезона не могут быть приняты во внимание, так как при наличии задолженности контрагента по договору он имеет право обратиться за судебной защитой своих прав. Данные обстоятельства согласно указанным пунктам Правил организации теплоснабжения в любом случае не могут являться основанием для приостановления исполнения обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя при теплоснабжении граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями.

3. Согласно п. 8 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Согласно п. 4.2 Договора № 142 расчетным периодом является месяц.

Задолженность по Договору № 142 в размере 289 321, 41 руб., на которую МП «Печорские тепловые сети» ссылается в уведомлении о временном прекращении водоснабжения от 28.07.2014 № 542,  согласно Акту № 00000905 от 30.06.2014 является стоимостью услуг водоснабжения и водоотведения за июнь 2014 года, то есть за один расчетный месяц. На заседании Комиссии МП «Печорские тепловые сети» также признало отсутствие задолженности за два периода. Таким образом, у предприятия отсутствовали правовые основания для введения временного ограничения водоснабжения ООО «Псковрегионтеплоэнерго».

При этом доводы МП «Печорские тепловые сети» о том, что оно не прекращало водоснабжение объектов ООО «Псковрегионтеплоэнерго» не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, а именно:

Согласно пункту 2.1 договора № 142 МП «Печорские тепловые сети» отпускает хозяйственно-питьевую воду Заявителю как для технологических нужд котельных, так и в качестве исходной воды для нагрева через теплообменное оборудование ЦТП, принадлежащих ООО «Псковрегионтеплоэнерго».

Согласно Актам МП «Печорские тепловые сети» о количестве расхода хоз. питьевой воды на горячее водоснабжение населения и прочих потребителей г. Печоры за июль 2014 года от 31.07.2014 и за август 2014 года от 01.09.2014 установлено: на ЦТП № 7 за август месяц использовано 0 м3 воды, на ЦТП № 8 за август месяц использовано 0 м3 воды, на ЦТП № 9 использовано 43 м3 воды (19% от объема июля), на ЦТП № 6 использовано 29 м3 воды (12 % от объема июля).

Таким образом, холодная вода для нагрева согласно приборам учета на указанные ЦТП не подавалась.

4. В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, признается злоупотреблением доминирующим положением экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 от 30.06.2008 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Комиссия учла, что на момент принятия решения нарушение антимонопольного законодательства устранено.

09.10.2014 Комиссией Псковского УФАС России было принято решение по делу № 45/10/14-ЕМ:

  1. Признать МП «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного прекращения передачи тепловой энергии потребителям ООО «Псковрегионтеплоэнерго», в том числе в жилые дома, и необоснованного прекращения водоснабжения ООО «Псковрегионтеплоэнерго» с 28.07.2014 по 27.08.2014, что привело к ущемлению интересов потребителей услуг горячего водоснабжения.

2. Прекратить рассмотрение дела № 45/10/14-ЕМ в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. Предписание по делу № 45/10/14-ЕМ в отношении МП «Печорские тепловые сети» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

Нарушение МП «Печорские тепловые сети»  пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Событие административного правонарушения имело место.

Протокол № 54/14 об административном правонарушении от 12.11.2014 года составлен надлежащим должностным лицом Псковского УФАС России, в соответствии с предоставленными ему Приказом ФАС России от 19.11.2004 года № 180 полномочиями.

На основании исследованных по делу доказательств, объяснений защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении административного законодательства, считаю факт наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в действиях МП «Печорские тепловые сети» установленным, вину предприятия в совершении административного правонарушения полностью доказанной.

При назначении наказания учитываются характер совершенного правонарушения.

Установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей  4.3 КоАП РФ:

1) повторное совершение однородного административного правонарушения, за совершение первого административного правонарушения лицо уже подверглось административному наказанию, по которому срок не истек. МП «Печорские тепловые сети» было привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.31 по делу об административном правонарушении № 22/13, выразившееся в ущемлении интересов граждан путем взимания платы за опломбирование места установки индивидуальных приборов учета холодной воды. Постановление вступило в законную силу 16.02.2014.

Установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей  4.2 КоАП РФ:

1) оказание лицом, совершившим правонарушение, содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

Также, согласно ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, мною установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность:

3)   тяжелое финансовое и имущественное положение юридического лица.

          Согласно представленной в Псковское УФАС России бухгалтерской справке от 22.10.2014, сумма выручки МП «Печорские тепловые сети» на рынке товаров и услуг, на котором совершено административное правонарушение за 2013 год 27 852 520 руб (от водоснабжения и канализации составила) и 4 101 423 руб. 52 коп. (от передачи тепловой энергии за 2013 год), общая сумма  составила 31 953 943 руб. 52 коп.

Административное правонарушение совершено на рынках товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

Три тысячных размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынках которого совершено административное правонарушение, составляет 95 861 руб. 83 коп., три сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, составляет  958 618 руб. 30 коп.

На основании изложенного с учетом Примечания к статье 14.31 КоАП РФ, с учетом Методических рекомендаций по расчету величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений в редакции письма ФАС России от 19.01.2012 № ИА/1099, размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении МП «Печорские тепловые сети», составляет 95 861 руб. 83 коп. + 1/2 х (958 618 руб. 30 коп. - 95 861 руб. 83 коп) + 1/8 х (958 618 руб. 30 коп. - 95 861 руб. 83 коп) – 3/8 (958 618 руб. 30 коп. - 95 861 руб. 83 коп) =  742 929 (семьсот сорок две тысячи девятьсот двадцать девять) руб. 18 коп.

ПОСТАНОВИЛА:

Привлечь МП «Печорские тепловые сети» к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ и наложить на МП «Печорские тепловые сети» административный штраф в размере 742 929 (семьсот сорок две тысячи девятьсот двадцать девять) руб. 18 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет Российской Федерации в полном объеме перечислением в УФК по Псковской области (Псковское УФАС России), р/с 40101810400001010002 Отделение Псков г. Псков, БИК 045805001,   ИНН 6027026536,  КПП  602701001,  код 161 116 02010016000140,  ОКАТО 58401000000.

 Назначение платежа: денежные взыскания (штраф) за нарушение  антимонопольного законодательства.

Согласно  части  4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об  уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности,  направляет  должностному  лицу,  вынесшему  постановление.

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок  влечет  наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

_______________________________________   (Е.С. Аверина)

(подпись должностного лица, (расшифровка подписи) составившего постановление)

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 54/14 [format] => [safe_value] => № 54/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-26 06:24:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-24 06:24:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1417156030 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Псковское УФАС России )